Топонимика и рысы. Реки
Но вот что интересно: такие реки могли быть и большими, и невеликими, но почти всегда они обозначали в этом случае рубеж. Хотя, конечно, не всякая порубежная река называется так. Есть такое старое выражение: «Загнать за Можай», т.е. за рубежи. И народная этимология давно поставила знак равенства между Можайском, речкой Можайкой и межой-границей. Кто жил за Можаем? Меря, язык которой, как считают, мог быть похож на мордовский.
Сейчас ученые считают, среди прочих версий,
«что в основе имени Можайска лежит мордовское слово "МАЗЯ" – мель. И Можайка - это река Мелкая. Но русского топонима перевода в окрестностях города нет, поэтому эта версия не слишком убедительна.
К мордовскому корню следует отнести и название реки Рузы. "РУЗ" - так мордва до сих пор называет русских, русского человека. Таким образом, Руза - русская река. Должно быть, название свое она получила в силу того, что вытекала из мест, которые ранее других окрестных земель стали населяться славянами (русью), т.е. текла из русских пределов. Здесь же есть и гидроним-перевод - река Русиновка. Под Можайском некогда находилось и село Русиново. Это еще одно свидетельство того, что русский элемент был в этих местах пришлым ».
Но вот незадача – и русская МЕЖА, и тюркское (казах.) МЕЖЕ означает границу! ЯУЗА, устье которой находится в границах Москвы, имеет тюркский аналог АУЗЫ – устье. Даже при условии 300-летнего пребывания в составе Орды вряд ли в чисто русской среде прижились бы новые ордынские топонимы. Или среда могла быть не чисто русской. Или русы – не только славяне?
И не только здесь тюркская топонимика означала русские границы. Казацкий Яик (Урал) – название интересное. У казахов есть еще одно название межи, раздела – жік. Сравним казахский жуз – одно из трех объединений казахов и русское союз (со-jуз) – со-общество, со-единение. Если представить, что такой же переход произошел и здесь – Жiк-Jiк, то получим Йик-Яик – граничную с Великой Степью реку.
Но это - не все границы обитания русов (не русских, не славян – русов) за Волгой. По-казахски русский – орыс. Правый приток Сыр-Дарьи – Арыс (Арысь) . Похоже? Мне тут же возразят: арыс по-казахски – союз родов. Но и сами русы-рысы, по моему мнению, не были однородны по племенному составу, т.е. представляли собой союз племен, да и разница в произношении невелика. Да и русскую сказку о стремительном звере Арысь-поле можно вспомнить. Но, может быть, это случайное созвучие? Слышали ли в Центральной Азии о русах? Сейчас русских там называют орыс.
В Казахстане есть горько-соленое озеро Арыс. Тоже «союз»? Но арыстан – лев, или «храбрый, бесстрашный» в применении к воину. Жолбарыс – тигр. Корень рыс, похоже, изначально «кошачий».
Река и озеро русов? А где они жили?
Что ж, в средневековой истории упоминается государство Уструшана. И находилось оно (очень интересно!) напротив устья р. Арыс. Усть-Русана?
Как-то уж совсем по-русски, почти как Усть-Ижора. Ижора ведь тоже не только река, но и название обитавшего по ней народа.
Переходом звонких согласных в глухие и наоборот (Русана-Рушана) никого на востоке не удивишь. Взять хотя бы соседнее с Уструшаной средневековое государство Чач, которое упоминается и как Шаш.
Рядом с Уструшаной был и Согд, знаменитая Согдиана.
Усрушана, раннесредневековая область в Средней Азии. Древняя У. входила в состав Согда. В 5–9 вв. самостоятельное княжество. В 822 У. окончательно завоёвана арабами. Правитель У. (афшин) Кавус принял ислам. В 893 У. вошла в состав государства Саманидов. Столица У. (г. Бунджикат) находилась у современного селения Шахристан Ура-Тюбинского района Ленинабадской области Таджикской ССР, где раскопан дворец афшинов с фрагментами росписей и резного дерева (БСЭ).
Шахристан - название древнее. Шах – правитель, стан – ставка, столица.
А вот к чему бы Рыс посередине? Но пока это – даже не предположение.
«Согдиа;на (также Согд) — распостранённое греческое название области Сугуда — провинции империи Ахеменидов, занимала территорию современных Таджикистана (кроме Памира), южного Узбекистана (включая Самарканд и Бухару) и северного Афганистана.
Согдиана лежала… между Оксом (Амударья) и Яксартом (Сырдарья), и занимала плодородные земли долины Зерафшана.
Согдийцы говорили на согдийском языке иранской ветви языков, родственном бактрийскому. Письменность была основана на арамейском алфавите (вязь с направлением письма справа налево, причём большинство гласных на письме не обозначалось). Позднее согдийцы и бактрийцы смешались с другими иранскими племенами… и их языком стал таджикский диалект персидского языка. Согдийский (новосогдийский) язык до сих пор находится в употреблении у малочисленной народности ягноби (по разным оценкам от 2 до 12 тысяч говорящих) в Согдийской области Таджикистана и в окрестностях Душанбе.
Александр Македонский объединил Согдиану и Бактрию в одну сатрапию. Позже эта сатрапия была преобразована Диодотом в Греко-бактрийское царство, которое просуществовало до III века до н. э., когда было захвачено скифами .»
Как сообщает Квинт Курций Руф, на втором этапе военной кампании македонцев Александр Македонский прибыл из Присырдарьинского района в Мараканду, а затем двинулся в Ксениппу. “Эта область граничит со Скифией, – пишет Курций Руф, – и в ней много густо расположенных сел, так как плодородие почвы не только привязывает коренных жителей, но и привлекает пришельцев“.
Анатолий Сагдуллаев пишет:
Античные авторы считали, что Сырдарья – это начало Дона, поэтому эти реки они называли Танаис. Так как в низовьях Дона и в степях Приазовья проживали скифы, то кочевые сако-массагетские племена, жившие в степных и пустынных областях Средней Азии (в том числе в низовьях Кашкадарьи и Зарафшана), греки называли скифами.
Но греки слишком хорошо (сотни лет!) знали скифов, чтобы так легко спутать их с другими кочевниками. Или – они не нашли заслуживающей внимания разницы между ними. И почему, собственно, скифы не могли называть Яксарт просто Рекой, т.е. Доном? Отсюда возможна и ошибка греков: Дон имеется в Центральной Азии, и Дон же впадает в Азовское море – вот какая длинная река!
«Не так-то просто далась победа Александру Македонскому на этой земле. При защите первой крепости, воздвигнутой на границе с Согдианой, из 30- тысячной армии саков погибли две трети, остальные укрылись в горах. Известно, что ни одна крепость не была сдана без отчаянного сражения. Не прошло и двадцати дней, как завоеватель из Македонии начал строить город-крепость на берегу Сырдарьи, но уже вся Уструшана поднялась на восстание. С большим трудом Александр подавил восстание Уструшаны, а затем и народное восстание во главе со Спитаменом в Согдиане» (сайт г. Джизак).
Значит, к приходу Александра основу населения Уструшаны (или хотя бы основу армии) составляли саки.
«Са;ки (лат. sacae) — собирательное название группы ираноязычных кочевых и полукочевых племён I тыс. до н. э. — первых веков н. э. в античных источниках.
Упоминаются у Геродота, в древнеперсидских надписях…
Образ жизни саков и материальная культура (по материалам захоронений) очень близки к скифским, ювелирные изделия погребений выполнены в скифском «зверином стиле». В современной научной литературе к сакам относят племена Приаралья, северных и восточных районов Средней Азии, Казахстана и южной Сибири, отличая их от близких по культуре массагетов Приаралья и Закаспия и скифов Северного Причерноморья. В отличие от скифов Северного Причерноморья материальная культура саков и массагетов не несёт следов эллинского влияния, поэтому иногда употребляют термин «культуры сако-массагетского круга».
Так вот в чем основное отличие саков от скифов – «отсутствие эллинского влияния». Неудивительно, что Александр Македонский не нашел разницы между ними и «местными» скифами.
Есть сведения о саках и в Индии.
В «Манусмрити», написанной около 200 г., племена шака вместе с… парадасами (пардусами? авт.), и проч. упоминаются как «выродившиеся воины» или кшатрии. Вартика в своей «Катьяяне» перечисляет царей шака, шарасами, сабарасми, барасами и др. В другой версии те же эпические народы упоминаются как племена из Удичьи, т.е с севера. Кроме этого, «Кишкинда Канда» «Рамаяны» относит местоприбывание шака… и парадов к самому северо-западу за Химават (то есть за Гиндукушем).
И здесь в названиях племен – искаженный корень рыс, барыс.
«В официальной исторической науке Азербайджана, Казахстана, после получения независимости в 1990-х гг. настойчиво продвигается тезис о том, что саки являлись предками тюркских народов. (см., напр., Г.Гейбуллаев, «Этапы формирования азербайджанского этноса и языка»). Но на сегодня это не имеет под собой достаточного основания, так как есть множество достоверных фактов по сакам, которые говорят об их ираноязычии.
Сегодня Тураном стали называть всё тюркское сообщество, забывая, что в историческом прошлом Тураном именовали лишь местность кочевых иранцев, противостоявших оседлым персам. В последнее время среди историков некоторых тюркоязычных государств распространено мнение о родстве или происхождении тюркских народов от саков, на сегодня малодоказанное ».
Что еще известно об Уструшане и соседних государствах?
Кандидат исторических наук Н. НЕГМАТОВ (Душанбе) пишет, что при раскопках дворца была обнаружена фреска с сюжетом капитолийской волчицы. Но это не обязательно означает контакты с Римом: считается, что и сюжет (есть вариант – дети, вскормленные гепардом), и сама фигура волчицы – этрусские. А союзники троянцев уходили после поражения не только на Апеннины.
В Согдиане (Согде) и Чаче (Шаше) найдены монеты с изображением крупной хищной кошки. Гепарда?
Где-то в этих краях и примерно в это время появилось оружие легковоотуженного конника, позволявшее рубить с оттяжкой, нанося уже не просто раны, а раны смертельные (при удачном ударе, конечно). Это с его помощью казаки уже XIX-XX вв. рубили врагов по пословице: «От плеча до задницы – дальше сам развалится». Как оно называлось? Так же, как называли казаки многие заимствованные вещи, позаимствованные у других народов: нагайка, черкеска… шашка. Но когда казаки соседствовали с Шашем? Возможно, до арабского завоевания, когда пали все эти государства (712-713 гг).
Ша;шка (от адыгского ШАШХО - большой нож)
Но знаток казаков Е.П.Савельев пишет, что адыги считались союзниками казаков, а адиг на многих языках Кавказа означает остров. Остров там только один – Остров Русов в дельте Кубани, между собственно Кубанью и Протокой.
Если не предположить, что все русы – адыги, то, похоже, что адыги были одним из племен многоязычного народа русов, обитавших в пойме Кубани и оставивших в веках память о легендарной Тьмутаракани.
Но поскольку шашку изобрели не в Адыгее, то скорее шашку назвали длинным ножом, а не наоборот.
Л. Гумилев в книге «Открытие Хазарии» писал:
«Для того чтобы оценить значение нового оружия, обратимся к тексту, написанному в Х веке, но описывающему битву VI века на основании источников, до нас не дошедших. Это сочинение Абуль Касима Фирдоуси "Шах-намэ", где поэтическая форма отнюдь не мешала описаниям батальных сцен.
В 590 г. персидский полководец Бахрам Чубин… попал в немилость. Опасаясь казни, он поднял восстание и, захватив власть, короновался шахом Ирана. Законный наследник престола, царевич Хосрой, бежал в Византию и там получил военную помощь, с которой двинулся добывать трон своих предков. Решающая битва произошла в августе 591 года. Для нас интересен только первый эпизод битвы – поединок богатыря Гота-хазара… и Бахрама, научившегося у тюркютов обращению с новым оружием…
Лишь только рванулся румиец на бой,
Сжал пятками землю сухую Хосрой.
Не сделала пика Бахраму вреда,
Щитом отразил он удар без труда,
Ударил ответно, клинком боевым,
И гот - пополам развалился пред ним.»
Но если шашка – азиатское оружие, это может означать, что и казаки (или хотя бы их часть) – выходцы из тех же краев.
Где же еще есть реки с «подозрительными» названиями?
Одна из тех, которые считают «исконно русской» и даже давшей название народу – река Рось (Ръсь), приток Днепра. Правда, тех, кто жил по Ръси, называли порушанами, а не русами. Однако это не значит, что они не были русами – это всего лишь обозначение народа по месту проживания. Так, волгарями могут быть и русские, и чуваши, и татары.
« Рось — правый приток Днепра, река, пограничная с половецкой степью. Во втор. пол. XII в. неоднократно на берегах Р. происходили воен. стычки с половцами. В 1162 половцы приступили к Юрьеву, располож. на сев. берегу реки, но были разбиты союзными русичам черными клобуками (Ипат. лет. С. 521); в 1165 половцы были разбиты на Р. Васильком Ярополчичем (С. 525), в 1174 они вновь пытаются «пакость творити по Ръси»
Старая Русса расположена на Приильменской низменности, на правом берегу реки Полисть (бассейн озера Ильмень), при впадении в нее реки Порусьи (Перерытицы). Первоначально Русой называлась вся область на юг от озера Ильмень между Полой и Полистью.
«От Усть-реки на запад до устья Шелони берег Ильменя – высокая обрывистая неприступная скала Коростынь. Топоним Коростынь известный германский филолог-славист Г.Шрамм связывает с древнесеверным skorosten – «рубежный камень, пограничная скала» (Schramm 1981); в круге топонимов типа «Веряско» (на Ловати), «Веряжа» (в Поозерье) подобный скандинавизм не выглядит неожиданным. В таком случае, ильменская Коростынь – естественный географический рубеж и важный топохрон области южного Приильменья, центром которой была Старая Русса».
Получается, что река и поселение – граница с зоной скандинавского влияния.
Но возможны и другие варианты – если рассматривать версию прихода русов (венедов) с Запада под давлением германских племен.
Итак, Руса (сегодня – Старая Русса) на реке Руса (сейчас – Порусье, что неправильно; Порусье – местность по Русе, как помостье по Мсте). Жители Русы всегда называли себя рушанами. Самоназвания «рушанин» и «рушанка» там в ходу до сих пор.
А ещё есть на Северо-Западе и Околорусье неподалеку, и другая Руса на Волхове, Русыня на Луге, Русська на Воложбе, Рускиево на Свири.
Правда, словацкий лингвист и этнограф Павел Шафранек (1795-1860) в своих трудах отметил, что в праславянском языке река называлась руса (rusa). Он писал:
"Это коренное славянское слово, как общее существительное имя, уже осталось в употреблении только у одних русских в слове русло, обозначающем ложбину, русло реки, глубь, вир; но как собственное имя рек, городов и селений, более или менее близ них лежащих, употребляется почти у всех славян".
Можно поспорить с этим утверждением на том основании, что одно однокоренное слово на все славянские языки, без гнезда однокоренных слов – не очень сильный аргумент. И еще одно возражение: на руси – на свету, это еще у В. Даля есть, так почему же не может речка называться Светлой, если есть речки Чёрные?
И все же многие Русы – реки пограничные. Именно границу обычно принято было обозначать не только межевыми камнями, но и закреплять в названиях объектов, которые могли быть естественной или искусственной преградой – река или крепость Руса.
Вот, например, Руса в низовьях Немана, его левый рукав. Граница между Пруссией и Литвой. И город Русне там же (вспомним Русыню на Луге – похоже?), очень удачно расположенный – на стрелке неманской дельты. А это – контроль всех торговых путей по Неману, по любому из его рукавов.
Ломоносов, обращая внимание на название рукава Руса в устье Немана, указал на бытование в прошлом Неманской Руси. Оттуда он и выводил варяжских князей на Русь. Эта идея нашла поддержку среди широкого круга исследователей, в том числе норманистов. Миллер говорил о варяжской Руси в Пруссии при устье Немана. Н.М. Карамзин допускал возможность призвания варягов из этого же района. Наличие Руси в устье Немана доказывал в 1840 г. И. Боричевский.
Но, вроде бы, с Литвой граничила Пруссия? Или Порусье? Слишком прозрачно в сравнении с Новгородским Порусьем, но попробуем искать и другие варианты.
Пруссия на латыни – Боруссия. О борусах мы уже знаем. Это после их ухода русы Южной Руси, как об этом говорит Велесова книга, начали терпеть поражения от готов. Но и «борусы на севере много претерпели». Естественный путь борусов из степей на север – Днепр, Припять, Щара, Неман. Есть пути с Днепра и в Западную Двину. Путь, выводящий в Боруссию – Порусье по реке, которую поляки и до сих пор зовут Русой на всем протяжении, а не только в устье.
Древнепрусские Russe, Russa, Russin ученые связывают с корнем Rus и литовским ruseti – медленно течь. Да, течение Немана, Прегеля, а значит, и других речек в этой местности небыстрое, обычно около 1 м/с. Но мы же не называем одинаково половину своих рек и речушек? Есть тихий Дон, и официальные названия Тихая Сосна и шесть просто Тихих. И всё. Негусто на всю равнинную Россию. А в невеликой Пруссии – четыре сразу? Не вяжется что-то.
Скорее, это следы-метки русов на побережье.
Но почему тогда до нас дошла Пруссия и пруссы – со своим языком, характером, обычаями?
Борусы, возможно – ударная сила, основная боевая составляющая сообщества русов. Не случайно к корню РУС добавлена приставка БО, означающая во всех почти словах превосходство (бог, боец, богатырь, богач, боярин). Это могли быть профессиональные воины, не связывающие себя семьей. Растворение языка на новом месте, замещение его языком местных женщин, воспитывающих детей, пока воин в походе, происходит в этом случае менее, чем за век. Наверняка в тех местах обитали прибалтийские племена, к которым и относят сформировавшийся в результате народ пруссов. И измененное самоназвание понятно: достаточно посмотреть на эстонский Палдиски, в начале прошлого века – Балтийский Порт. Звонкие согласные не в ходу у прибалтов.
Что осталось – так это неукротимость потомков борусов, единственных прибалтов, оказавших отчаянное сопротивление германским завоевателям; за это они и были почти полностью истреблены.
Но книжный латинский язык, видимо, зафиксировал еще существовавшее правильное произношение названия местности.
Свидетельство о публикации №209060500467
Покемонов Булат 16.02.2011 09:43 Заявить о нарушении
Да, О.Сулейменов - хороший исследователь, но увлекающийся выше меры, как и армия его последователей. Беда почти всех специалистов - отсчет от "удобного" нуля с отбросом всего предыдущего, как не имеющего отношения к делу.
Вы, полагаю, неплохо знаете как тюркский, так и азы греческого, и Вам не составит труда перевести название Тео-Тепе-к. Удивитесь ли Вы тому, что неплохо знаете науатль, язык ацтеков? Ведь в переводе с ацтекского это - Божья Гора, Твердыня бога.
А там еще Тепе-Титан, Арисаба (Арыс-Аба) и куча других топонимов.
Тео-тиун-акан(т) - по разному искаженное у ацтеков и инков название, в обоих случаях означающее "Божье хозяйство преукрашенное (превращенное)".
Ну да Вы уже и сами догадались, наверное, хотя язык инков Вам тоже не знаком.
То, что Куйа - корень, означающий воду, в т.ч. и в тюркском, знаете? Во всяком случае, он присутствует и в коромысле, и в колодце, кажется, у крымчаков.
Но этот корень в том же значении присутствует у русских поморов, эскимосов Гренландии, индейцев Амазонии, и, конечно, в латыни - А-Куйа, Аква (А, как и Т - атлантский артикль, сохранившийся у гуанчей).
У меня на сегодня сложилось впечатление, что корни греческие, русские (славянские), тюркские вышли из единого гнезда - языка атлантов, когда-то владевших миром (подробнее у меня в исследовательском цикле об Атлантиде).
И выяснять, чей язык круче и древнее на сотню лет - право слово, скандал в детской песочнице. Мы все - наследники языка атлантов, его корневой основы.
Владимир Репин 16.02.2011 16:00 Заявить о нарушении