Марков А. М

Марков Александр Маркович родился 11.06.17 г. в древне Мельница Новогородской области, в семье крестьянина. Русский.
С 1934 года жил в городе Дмитров Московской области. В 1936 г. окончил десятилетку.
В РККА с 1936 г. В 1938 г. окончил Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу летчиков им. тов. Мясникова. Служил в дальнебомбардировочной авиации (в Курске и Воронеже).
Участвовал в советско-финской войне. Был старшим летчиком 42-го дальнебомбардировочного авиаполка 27-й дбаб ВВС 7-й армии Северо-Западного фронта. Совершил 25 боевых вылетов на бомбардировщике ДБ-3.
 25.02.40 г. отличился при выполнении боевого задания. Когда самолёт Маркова был подбит в воздушном бою и загорелся, проявив исключительное самообладание, несмотря сильные ожоги лица и рук, а также на 5 осколочных ранений и перелом левой ноги, смог посадить свой бомбардировщик вместе с экипажем на своей территории.
В наградном листе указывается: «Делу партии Ленина-Сталина и социалистическое Родине предан. Выполняя боевое задание по разрушению ж.д. станции, на 5-м боевом вылете находился в строю. Не смотря на сильный артиллерийский огонь противника, точно соблюдал строй, чем соблюден мощный круговой оборонный огонь в звене и девятки от воздушного противника. Благодаря мужеству и выдержки бомбы были сброшены точно в цель, на что имеются фотоснимки. В момент отхода самолет был подбит прямым попаданием зенитного снаряда. Снаряд попал в маслинный бак левой плоскости, разорвался внутри плоскости. Оторвано полэлерона и другую часть заворотил кверху. Разворотил дыру полметра диаметром. Самолет загорелся и потерял управляемость на 50% в результате сильного повреждения. Не теряя самообладания и мужества, оценив создавшиеся критическое положение, принимает решения спасти экипаж, дотянув до своей территории. Одновременно, принимая все меры для ликвидации пожара в воздухе, спокойным ровным голосом сообщил всему экипажу о принятом решении тянуть на свою территорию, требуя ежеминутной информации о распространении огня по самолету от радиста. Борясь с огнем и плохо управляемый самолетом на одном моторе (левый от разрыва снаряда вышел из строя, не работал), стал тянуть на свою территорию. Пламя стало распространятся под его сидением и обжигало ноги. Дым слепил его глаза. Чтобы иметь видимость, иметь возможность управлять слабо управляемым самолетом, открыл колпак. В этот момент его охватило пламя и стало жечь лицо и руки. Закрывая одной рукой глаза, не теряя связи с экипажем, ведя наблюдение за распространением пламени, продолжал лететь. Экипаж, наблюдая спокойствие командира экипажа, и его мужественную борьбу с огнем и с самолетом, продолжал свою работу. Пролетев на горящем самолете 75 километров по территории противника и, увидев воронки от разрывов снаряда, тем самым убедился, (что) пролетает линию фронта. Отдает приказание всему экипажу выбросится на парашютах. Но экипаж не мог оставить самолет в виду того, что в нем находится тяжелораненый товарищ и сам командир. Видя это, принимает решение быстро снизиться и посадить самолет, что и выполнено ОТЛИЧНО. Тем самым улучшил до крайности трудное положение экипажа «и» дал возможность легко выскочить из горящего самолета, производя посадку в расположении наших передовых позиций. Неся сильные ожоги, (которые) стали обугливаться, щеки лопаться Не бросился в панику, посадив самолет, выпрыгнул сам и упал, потеряв сознание в 3-х шагах от горящего самолета. Его примеру последовал экипаж, выпрыгивая на снег и спасая тяжело раненого товарища. В результате экипаж жив и находится на излечении в госпитале».
7.04.40 г. младшему лейтенанту Маркову Александру Марковичу было присвоено звание Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 298.
После войны продолжал службу в строевых частях ВВС (в Закавказском военном округе). В сентябре 1940 года направлен на учёбу в Военно-воздушную академию (Монино), но уже в январе 1941 года отчислен из неё из-за болезни. С июля 1941 года – командир звена 12-го запасного авиационного полка (город Воронеж).
Участвовал в Великой Отечественной войне с ноября 1941 г.
В ноябре 1941-апреле 1942 гг. – командир авиаэскадрильи 215-го (с декабря 1941 г. – 6-го гвардейского) штурмового авиационного полка; в мае-октябре 1942 г. – лётчик-инспектор по технике пилотирования Управления 3-й ВА; в октябре-ноябре 1942 г. – командир авиаэскадрильи 5-го учебно-тренировочного авиационного полка 3-й ВА; в ноябре 1942-январе 1943 гг. – штурман 271-го истребительного авиационного полка. Воевал на Калининском фронте. Участвовал в обороне и освобождении города Калинин, в Великолукской операции. В январе-апреле 1943 г. – лётчик-инспектор Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС Красной Армии; в апреле 1943-марте 1944 гг. – командир 396-го отдельного авиационного полка особого назначения Управления ВВС Красной Армии; в марте-августе 1944 г. – лётчик-инструктор по огневой подготовке Управления истребительной авиации Главного Управления боевой подготовки ВВС Красной Армии. С августа 1944 г. вновь на фронте в должности командира 4-го истребительного авиационного полка. Воевал на 2-м Прибалтийском фронте. Участвовал в освобождении Прибалтики и блокаде курляндской группировки противника.
Член ВКП(б) с 1944 г.
20.03.1945 г. был сбит зенитной артиллерией противника. При вынужденной посадке на повреждённом самолёте получил тяжёлую травму позвоночника и до июля 1945 г. находился на излечении в госпитале в Москве.
Всего за время войны совершил 186 боевых вылетов на штурмовике Ил-2, истребителях Як-1, Як-7Б, Як-9 и Як-3, в 29 воздушных боях сбил лично 4 и в составе группы 6 самолётов противника.
В 1946 г. окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба (по линии Главного разведывательного управления). В 1946-1947 гг. – командир отряда военной кафедры Московского авиационного института. В 1950 г. ему было присвоено воинское звание «полковник».
В 1951 г. окончил Военную академию имени М.В.Фрунзе. С апреля 1951 г. – начальник отдела в Главном управлении боевой подготовки ВВС.
Умер 8.10.53 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Герой Советского Союза (7.04.40). Награжден орденами Ленина (1940), Красного Знамени (1944), Отечественной войны 2-й степени (1943), Красной Звезды (1951), медалями.

Литература:
1. Иванов В. А. Герои земли Новгородской. – Л., 1962. С. 34-46


Рецензии