Сувенир от туристки

    
Рассказ

Аксу-Джабаглинский заповедник - жемчцжена Южного Казахстана - создан на территории отрогов хребтов Таласского Алатау.
    
Каньон реки Аксу природное уникальное образование,  включающее луга, степи, арчевники, ельники, боярышники, дикие фруктовые и орешниковые заросли, лиственные перелески и альпийские луга.
    
С недавних пор к уникальному  природному  заповеднику добрались и туристические  фирмы.  Появились конные и пешие маршруты, на которых  в ряде мест организуют  кемпинги или просто места для отдыха туристов. Появилась легальная возможность и у жителей окрестных населённых пунктов посещать заповедные места,  конечно, за определённую плату.

Администрация заповедника расположилась в предгорье, на территории которой функционирует небольшой зоопарк, сформированный на общности фауны Аксу-Джабаглинского заповедника из числа животных, попавших в беду на природе, либо получивших увечие по вине человека или хищных животных.

В вольерах  зоопарка можно увидеть косуль и маралов, круторогих архаров, сайгаков, хотя они обитают в основном  в степной части территории заповедника, зайцев и других горных и степных грызунов, многообразие которых весьма значительное.  Здесь же можно увидеть снежного барса, волка, белокоготного медведя, даже гиену - весьма редкое животное в этих местах. Барсуки, шакалы и лисы так же являются достоянием звериного общежития.  Здесь  же получили прописку дикобразы и ежи .
    
Весьма разнообразно представлен в зоопарке и птичий мир  заповедника:  дрофы, стрепеты, фазаны, куропатки, некоторые виды хищных птиц и множество других разновидностей пернатых, вплоть до весьма редких - синей птицы, райской мухоловки и синицы ремеза ...
    
Я по роду своей деятельности имел прямое отношение к экологическим проблемам края, а по сему мои поездки на территорию заповедника можно было считать в большей степени профессиональными, чем любительскими.
   
Мой друг, фотокорреспондент ТАС, Валерий Иванович Сутулов - большой любитель природы, имел слабость к созданию фотоальбомов, освещающих животный и растительный мир родного края.
    
Несколько сборников, выпущенных под его авторством, высоко были оценены любителями природы и заполучить сувенирные издания таких книг было  сложно.
    
Упросив меня в очередной раз прихватить его с собой в поездку по заповеднику, Валера, снарядившись, уже с раннего утра ждал нас в обусловленном месте.
    
Мой водитель Макс, согласовав со мной, увлёк в поездку и сынишку Женьку.   И хотя тринадцатилетний мальчишка не впервой сопровождал нас в турах по заповедным местам, радость его от возможности столкнуться с новыми приключениями была неимоверной.
    
ДЖИП  мощными колёсами с фырканьем отбрасывал километры, всё дальше удаляясь от города ...
    
Отметившись в Управлении заповедника, путь наш продолжился  в горы. Даже на мощном «аппарате» подъём  оказался не лёгким.  Цветные ковры солнечного июля, разброшенные щедрым  настроением  наступившего лета, восхищали моторизованных путешественников своей прелестью и привлекали тщательно вглядываться  в окружающее пространство: не вспорхнёт ли какая экзотическая птица или не промелькнёт ли  какой зверёк, вспугнутый нашим появлением.
    
Не пуганная дичь иногда предоставляла нам возможность полюбоваться своим величием и Валера сделал несколько выгодных фотовыстрелов в появившихся на нашем пути дроф.

-Смотри, смотри – обращался не ведомо к кому воспалённый увиденным Женька и все поворачивали голову в сторону, куда указывал рукой мальчишка.
    
Дорога со временем утеряла свою доброжелательность  и на камнях, ухабах подбрасывала машину безбожно.
    
Брод через бурливую речку Аксу преодолели без особых приключений и далее, уже на низких передачах, тащились по узкой каменистой дороге к первому на пути кордону, приютившемуся на искусственной площадке поросшего дикими фруктовыми деревьями крутого склона.
      
ДЖИП, отфыркав своё, устало припарковался на специально отведённой площадке, отгороженной большими камнями  от пропасти.
    
Хилое строение, состоящее из двух комнат, олицетворяющих прихожую, оснащённую большим самодельным столом со скамейками по всему периметру и комната отдыха, а точнее, спальня с большим топчаном, на котором, в случае необходимости, можно разместить не менее десяти человек.
    
На кордоне всегда кто-то присутствовал. В первую очередь, это был дядя Вася - егерь, поросший, как мхом, зеленоватой бородой, -  хозяин поста,  в обязанность которого входил  и  учёт прибывших на территорию заповедника посетителей, и  контроль за их действиями во время пребывания на территории вверенного ему  «стратегического» объекта.
    
Электричество в помещении зависело от технического состояния старенького киношного движка и включалось лишь с наступлением темноты если на кордоне появлялись люди.
    
Прибывшая команда засуетилась по случаю размещения на ближайшее время. Дядя Вася, осведомившись о времени прибывания на территории заповедника и цели приезда уже знакомых ему людей, принялся помогать с разгрузкой багажа.

-Ночевать будете в хате.- Не терпящим возражения тоном сказал непонятного возраста дядька.

-А, может, на воле? У нас и мешки спальные есть – не сильно сопротивляясь, возразил я, но Василий отрицательно покачал головой.

-Нет, Григорич, опасаюсь я. Тут в эту рощу – хозяин показал на яблоневые заросли на горе выше кордона – повадилась медведица с малым шляться. Яблок в этом году много уродилось. Начали спеть ... так что поосторожнее. Я вон и ружьишко заряженным под навесом держу. Вдруг что ...

-Да, ну ?!. – вздёрнулся Корреспондент – Вот бы прихватить ... А в какое время они наведываются? ...  Сам-то видел?  ...

-Хрен там видел, – буркнул Василий – но следы есть, да и слыхал ... разговаривают мать с медвежонком. Особенно по утру слышно ... И вечером недавно слыхал ... А днём, видно, спят где-то.  Пару раз видел как шли они вон из-за того водопада – указал  кордонный шеф на ниспадающий поток с более чем трёхсот метровой высоты в полу километре от места нашей дислокации.

-Во, здорово! – распалялся   Валерий – щас пойду.  Может повезёт ...

-Ты, паря, сильно не кипятись.Опасно одному. Задерёт и фамилии не спросит. Когда с малышом,  лучше на глаза не попадаться.   

-Не задерёт, если осторожно ... – пытался  усыпить бдительность Василия фотокорреспондент, но егерь стоял на своём.

-Одного не пущу, да и нету её сейчас там. Отлёживается где-то. Под вечер попробуем поискать, а пока передохните с дороги, закусите, ... да и живность перед глазами, смотрите,  ... вон ... -  Василий указал на противоположную сторону глубокого ущелья,  где несколько горных козлов – архаров,  неторопливо перескакивая с камня на камень, тянулись в сторону водопада, двигались совсем не реагируя на наше присутствие, понимая, видимо, что нам бескрылым до них не дотянуться. Привыкли круторогие на территории заповедника к тому, что человек здесь существо не опасное.
    
Валерий Иванович сделал несколько щелчков фотоаппаратом, но мысли его находились не с баранами: медведей ему подавай.
    
Узкая тропинка  тянулась вверх по крутому склону, сопровождая извилистость ручейка прыгающего по каменистым ступенькам русла, вела к источнику из-под скалы,  образовав песчаную воронку незначительных размеров.  Воронка, тщательно обложенная скальными отколами, являлась удобным местом для водопоя мелкой и крупной живности облюбовавшей окрестности.
    
Василий с со своей «пушкой» мягкой походкой двигался вверх по склону, призывая следовать его же примеру Валерия Ивановича. Иногда приостанавливаясь, егерь осматривал  приметы пребывания животных на тропе и вокруг.
-
-Тихо!- Подал знак  Василий и уставился глазами на расчехнутую яблоню. - Были здесь.- Егерь изготовил ружьё.- Смотри в оба ...
    
Медведица, видимо, побывала здесь сегодня. Надломленные ветви яблони страдальчески обвисли к земле. Безмолвствовали. Сорвавшийся из-под кустов вверх фазан настолько пугнул пришельцев, что Валерий Иванович задом приземлился тут же.

-У, зараза. – вырвалось у  егеря – Так и инфаркт можно получить. – Пойдём, Иваныч, неча тут нам делать сегодня, уже, наверно, не придут.

-Может подождём, ещё ведь не поздно. – пытался удержать Василия Валерий. Но тот был упрям.
    
Вернулись мужики ни с чем, но надежду Валерий не терял. Упорства ему было не занимать.
   
Утром, когда солнце ещё не совсем подожгло костёр зари за горными вершинами,  четвёрка путешественников во главе с личным фотокорреспондентом уже шествовала к альпийскому разноцветью,  которое начиналось за поворотом горной тропы у  водопада. 

Признаков пребывания мишек в яблоневой роще не наблюдалось и Василий предположил, что мать с детёнышем ошиваются где-то в каньоне за лугами, откуда медведица иногда посещает и прикордонные фруктовые заросли.
    
Группа, продвигаясь к цели, вынужденно задержалась у водопада и была вознаграждена  за столь ранний визит к источнику апофеозом грохочущей воды и дикой красотой окружающей природы.  Здесь впервые на близком расстоянии мне пришлось увидеть райскую мухоловку.  Все мы были поражены величественной красотой этого божественного создания. Валерий был счастлив вдвойне и, не жалея,  расстреливал фотоплёнку по  заколдовывающей взгляд  «мишени».
    
Надолго задержавшись у водопада, на луга мы поднялись когда уже яркие лучи горного солнца вовсю, погрузившись в нежную синеву неба,  ласкали сочное разноцветье высокогорных трав.
    
Ещё находясь под впечатлением увиденного, переговариваясь, мы вышли на туристическую тропу. В паре сотен метров от нас из-за склона появился конный отряд. Туристов было около двадцати человек.   Лошади, пофыркивая, влачили на себе покачивающихся в сёдлах людей. Мужчины и женщины, сгруппировавшись по интересам,  о чём-то беседовали между собой то и дело направляя фотоаппараты и видиокамеры в выбранные глазами цели.

Впереди отряда шествовал знакомый нам ранее проводник Володя. Он хорошо владел английским и туристы то и дело обращались к нему за разъяснениями.
    
Я заметил, что на мгновение в цепи конников произошло лёгкое замешательство. Одна лошадь остановилась и из седла довольно умело на землю вывалилась одна из туристок.  Женщина припала на колени и усердно стала что-то рассматривать. Затем при помощи фотокамеры предмет внимания пожилой леди стал подвергаться  фотоатаке.  Несколько спутников молодцеватой старухенции тоже спешились и приняли участие в обсуждении объекта внимания.  Владимир повернул своего пегаса к заинтересовавшейся чем-то бабуле.
    
Мы поспешили к собравшимся, заинтригованные неизвестностью.
      
Увиденное поразило всех: худенькая бабуля с азартом фотографировала большущую кучу неизвестно каким животным оставленного дерьма. Раздавался весёлый смех и женщина, поддерживаемая  всеобщим вниманием, потешно выбирала ракурсы природного достояния.
    
У проводника спросил кто-то из присутствующих, чьё же это добро оставлено и каким животным?  И, осведомившись, что сувенир подбросил медведь, люди бурно заудивлялись.

-А почему, мэм, вы так усердно хлопочите над этой «прелестью» - задал за всех женщине вопрос Владимир.

-Пошлю приятельнице в Англию – весело доложила туристка – она этого заслуживает. Кто ей ещё такое пошлёт?
    
Хохотали все. Валерий Иванович тоже не удержался от соблазна запечатлеть увиденное.

-Ну, теперь ты от меня никуда не денешься – бухтел фотокорреспондент, завершая съёмку, - пока не увижу не уеду ...

Ноябрь 2008.
    
    


Рецензии