Топонимика и рысы. Горы

Понятно, что, если народ обожествляет тотем, идею или героя, он старается оставить память об этом на местности, в которой живет (причем живет долгое время, иначе топоним не приживется). И, конечно же, этот элемент местности должен быть знаком всем и, желательно, виден издалека. Как мы только что видели, лучше всего подходят для этого самые заметные горные вершины.
Значит, наш поиск следов русов мы начнем с гор, около которых они могли проживать. Часто названия гор настолько древние, что нам с трудом удается понять (или домыслить? – решайте сами) их затерянный в веках смысл.

Вот, например, польская Татра – северные отроги Карпат. Попробуем разбить название на исходные слоги-корни: Тат-Ра. Но тать на древнерусском – вор, а Ра у многих народов – Солнце. Это не только египетское название: русские Ра-дуга – солнечная дуга, Ра-дость – солнца вдосталь не дадут ошибиться, хотя примеры можно приводить долго. Татра – Вор Солнца? Но, если славяно-русы жили восточнее Татры, вечером солнце садилось за них, скрадывая последние светлые минуты. Да, было Солнце – Коло, Сурья, Ярило, и с этими названиями тоже много связано (что, если декабрьский бог стужи Коляда – это Кол(о)-яда, пожиратель Солнца, а обычай колядования – выкуп за Солнце?). Сурья, упоминающийся в Велесовой книге и индийских Ведах – не просто солнечный бог (у индийцев он еще и двулик – может быть и мужского, и женского рода). Су – вода, влага. И не только в тюркских языках, но и в финских, что говорит о древности слова. Ра, Рья – Солнце. Это мудрее, чем Ярило – ведь здесь уже не может быть ни выжженной пустыни, ни стылого болота: Солнце и Вода в двуедином сочетании (вспомним Веды) дадут Ра-дость: достаток тепла и влаги, урожай, корм скоту – сытую и счастливую жизнь.

Но вернемся к Татрам. Их высочайшая вершина хорошо известна всем, учившимся в советской школе. Восхождение Ленина-эмигранта в польских Татрах – это покорение самой высокой вершины Польши – горы Рысы, 2499 м. Интересно, что Рысы стоят во множественном числе. Случайно? Но на гербах побережья Балтики – три рыса (львиных пардуса); арабы (Идриси, например) пишут о трех группах русов .
Сами Карпаты названием напоминают цитату из Велесовой книги:
 
«Это делаем в память нашего исходу от Карпат. В те времена наш род назывался карпами» .

Но что значит это название? Карп может быть именем вождя, Карп-аты – Карп-отец? Может быть, Карпичи? Но это – к знатокам языка.
А вот с высочайшей вершиной украинских Карпат – интересно.
Найвища вершина цього хребта – гора Говерла, яка має правильну пірамідальну форму …
Ну, правильные пирамидальные формы человечеству нравились всегда. Если не было такого готового – могли и подработать, и вообще в пустыне почти с нуля возвести. Но о пирамидах – в другом месте.
Говерла – это что? Или кто? По украинским легендам – дочь царя гор, полюбившая юношу Прута. Царь разгневался, и тогда княжна бросилась в пропасть, превратившись в гору. А Прут до сих пор течет где-то рядом.
Гов-ерл-а… корни незнакомые. Или забытые?
Говядина, говядо…

ГОВЯДО - ср. церк. крупная рогатая скотина, бык, волъ или корова. говяжий, от быка, говяда взятый, из мяса его приспетый. говядина ж. говяжье мясо.

И даже, (извините, ревнители чистоты языка – для понимания древности корня это необходимо) – говно. Здесь важно понять, в каких условиях фекалии конкретного животного могли удостоиться отдельного названия, ведь общее название этого продукта на старославянском - мотыло. Мы знаем, что Велесова книга называет наших предков коровичами и утверждает, что эти кочевники-скотоводы ходили от Востока до Карпат. Что могло быть топливом в степи? То, что жгут там скотоводы и сейчас – кизяк, или навоз.
Высушенный навоз — кизяк — используется в качестве топлива (например, для сжигания в русской печи для обогрева или приготовления пищи). Например, по свидетельству этнографа и географа М. Песселя, в Гималаях в домашних печах «обычное топливо — ячий кизяк, причём, сгорая, он даёт удивительно приятный дым, отдалённо напоминающий ладан»
Коровья лепешка сохнет быстро, горит жарким невысоким пламенем. В самый раз для холодных степных ночей. Но когда это было…
Значит, слово очень древнее. И верно – оно почти в том же виде встречается, например, в английском -  cow.
А вот ерл?

ЯРЛЫК - (Словарь Даля) м. ерлык, татарс. стар. грамота татарского хана. Тохтамышев ЯРЛЫК.

Обратим внимание: грамота обычно давалась на княжение.
Сейчас мне возразят: когда появился Тохтамыш с ерлыком, пришедший из Азии, и когда был чуть ли не ветхозаветный гов,  который успел превратиться в гов-ядо (фактически в еду из коровы), постарел и практически не употреблялся даже во времена В.Даля? Как они могли пересечься, да еще в Карпатах?
Но вот у шведов есть слово ярл.
.
ЯРЛЫ -  у скандинавов в раннем средневековье родовая знать, иногда правители государства.

Князья, одним словом. Значит, ярл-ерл – корень тоже очень древний и общий. Он кстати, и в русском Яриле просматривается, значит, может означать в отношении правителя что-то вроде титула «светлый». Примеры такого титулования?

Пресветлый княже Александре, моли Бога о нас...
Князь Владимир. В былинах известен под именем Владимира Красно Солнышко…

Тут возникает (у меня, во всяком случае) вопрос – какой из корней древнее?
По логике – тот, который является общим значением для остальных и, возможно, несет самостоятельную смысловую нагрузку, отличную от них.
Сиятельное Ярило – Солнце в этом плане выглядит предпочтительнее.
Вернемся к Говерле. Бык-князь? Пресветлый (или Солнечный) Бык? Или Корова-Княжна? Тотем Коровичей, которых на Западе называли таврами (tauras – бык, тур на литовском, Taureau и Taurus – Телец на фр. и англ.)
Смысл ясен, но вот не выдумка ли это всё? Нет ли схожих названий, построенных по такому же принципу: тотем-титул?
На Кавказе мы видим Казбек, Каз-бек, Гусь-бек:

БЕГ, БЕК, бий м. употр. в сопредельных с Азиею областях наших, где есть турецкие или татарские племена: старшина, начальник, голова, родоначальник; почетный, по роду или богатству, обыватель… (В. Даль)
БЕК (бег, бей) (тюркское — властитель, господин; синоним арабского — эмир), у тюркских народов Средней Азии и Закавказья в средние века и новое время титул землевладельца .

Практически Гусь-князь, т.к. эмир до исламизации – полководец, позже – духовный и государственный вождь и землевладелец.

И там же, на Кавказе, стоит высочайшая вершина Европы – Эльбрус. Еще в 19 в. путешественники писали это название, как Эльборус.

«Эта белая полоса — снеговая линия Kавказа. В центре ее, несколько выдвинувшись вперед, возвышается увенчанный двуглавою короною колосс, который носит название Эльборуса . Долгое время окрестности его были страною неведомой, куда не проникало русское оружие; и даже пытливый взор ученого, останавливаясь на нем, только издали любовался его белоснежною порфирою. Но время шло — и русские штыки наконец проложили себе путь к его заповедным предгориям. Это было в 1828 году, во время покорения Емануелем  Kарачая. Эльборус, считавшийся не более как одною из вершин главного хребта, каким он представляется издали, оказался самостоятельною нагорною областью. Это исполин, не только смело рванувшийся в высь, в заоблачный мир, но и захвативший своими отрогами целую страну, населенную различными племенами, говорящими на разных языках и наречиях. Покорением этих племен выполнялась одна из важнейших стратегических задач наших за Kубанью; но Емануель этим не удовлетворялся. Просвещенный генерал, не будучи ученым по профессии, был одним из выдающихся меценатов своего времени. Он хотел покорить самый Эльборус, обозреть все его окрестности, побывать на его вершине, исследовать природу его во всех отношениях, словом, сделать его достоянием науки.
…одни из них пополняли свои гербарии, другие наблюдали барометр или делали вычисления, а третьи разыскивали в окрестных горах богатые залежи свинцовой руды и каменного угля…»

Жуковский в послании к Воейкову писал:

«Гора вздымалась над горой,
И в сонме их гигант седой,
Как туча, Эльборус двуглавый...»

Вот скажите, кому потребовалось стереть с карты России упоминания о борусах? Эль, Аль – так с древности назывался иероглиф «святой», который выглядит так: ;
И не надо считать, что он вышел из употребления еще в древнем Египте – если вы были на могиле А.С.Пушкина, то видели на монументе этот знак, выполненный в виде венка со звездой посередине.

Мы знаем, что русы и борусы (или барысы) упоминаются не только в Велесовой книге, но и в старофранцузской «Песне о Роланде», и в записках Марко Поло. Экспедиция Емануеля (Эммануэля, Мануйлова) шла к Эльборусу тем же путем, что когда-то борусы – вверх по течению Кубани. И понятно, что продвижение вряд ли было чисто военным походом – даже Мануйлов, шедший с большим отрядом при двух пушках, оговаривал с местными племенами мирный характер экспедиции.
И еще: только родственные племена или союзники борусов могли сохранить название на протяжении веков, прошедших с ухода русов с Тьмутаракани - таинственного Острова Русов, описанного арабами (борусы, судя по Велесовой книге, ушли на Север раньше).

A.M. Малолеткo (Томск) пишет:
На современных государственных картах среднего масштаба в левобережье Енисея между pp. Джой и Уй выше Минусинска (район Саяно-Шушенской ГЭС) невысокий горный кряж подписан "хребет Алан". Этот "хребет" имеет две вершины, которые на картах более чем столетней давности названы одинаково - Брус (ср. иранские оронимы Эльбрус, Эльбурс, Альбурз).

Так почему же сегодня в Саянах есть две вершины – Большой и Малый Борус и хребет Борус?
Может быть, несовпадения на картах не так уж случайны? Искажения написания могли исключить «ненужные» вопросы о странных совпадениях названий от Саян до Кавказа и до прибалтийской Боруссии.

    Боруссия, Borussia, на новолат. яз. название Пруссии

Как объяснить любопытствующим любителям географии – зачем, и, главное, когда носило пруссаков по Саянам? Или Кавказу? Проще букву убрать, подсуетиться перед царицей-немкой – и Пруссия останется немецкой. Может, и не исконно немецкой, но уж борусы-то станут немцами. Или хотя бы прибалтами.
Но были места на картах, которые «нордическим» ученым править тяжело.
Хребет Эльбурс (Альбурз) в Персии, г. Ризе 2942 м между Ашхабадом и Ширваном, хребет  Альбурс (р-н Балха) в 35 км юго-западнее Мазари-Шарифа (Афганистан).
 Названия не новые:

Но на кого обрушить мне упреки?
 На город Мерв, на небосвод жестокий?
 Смотри: я обесславлена теперь,
Горой  Альбурз раздавлена теперь!

Это – Фахриддин Гургани, персидский поэт XI века. «Вис и Рамин».

Да, не везде название точно совпадает, но посмотрите на линию названий: Кавказ – Закаспий – Центральная Азия – Саяны.  Ареал обитания? Есть ли народ, обитавший на необъятных просторах от Саян до степей Причерноморья?

Есть, и имя ему – скифы. Или русы и борусы?

...
Фото - хребет Борус


Рецензии
Если бы наши пещерные националюги из западной Украины прочитали ознакомились с Вашей работой, Владимир, и увидели, что Вы выделяете в топониме Говерла корень "гов", предполагая его происхождение от слова "говно", они бы сами на говно изошли. Это вобще забавнейшее зрелище, наблюдать за их истерикой по поводу любого утверждения, что самоидентификация украинцев как народа и началась-то только в начале 20-го века и слово-то такое "Украина" даже Шевченко неведомо было.

Анекдот даже такой сейчас ходит.
Ну, то что Исус Христос был хохлом-это понятно.Дальше-то что делать будем?

Ларик 2   01.03.2011 12:33     Заявить о нарушении
А Черни Гов - ЧерноБык, ЧерноВол?
А Харь Ков - Кара-Ков? :о)
См. "Былинный Киев стоял на Дону".

Владимир Репин   01.03.2011 17:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.