Выставка Тернера в ГМИИ
Как известно акварели при жизни очень прославили художника, несмотря на то, что серьезный мастер, по мнению Академии, «должен был писать только и исключительно маслом».
Акварели интересны тем, что помогают также, как бы проиллюстрировать жизнь Уильяма Тёрнера, биография которого представлена на стендах в начале экспозиции рядом с таблицей поясняющей в каких частях света – какие краски предпочитал использовать, что, на мой взгляд, является любопытным исследованием, способствующем познанию творческой натуры художника.
Являясь своего рода путевым дневником - акварели Тёрнера выполнены совершенно в различной манере: это самостоятельные законченные акварели, наброски, или предварительные этюды. Среди таких его разнообразных работ имеется даже учебное пособие по геометрии выполненное великим художником.
Большой первый зал, в котором проходят обычно концерты, представляет нам полотна раннего Тернера. Среди произведений есть выполненные в академической манере, со всеми лессировками, работы молодого художника 20 с небольшим лет, которые не только являются свидетельствами его таланта, но также говорят о том, что Тернер мог бы стать блестящим академистом, но выбрал иной путь. Выделяется его лунный пейзаж и автопортрет, вещи разрушающие стереотипы.
Второй зал представляет нам уже зрелого мастера, чьи работы опередили импрессионизм. Если по многим работам первого зала непонятно, что мы видим перед собой: незаконченную работу, или же вещь написанную в техники a la prima, то во втором зале это явно полотна, которые невозможно назвать незаконченными. Тернер здесь не менее блестящий колорист, чем прежде; более того – он виртуоз цвета, говоря цветом как языком, а не просто пытаясь придавать естественные для природы цвета. Пожалуй, самым ярким свидетельством этого являются его библейские вещи помещенные рядом, среди который – «Свет и цвет» - творческое восприятие Тернером теории Гёте, описанной им в ряде статей в помощь художникам романистам, нередко к ней обращавшимся, а также в этом двустишье:
Ты, вечно единое, живи у вечно единого!
Ты, изменчивый свет, сойди со своих высот!
Цвета – это наш мир. Они – тайна Бога и Природы…
(Й.В. Гёте – «Свет и цвет»)
Вещи второго зала изобилуют гаммами цвета, тонами и оттенками. Появляются необычные для современников Тернера: розовый, глубокий лазурный, ультра-оранжевый. Его светлые, словно в туманной дымке, картины уже не вызывают впечатления «белильной болезни» у автора, а лишь становятся загадочно поэтичными, зовущими к постижению.
Предметы не имеют четких границ, что создает эффект «мокрой акварели», придающий работе целостность и единство одной стихии, захватывающей и уносящей зрителя, окунувшегося невольно совсем в иной мир. Порой, кажется, что уголком глаза ты видишь, как будто предметы на полотнах начинают двигаться. Этому удивительному чувству, возможно, способствует большой формат – позволяющий зрителю видеть как бы панораму.
Фантазия человека, рассматривающего работы из второго зала, невероятно оживляется, пропитавшись особым духом, проходящим сквозь несколько работ сразу. Воображение уже начинает дополнять работы и своими образами, которых нет на картине; нет!(?), или быть может, о которых напрямую не сказано образами, но суть которых, присутствует в их силуэтах проглядывающих в неясной дымке заднего плана и в необычном вихре облаков, в тени, неожиданным образом упавшей на волну (переменчивую стихию), нежно взлелеянную художником и сохраненную им в своей картине.
И вот уже не «Буруны на пологом берегу» видит восхищенный зритель, его взгляду предстает сцена, как будто две стаи птиц черных и белых летят навстречу друг другу, а сверх них белая фигура в тумане куда-то медленно бредет, перемещаясь также плавно, как облако на небе, словно бы отягощаемая какими-то мыслями… но то – не мысли, а возможно некогда так и не постигнутая Вечная Дума Вселенной.
Свидетельство о публикации №209060601001
С уважением,
Сергейша 26.05.2010 01:47 Заявить о нарушении