Святые мощи Свято Духова монастыря

         
                Глава II 
Находясь во время командировок  в том или ином городе, крупном или небольшом, я всегда посещал краеведческие или этнографические музеи, не говоря о посещении святых мест – храмов, костёлов. Было бы стыдно, не узнать о городе или городке историю, в котором, волей случая пришлось быть. Потом, возвратясь из командировки, я рассказывал друзьям, знакомым о том, что видел, узнал…  Приходя в субботу, в воскресение или в будний день, в праздники в Свято – духов монастырь, я захожу в библиотеку, в которой можно найти очень интересные старинные рукописи. Ищу, интересующие меня моменты жизни русских – православных, живших в XIII, середины  XX веков в Литве, в Вильнюсе (Вильне). Кстати, Слово «Вильня» с польского переводится, как «Вольный». В моих поисках помогает мой коллега по перу, единомышленник, соавтор этого изыскания легенд Литвы – Кукинас Алексей – литовец, который, в силу обстоятельств, принял русский язык, мысль, традиции. Он, как и я, является членом союза сельских писателей Литвы, а так же, членом Международной Ассоциации  писателей и публицистов. Нам очень интересна история края: ему, литовцу, с малых лет вывезенному в Красноярский край, а меня с малых лет (5) привезли из Белоруссии. Мы познаём  свой  край  и  это оказывается совсем не скучно, а интересно! 
                Часть 1
Итак, Свято – духов монастырь.  Я продолжаю повествование о центре Православной культуры в Литве. С древних времён и до сего дня.
Год 1347. Литва. Вильно расстраивается, расширяя свои  территориальные границы. Слободы простолюдин уже появились за стенами укреплений. Быстро застраивается Район, названный Паупио (Предречье) и Ужупиё (Заречье). Это были деревянные лачуги крестьян, работников, простолюдин, которые приезжали на заработки. В старом городе жили ремесленники, артельщики, которые занимали целые  улицы. В те времена Литва была страной  языческой.
Два брата – Кумец и Нежило , были состоятельными людьми и служили при дворе Великого Князя Литовского – Альгирдаса (известного по истории, как Великий князь Ольгерд). Сам  Великий Князь  был женат на Витебской Княжне – Марии Ярославне. Альгирдасу, для того, чтобы заключить брачный союз, надо было принять Православную Веру, так, как он был язычником. Что он тайно и сделал. Правда, Альгирдас скрыл, что принял христианство.
Кумец и Нежило тоже были язычниками. Но, однажды они услышали проповедь православного священника, уверовали в него и приняли христианскую веру.  Кумец получил имя – Иоанн, а Нежило – Антоний. Так, как крещение было негласным, братья должны были таиться. Продолжаться это долго не могло. Братья изменили свой внешний вид: отпустили бороды, стали соблюдать  Посты.  Языческие жрецы, убедившись в переходе братьев в другую веру, стали требовать у Альгирдаса  наказания отступников… Князь стал уговаривать братьев отступиться от веры, но  Иоанн и Антоний не поддавались на уговоры. Их бросили в темницу, где применялись пытки, чтобы сломить волю. Целый год пыток не сломили братьев. Ни посулы , чуть ли не райской жизни, ни задабривание положение, ни угрозы и пытки не сломили Антония, а вот, Иоанн, сдался. Он попросил Князя Альгирдаса о пощаде, выпустить на свободу, обещал  выполнить просьбу  Великого Князя. Альгирдас выпустил на свободу обоих братьев, приблизил их к себе. Старший брат Иоанн строго выполнял своё обещание, а Антоний открыто объявлял себя христианином и исповедовал  Христа. Он не боялся опять попасть в темницу и истязаний, которые, как он понимал, будут ещё изощрённее. Отношения между братьями были не просто напряжёнными или «натяжёнными», они вообще не общались.
Язычники презирали старшего брата за двуличие, непостоянство… Мучимый угрызениями совести перед братом и верой, которую он добровольно принял, Иоанн пришёл  с  священнику Нестору…
                (продолжение следует)


Рецензии