Романтические сказки Горького

Продолжу тему, волнующую меня последнее время – романтизм, романтические герои. Всё началось с того, что, начитавшись современных авторов, открыла шкаф с русской классикой и стала думать: что хочу перечесть.
Подсознание ответило: «Сказки Горького».
«Странно! – подумала я. – Раньше такого желания не было». Логика моих мыслей понятна: всё, что было включено в школьную программу, вызывало отрыжку – по крайней мере, у меня. 
И вот я начала читать - сначала «Старуха Изергиль», затем - «Челкаш», «Макар Чудра».
И чудо произошло! Я попала под обаяние фантастического описания природы; красивых, смелых и сильных героев; философского смысла сказок.

«Как хорошо написано! – думала я, прочтя легенду о Данко .
«Люди всё сидели и думали. Но ничто – ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабели люди от дум…. Страх родился среди них…».
А разве этот отрывок из «Челкаша» – не чудо?
«По ночам над морем плавно носится мягкий шум его сонного дыхания, этот необъятный звук вливает в душу человека спокойствие и, ласково укрощая её злые порывы, родит в ней могучие мечты…».
Или из «Макара Чудры»:
«Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг на друга, а места на земле – вон сколько!»»

10-20 страниц текста, а сколько смысла, рассказанных историй; ярких пейзажей, созданных словом и талантом автора; спрятанных в сюжетной канве мыслей.
В какой-то литературоведческой статье прочла:
«Все герои раннего творчества Горького нравственно эмоциональны и переживают душевную травму, выбирая между любовью и свободой, но они выбирают все же последнее, обходя любовь стороной и предпочитая только свободу».
«Вот-вот! –  воскликнула я. – Именно так и говорили на уроках литературы - высокопарные слова и взятые с «потолка» выводы".
Горьковские герои не «обходили» любовь, они по-настоящему любили! Ведь понятие «любовь» - широкое! Оно в поклонении женщине; в восхищении перед бескрайней степью, бушующим морем, в «задумчивой мелодии песка», в героическом подвиге…. 

Спроси меня теперь: «О чём сказки Горького?», я бы ответила так:
«О жизни, любви, одиночестве свободных людей, сохранивших в себе романтику».

Елена Янге, авторский сайт http://eyange.ru/


Рецензии
Очень интересно - вы затронули то, что мне близко, в своё время я прочитала у Горького всё, что было опубликовано. Считаю его МАСТЕРОМ слова, он умеет создавать "картинку" из нескольких предложений, практически над каждым эпизодом можно раздумывать. Очень рада, что его изучала в школе. О творчестве Г. можно говорить и спорить, но я всегда восхищалась самим писателем, мне всегда было интересно узнать писателей, как обыкновенных людей. Собрав и прочитав всё, что смогла, у меня создался весьма противоречивый образ человека-Горького в быту. Но, думаю, главное это его книги - они отражают его внутренний мир, его стремление к любви и свободе.

Елена Зорина Долгих   03.04.2010 02:51     Заявить о нарушении
Любой творческий человек - противоречивый и многослойный. Горький и романтик и реалист одновременно. Перечитав его сказки была поражена образностью мышления и лаконичность изложения. Безусловный талант!

Елена Янге   03.04.2010 22:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.