Не смейте говорить о заходе солнца

Не смейте говорить о заходе солнца

 

Чем темно-краснее – тем выше уровень коррупции. Но и у зелено-желтых чиновники получить мзду не прочь.

Крупные политики, решающие крупные кадровые вопросы, тоже люди и тоже волнуются. Особенно им противны объективные процессы негативного характера. К примеру, тотальная коррупция или опасные колебания в экономике.

Увлеченные хитросплетениями официозных курсов «Экономической теории (Экономики)» , многие образованные люди никак не могут понять, почему эта теория  дает так мало реальных экономических знаний. Виновными почти во всех экономических бедах нередко оказываются субъекты микроэкономики – носители практически индивидуальных спроса и предложения, трансформируемых в совокупные.
Они - трансакционные оппортунисты, любители «провалов рынка», крайне эгоистичные потребители и производители. Институционализм и теории теневой экономики стараются этот мировоззренческий произвол исправить, но до сути подавляющее большинство вполне образованных людей так и не допускается.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Коррупция
http://www.anti-corr.ru/

Тогда стоит научно посмотреть на теорию и практику общественного выбора,
да и на соответствующую государственную политику.

Теория и практика общественного выбора

Теория общественного выбора - раздел экономической науки, изучающий закономерности выбора путей деятельности правительства в области экономики и то, каким образом осуществляется этот выбор под давлением демократической системы.

Теория общественного выбора опирается на базовую идею о том, что человек в любой области своей деятельности стремится максимизировать результат именно в своих собственных интереса

Государственная экономическая политика (Economic policy )

Государственная экономическая политика - генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране.
Государственная экономическая политика включает институциональную, структурную, инвестиционную, денежно-кредитную, социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую, налоговую, бюджетную политику.

Но люди которые ее делают – люди экономические, в экономике эгоисты и циники.
Дружба дружбой – денежки врозь.

До возникновения теории общественного выбора в 1960-х годах, множество экономистов было вовлечено в поиск оптимальной государственной политики в определенных условиях. Например, они искали пути снижения безработицы, сдерживания инфляции, развитии национальной обороны при минимальных затратах, занимались оптимизацией дорожного строительства. Делали они это без учета того, является ли правительство страны автократическим или демократическим, они делали допущение о благожелательности государства, то есть рассматривали государство принимающим лучшую политику из всех возможных и честно ее реализующим.

Профессиональные экономисты демократических стран сегодня не столь наивны. Они понимают, что политические решения в их странах принимаются через процедуру коллективного выбора, в которой эффективность часто является лишь вторичной целью ее участников. Политические решения принимаются избранными политиками и частично назначенными ими представителями исполнительной власти. Политическое же и экономическое будущее этих политиков зависит от того, насколько они смогут удовлетворить интересы независимых избирателей, групп специальных интересов и политических партий. Современные экономисты также знают, что даже если их рекомендации честно переходят в законы, бюрократы, ответственные за реализацию этих законов, обычно думают в большей степени о своих частных интересах, чем о тщательном выполнении положений, заключенных в законы.

Помимо экономистов важность изучения процедуры принятия политических решений в условиях демократии осознали и политологи, которые, объединившись с первыми, создали в конце 1960-х в США общество ученых, занятых изучением общественного выбора (Public Choice Society).

Занятые изучением общественного выбора учёные рассматривают государство как созданное людьми с целью достижения через него своих собственных целей, то есть как инструмент. Однако основным отличием государства от обычного инструмента является то, что ни один индивидуум не может управляться с ним в одиночку, для того чтобы направить государство на выполнение индивидуальных целей, необходимо, чтобы было осуществлена процедура коллективного принятия решений. Каждый член коллектива преследует собственные цели, которые могут сильно различаться у разных индивидуумов. Представители теории общественного выбора пытаются понять природу взаимодействия, выливающегося в коллективное принятие решений, основными же объектами исследования являются коллектив, политики и бюрократы, нанятые для реализации принятого коллективного решения.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_общественного_выбора


Есть и социология рационального выбора основывается на теории социального обмена и экономических теорий рационального выбора. Концепция рационального действия индивидов переносится на поведение всей системы, состоящей из тех же самых индивидов. Идея перенести принципы методологического индивидуализма на уровень корпоративных акторов родилась в ответ на неспособность экономистов объяснить такие хозяйственные явления, как возникновение паники на бирже или отношения доверия в обществах взаимного кредитования.

Социология рационального выбора возрождает идеи утилитаризма в социологии, который рассматривает человека как утилизатора полезности.


George C. Homans. From Wikipedia, the free encyclopedia This article includes a list of references or external links, but its sources remain unclear because it lacks inline citations. Please improve this article by introducing more precise citations where appropriate. (March 2008)
http://en.wikipedia.org/wiki/George_C._Homans

Признанным лидером этого направления является Дж. Бьюкенен, награжденный в 1986 г. Нобелевской премией по экономике за исследование договорных и конституционных основ теории принятия экономических и политических решений. Благодаря ему, а также других специалистов в области теории общественного выбора, как Дж. Бреннан, У. Нисканен, М. Олсон, Г. Таллок, Р. Толлисон и др., за период с начала 1960-х годов был достигнут существенный прогресс в разработке, как базовых идей теории общественного выбора, так и дочерних теорий, опирающихся на эти идеи.

В условиях ограниченности ресурсов каждый из людей стоит перед выбором одной из имеющихся альтернатив. Методы анализа рыночного поведения универсальны. Они с успехом могут быть применены к любой из сфер, где человек должен сделать выбор. Основная предпосылка теории общественного выбора состоит в том, что люди действуют и в политической сфере, преследуя свои личные интересы.
Рациональные политики поддерживают, прежде всего, те программы, которые способствуют росту их престижа и повышают шансы одержать победу на очередных выборах.
Теория общественного выбора последовательно выявляет принципы индивидуализма во всех виды деятельности, включая государственную службу. Хотя большинство людей ожидает от чиновников большей совестливости и справедливости, заботы о простом человеке.

Второй предпосылкой теории общественного выбора является концепция экономического человека, как и в классической экономике. Человек в рыночной экономике отождествляет свои представления с товаром. Он стремится принять такие решения, которые максимизируют значение функции полезности. Его поведение рационально. Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все – от избирателей до президента руководствуются в своей деятельности в первую очередь экономическим принципом, т.е. сравнивают предельные выгоды и предельные издержки (и выгод должно быть больше):

       MB    > MC,
где
       MB        – предельные выгоды (marginal benefit);
       MC        – предельные издержки (marginal cost).
      ПОВЕДЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЯ  (как покупателя)
       В теории общественного выбора используется микроэкономический анализ для объяснения процесса принятия политических решений. Э.Даунс в работе "Экономическая теория демократии" исследует поведение рационального избирателя и по формуле:
       E (U        At+1) – E (U        Bt+1),
       Где:t+1        – период времени между прошедшими и настоящими выборами
       А        – партия у власти
       В        – оппозиция
       U        – полезность от действия правительства за периодt+1
       Е        – ожидаемая ценность.
       При этом если в результате получается положительное число, избиратель голосует за партию
       А,если отрицательное – за оппозицию, если ноль – избиратель воздерживается от голосования, но, будучи рациональным субъектом, оценивает деятельность того правительства, которое находится у власти за истекший периодtеще и по формуле:
       Uit         /         Uat 
       Где:
       Uit         – максимально возможная полезность, идеальная (i        -ideal), которую можно было бы получить за истекший периодt
       Uat         – полезность, реально полученная (a        -actual) за истекший периодt.
       При хорошем рейтинге избиратель все-таки проголосует за партию, находящуюся у власти, при плохом – против.
Отсюда все эти внимания к рейтингам и т.п.

       ПОВЕДЕНИЕ ПОЛИТИКА сродни поведению продавца.
И ради прибыли – по сути – оказываются все средства хороши (даже взвешивается ради выгоды и вероятность уголовного наказания) 

Проверяющие – тоже люди.

В любой иерархической структуре подчиненных контролируется на всех уровнях, дабы убедиться в добросовестном исполнении их служебных обязанностей. Но как обстоит дело на примере государственных учреждений? Так они и обстоят…

Ученые указывают на «эффект вращающихся дверей» . Это циклическая ротация руководителей частных фирм в родственные им государственные организации и обратно. Скорость вращения очень быстро растет, так как руководители в промышленных сферах зачастую получаю в 5-10 раз больше, чем равные им по рангу администраторы в государственном секторе. Служба в государственном секторе рассматривается лишь как вложение в человеческий капитал, которое может быть возвращено только тогда, когда его обладатель поменяет государственную службу на работу в частной фирме.
Эффект вращающихся дверей создает явные симпатии у многих государственных служащих к тем отраслям промышленности и экономически выгодным сферам жизни, которые они курируют.

Нельзя думать, что общественный сектор по своей природе менее эффективен, чем частный. И якобы  в государственный сектор попадают ленивые и некомпетентные работники, тогда как целеустремленные и способные тяготеют к частному. Рыночная система создает менее подконтрольные стимулы к повышению эффективности, чего не может допустить общественный сектор.
Глава государственного ведомства или его управляющий, который добивается эффективности в своей сфере, не получает адекватную отдачу, то есть части прибыли. И он разными путями восполняет недополученное.
Ученые указывают и на тенденцию государственных ведомств продолжать поддерживать свою занятость тем, что отыскивают новые проблемы, которые требуют решения. Неудивительно поэтому, что социальные проблемы в том виде, как их описывает правительство, имеют тенденцию не только существовать, но и явно разрастаться.
Создание всевозможных комиссий с массой технических работников – привычный путь забалтывания проблем и бесполезной траты денег.

Теория общественного выбора отнюдь не предлагает универсальных формул и средств.
Она предостерегает от излишних иллюзий по отношению к людям на любом уровне власти.
http://eup.ru/Documents/2006-07-01/3ECA2-1.asp
Теория общественного выбора. Курс лекций
Р.М.Нуреев . Москва: ГУ ВШЭ, 2005 
http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/204390.html

Современный неоинституционализм позволяет смелее рассматривать экономические проблемы в любых ячейках общества, включая и относительно закрытые, типа институтов тотальных религий и работающих на них чиновников разного уровня.

Не оправдывать мздоимцев, но знать механизмы.


Рецензии