Святые мощи Свято - Духова монастыря

                (продолжение следует)
 
…Иоанн  пришёл  к  своему священнику Нестору, повинился перед ним и спросил: «Что, отец, надо сделать, чтобы вернуть любовь брата и христиан?»  На что пресвитер  Нестор ответил: «Покайся перед всеми, объяви о то, что ты  верен  христианству  и  Христу…». 
На одном из пиршеств в пятницу – постном дне для христиан, Иоанн отказался от пищи насыщенной, вин и объявил, что он христианин и вере своей не изменял. Его схватили и заключили в темницу, к брату и  сразу применили  пытки. 

                Часть II
К темнице, где содержали и пытали братьев, стекался народ. Молва быстро разнесла весть о христианах, которых пытают из – за веры, а они стойко выдерживают пытки и издевательства.. Народ хотел увидеть братьев, послушать проповеди, о Христе.  Жрецы, узнав, какое влияние оказывают заключённые в темницу братья, решили расправиться с ними. После долгих пыток они повесили Антония на дубе. Это было 14 апреля 1347 года.  Кстати сказать, я имею к этому дню сопричастие, так, как родился 14 апреля, но 1944 года.                Иоанна казнили, повесив на том же дубе, через 10 дней.
Легенда гласит, что при Великом  Князе Литовском служил молодой воин Круглец – родственник, двоюродный  брат  казненных  братьев. Священник Нестор тайно окрестил его под именем Евстафий. Это было третьим обращением в христианскую веру.  Великий  Князь  Альгирдас пришёл в необыкновенную ярость,  узнав  об этом.  Ефстафий открыто заявил, что, как  христьянин,   во  время  Рождественского  поста, мясо употреблять не намерен.  Ефстафий   принял на себя изощрённые пытки. Люди опять приходили к темнице.  Они видели публичные истязания мученика, которого голого били железными прутьями, в лютый мороз обливали холодной водой. Ему отрезали уши и нос. Публичные казни в те годы были нормальным явлением. Но Евстафий твёрдо держался на своём: «Я христианин и веры своей не поменяю!» - твердил он каждый раз, когда физические силы покидали его. Видя, какие муки принимает третий брат за христианскую веру люди стали понимать силу христианства и многие  принимали крещение…  Евстафия  подвели к тому же дубу и накинули верёвку на шею. «Бог один и надо поклоняться ему, а не идолам», успел крикнуть  Ефстафий. Палач выбил скамью из под ног… Это произошло 13 декабря 1347 года.         Язычники, преследуя христиан, стали невольно распространителями новой веры. Последователи христиан приходили к месту казни первомученников. Их, с каждым днём, становилось больше и больше.  Великий Князь Альгирдас должен был отдать  это место казни христианам, которые  рядом с дубом построили деревянный храм, во имя святой Троицы. Туда перенесли, обёрнутые в саван, тела великомучеников, которые до этого были погребены в подвале, Николаевской, ныне не сохранившейся, церкви. Тела положили в единый гроб, изготовленный из того самого дуба, на котором казнили  Иоанна, Антония и Евстафия.  На  этом  же  месте вырос другой дуб, набирая свою силу и восхищая христиан, что вера жива и крепнет с каждым днём, как этот дуб. К гробу тел страдальцев приходили помолиться за веру, приходили больные, калеки и…исцелялись. О чудодейственном свойстве мощей, которые не тлели, а к тому же , лечили, стал распространяться слух, который вышел за пределы  Вильни.            Ото всюду шли сюда на поклон и исцеление, новоявленные христиане. Они убедились в чудодейственной силе, исходившей от мощей и, что их Бог причислил к лику святых.  Частицы великомучеников были привезены в Константинополь, который  являлся канонически, центром христианства, а церковь  Литвы подчинялась Константинопольскому центру и его Патриарху.                В  1374 году на поместном соборе Иоанн, Антоний и Евстафий  были причислены к лику святых и канонизированы к местному почитанию.
                ( Продолжение следует…)


Рецензии