Вертолеты без несущих лопастей. Новые перспективы

07.06.09.
Иосиф Ольшаницкий
                ВЕРТОЛЁТЫ БЕЗ ЛОПАСТЕЙ

Разработка нового вертолёта – дело более проблематичное, чем создание прочих летательных аппаратов. 

Проблема проблем в вертолётостроении – несущие винты, их лопасти.

В пятидесятых годах крупнейшим специалистам, например, Яковлеву, генеральному авиаконструктору прекрасных истребителей, иногда казалось, что, возможно, у вертолётов нет будущего, поскольку никому и никогда так и не удастся справиться с проблемами вибраций, возникающих в лопастях под действием многообразных циклических сил, воздействующих на гибкую, такую маложёсткую лопасть несущего винта.

Чем больше вертолёт, чем длиннее его лопасти, тем проблематичнее решение таких проблем.
 
Как устранить опасность возможной катастрофы из-за того, что достаточно длинная, подобная узкой и тонкой ученической линейке, такая с виду гибкая лопасть вдруг поведёт себя неуправляемо, - подобно ленточке матросской бескозырки при порывах ветра?!

Предлагаю необычное решение.
Почему бы вообще не отказаться от лопастей несущего винта вертолетов...
Как так?! А вот так.

Подъёмную силу воздушного винта создаёт, в основном, лишь конец лопасти, причём, главным образом, только конец наступающей лопасти вертолёта при горизонтальном его скоростном полёте.

Остальная часть лопасти требуется только, во-первых, для обеспечения достаточной жёсткости её конца и, во-вторых, разумеется, для задания ему КИНЕМАТИЧЕСКИМ СПОСОБОМ – посредством механики автомата перекоса воздушного винта - надёжно управляемых, циклично переменных углов атаки.

Когда-то я, почти неумеющий плавать, на всё лето устроился в должности инструктора на водноспортивной станции. Это было в Киеве на Турхановом острове. Недалеко от места той работы была площадка, где юные авиамоделисты демонстрировали свои кордовые модели самолётов.  Там проводились воздушные бои между кордовыми моделями истребителей. Там же демонстрировали в полёте иногда и довольно крупные модели, которые были уменьшенными в заданном масштабе летающими  макетами, внешними копиями существующих самолётов. Было на что посмотреть!

Так вот, почему бы вместо лопастей на вертолёте не применить кордовые модели самолётов, специально предназначенные для такой цели?!

Хочется назвать такую «кордовую модель самолёта» как-то особо, например, «аэродинамической платформой» несущего винта вертолёта.

Вместо механизма классического автомата перекоса, кинематически обеспечивающего управляемый перекос воздушного винта, пусть компьютер по командам лётчика автоматически пилотирует каждую такую аэродинамическую платформу, имеющую для этого каждая свою механизацию ее аэродинамических средств.

При посадке вертолёта эти платформы, достаточно снизившие скорость полёта по своему кругу, на своих тросах подтягиваются к своим причалам на несущем винте такого вертолёта.

После прекращения вращения винта эти аэродинамические платформы опускаются как крылья у птиц.

Такие платформы можно разметать на удерживающих их тросах как угодно далеко от оси такого воздушного винта.

Чем больше диаметр несущего винта, тем меньший расход энергии необходим на поддержание машины в воздухе.

Платформы имеют собственные движители любого типа, - винтовые, реактивные, ракетные, - в зависимости от типа и назначения подобной машины.

Так самый миниатюрный вертолёт подобной концепции, предназначенный для единственного полёта с целью выполнения какой-то боевой задачи, имеет ракетные двигатели на своих миниатюрных платформах.

Неэкономичность в отношении расхода топлива оправдывается малой ценой такого одноразового летательного аппарата.

Ведь в такой машине нет тех дорогостоящих агрегатов и типичных механизмов, что обязательны для существующих вертолётов, - главный двигатель, кинематика приводов и пр.

Реактивные двигатели на ромбовидных платформах могут обеспечить им сверхзвуковую скорость, - такую, какую невозможно обеспечить концам лопастей в существующих вертолётах.

Это позволит существенно увеличить горизонтальную скорость всего вертолёта.
 
Ракетным двигателям на платформах можно задать пульсирующий режим с целью компенсации различия в скоростях потока на платформах наступающей и отступающей.

Маховое движение, неустранимое в обычном несущем винте (т.е. в воздушном винте с его лопастями на шарнирах) устраняется цикличным пилотированием платформ под контролем компьютера, - такого электронного автомата перекоса этого воздушного винта.

В обычном вертолёте близкая к оси воздушного винта часть отступающей лопасти препятствует увеличению скорости вертолёта по аэродинамическим причинам (профиль лопасти не предназначен для движения его в потоке задом наперёд).

Аэродинамические платформы такой проблемы не создают.

Вертолёты с аэродинамическими платформами – великое будущее вертолётостроения, особенно для очень больших машин. 


Рецензии
Прочтал с интересом. Возник вопрос.

Ведь по сути дела описанная вами схема - это ныне существующие квадракоптеры и мультикоптеры?
Возможно, есть некое отличие, которое я не заметил.
Буду благодарен, если вы сочтёте возможным прояснить этот вопрос.

С уважением, Игорь.

Игорь Соболевский   24.08.2016 00:03     Заявить о нарушении
Дорогой Игорь!
Только сейчас увидел Ваш отклик на одну из моих давнишних фантазий по вертолётной тематике. С семидесятого года я для Авиазавода им. Антонова в Киеве даже составлял почти ежемесячно (разумеется, не на своё имя, тогда патентного поверенного от всесоюзного Госкомитета по делам изобретений) заявки на всякую "чепуху" такого рода.

Квадракоптеры и мультикоптеры уже тогда были, как нечто само собой разумеющееся, полагаю, не только в моей голове.
Однако в те годы эти просто благие пожелания всем показалось бы лишь детской фантастикой о будущем, - слишком далёкой от реально возможного и даже ультимативно необходимого воплощения.
Всё же менее чем через полвека само собой дошло дело до реального и массового их производства и применения.

Между благим пожеланием заменять в будущем несколько огромных несущих лопастей громадных вертолётов всего лишь двумя (пожалуй, даже ни-ни не тремя) компьютизированными кордовыми "аэро-платформами" я, в отличие от Вас, не вижу никакой логической связи с благим пожеланием использовать (пока лишь миниатюрные) многороторные коптеры.

А похвастаться у меня, как-никак бывшего патентного эксперта, в частности, и по вертолётной тематике, есть чем, - в чём я профессионально убежден.

Но это слишком неправдоподобно, как и многое прочее в совсем иных моих интернетовских "фантазиях".

Рекомендую и Вам, не стесняясь, мечтать о всяческой технике будущего.
С пожеланием всяческих успехов!

Иосиф Ольшаницкий   03.09.2016 14:03   Заявить о нарушении
Благодарю вас за ответ!

Мой комментарий не был критикой. Я действительно пытаюсь вникнуть в технические особенности описанной вами схемы.

В моём воображении возник образ многороторной схемы, в частности уже упомянутый квадрокоптер.
Но я предположил, что от меня ускользнули екоторые технические нюансы, отличающие вашу схему от ныне существующих многроторных.
Поэтому я и обращаюсь к вам с просьбой - можете ли вы точнее прояснить эти нюансы? Ведь мне действительно интересно.

С уважением, Игорь.

Игорь Соболевский   03.09.2016 14:27   Заявить о нарушении
В существующих винтокрылых машинах подъёмную силу создают воздушные вёсла - лопасти несущего винта.

В воображаемом летательном аппарате будущего я представляю себе кордовые "самолётики" достаточного размера, летающие вокруг такой машины по окружности, радиус которой задаётся длиной привязи. Её можно и нужно задавать в полёте, причём даже в широких пределах от минимума до максимума

Компьютерное, - цикличное управление всей уже достаточно серьёзной механизацией таких аж "самолетов", привязанных как бы "на верёвке" к оси воздушного винта такой машины, в принципе, обеспечит винтокрылой авиации больше возможностей, чем автомат перекоса всего лишь "воздушных вёсел", установленных на несущем винте посредством шарниров.

Излагать неограниченно подробнее всякие "нюансы" этой темы было бы неуместно в разумно короткой реплике-ответе на Ваш вопрос.
С уважением

Иосиф Ольшаницкий   03.09.2016 18:39   Заявить о нарушении
Ага! Вот теперь особенности начал улавливать.

Большое спасибо за объяснение!

Игорь Соболевский   03.09.2016 20:28   Заявить о нарушении