Выставка Тернера в ГМИИ

Выставка представляет собой - два зала картин, объединенных галереями вдоль парадной лестницы – место обычное для выставок ГМИИ. В галереях выставлено несколько десятков акварелей Тёрнера, которые хорошо отражают многогранность его деятельности.
Как известно акварели при жизни очень прославили художника, несмотря на то, что серьезный мастер, по мнению Академии, «должен был писать только и исключительно маслом».
Акварели интересны тем, что помогают также, как бы проиллюстрировать жизнь Уильяма Тёрнера, биография которого представлена на стендах в начале экспозиции рядом с таблицей поясняющей в каких частях света – какие краски предпочитал использовать, что, на мой взгляд, является любопытным исследованием, способствующем познанию творческой натуры художника.
Являясь своего рода путевым дневником - акварели Тёрнера выполнены совершенно в различной манере: это самостоятельные законченные акварели, наброски, или предварительные этюды. Среди таких его разнообразных работ имеется даже учебное пособие по геометрии выполненное великим художником.
Большой первый зал, в котором проходят обычно концерты, представляет нам полотна раннего Тернера. Среди произведений есть выполненные в академической манере, со всеми лессировками, работы молодого художника 20 с небольшим лет, которые не только являются свидетельствами его таланта, но также говорят о том, что Тернер мог бы стать блестящим академистом, но выбрал иной путь. Выделяется его лунный пейзаж и автопортрет, вещи разрушающие стереотипы.
Второй зал представляет нам уже зрелого мастера, чьи работы опередили импрессионизм. Если по многим работам первого зала непонятно, что мы видим перед собой: незаконченную работу, или же вещь написанную в техники a la prima, то во втором зале это явно полотна, которые невозможно назвать незаконченными. Тернер здесь не менее блестящий колорист, чем прежде; более того – он виртуоз цвета, говоря цветом как языком, а не просто пытаясь придавать естественные для природы цвета. Пожалуй, самым ярким свидетельством этого являются его библейские вещи помещенные рядом, среди который – «Свет и цвет» - творческое восприятие Тернером теории Гёте, описанной им в ряде статей в помощь художникам романистам, нередко к ней обращавшимся, а также в этом двустишье:

Ты, вечно единое, живи у вечно единого!
Ты, изменчивый свет, сойди со своих высот!
Цвета – это наш мир. Они – тайна Бога и Природы…
(Й.В. Гёте – «Свет и цвет»)
Вещи второго зала изобилуют гаммами цвета, тонами и оттенками.  Появляются необычные для современников Тернера: розовый, глубокий лазурный, ультра-оранжевый. Его светлые, словно в туманной дымке, картины уже не вызывают впечатления «белильной болезни» у автора, а лишь становятся загадочно поэтичными, зовущими к постижению.
Предметы не имеют четких границ, что создает эффект «мокрой акварели», придающий работе целостность и единство одной стихии, захватывающей и уносящей зрителя, окунувшегося невольно совсем в иной мир. Порой, кажется, что уголком глаза ты видишь, как будто предметы на полотнах начинают двигаться. Этому удивительному чувству, возможно, способствует большой формат – позволяющий зрителю видеть как бы панораму.
Фантазия человека, рассматривающего работы из второго зала, невероятно оживляется, пропитавшись особым духом, проходящим сквозь несколько работ сразу. Воображение уже начинает дополнять работы и своими образами, которых нет на картине; нет!(?), или быть может, о которых напрямую не сказано образами, но суть которых, присутствует в их силуэтах проглядывающих в неясной дымке заднего плана и в необычном вихре облаков, в тени, неожиданным образом упавшей на волну (переменчивую стихию), нежно взлелеянную художником и сохраненную им в своей картине.
И вот уже не «Буруны на пологом берегу» видит восхищенный зритель, его взгляду предстает сцена, как будто две стаи птиц черных и белых летят навстречу друг другу,  а сверх них белая фигура в тумане куда-то медленно бредет, перемещаясь также плавно, как облако на небе, словно бы отягощаемая какими-то мыслями… но то – не мысли, а возможно некогда так и не постигнутая Вечная Дума Вселенной.


Рецензии
Описывать живопись без иллюстрации - неблагодарное занятие в 21-м веке :)
С уважением,

Сергейша   26.05.2010 01:47     Заявить о нарушении