Вы просите чуда? Немного счастья в холодном стекле

ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ ОПТИЧЕСКОЕ СТЕКЛО?

C иллюстрациями - на СНОБе http://www.snob.ru/profile/21090/blog/31315

«Нет, я спрашиваю, любите ли вы ... так, как я люблю его.   То есть со всеми силами души вашей ...Или лучше сказать, можете ли вы не любить ... больше всего на свете, кроме блага и истины?»
Не Белинский, хоть и ... Если бы Виссарион Григориевич решил написать не о театре, а об оптическом стекле, у него возникли бы сложности.
Потому что об оптическом стекле рассказать невозможно.
Прямо сейчас, когда вы читаете эту строчку, дотроньтесь до щеки. Почувствовали? А теперь попробуйте рассказать. То-то и оно.
Не комплексуйте: слова предназначены для другого.
Речь не об образе - его как раз можно передать словами. Прикосновение пальцев к щеке вызывает непосредственную реакцию нервных рецепторов.
Оптическое стекло, на мой взгляд, действует примерно также. Контакт напрямую.
Прорвались через словесную абракадабру? От чистого сердца спасибо.
Я попытаюсь передать мои ощущения. А вы придете в галерею или на выставку - сами разберетесь.

Из городской суеты, опутанная делами, планами, проблемами и перспективами вошла в галерею.
Что за произведения передо мной? Квинтэссенция чистоты. Материализация понятия геометрии. Преломление света, показывающее таких "фазанов с охотниками", на которые не способна ни одна радуга после грозы.
Грани, которые множат пространство до бесконечности. Или певучая текучесть округлых форм - следуешь за дудочкой линии, которая уводит в свою вселенную.
Читала этикетки. Кого-то узнавала - с кем-то знакомилась.
Вдруг на втором круге родилось ощущение, будто в районе диафрагмы ослабла стальная пружина.

Постфактум додумалась. Мы жертвы сумасшедшего ритма все время готовы к защите.
Пружина-амортизатор готова принять стресс.
Неожиданность подвоха и неожиданность приятного известия. Неожиданность пробки в непривычном месте и неожиданность отсутствия пробки там, где на нее уже настроилась. Неожиданность свалившегося нового дела и неожиданность отмены запланированного.
Ну и, конечно, погода, где и метеорология и медицина бессильны.
Информация лавиной цветов и форм обрушивается в помещении и на улице, с экранов компьютера и телевизора, в театре, на работе. Мы все время что-то видим, видим и видим. Даже живописное полотно воспринимаем как стоп-кадр экрана.

Информация накрывает лавиной звуков: гармоничные звуки из CD-плейера внутри машины и дисгармония визгов и скрежета за стеклом.
Мы устаем от самой любимой мелодии.
Природа не спасает - снова неожиданности.
Что под ногами: то ли лист золотой, то ли битое стекло? И где оно, синее небо с барашками облаков?

А если ты не хочешь уже ни звуков, ни цвета, ни историй.
Даже во сне крутится и крутится карусель мыслей.
Обычные палочки-выручалочки не спасают.
Любимая книга обидит, стоит открыть в неподходящий момент.
Любимая картина резанёт по глазам, а любимая мелодия - по слуху.

Оптическое стекло подобной бестактности никогда не позволит.
Никакой информации. Оно расскажет только ту историю, которую вы сами придумаете. А если не нужна - её и не будет.
Чуткий организм чуткий сразу «отпустит пружину».

Океан планеты Солярис Станислава Лема и «Океан Соляриса» Натальи Урядовой для меня - два разных океана.
Литературное произведение задает жесткую авторскую структуру.
Читая повесть, могу только слегка отклониться от Лема в сторону собственной трактовки. Чуть-чуть "до...".
Да и Андрей Тарковский и Донатас Банионис покажут именно этого героя в этих обстоятельствах, общающегося с этим Океаном. Может, не совсем похожего на «вашего» и уж совсем отличного от "лемовского".
Однако, "их", согласитесь.

А какой сюжет в "Океане Соляриса" Натальи Урядовой?
То, что сейчас передо мной - кусок чистейшего стекла с воздушным узором внутри. Океан, уместившийся в маленькой работе Н.Урядовой, не бесстрастный прокурор, а понимающий друг - никакой материализации вины не предусмотрено.
Может, и не «Океан Соляриса» вовсе.
Другой зритель вообще повести не читал. Какой хотим Океан, такой и представляем.
У Натальи Урядовой никаких историй не написано: что хочу, то и фантазирую.
Может статься, что и для самой Натальи Урядовой название условно.
«Выкинула» этикетку: "Нужны слова - возьмите эти".

"Мягкий угол" Натальи Урядовой.
Ничего себе название, да? Но ведь это слова, у них другое предназначение. Небольшой предмет обтекаемой формы изумительной певучести и жесткость угла во внутреннем пространстве.
То ли находишься рядом с ним, то ли внутри? К какому нервному окончанию прикоснется "Мягкий угол"? Какой импульс передаст сознанию-подсознанию? Сегодня - один, завтра - другой.

Я почувствовала настоящее. Не знаю, как у вас, но мысли мои обычно либо в делах прошлых, либо в будущем. А «здесь и сейчас» автоматически проскальзывает.
Почему? Небезопасное это дело жить настоящим. С прошлым и будущим спокойнее: солому подстелить можно и размечтаться вдоволь. А здесь и сейчас?

Психоаналитики, не сдвигайте на нос очки - не смотрите на меня пристально.
Сами всегда ориентируетесь на «здесь и сейчас»? Или делаете выводы умозрительно на основании чужого прошлого опыта, описанного в монографиях, да весьма субъективных прогнозов на будущее?

"Мягкий угол" дал ощущение настоящего, которого нечего бояться. Подарил возможность материализовать собственное сиюминутное.
Но ведь оно - мое собственное. В нем нет подвоха. «Остановить мгновение» - другое. Это как бабочку насадить на иглу. Зафиксировать, сделать привычным жестким и резким углом. А этот угол мягкий - следишь за полетом бабочки Настоящего.
Прожить «здесь и сейчас» и не испугаться. Получить возможность воспроизвести, так как нейроны запомнили информацию.

Могучее оружие, знаете ли, появилось в арсенале: ощущение «здесь и сейчас».
Однако, не бегите в галерею.
"Мягкий угол" у вас вызовет другую эмоцию. Да и у меня на следующий день, наверняка, тоже другую.

У произведения из оптического стекла несколько авторов.
Как множество пространств, как множество граней. Художники, работающие с этим материалом - интеллектуалы, философы. И все же, все же, все же ...

Оптическое стекло делает творца и зрителя СОавторами. Простите, демиурги мои дорогие. Но материал уж больно самодостаточный. Знаю, что вы и сами так думаете. Всё равно, простите меня.

Знаете, как рождается произведение из оптического стекла?
Представляете, исходная масса может готовиться до шести месяцев. Рождается винтэссенцией прозрачности для научных изысканий учёных ... или фантазий художников.
В какой-то момент художник ловит в общей массе «нечто» (частенько с воздушным пузырьком или соринкой). Для физиков, оптиков и прочих производственников - брак.

Зато для художника иногда - самое оно.
То ли художнику становится интересен именно этот кусок , то ли оптическое стекло само выбирает мастера?! Ну какой еще материал готовится у вас на глазах, да вдруг покажет "младенца" будущей работы?

Краски, бумага, глина, бронза, даже мрамор нейтральны и безличны. Картина рождается в мыслях и скульптура формируется в уме.
В стеклянной массе подчас возникает даже не клеточка-фолликул, а "ребёнок" с индивидуальным характером и неповторимыми чертами.
Совсем скоро ребёнок покинет автора навсегда. Перестанет ассоциироваться с художником - появится полноправный третий автор.
Тот, кто в данный момент с этим произведением общается.

Не торопитесь, не вспоминайте про субъективность восприятия. Не согласиться всегда успеете. Дело, как мне кажется, не только в восприятии.

Когда вы смотрите на картину или на скульптуру, то и она смотрит на вас. На стене всегда висит Рембрандт, Кандинский или «Пупкин».
В зале всегда звучит Рахманинов, Бетховен или «Тяпкин».
На столе всегда лежит Антон Чехов или «Ляпис-Трубецкой».

Снова суть в заложенной изначально информации. Сначала она появилась в голове автора. Потом материализовалась с помощью абсолютно нейтрального и безличного материала.
Ну какая индивидуальность у красок или у холста; у бумаги или у клавиатуры компьютера; у бронзы?
Даже у драгоценного камня индивидуальность «огранена» волей и талантом ювелира, да историей владельцев. У законченного произведения всего один автор, исходный материал лишь иногда чуть «подключается».
Зритель остается зрителем, пусть самым чутким, но НЕ соавтором. С информацией не поспоришь.

В оптическом стекле нет информации, если тебе она не нужна. А если нужна, то есть. Ты творишь в режиме реального времени, глядя в предельную чистоту и глубину.
Никто и ничто тебя не осудит, что ты все не так поняла. Картина, книга или скульптура осудить способны.

В «семье» под названием «оптическое стекло» три полноправных члена: материал, художник и зритель.

Огранка. Преломление света на грани даст спектр идеальной чистоты и яркости. Но эта радуга ведь не навсегда - в любую секунду появится, если именно вы направите луч света, и исчезнет по вашей воле.
Глубина. Оптическое стекло бездонно.
Пластичность. Возможность придать практически любую геометрическую форму.
Кроме того, это совершенство физиологически комфортно глазу.

Две работы одного и того же автора – Федаиля Ибрагимова. "Красноармеец" (не оптическое стекло) и "Мужчина и женщина" (оптическое стекло).
Для меня "Красноармеец" всегда будет связан с Ибрагимовым. Примусь размышлять, почему Ибрагимов в 1970х годах создал мужчину в буденовке с акцентированно породистым профилем? Сарказм «глухих застойных»?
Стану фантазировать и про героя. Что его «понесло на эти галеры»?

А композиция оптического стекла "Мужчина и женщина" никакой истории мне не расскажет. Даст импульс сегодня родить одну мысль, а завтра прямо-противоположную.

Два одинаковых квадрата - на одном гравирован мужчина, на другом женщина. Созданы из одного материала, одинакова техника гравировки. Оба устойчивы - не нуждаются в "подпорке" другого. Да только один квадрат не гармонизирует пространства. Мужчина и женщина, мы пытаемся вырваться из наших квадратов - слиться, создав видимость единого целого.
Видимость?! Созданы из одного материала с одинаковым «рисунком», но никогда не понять друг друга. Вечная поганая загадка.
Почему мы одиноки в этом мире? Неважно, мужчина ты или женщина, каждый залит в квадрат бездонного «я».
Мой родной, несмотря на нашу любовь, замкнут в одиночестве - открыт всем ветрам.
И не в наших силах спасти друг друга от этого.

Под поэтическое чириканье, у вас не родилась ассоциация с рекламой пива: "Мы такие разные и всё-таки мы вместе"? Какие же мы с вами циники.
Стоп: это уже - эмоция номер два, навеянная той же самой композицией.

Вы еще помните, кто автор работы? Если вы благодарный зритель, то безусловно.
Но индивидуальность Ибрагимова для вас принципиальна? Ох, не знаю. Боюсь, что нет.

Философствуя, не забывайте: композиция «Мужчина и женщина» остаётся частью интерьера и предметом с определенной денежной стоимостью.

Субъективность восприятия? Но покажите мне иной материал, допускающий такую вариативность. Здесь естественны противоположные эмоции и трактовки, полюсно отличные от того, что написал автор на этикетке.
У разных зрителей разные. У одного и того же зрителя сегодня одно, а завтра - другое.

Абстрактность, говорите? Беспредметность?
Хорошо – вот «черные квадраты» трех авторов.

Малевич. Композиции 1915, 1920 и 1929 годов + обложки, рисунки...
Во-первых, новаторская концепция. Может быть, самая великая в искусстве ХХ века.
Каземир Малевич определил вектор. Собственно, даже современные кухни и интерьеры телестудий в основе своей – плод его фантазии. Однако, концепция есть информация, а не эмоция.
Во-вторых, «Черный квадрат» Малевича - факт истории русского авангарда. Снова информация, а не эмоция.
В-третьих, это - предмет определенной антикварно-аукционной стоимости. И опять информация, а не эмоция.

А вот что касается эмоции? Я столько раз видела "Черный квадрат" Малевича. И еще не раз буду стоять перед ним и просить: «Ну, затронь ты хоть какую-нибудь струну. Я про тебя столько всего знаю. Мне хочется почувствовать».
Ни-че-го?!
Вялая статика мутной плоскости на грязно-белом фоне, заляпанном ладонями (хочется верить мифам, что автора).

Понятное дело, не стоит принимать всерьез самого яростного критика «Черного квадрата» Александра Бенуа, который расценил это как «акт самоутверждения, который имеет своим именем мерзость запустения ...» и «случайный маленький эпизодик, случившийся на Марсовом поле» (А. Бенуа «Последняя футуристическая выставка в России», 1916, 9 января. Приводится по статье Е.Ф,Ковтун «Путь Малевича» в каталоге выставки «Каземир Малевич», 1988, стр.158).

Сто раз прав Каземир Северьянович: живопись должна выйти за пределы полотна – в пространство.
Все же для меня именно в этой работе живопись выходить-то выходит, но не в пространство - в никуда. Просто уходит, уводя душу, эмоцию, даже идею Малевича.
Недаром столько спекуляций, неточностей и взятых с потолка толкований связано именно с «Черным квадратом», а не с какой-либо другой его работой.

И тут все верно сказал сам художник в письме к А.Бенуа: «Нравится или не нравится – искусство об этом вас не спрашивает, как не спросило, когда создавало звезды на небе» (стр.165).

Нашло же место в моей душе остальное творчество Малевича. Его малая вселенная, «...время в пространстве».
«Планетарная автономность», - снайперски-точное определение Велемира Хлебникова.

Слова ... слова ... слова. Вторичны и способны резонировать только, если внутреннее ощущение прочно укоренилось внутри сначала зрителя картины – лишь потом читателя этих слов. Сами по себе слова в данном случае пусты.

А вот что касается эмоции, для которой слова не нужны... Именно эмоция поставит все на свои места.

Атмосфера планеты Малевича состоит из той среды, что комфортна мне.
Близко все: дивные импрессионистические и сезанистские работы раннего периода, грандиозный полет супрематизма 1913-1920х, неповторимые пост-супрематические фигуративные работы 1930х. Архитектоны. Даже копеечный сувенирный фарфор по рисункам самого мастера и его ученика Н.М.Суетина - беспроигрышный подарок.

История, как известно, не терпит сослагательного наклонения.
Вероятно, при моей любви к абстрактному, живи я в начале ХХ века, может быть, шелохнулось что-то внутри именно при "Черном квадрате".

Ведь отзывается душа на работы Пьера Сулажа.
Множество «черных квадратов» Пьера Сулажа. Все разные – от каждого глаз не отвести. Почему? Ведь тоже холст или картон, да черная краска?

Обойдемся без бестактности - не будем трогать наличие или отсутствие души в том или ином произведении. «Огонь, мерцающий в сосуде», каждый зажигает сам. Именно это и называется субъективностью восприятия.
А ритм, динамика Пьера Сулажа другие, чем у Малевича.

Важное сходство: Казимир Малевич и Пьер Суллаж навязывают свое присутствие.
Рассказывают про себя и о своем. Просто в одном случае я поддаюсь диктату, а в другом - нет.

Композиция из оптического стекла Натальи Урядовой.
Та же форма черного квадрата.
Крутанула черную тарелку чистейшего яркого тона, и поплыли концентрические круги. Приковала на секунду взгляд черная капля и отпустила.
Глаз "узнал" знакомый блеск - так же блестят машины и капли дождя в свете уличных фонарей.

Сама что хочу, то и придумаю: хочу в динамике - хочу в статике.
Хочу сюжет, хочу его отсутствие.
Произведение сегодня заставит работать мысли, а завтра даст шанс отдохнуть от радио в голове.
Я и зритель – я и автор.

Не смею обобщать, но мне кажется, что подобный резонанс возникнет не только у меня, но почти у каждого. Искушенного и неискушенного. Сегодня одно ощущение, завтра другое, послезавтра третье, но всегда - собственное.
Четвертое измерение, господа.

Этикетку читать? Только из великой благодарности автору за подаренную возможность "примазаться» к компании художника и её творения: "Медитация". А что в оптическом стекле, простите, не медитация? И что для вас медитация?
Сигнал зрителю понятный. Как понятен был сигнал "Черного квадрата" Малевича зрителям начала прошлого века.

Может, такой: пользователь Интернета, гражданин мира. Ты больше никогда не примешь ничего на веру. Всегда нуждаешься в разнообразии позиций. Ни один авторитет для тебя не бесспорен. Размышляй и осмысляй. Не зависай на сиюминутном. Помимо сиюминутности есть еще и вечность».

А если ты увидела эту черную стеклянную «Медитацию» после того, как на твоих глазах рухнули башни-близнецы в Нью-Йорке?
Или после трагедии «Норд-Оста», после взрывов в Москве, после бесланского кошмара?
Да и в нынешние обвальные дни, когда "мы с тобой одной крови", так как никто ни в одной стране мира не понимает, куда идем и что дальше?

Все - в режиме реального времени на "черном квадрате" экрана компьютера и телевизора.
Это уже не медитация, а публицистика: черная бездна агрессии и циничного расчета.
Что нам делать? Как нам жить, глядя в пропасть завтрашнего.«Мы такие разные, и всё-таки мы вместе». Реклама пива или стон нашего сегодня?

"Считывается" привычное мерцание, вредное на экране телевизора или компьютера. Но здесь комфортно глазу: оптическое стекло обладает уникальными физическими характеристиками.
Мы с ЭТИМ произведением работаем на одной волне. Какой здесь диктат автора?

Способен столь острое ощущение современности дать какой-то другой материал?
Не уверена. В оптическом стекле бездонность и дробность Интернета. А хочешь, вглядись, и сумасшествие Интернета исчезнет. Уйди взглядом внутрь - дай глазам и сознанию отдых.
Ты - СОАВТОР.

Что поют "Московские сумерки" Ольги Победовой?

В ноябре, когда надо пережить убывание дня и дождаться заветного 25 декабря, чтобы день начал прибывать хоть по календарю, я почувствовала именно те самые телесно-розовые московские сумерки, которые бывают только в нашем городе и только в считанные дни конца апреля.
Именно такой прозрачности с ломкостью бликов Солнца, запутавшегося где-то на уровне 5-6 этажей. Именно такие токи проходят в весенний вечер по коже.
Именно такое настроение расслабленности. Наслаждение этими редкими днями.

В феврале - другое. Грани стекла множат, дробят пространство. То ли создают собственные пространства? То ли дают возможность увидеть иные измерения, которые не были до этого момента доступны восприятию?

А не подойти ли снова к «Мягкому углу». Что он скажет сейчас?
Повернулся жестким ребром внутреннего угла: «Детка, не заигрывайся.
Разберись: все твои домыслы филология или эндокринология? Игра слов или гормонов? Верни череп Йорика Гамлету - это его игрушка. Оставь в покое четвертое измерение. Там еще три остальных имеются».

Имеются, имеются. Все работы оптического стекла изумительно красивы.
Тут уж надо бы процитировать самого, пожалуй, авторитетного коллекционера из мировой художественной литературы: "аn absolutely useless piece of beauty".
Переведу: «Совершенно бесполезная частица прекрасного» (так и хочется написать «осколок», да профессиональная этика не велит)

Правда, лучше не скажешь? Чьи слова? Очень известный персонаж знаменитого романа. Не так много в мировой литературе коллекционеров. Покопайтесь - не пожалеете.

«Всё это мило», - возразят некоторые покупатели, - «однако, никакой практической ценности. За что платить бешеные деньги?»

Ну почему же?

Уважаемые любовники фанерных певичек, секретарш и прочих "моделей". Купите своим прелестницам что-нибудь подобное.
Не прогадаете. Уверяю вас, увидев это волшебство размером с йоркшир-терьера, она поклянется, что с завтрашнего дня будет любить вас вечно.

Спокойно улетайте в Тюмень, а ее отправляйте в Милан.
Не бойтесь за кредитную карточку - в ближайшую неделю в любом магазине сморщит нос. Не верите? Зря.

Вот к примеру, работы Марины Лисициной "Зазеркалье"и "Невесомость". Так похожи на легендарные алмазы Великого Могола, описанные Тавернье.
Только такое преломление цвета и чистота у настоящие бриллиантов быть не может. Увы! Увы! Увы!

А вы? По-прежнему просите чуда?
Не стоит полагаться на Снежную Королеву с её криминальными наклонностями и методами, чреватыми непредсказуемыми последствиями. Бросьте по ее приказу складывать слово "вечность" из ширпотребных льдинок.

Ваши, именно ВАШИ "пол-царства и пара коньков в придачу" ждут вас.

© на тест Н.М.Вольпиной с 2001 года (регистрация и депонирование в РАО).
Цитирование и копирование частично или полностью разрешается  ТОЛЬКО с указанием гиперссылки на настоящий текст.
 
Фото, выбранное в качестве иллюстрации, авторства Олега Каплана.
Наталья Урядова "Океан Соляриса"
Связаться и посмотреть работы Натальи Урядовой можно на http://www.onlyglass.ru/natasha.html


Рецензии