Работа над ошибками

Я давно хотел высказаться на эту тему. Кому-то она покажется смешной. Кто-то сочтёт эти мои слова попыткой оправдать собственное невежество и лень. Но прежде чем судить, выслушайте...

С детских лет я мучаюсь ошибками при письме. Мои сегодняшние ляпы ни в какое сравнение не идут с теми, которые я совершал в детстве в начальных классах. Я, например, мог запросто написать "карова" и "свизда", над чем моя родня ухахатывалась, считая меня круглым идиотом. А ещё я не мог читать по складам, как ни пытались меня заставить. Это было мукой. Я почему-то видел слово только целиком. И в голове срабатывал механизм узнавания. Таким образом я всю жизнь не читал, а угадывал слова в тексте по их внешнему виду. Не разлагал на составляющие буквы, как музыку на отдельные нотки, а ловил некую мифическую составляющую текста, именуемую "смыслом" или "музыкой слова". И если мне удавалось поймать её, то автор текста словно оживал в моей голове и начинал читать мне текст вслух, только слышал его я один. И при этом я начинал не только понимать им сказанное, но как-будто прикасался к той самой ИСТИНЕ, которая посетила того автора в момент сочинения, и поэтому мог дополнить сказанное, расшифровать или увидеть то, что осталось меду строк ненаписанным.

Теперь о спеллере -- встроенной программе в текстовый редактор, которая проверяет ошибки. Я им пренебрегаю вынужденно! Не от того, что я так неуважительно отношусь к своим читателям. Нет.

Я понимаю, что есть люди, (и наверное их большинство!) которые встретив ошибку в слове начинают кривиться над изложенной мыслью: мол, научись сначала писать без ошибок, а потом будешь высказывать своё мнение. Это неумение увидеть содержание за формой изложения, оно сродни моему неумению разчленять на составляющие, только является другой крайностью, которая в пределе и есть "спеллер". И когда я подсовываю ему свой текст, то присходит конфликт между моей ИДЕЕЙ и стандартной формой изложения, тем казённым языком, который убивает всякую индивидуальность в человеке. А так как я не могу знать наверняка, как пишется то или иной слово, а полагаюсь скорее на интуицию, то тупая программа подавляет меня своим железным авторитетом. И я со страхом замечаю, что изменённый в угоду спеллеру текст, теряет свою особенность. Вырождается. Превращается в раздавленный асфальтовым катком плод.

Когда у меня была своя корректор, которую я буду до конца своих дней вспоминать с непередаваемой нежностью, то и она часто становилась в тупик, как примирить мой текст с правилами написания и при этом сохранить его индивидуальность. Я видел, как она мучалась над запятыми. А когда я задавал такие смешные на первый взгляд вопросы, как: почему слово "моряк" пишется через "о", а слово "матрос" через "а"? Ведь оба слова должны происходить от слова "море"! Она смотрела на меня с сожалением и не спешила развеивать мою невинность о корнях происхождения слов, ибо понимала, что именно эта невинность детская, она и составляет основу индивидуальности человека. Разрушь её! И все люди станут одинаковыми, как спеллер.

Поэтому, мой читатель, видимо, тот, кто может пережить неверные буквы в словах и при этом увидеть сказанное мной.

Тем же, кто постоянно возмущается моими ошибками и советует мне больше читать толстые книги классиков, я скажу, что это не поможет. Я не вижу ошибки. Но точно так же я не вижу их отсутствия. То есть я могу читать тысячу раз одно и тоже слово, а потом взять и написать его по своему.

Наконец, поймите. Даже классики и те не безгрешны. Вы всю жизнь читали их книги, которые прошли обработку корректорами высокого класса. А если бы вы заглянули в черновики рукописного текста? Так что, книга великая, которую вы считаете образцом для подражания, тем подавляющим авторитетом, на который надо равнятся, есть результат совместного труда автора и корректора. И если вы из большой книги классика извлекаете в основном правильное написание слов, то не лучше ли вам читать словарь, атлас или телефонный справочник? Оно же проще!

2:04:00 04.06.2009

Я знаю, вы скажите, всё это является не более чем попытка убедить самого себя в невозможности одолеть свою слабость. Слабость, данную от рождения ли; воспитанную ли преждевременным познанием музыкального слуха, усиленного строгим обучением. Когда навязанное мне умение игры на музыкальном инструменте "на слух", а не по нотам привело к построению мышления, основанного на интуитивном узнавании музыкального ряда, запоминания множества мелодий, гармоний, аккордов, "ходов" в самом раннем возрасте, до того, как я узнал буквы.

Наверное. И всё же есть ещё одно обстоятельство, которое является отправной точкой, но не было мною названо.

Теперь скажу.

Всякий пишущий, и я не исключение, побуждаем к этому нелёгкому занятию страстью. У некоторых она принимает гипертрофированный вид, доходит до абсурда. (Написать толстенную книгу, такую как "Война и мир" может только ненормальный человек. Согласитесь. То, что при этом его считают гением, ни чуть не уменьшает его абсурдность. Достаточно прочесть "Бесы" другого, объятого этой страстью человека, как вы увидите там пародию на гения, которого мы по праву считаем столпом русской литературы. Он смешён. Но он велик.) Некоторые страдают ей в меньшей степени, и не так требовательны к содержанию, им достаточно создать правильный текст. Некоторые, наоборот, увлечены отсутствием всяких правил, но и в этом случае, они становятся заложниками этого единственного правила.

Но в любом случае, страсть эта должна приносить человеку удовлетворение. Если нет этого, то человек не будет заниматься писательством.

По себе знаю, как манит в начале ИДЕЯ, не дающая покоя. Как мысленно ходишь вокруг неё кругами, как атлет перед поднятием большой гири, прикидываешь, как ты её будешь "тягать". И по силам ли тебе это.

А потом раз-два: и либо поднял, либо нет. Поднял? Удовольствие, восторг, гордость, победа! Не поднял -- в корзину, и ходишь, как в воду опущенный...

Допустим, поднял. А потом, оказывается, вместо радости нужно эту гирю с помоста тащить на склад, да аж целый километр! И безо всякого оркестра, лавров и красной ковровой дорожки от собственного мозга. Те, кто научены с детства писать без ошибок, они что? Они подогнали "самосвал" своей грамотности, погрузили эту гирю туда и поехали. А тому, кто такого "самосвала" не имеет, тому надо вручную...

Вот, что такое для меня "Работа над ошибками".

Мораль, к которой я стараюсь подвести читателя: учитесь писать без ошибок в раннем детстве. И не судите строго Мудman-а. Поверьте, он старается…

00:01 06.06.2009


Рецензии