Истоки российской школы экономической мысли

ИСТОКИ «РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ» ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Этот материал в журналы не попал. Возможно, так ему и надо...

Взяться за эту статью вдохновили многие публикации журнала «Вопросы экономики», но особенно № 2 за 2001 год. Согласен с мнением ряда экономистов, что выведение истории экономики и истории экономической мысли из перечня специальностей по отраслям экономических знаний ВАК (при сохранении соответствующих дисциплин и необходимости их изучения в вузах) не способствует развитию самой экономической науки. Нет возможности вдаваться в дискуссию, а хотелось бы только дать конструктивные подходы к определению реальных истоков отечественной школы экономической мысли в связи с общим геополитическим развитием северной державы (трудно согласиться с мнением Й. Шумпетера и В.Автономова о существенном различии экономического анализа (науки) и экономической мысли, хотя это мнение ученых и надо учитывать).
В каждый период многотысячелетней истории человечества, включая и наших пращуров-земляков, был свой уровень экономического развития с соответствующим уровнем экономического мышления (анализа, мысли и т.п.). Первобытные технологии реконструируются по обилию археологических находок с использованием современных научных достижений достаточно убедительно. Как бы мы не кичились цивилизационным уровнем глобализации начала ХХI века, мы – в реальной науке – стоим на плечах гигантов типа Прометея античного прошлого. Надо было овладеть божественным огнем, чтобы и ныне нести светоч экономической мысли в массы. Кстати, родина Прометея – с рекой Орел – была где-то на землях юга Скифии (ныне России). А за похищения огня у богов Прометей был прикован с Скифской горе (Кав-Казу; «коровьему дому», по одной из версий) 30 тыс. лет. И спас гиганта от кровожадного Орла (раздвоил коршуну голову) Геракл – родоначальник «новых скифов». По индоевропейскому эпосу, Прометей лепил людей из глины, а Афина (София) прикрепляла каждому бабочку – душу. Затем Прометей и Афина учили людей различным ремеслам и строительству жилищ, помогали строить ладьи и овладевать металлами. А от Геракла и Ехидны пошли новые поколения наших пращуров. Эти образы мифов вобрали в себя и начальную экономическую историю пращуров-земляков, обилие их экономических достижений и их начальные экономические мысли. Понятно, что почитание Прометея, Афины и Геракла в округе Азовского моря (древней Меотиды, Метиды - мысли) и Дона (Танаиса – тайны), на берегах нынешнего российского Причерноморья было многотысячелетним и ярким. И в средние века скифы-росы (тавроскифы и т.п.)  утверждали почитание христианства не храмами Христа и Богородицы, а соборами Софии (Афины, вечной мудрости). Именно эти каменные храмы встали при Ярославе Мудром в Киеве и Новгороде почти тысячу лет назад. И стоят эти храмы до сих пор – как символы экономики и экономической мысли россиян ХI века нашей эры. А в городах и музеях российского Причерноморья немало  символов (сотни руин одних каменных строений) античной экономики и античной экономической мысли наших земляков, живших задолго до нашей эры. Есть необходимость осмысления экономистами ряда важнейших сюжетов древнейшей истории нашего Отечества, чтобы делать более аргументированные выводы об истоках отечественных экономики и экономической мысли. 
Российская экономическая школа в контексте мировой экономической мысли должна учитывать развитие наших пращуров в ностратической языковой семье несколько тысяч лет назад (тексты Египта, Шумера, Вавилонии, Ассирии выполнены на таких языках). А затем около 5 тыс. лет назад рождалось в округе Черного моря и Каспия индоевропейское языковое братство, ныне доминирующее на планете. Тексты хеттов на землях Турции, где обосновывались и общины наших пращуров, до 4 тыс. лет назад уже относятся к индоевропейским языкам. Там правила купли-продажи, найма, аренды, обмена и т.п. В этом нет экономической мысли ?! А многое из этих законов через три тысячи лет повторят статьи «Русской правды» с обилием своего экономического содержания. 
Северная держава далеких пращуров нынешних жителей России существовала несколько тысячелетий, а ее корни скрыты в глубинах палеолита и давних периодов отступления материкового ледника. Известна она задолго до нашей эры как страна Га-Га (Гомера, Гога и Магога, «князя Роса» библии, Киммерия; Кас-Ка; «каски-протоказаки» около 35 веков назад контролировали часть Хеттии), Скифия (со скифами-росами), Сарматия (с рокс-аланами), Готия (с росо-монами)… Ее населяли сотни различных народов, которые в немалой степени передали свои гены нынешним россиянам. В средние века по тысячелетним традициям жителей Руси (у просвещенных византийцев – Росии) в окрестных странах, особенно южных, называли гомерами (киммерийцами), скифами, сарматами, готами, гуннами. Например, иногда и Киев значился как Куне-гард (гуннов город), а вся Русь называлась Хунигардией. Почти от времен палеолита пращуры-земляки передали россиянам сегодняшним многовековые традиции геополитики, хозяйствования, культуры, веры в силу родной земли, включая и убеждение в ее экономическом могуществе.
Как отказать «экономической мысли» в реальных истоках, если экономика и мысль «в натуре» возникли задолго до нашей эры ?! Экономика – по сути – домо-строй (дома-закон), в узком и широком смысле слова. Эко-логия – домо-ведение (домо-порядок), с учетом возможностей природы и необходимости беречь ее запасы. Домохозяйства изначальна с древнейших времен экологичны, иначе первобытные общины так бы и не «проросли» в современное человечество. «Дома» хозяина (семьи и рода) определяют силу более крупных хозяйств, вплоть до экономики страны в целом. В советское время, сокрушив крепкие сельские домохозяйства, власти страны лишили себя стратегической основы – хозяйской, «фермерской» (пусть и кулацкой) инициативы огромной части населения. Рыночная экономика эту основу России возвращает, а относительная информационная свобода позволяет всюду доходить до реальных истоков и сути. Например, конкретнее определять, откуда появились первые люди на наших землях и как они развивали свою экономику и свою государственность. Этот путь из Азии и Африки на глубину в сотни тысяч лет подробно проследили антропологи и археологи. В последние годы к ним подключились и генетики. Разгадывая геном человека, они учитывают многотысячелетнюю генетику разных полов. На протяжении всей человеческой истории мальчики получают от отцов мужскую половую Y-хромосому, обладающую многотысячелетней устойчивостью. Генетический анализ показал, что у большинства европейцев встречаются Y-хромосомы десяти типов. По мнению генетиков, это означает, что почти все население Европы происходит от десятка предков из эпохи позднего палеолита. Три четверти европейцев имеют прародителей, переселившихся в Европу 30 – 50 тысяч лет назад из Центральной Азии или Ближнего Востока.  Они активно жили охотой, рыбной ловлей и собирательством. Умели строить полуземлянки и другие подобные жилища. Использовали разнообразные орудия труда из камня, дерева, кости; различные плетения из волокон и прутьев. Мир их символов включал сотни всевозможных знаков, изображения животных и людей. И те люди развивали память и язык из поколения в поколение. В истоках всего – генетические Ева и Адам. Многие генетические линии людей раннего палеолита (древнейшего каменного века) исчезли. А в истоке всего современного человечества оказывается  генетическая линия женщины, жившей в округу Нила около 143 тысяч лет назад (китайские генетики указывают на китайскую праматерь, якобы жившую около 220 тысяч лет назад именно на землях будущего Китая). Адам всех современных жителей планеты на 80 тысяч лет моложе палеолитической Евы, но тоже обитал в Африке. Прямые потомки  первых пралюдей, по мнению ученых, и ныне обитают на землях Судана и Эфиопии, родины предков Александра Сергеевича Пушкина. Понятно, что новые научные открытия могут изменить и этот взгляд. А тотальные религии продолжают насаждать и свои версии происхождения мира и людей, всей их истории, экономики, мысли.
Ныне древнейшему прошлому нашей страны и планеты посвящены тысячи изданий, немало телепередач, сведений в компьютерных сетях. Понятно, там далеко не вся правда. Например, привлекательные красочные книги по истории вышли в издательстве  «Росмэн». Но вот в «Ранние цивилизации» (Шумер, Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон, Персия и т.д.) ранние царства и народы будущей Скифии (России) не попали. Хотя в пору древних Шумера и Египта на землях Скифии возникали  «прото-города» площадью до 250 — 400 га (на Уманщине, чуть южнее будущего Триполья под Киевом), имевшие сотни и тысячи домов, улицы и площади, валы и рвы, храмы из дерева. Да, хоромы  из дерева северян задолго до нашей эры сгорели и сгнили. Но современная археология имеет бездну данных о впечатляющих уровнях культуры и экономики наших пращуров той поры.
Наши пращуры использовали устные своды законов, которые для лучшего запоминания даже пели. Эти люди в своих орнаментах применяли системы графем, что через тысячи лет перешли в алфавитное письмо. Шумерский бог Бел — автор шумерского «всемирного потопа» — ипостась северного бога  Велеса  (Эла, Ила). В книгах академика Б.А.Рыбакова, посвященных язычеству, немало интересного в этом плане.
Пращуры-земляки умели строить лодки-долбленки и более внушительные суда, отраженные наскальной «живописью» той поры. Мифический «Арго» повторял путь северян в обратном направлении. «Аргонавты» шли к священным для индоевропейцев горам  Рипам (Рифам). Начав с фундаментальных книг «Палеолит СССР» или «Энеолит СССР», подобных им изданий по археологии России, любой ученый-экономист поймет, что исключить культуры пращуров-земляков россиян из ранних цивилизаций невозможно. Если о россиянах той поры известно сравнительно мало, то в том надо винить российские системы пропаганды и образования. Обилие научных данных представляют археологические отделы почти всех краеведческих музеев страны. Археологические находки — не следы цивилизаций?! И они являют достаточно высокий уровень развития экономики наших пращуров, связанной с этой экономикой мысли.
Еще до индоевропейцев со времен палеолита наблюдалось несколько волн переселений из земель будущей России в самые дальние страны — так расходились по миру расовые группы европеоидов и евразийцев, потомков африканских Адама и Евы. А на земли России уже в палеолите попадали ярко выраженные африканцы и азиаты. Эти импульсы тоже подтверждают антропологи, археологи, лингвисты. «Русская цивилизация» вносила и вносит свой огромный вклад в мировую цивилизацию и мировую экономику. . Надо выявлять и учитывать следы этого вклада, в экономике особенно.
 Безусловно, спорных вопросов — тьма. Кто первым изобрел, кто первым освоил, кто более был развит, кто ранее других придумал и обозначил мысль ?! Но вглядываясь во многие древние лики (например, греческих богов), нынешние россияне справедливо замечают сходство лиц многих своих земляков с этими ликами. Да и русское письмо является прямым продолжением греческого, индоевропейского. Многие древние храмы очень напоминают русские хоромы из дерева. Немало известно и взаимосвязей экономики Скифии с экономикой Греции и рядом других древних государств. А сходство древнейших орудий труда характерно многим регионам планеты. Уже несколько тысяч лет назад почти одновременно в разных уголках Земли люди научились делать и обжигать горшки, другие сложные керамические предметы (полые скульптурки и т.п.). Скифский мудрец Анахарсис ( жил около 610 – 545 гг. до нашей эры, родился и погиб у низовий Днепра) признавался изобретателем плуга, якоря и гончарного круга. Скифы, создавшие и умело контролировавшие огромную страну, считались самыми талантливыми создателями могучей государственной экономики, основанной на общей собственности на землю и ее богатства. Именно в этой экономике и основа огромных политических успехов нашей страны в древности. Экономические возрения таких северных мыслителей как Абарис ( незколько тезок с Ш тыс. до н.э.), Замолксис (близок Орфею), Токсарис (около 645 – 585 гг. до н.э.) и подобных требуют подробного изучения.
Грозны и грубы были ратники из северян, росов-русов ( да и по внешнему виду русые чаще всего). Почти 50 веков назад у семитов появился  Рашап  (решеф: пламя) — бог огня и молний, губитель смертных, бог войны и покровитель оружия. Его тесно связывали с  Хороном  (Хорсом: охранителем власти), шумерским  Нергалом (владыкой подземелий) и поздним Аполлоном, ежегодно бывавшим на севере. Библия, вероятно, заменила  Решефа на «князя  Роша» (Роса у греков), а северную державу по мере христианизации и стали называть Росией (второе «с» появилось позднее, хотя «русци: русси» у Днепра известны баварским источникам в первой половине 1Х века) . Эта версия все более утверждается в науке. И здесь созвучными словами-символами славился ратный труд, умение защитить нажитое, отомстить врагам за грабежи и унижения. И вместе с тем веками и тысячелетиями сохранять хозяйство огромной страны, что требовало колоссального труда.
Якобы Рашап (явный противник Яхве) и способствовал рождению гигантов (допотопных исполинов Библии; Бытие 6:4) — «сильных, издревле славных людей». Одним из олицетворений бога была рысь. С этим богом сравнивали и египетских фараонов, например, 35 веков назад Аменхотепа II, перешедшего реку  Оронт и устремлявшегося на север. Почитали Решефа и на Крите. Ему нередко придавали и облик северных ратников: высокая конусообразная шапка (каска, шлем, папаха, колпак, характерные для фригийцев, скифов и  саков), щит, копье, боевой топор, короткие одеяния, перетянутые ремнем. Одна из поздних ипостасей —  ханаанейский бог  Миккаль (позже  Микка у  гетов; более тысячи лет назад семитские источники ханаанцами считали словено-русов).  Гет Микка  был отцом императора Максимина. Но не Рашапом (огнем, «рассветом») единым сильны были  русые северяне.  Ра (Ре) — так около 47 веков назад стал называться египетский бог солнца, связанный с появлением ладей, построенных из кедра. Ладья Ра плыли на юг с северо-востока. Изображался Ра соколом (а то и рысью), человеком с головой сокола. В начале нашей эры географ  Птолемей, хорошо знавший древние источники по  скифо-египетским связям, называл Волгу — Ра (26 веков назад она  Рес у  Гесиода), что в  «Авесте»  Рангха  и в  «Ригведе» Раса. А греки ее называли, вероятно,  Рея. Она считалась дочерью  Геи и Урана (земли и гор, неба), женой  Хроноса (времени; созвучное название Хронус в античности было у реки Неман) и матерью Зевса. Чтобы родить Зевса, бежала от кровожадного Крона на Крит. Так Рея (Рая, река; вероятно, это одно из ранних названий и Западной Двины) тесно связывалась с путем  Ра (солнца), а оба бога являли немало связей с северной  Росью-Русью, землей исхода части инициативных индоевропейцев, эко-номика которых (хотя бы США) ныне доминирует на планете.
Боги рек и солнца служат человечеству хотя бы десятки тысячелетий, определяют их уровень и образ жизни, многие черты их хозяйства. Ра — создатель мира и людей (возникли из его слез; Прометей, помним, вместе с Афиной творил первых людей из глины – дело было поставлено на поток; Яхве стал использовать иную «технологию» ), отец богов и царей. Многие фараоны называли себя  «са Ра» (сыны Ра). Его отождествляли с  Гором (священным соколом), сыном  Исиды (Богоматери), многое из культа которых перешло иудейству, христианству и исламу. Ра — бог-возрождение, ежесуточно в преисподней побеждающий силы мрака и по утрам дарующий всем жизнь (всем, кто как бы засыпал невечным сном). Его верховным сановником был Тот — бог смерти и мудрости, письма и счета; ему доверялось вести древнейшие летописи. Тот являлся «владыкой чужеземных стран», лично охранял каждого покойного и вводил в царство мертвых, чем оказывался близок к «рыночнику»-проходимцу Гермесу (Меркурию). Позже его культ продолжался культом  Сераписа (Аида, Ада, противостоящего Раю; землями Плута-Ада признавалась Скифия). И ныне наши родные и близкие уходят на «Тот свет», где остается место для всех живущих. Ритуальная экономика – тоже экономика, десятки тысяч лет со своими устойчивыми спросом и предложением. Недаром уже мифический лодочник Харон получал за каждого перевозимого в царство мертвых по монете. Очень давно в именах богов появлялись и созвучия на  «ру-». Еще до нашей эры индоиранский  Рудра — бог грозы, ярости, гнева (связано с «род»: реветь, краснеть;  «родас»: плодородная земля). Рудра являлся от севера.  Был юн, быстр, силен. Улыбался прекрасно, как солнце. Но оказывался свирепым и разрушительным. По небу грохотали его колесницы, молнии были его стрелами и палицами. Всеми мог править «красный вепрь неба», «бык, отец мира», во многом близкий Зевсу и Аполлону. Рудра слыл и прекрасным лекарем, лучшим из врачей. Его женой стала  Родаси  (Руд-рани) — пятнистая корова. Символика священных быка-коровы  известна человечеству не менее десятка тысячелетий. Против почитания схожих «золотых тельцов» выступает Библия. «Золотым теленком» потешается часть россиян. Здесь идеалом оказывается не работа, а авантюризм рэкета.
 Найденные у низовий Дуная (в округе летописной «прародины» славян, «земель исхода») культовые таблички со знаками (таблички выполняли роль амулетов, нательных крестиков) примерно 7 тыс. лет назад имели такой смысл:  «Роби с Ут-Ра до Вече-Ра, обретешь дар божий (благо, пищу и достаток)».  И робили, работали, экономили. Это не выражение экономической мысли ?!
Семиты называли таких северян, обитателей «царства мертвых», ада —  «рапаиты»  («рефаимы» в Библии). Образ связан с индоевропейскими  Рипами (с частным смыслом «рыпаться» — сопротивляться смерти, исцеляться, возрождаться; «рыбы» – основа мироздания в краях больших водоемов). «Рефаимы», близкие  Решефу — древнейшие обитатели Ханаана (Палестины), исполины огромной силы. Одним из них считался  Нимв-род, овладевший округой  Сенаара (Ирака) около 46 веков назад. С той эпохи ведут историю  «нарцев еже суть  словен» русские летописи. Эти «нарци: норики: невры» в числе первых послепотопных народов якобы строили огромную Вавилонскую башню – по летописям, 5400 на 5400 на 5400 локтей до неба (почти три километра). Так что строителями изначально и были. Киевляне около тысячи лет назад называли новгородцев, где славился Неревский конец (одно из последних прибежищ «нарцев»: здесь найдена первая и немало знаменитых берестяных грамот), «плотники сущи». Грозились их заставить у себя в Киеве хоромы строить. Так что раса-Росия славная и в созиданиях была.
 Затем «раса мельчала», в ней возникали противоборства. И около 30 веков назад белокурый Давид, умевший играть на гуслях, убил камнем из пращи одного из последних  «рефаимов» — Голиафа. Расовые различия несколько приглушались, как и память о тех росах. Но все же немало памятного и осталось. Руда (земная) —  древнеарабская богиня Аравии (даже в одно время верховное божество), богиня плодородия и подземного царства.  Рохини (красные) — жены  Кришны и другие героини индуизма, Русина и Сея — полевые богини у римлян, для которых «рус» -  деревня, земля, пашня (и в том тоже память об экономике исходного индоевропейства, из наших краев) . Влияние  «расов:  росов:  русов» в мировой истории в какой-то момент оказалось слишком вызывающим, так что сведения о них — во многом под влиянием последовательной политики последних двух-трех тысячелетий —  табуизировались или исключались из общественного сознания. Подавляющее большинство ныне россиян живет с крайне обрезанными историческими представлениями, включая и представления об истоках и уровне отечественной экономики в древности. Обидно ?! Ведь почти все народы подобного «обрезания» памяти о реальных истоках прошлого родной земли не допускают.
 «Орать» (пахать) по этому направлению много не будем.  Оры — горы.  Орей (орел, ныне на гербе двуглавый) — один из славянских богов, напоминающий индоевропейского Борея (бога северного ветра). Борей жил на  Рипах, откуда брал начало Борис-фен («северный поток »). Теперь это Днепр — река трех братских славянских народов, их исторических соседей. Так что задолго до нашей эры созвучие Борис в отечественной истории явно присутствовало. С веками название всего Борисфена, вероятно, перешло на Березину – правый верхний приток, ведущий в сторону Балтики. «Березань» – остров и античный город в низовьях Днепра – эпический образ привлекательной и зажиточной жизни на юге. Образ нашей развитой  античной экономики.
«Дождик-дождик, пуще ! Наварю я гущи (вкусной каши)! Мы поедем не в Рязань,  мы поедем в Березань!»  – веками говаривалось в одной русской детской считалочке. Устами младенцев и тысячи лет гласит истина…
Русская цивилизация с ее экономикой — одна из древнейших и уникальных на всей планете.  Ныне доказательств ее многотысячелетнего существования в археологии, антропологии, генетике, лингвистике, мифологии и других науках великое множество. Импульсы от этой цивилизации достигали самых дальних земель, но и сами пращуры-земляки россиян не чурались реальных передовых достижений окрестных народов, хотя не пресмыкались ни перед кем.
Древнее египтян
Условно можно назвать росами (пра-росами и т.д.) всех первых жителей будущей России, на землях которой – по мнению археологов – пращуры людей появились миллионы лет назад. Севернее Кавказа, на берегах реки Лены, в других местах. Хотя в древности наших земляков называли самыми разными именами. Наиболее распространенным было «скифы» (скиты, скитальцы; «ашкузы» у ассирийцев; «ашкеназы» в библии, как позже стали называть и северо-восточных семитов, «древнерусских евреев»). Перечисляя основное население Руси Х века нашей эры,  летописцы нередко добавляли, что в древности все эти люди и их страна назывались «Великая Скифь».
Римские ученые 1-1У вв., на основе греческих и других данных, поддерживали версию, что «скифское племя всегда считалось самым древним, хотя между скифами и египтянами долго был спор о древности происхождения». Глубина памяти в таких спорах на 30 – 40 тыс. лет может уходить в прошлое. По мнению египтян, «при начале мира» крайние страны не могли производить или принимать людей из-за чрезмерной жары и ужасного холода. Только умеренный климат Египта и его плодородие сделали низовья Нила «первоначальной родиной людей», что любопытно согласуется с современными представлениями ученых-генетиков. .
Скифы не признавали умеренность климата доказательством древности. Природа сразу создавала существа, способные выживать в любой местности. И «насколько климат Скифии суровее египетского, настолько выносливее там тела и души». Если верить античным ученым, скифы допускали происхождение нынешних частей света из единого континента, создание всей земли из огня и водного потока, первоначально заливавшего землю. Версия о цивилизационном приоритете севера – в силу тектонических и иных причин – ныне тоже разрабатывается достаточно убедительно. Так в античных данных представлены реальные научные допущения.
По убеждениям северных мудрецов,  Северная страна (Скифия) раньше других смирила испепеляющую жару холодами, а скифские горы (Рипы, Рыбы) быстрее освободились от воды. Вывод ясен: «Тем раньше начала она производить живые существа». Скифы заметили, что обильное течение их рек переполняет  Меотиду (Азовское море), затем наполняет  Понтийское (Черное) и Египетское (Средиземное) моря.. Египет не спасали и не спасают от напора северных рек плотины и каналы. Но царские плотины и иловые наносы Нила и образовали Египет. «Такими доказательствами скифы одержали верх над египтянами и всегда казались народом более древнего происхождения»  (Вестник древней истории: ВДИ. 1949. № 1. С.249).
Орудия труда, жилища и языки на землях Скифии развивались сотни тысяч лет. Элементы письменности — если начинать с орнаментов - десятки тысячелетий. Поэтому какие-то доли истины в античных спорах северян и южан есть. Библия определяет исходной зоной человечества Араратские горы, Кавказ. За них, вероятно, ушел Каин и построил в земле Норд (Нод: оборот: Дон) первый город планеты —  Енох  (Еног, Гелон у Геродота?). Каин – пращур летописного Кия и нарцев-строителей, якобы построивших Новгород у Ильменя еще до хождений Андрея Первозванного (так утверждают летописи; по легендам о Словене и Русе, Словенск – будущий Новгород – построен около 2395 г. до н.э.).   От потомков Каина пошли «живущие в шатрах со стадами», играющие на гуслях и свирели, кузнецы всяких орудий из меди и железа. Если частью верить этим библейским намекам, то северяне задавали тон в скотоводстве, изготовлении музыкальных инструментов, в кузнечном деле тысячи лет.
 Из сынов Ноя – он противостоял наследникам Каина, уничтоженным потопом -   первым назывался  Иафет  (Иапет, отец  Прометея), у которого сыновьями были Гомер (киммериец),  Магог  (Гог, владыка севера; позже «князь Роша : Рос»),  Мадай ( Мадий, такое имя имел выдающийся скифский царь-полководец VII в. до н. э .)...  Можно с этими версиями спорить, но преступно их замалчивать или игнорировать. Ведь в таких античных версиях и данных могли как-то отразиться реальные рассуждения северных и южных мудрецов 1У- Ш тыс. до н. э. о глубинах происхождения и памяти своих народов. Здесь и представления о природно-климатических условиях, первоначально определявших экономику наших древнейших пращуров-земляков.
 Рипы (Рифы)
Их тысячи лет назад называли и Рипеи, Рифеи и тому подобное. Это особая святыня древнейших восточных европейцев,  росов-русов. Ныне - Русские возвышенности Русской равнины, дающие начало крупным рекам: Неману (античному Крону), Днепру  (Борисфену),  Двине  (Рее, Рубону,  Рудону), Дону  (Танаису) и  Ра (Итиль, Волге). Они воспринимались задолго до нашей эры как те горы, что и способствовали появлению людей в Скифии раньше, чем в Египте. У верховий этих рек немало археологических памятников эпохи палеолита, связанных с движением к производящей экономике, хотя бы в сфере строительства жилищ (землянок, полуземлянок, шалашей, «юрт»). Они показывают достаточно высокий уровень развития окрестных жителей 20-30 тыс. лет назад. Фигурки женщин-рожениц, разнообразные орудия труда и оружие, сложные (могильные) погребальные обряды. Обо всем этом надо знать твердо.
Знаменитый Аристотель, учитель Александра Македонского, в IV в. до н.э. отмечал: «... Под самым севером, выше крайних пределов Скифии, находятся так называемые Рипы , о величии которых передаются очень баснословные рассказы. Оттуда, говорят, текут очень многие и притом самые огромные из других рек после Истра (Дуная, он считался южным рубежом Скифии )...» Эти данные находили десятки других античных подтверждений, включая карты географа  Птолемея. По Библии,  Рифат — сын Гомера, брат Скифа. Рифат – популярное имя у тюрков, которые тесно взаимодействовали с семитами в раннесредневековой Хазарии (там жили и активные авторы популярного ныне полного свода Библии).
Рипы (Рифы,  Рефеи,  Рипеи и т.п.) —  доиндоевропейский и  протославянский Олимп, близкий к эпосу соседних народов. Отсюда начинался «ропот», увлекавший  полиэтничные северные дружины на покорение дальних стран. Об эти Рифы не раз разбивались армады  разных завоевателей. Сюда с победами или бедами возвращались или приходили многие тысячи людей. Молились Рее и Крону,  Перуну и  Велесу, Борею и  Орифии (амозонке, жене Борея), иным богам и героям. Межплеменные культовые центры могли получать и название Ильмени («божьи мужи »). Обо всем этом в науке усиливаются жаркие споры.
Скифы с близкими им амазонками  (поляницами) и «фраками»  (братами) до пращуров греков считались самыми способными к власти и «обладавшими наибольшим могуществом народами». Они господствовали над всей Европой и заметной частью Азии. Но удача от них отвернулась. И авторы еще до Аристотеля доказывали, что в сражении с предками греков скифы-исполины из округи  Рип «погибли, подобно тому, как если бы воевали со всем человечеством»  (ВДИ. 1947. № 2.  С.302, 316 и др.). Многотысячелетняя история доказывает, что у северных скифов большие ресурсы самовозрождения. И об этом никому и никогда не стоит забывать. Россияне и все желающие знать полную историю России не вправе забывать и о  Рипах (Рифах), игравших важнейшую роль в хозяйственно-политической жизни державы. И ныне в этой округе развиваются Москва, Санкт-Петербург, другие крупные города, активно определяющие экономику нашей державы.
Внуки Зевса
Экономический смысл частично имеют многие античные легенды, посвященные происхождению пращуров-земляков нынешних россиян.
Эпос — концентрированная многотысячелетняя память. Почти все боги славян — дети  Сварога  (Сварожичи), «сварганившего» (сотворившего) всю Вселенную и ставшего ее владыкой. В других религиях он —  Пантократор, Саваоф, Яхве... Сыном Сварога признавался бог солнца  Дажьбог  (Тейшеба, Митра), а  словено-русы — если верить эпосу —  «дажьбоговы внуки». Но надо знать и более ранние записи мифов наших пращуров, античных народов Скифии.
Геродот более 24 веков назад привел скифскую легенду о том, что основные народы Скифии произошли от  Таргитая  (Тархунта: Перуна?; «тарговца» типа Тота-Гермеса) — сына Зевса и дочери  Борисфена (Днепра; русалки). Сам  Таргитай имел трех сыновей —  Липоксая,  Арпоксая и  Колоксая («ксай» – князь, царь, «сиятельный»). Семья дала первых жителей «этой необитаемой тогда страны». Слово  «ксай» все чаще связывают с  праславянским «князь». В царствование трех братьев с неба, не без ведома дедушки Зевса, упали на Скифскую землю золотые предметы: плуг, ярмо, секира (топор), чаша (котел) и – иногда добавляют – наконечники стрел или копий. Они были так горячи, что старшие братья ими овладеть не смогли. Лишь перед  Колоксаем пламя погасло, и «он отнес золото к себе в дом». Победил огонь — значит, праведен, как считалось в древности (отсюда и перо жар-птицы, купания в чанах с кипятком и т.п.). Старшие согласились отдать царство младшему. От Липоксая, которого ученые связывают и с округой гор Рип (Лип; чередования «р:л»), пошли скифы —  ав-хаты  ( святые «хатты», пращуры хатов-хеттов, создавших около 4 тыс. лет назад державу на землях нынешней Турции). От  Арпа-князя —  кати-ары ( хеты-арии, геты) и  трас-пии (жители Трои). От князя («сиятельного») Кола, ставшего царем — пара-латы (бары, бояре-«ладные», властвующие). Всех этих скифов стали называть  сколотами — царскими (но у римлян «склавы» стали означать рабов). Рождение братьев и царствование Таргитая относили к 1514— 1512  гг. до н.э. Якобы Таргитай правил ровно за тысячу лет до вторжения в Скифию полчищ  Дария I. Почти в ту пору  Тархунт  (Перун) известен хеттам, а позже этрускам. Лип,  Арп, Кол, как позже Пал и  Пап, — наши  «ксаи» (цари), пращуры-земляки. И их символы – подарки Зевса – подчеркивают развитый характер экономики Сколотии до четырех тысяч лет назад. Скифский царь Линх (Лис) признавался по другой легенде одним из родоначальников земледелия, противостоявшим самой Деметре.
Трактовке этого скифского «рассказа» посвящены горы публикаций. Доминируют индоиранские пояснения, в пользу и индоиранской экономики. Но могут видеть в этих братьях и народах своих пращуров славяне и  балты, германцы и  финно-угры, тюрки и другие этносы России. Археология показывает, что относительно необитаемой округа верховий Днепра и Дона была десятки тысячелетий назад. Отступление ледника несло 10 – 12 тысяч лет назад и сюда жизнь, а вскоре на землях Каина (Кия) возникают древнейшие города, развиваются производящие формы хозяйства.
Сколоты у византийцев стали «склавинами» (сакалиб у арабов) — славянами. Кол (вероятный земляк Каина и Енога) мог  стать летописным Кием. Другие братья —  Щеком и  Хоривом. Появилась и сестра их  Лыбедь (с именем, созвучным Липоксаю).  Паралаты, вероятно, превращались в полян («боляр» у Борисфена). О родстве наших пращуров-земляков с Зевсом наука и мы почти забыли. А ведь эти земляки имели достаточно высокий уровень развития экономики. Города в округе реки Рось около 4 тысяч лет назад достигали площади в сотни гектаров, имели более тысячи зданий (иногда двухэтажных) и тысячи жителей. Население сочетало скотоводство и земледелие. А уровень хозяйства в целом указывал на наличие государственности.
Сыны Геракла
Давно в науке существует версия, что при распространении христианства церковники заменили образом Георгия Победоносца очень популярный у античных народов образ Геракла, который тоже считался родоначальником, родичем или покровителем северян.
 Скифы сами себя вели от Зевса, но древние греки считали их потомками Геракла. Со времен палеолита по степям севернее Черного моря шли пути кочевников из Азии на край Европы и обратно – на это указывают, например, памятники мадленской культуры. На острове  Эрифия у западного края Европы (в округе  Гадир) жил великан  Герион  (Горыныч), у которого Геракл угнал быков. Герой вскоре попал в необитаемую еще страну, что позже заняли скифы. Склоняли ко сну усталость, непогода, холод. Закутавшись в свиную шкуру, Геракл заснул, а его упряжные кони, отпущенные пастись, пропали.
Гераклу после пробуждения пришлось исходить всю страну в поисках коней (кое-где даже оставил след своей гигантской ступни на камнях). Наконец, прибыл в землю  Гилея («Лесная»: одно из ранних названий части Скифии). Там встретил полудеву-полузмею — Ехидну (или «русалку»). «Дева» согласилась, за страстную любовь, вернуть Гераклу коней. Герой вынужден  был жениться «гражданским браком». От брака родилось трое сыновей:  Агафирс,  Гелон (имя по созвучию иногда связывают с Ильменем и  Шелонью) и Скиф. Ехидна одна владела страной и спросила, не отослать ли сыновей в Грецию, когда они подрастут. Геракл же рекомендовал ей устроить дома состязание среди  сыновей по натягиванию богатырского лука и опоясыванию «толстокожим» богатырским поясом (с золотой чашей на застежке). Победил младший — Скиф, от которого и пошли все скифские цари. Гелон («холод», «голь» – бедняк, неимущий) вынужден был селиться севернее, Агафирс — западнее, в округе Карпат и у низовий Дуная. Агафирсы считались зажиточным народом, любящим золотые украшения (связывают с пращурами балтов, молдаван, румын, цыган и т.п.). Эта греческая легенда известна в записях тоже более 24 веков назад. Она также имеет множество трактовок.
Появление луков и стрел ученые нередко относят ко временам мезолита. По мифам, Геракла даже обучил стрельбе из лука скиф (или один из пращуров скифов)  Тевтар. Из лука отец Скифа и убил Орла, терзавшего Прометея. Золотая чаша у пояса появилась много позже. Но в целом легенда отражает более глубокий пласт истории, идущий почти от ледниковой поры. Или от времен начального скотоводства, быка  Рудры, экономики той поры.
«Тройку» внуков Зевса или  сыновей Геракла, известных задолго до нашей эры, средневековый эпос заменял «тройкой Кия» или наиболее популярных русских богатырей, «тройками» героев эпоса многих народов России. Но история не дает россиянам права забывать о первых составах «трех богатырей», указанных письменными источниками в античное время. Внуки Зевса символизировали славу скифских земледельцев и скотоводов (как позже Святогор, Микула Селянинович, Илья Муромец) , а сыны Геракла — олицетворяют первых защитников Родины, ее  экономических богатств.
Села словено-русов
Города «городили» - понятно - не только потомки Каина( Кия) и Хора(Хорса; Хорива), Словена и Руса, Пала и Напа, но и эпических героев многих других народов. Важным в любой экономической истории является процесс «оседания», закрепления этноса за определенной экологической нишей, удобной для долговременной жизни. Здесь без достижений комплекса наук не обойтись. Надо учитывать многое.
После возвращения России к рыночной экономике в результате текущих реформ говорить об ориентирах «христова социализма» почти не принято. Смолкли рассуждения о закономерностях смены общественно-экономических формаций, хотя укрупненные стадийно-формационные подходы к общей перспективе экономического развития общества имеют свои преимущества (см.: Теории стадийного развития общества /Илюшечкин В.П. - М.:Вост.лит.,1996. - 406 с.; и др.).
Традиционные курсы “История экономики”, “Экономика”, “Экономика строительства”, “Экономика сельского хозяйства” и подобные уделяют немало внимания ретроспективе систем расселения, начиная со стран Древнего Востока (куда индоевропейцы выходили с III тыс. до н.э.) и с античных времен. Соответствующие системы расселения закрепляли азиатский способ производства и античное рабство, влияли и на древнюю экономику нашей страны. Общеизвестна определенная эффективность средневековой системы расселения на Руси VIII - XV вв., позволившей и отечественной экономике достичь достаточно высоких рубежей развития. Это, например, убедительно доказывают   работы новгородской школы археологов во главе с академиком В.Л.Яниным. Мне довелось обосновать свои   подходы в ряде изданий, например, и в менее известных исследователям сборниках “Сто новгородских сел”, “Русь до Руси”, “Энциклопедия Новгородской области”,  включая выпуск “Пра-Ганза”. Здесь особое внимание уделено досредневековому развитию отечественной экономики, прежде всего в округе Приозовья - туда по Дону, Северному  Донцу и Кубани свозили хлеб и другие товары с большой округи задолго до нашей эры. Здесь свои монеты чеканились с VI - V вв. до н.э (их найдены сотни), хотя бы с той поры реально развивались и отечественные товарно-денежные, рыночные отношения. Янтарные, хлебные, керамические и другие следы тех отношений достигают округи Приильменья и иных мест расселения, доживающих до средневековой Руси и нынешней России. Задолго до нашей эры Приазовье имело и свои градации таможенных пошлин.
До систем расселения с включением “городов” экономика неизбежно определялась “чисто сельскими “ системами расселения, когда и Россия - образно говоря - по многовековой традиции, все еще трактуется как “большая деревня”, включая и соответствующую экономическую ментальность.
В экономических работах нет необходимости заниматься лингвистикой, но и не стоит принимать на веру всего одну из ряда версий языковедов. Так при доминирующих пояснениях происхождения слов “село” и “деревня” надо будет признать, что до средних веков на землях будущей России своих сел и деревень как бы не существовало. Археологам же известны сотни и тысячи аграрных населенных пунктов наших пращуров, даже “допотопных”. Нередко они располагались в округе или на землях многих  будущих городов.
Так на территории будущей Москвы с X - VI вв. до н.э. складывалось несколько десятков селений знаменитой дьяковской культуры, развивающейся на землях от Волхова до низовий Оки. Здесь прослеживается археологические слои вплоть до летописного времени. Одни считают дьяковцев предками славян, другие - финно-угров, третьи проводят иные версии. Но в любом случае - это пращуры-земляки будущих россиян, конкретно именно москвичей и жителей области. И аграрный характер дьяковский поселений очевиден. Мотыги, серпы, гарпуны, сети, стрелы. Селения дьяковцев обычно включали несколько крупных домов северного типа, хозяйственные постройки. Они чаще являлись “городищами” - укреплениями на береговых холмах, окруженных валами и рвами. В начале нашей эры появляются и открытые поселения - “селища”. Наряду с избами жилищами служат прямоугольные (иногда круглые) полуземлянки. Песты-терочники, костяные стрелы, элементы орнаментов, характер ряда жилищ и другие черты сближают дьяковцев с населением древнейших Костенок у Дона и подобных селений, существовавших 20 – 30 тысяч лет назад. Своих умерших дьяковцы сжигали, что тысячи лет  характерно для индоевропейцев, включая и славян. Немало аналогов этим культурам в округе будущего Санкт-Петербурга, ряда других городов России.
Скотоводство, мотыжное земледелие, охота, рыболовство и собирательство не менее четырех тысяч лет  оказывались и основными занятиями жителей на территории будущего Нечерноземья. Активно развивалось керамическое ремесло. Орудия труда и украшения со временем делались из бронзы и железа. Подобные селения и занятия жителей можно было встретить от Балтики до Тихого океана и от Белого моря до Черного. Число таких досредневековых российских сел и деревень можно определить в несколько тысяч. Нередко многие селения на века запускались (даже зарастали лесом), но со временем вновь возрождались. Так складывались сравнительно устойчивые системы аграрного расселения, оптимально использующие на уровне своего времени природные ресурсы. Но крупных населенных пунктов с числом жителей более 500 человек (реальных сел) тогда было очень мало, а под «селами» того времени подразумеваются все сельские населенные пункты (как в широком смысле их нередко называют «селами» и ныне: «социальное развитие села», «проблемы села» и т.п.).
Население даже палеолитических сел (стоянок) активно занималось потребляющим сельским хозяйством, связанными с ним ремеслами - строительством жилищ, обустройством под жилища природных укрытий, шитьем одежд, выделкой шкур, изготовлением орудий труда и украшений, приготовлением пищи, поддержанием огня, сохранением запасов. Делались шаги к производящему сельскому хозяйству.  Отслеживались устойчиво продуктивные угодья с ягодами, грибами,  кореньями, орехами, злаками. Контролировались места обитания промысловых животных и птиц, обычно не допускалось их чрезмерное уничтожение. По современным данным, первые попытки окультуривания зерновых у Нила были 18 -20 тыс. лет назад, так что египтяне имели некоторые цивилизационные преимущества перед скифами.
Число всех населенных пунктов на планете 20 - 25 тыс. лет назад оценивается до 3 - 40 тысяч, а население в них в совокупности могло достигать от 200 тыс. до 4 млн. человек (очень влияли на популяции людей природные беды). Крайне условно можно определить мировой ВВП той поры, позднего палеолита,  в 80 - 120 млн. долл. (в сотни тысяч раз меньше современного, хотя число людей на планете за этот период увеличилось лишь в тысячу раз). Понятно, такие подсчеты (см. таблицы в конце статьи) имеют слишком ориентировочный характер, так как до сих пор нет общепризнанных методик учета всех сельских населенных пунктов и их жителей. Но при составлении всевозможных динамик и эти ориентиры важны. Ориентировочна и нынешняя статистика населенных пунктов.
Например, в США “официально зарегистрированные” сельские поселения охватывают около четверти сельских жителей. Жители остальных ферм и подобных поселков учитываются в целом по территориальным единицам. Аналогичные порядки и во многих других странах, тем более - густонаселенных. Отдельные фермы, поместья, все поселения учитываются как одно целое (в составе коммун во Франции и Бельгии; общин в Германии и в ряде других стран). Все более актуально и для аграрного сектора (далее: агросектора) понятие агломерация - совокупность близкорасположенных населенных пунктов, обретающих и многофункциональное экономическое единство.  Ориентировочно на планете ныне от 30 до 85 млн. населенных пунктов, из них около миллиона приходится на страны СНГ, в основном в границах бывшего СССР. Россия имеет до 0,7 млн. сельских селений разного типа ,но в официальную статистику попадает менее 0,2 млн.(остальные существуют менее десятилетия, нередко сезонно; не фиксируются переписями и т.п.), а ныне даже менее 150 тыс.  населенных пунктов (перепись 2002 года даст более точные цифры).
Проблема влияния традиционного расселения на развитие всей экономики, особенно аграрной, можно рассматривать с разных позиций, начиная и с позиций теории и практики размещения производительных сил. В идеале любое агроселение должно быть наиболее выгодным местом для ведения эффективного сельского хозяйства, получения от него максимальной прибыли. При таком подходе обычно более выгодны природные селения у больших городов, создающих емкий и устойчивый рынок для аграрной продукции.
Уже около тысячи лет назад по этому принципу по сути складывались и селения вокруг Новгорода Великого, в знаменитых новгородских погостах и пятинах. Погосты (античные «пагусы: паги», отсюда «ареапаг») - как места общих собраний и советов старейшин,  сбора дани, торговых рядков, княжеского суда, языческих и позже христианских храмов - формируются на Руси в раннее средневековье, но наследуют традиции административно-территориальных делений античности, хотя бы периода 30 – 25 веков назад. Как и в ведущих странах древнего мира на южных землях будущей России (тогда - Скифии) существовали “номы” (округа), где нередко действовали и свои  устные “номос” («умы», законы). Центрами “номов” (развивавшихся по «уму») оказывались сравнительно небольшие крепости, “города” (на их местах ныне археологи исследуют “городища”). С ними связана дошедшая до нашего времени пословица “каждый город имеет свой норов”, где под “норовом” частью надо понимать и античные “законы” (номосы).
Вероятно, погосты у Дона, Днепра, Волги, Ловати,  Волхова и ряда других рек складывались задолго до нашей эры, входили в административно-территориальную систему Скифии Великой. Эта система с веками реформировалась, иногда в связи с обезлюдиванием на больших территориях надолго исчезала. И новым правителям через несколько веков приходилось восстанавливать ее. Примерно с VIII века нашей эры погосты у Ловати и Волхова восстановил новгородский князь Бравлин (Буревой эпоса), это погосты как важные ориентиры на “пути из варяг в греки” использовали викинги, византийцы и арабы. Погосты определялись  варягами для сбора дани, затем поддерживались Гостомыслом (сыном Буревоя), его внуком Рюриком и князем Олегом (наставником Игоря, сына Рюрика).
Княгиня Ольга около 947 г. провела реформу административно-территориального правления на значительной части земель Руси. Погосты и места сбора даней, в частности,   были определены у рек Мсты и Луги. Они надолго определили развитие местных систем сел. Знамения – знаки княжеской власти – были поставлены Ольгой по всей Руси. А княжеские сани, на которых княгиня ( знакомая с самим императором Византии) объезжала свои владения, века два хранились как святыня во Пскове. Ольга не была проводником идеи усиления государственной экономики, не имела экономических мыслей ?!
Центры погостов - как агроэкономические узлы - содействовали росту экономических связей десятков окрестных селений. Во второй половине средних веков две трети этих селений по сути были “фермами” (а домохозяева : фермерами) - имели всего один-два двора. На территории современной Новгородской области учитывалось, примерно,  до 12 тыс. сельских селений на период около  1500 г.  К началу ХХ века их осталось уже до 7,5 тыс., а ныне фиксируется до 4 тыс., из них лишь до 1,5 тыс. имеют постоянное население (жители на три четверти в небольших деревнях пенсионеры). Подобная тенденция прослеживается по многим сельским регионам России, да и почти всех стран мира.
Сложившаяся к 1500 г. агроэкономическая система расселения на Новгородской земле (нынешние Новгородская, Ленинградская, частью Псковская, Тверская, Вологодская области и некоторые другие субъекты РФ) оказывалась сравнительно доходной. Доходы от основных хлебов - озимых и яровых - в конце XV в. составляли около двух третей всех доходов крестьянского двора (в начале ХХ в. даже с учетом картофеля, гречки и гороха - менее трети). Остальная треть шла от животноводства и технических культур (лен, конопля и т.д.), лесного и рыбного промысла. Без этой “диверсификационной трети” (разнообразия промыслов)  большинство крестьян существовать не могло. Сравнительно устойчиво по зерну крестьяне себя чувствовали при урожае сам-5 (пять центнеров на центнер высева), до 12 - 15 центнеров с гектара.
Западные регионы, торговавшие и с Прибалтикой, были более выгодны. Наибольший доход получали оброчные крестьяне Шелонской пятины (от Ловати до низовий Луги): около 350 денег на двор в год (в Деревской,. от Мсты до Ловати - 150 денег). Потребление и повинности отнимали у шелонских оброчников до 270 денег. Но на оставшиеся они покупали на рынках сошники, топоры, соль и другие необходимые товары. Жить было можно.
Умение многих крестьян “срубить дом и двор” позволяло им не держаться за одно место. Они охотно переходили в западные волостки, где повинности были меньше и доходы относительно больше . На двор в Шелонской пятине в среднем выходило уже две лошади.
Обычно зажиточные и сравнительно эффективно работающие крестьяне стремились к совместному проживанию, к росту деревень. Если в целом на Новгородской земле каждое третье селение было однодворным и примерно каждое третье - двухдворным, то в Новгородском уезде Шелонской пятины (Поозерья и верховья Луги) однодворным оказывалось одно из девяти и двухдворным - одно из шести. Здесь до пятой части деревень уже имели число дворов в 10 и более. А около 40 деревень достигали 20 -55 дворов (это были реальные средневековые села, хотя по числу жителей они и не достигают ориентировочных критериев современных сел - более 500 человек на селение). При среднем урожае сам-3,5 новгородские крестьяне мало уступали западноевропейским, где средний урожай доходил до сам-4,3. Крестьяне устойчиво кормили себя и города Новгородской земли, помогали и дальним землям, а оттуда на местные рынки тоже приходили сельхозтовары. Лишь в очень неурожайные годы обращались за иноземной помощью.
Древнейшие типы селений - уровня Костенок (25 тыс. лет назад)  - иногда квалифицируются “лишь как территориальные объединения постоянных жилищ, исторически первый тип совместного поселения людей, возникший с переходом от охоты-собирательства к началам земледелия и животноводства, от бродячей жизни к оседлости”(/БСЭ. 3-е изд. Т.8.С.III). Любые “территориальные объединения постоянных жилищ” (в Костенках жилища находились на площади до 90 га)  неизбежно и десятки тысяч лет назад обретали хозяйственные, экономические связи. Это подтверждают схожие черты археологических культур, охватывающих огромные территории. Иногда от нынешней  Германии через Россию в округу Каспия и Урала. Или от верховий  Дона через Кавказ до верховий Нила. Наконечники копий из камня, другие находки свидетельствуют о такой схожести. Для контроля за огромными и труднообживаемыми просторами - тундры, пустыни, горы - оказывались эффективными редкоочаговые селения. Лесные зоны чаще рождали гнезда селений. Земледельческие полосы, степи закрепляли “скученные” системы расселения, где чаще возникали сравнительно крупные села. Традициям формирования таких систем расселения, включая системы сел, многие тысячи лет.
По мере появления городов властвующие в обществе группы переселялись в города или их ближайшие предместья. Возникающие государства больше выражали политику городов и обычно выживали за счет усиления эксплуатации сельского населения, жителей сел и деревень. Реальное и многообразное неравенство города и деревни в сфере экономики не исчезает нигде и никогда. Богатые страны лишь в силах не доводить это неравенство до острой противоположности, чреватой мощными социальными взрывами.
Ладья
Слово это русское, как бы и память о боге Ладе — творце «ладей». Лад был Хорош, близок талантливому Хорсу.
Одна из самых лучших в числе древнейших сохранившихся ладей — погребальная Хеопса  (ок.ХХУ1 в. до н.э.) — судно из прочнейшего кедра, которому более четырех с половиной тысяч лет. Длиной оно было 43 и шириной почти 6 метров, с глубиной от палубы до днища 2 метра. Два рулевых весла. Пять пар весел — длиной до 8 метров. А рельеф на гробнице в  Гизе уже 44 века назад показывал и судно с парусом. Египетские ладьи строились из ливанских кедров — это хотя бы несколько сотен километров севернее дельты Нила. Вероятно участие в таком строительстве северян.
По египетским изображениям, суда возводились при участии европеоидов и включали европеоидов в экипажи. Многие европейские народы (греки, итальянцы, испанцы, французы, германцы и т.п.) справедливо ищут здесь своих пращуров. Только не стоит забывать, что народы Восточной Европы были к Египту много ближе. Со скифами египтяне спорили о большей древности и проиграли. Путь от низовий Дона до низовий Нила морем при попутном ветре занимал не более месяца.
Примерный тип «ладьи Хеопса» был любим северянами тысячи лет. Популярнее и удобнее признавались суда даже меньших размеров. Их северные  причерноморцы еще до нашей эры называли  «камарами» (малыми, но досаждающими врагам). Донские и днепровские казаки использовали подобные ладьи.
Сенусерт
Геродот и другие авторы называли этого египетского фараона  Сесострисом  (Сезострисом). Он первым прошел по материку, переправился из Азии в Европу, «покорил скифов и фракийцев», оставил в Колхиде часть своих войск. Фараоны  Сенусерты I — III правили в 1970 — 1849 гг. до н.э. Хотя бы до Сирии, где были форпосты скифов, кто-то из них доходил. Все больше появляется фактов и в пользу более северных походов египтян.  Сесострис «заставил множество приведенных с собою пленников работать»: перетаскивать огромные камни для святилищ, рыть каналы по всей стране. Этим  гиг-антам были по силам мегалиты.
В связи с натиском войск Нина и  Сесостриса в Скифии произошли какие-то события, в результате которых в Южное Причерноморье (округа будущей  Синопы) переселились дружины молодых скифов  Плина и  Сколопита, вместе с семьями. Помпе и  Трог. и  Юстин в I — III вв. н.э. рассказывали об этом так:
«Азия платила им (скифам) дань в течение 1500 лет; конец уплате дани положил ассирийский царь Нин... В это время двое скифских юношей из царского рода,  Плин и  Сколопит, изгнанные из отечества происками вельмож, увлекли за собой множество молодежи, поселились на  каппадокийском берегу у реки  Термодонта и заняли соседнюю (равнину )...»  (ВДИ. 1949. № 1.  С.251).
Они много лет грабили соседние народы — и мужчины были убиты, а женщины превратились в амазонок. Из этого рода была  Орития, ставшая женой бога северного ветра Борея. В борьбе против Афин амазонкам помогали дружины  Панасагора, сына скифского царя  Сагила. После  Оритии царствовала  Пентесилия, прославившаяся в Троянской войне.
Во времена Плина и Сколопита в  Каппадокии появляются  хеты, которыми правили царь  Питхан и его сын  Анитта. Земли Плина фигурируют в  Хеттии, как «страна Каска» (Га-га;   Кав-каз). «Каски»  (протоказаки; чеченское  «гасхи» — русские) часто досаждали правителям Хеттии. И весь этот  этно-политический механизм в немалой степени приведен в движение походом Сесостриса, одного из египетских  Сенусертов. Это имена и события истории Скифии, будущей России. Их необходимо знать, о них надо помнить. Подобного почти все страны Европы еще не ведали. А экономика Скифии уже давала основу для мощной государственности, проявлявшей себя и вдали от родной земли.
 Хурриты
Обычно их считают древними кавказцами, близкими народам нынешних Чечни и Дагестана. Но ведут от  куро-араксской культуры энеолита, откуда якобы происходили и пращуры Пала и  Напа. Культура находит отзвуки в  энеолитических культурах Сирии и Палестины, где часть  хурритов подвергалась  семитизации. Хурриты в III — II тыс. до н.э. имели несколько видов письменности — от иероглифов, клинописи до квазиалфавитов. Позже этот язык продолжали  урарты, имевшие с  хурритами до четверти общих слов. Для хурритов было характерным широкое использование суффиксов, чем — в частности — страдает и нынешний русский. Связей хурритов и пращуров  русов выявляется очень много.
 Название языка и страны взяли из хеттских текстов. Там  хур-ритские части обычно начинаются так: «певец из страны  Хурри поет...» или «певец поет такое  «хурлили»...  » Это напоминает ироничное  «ай-люли» в русских диалектах.  Хурриты носили имена типа  Урхи-Тещуб или  Шарри-Кушух. Первый, вступив на хеттский престол, получил тронное имя  Мурсили III (1296 — 1289). Хурриты в XVI — XIII вв. до н.э. развивали мощное государство  Митанни (будущее Урарту), считавшее себя равным Египту и Ассирии. Здесь явно проявляли себя потомки  Плина и  Сколопита, Оритии и  Сагила,  Панасагора и других видных скифов.  Хурритс-кий язык Митанни включал немало индоевропейских слов, например,  «вартана» (вертка, поворот), «три» (три),  «панса» (пять),  «сат-та» (семь) и других. Примеров — сотни.
Из округи  Миттани около 1700г. до н.э. в Египет прорвались  «гиг-сосы» (цари пастухов). Среди них были  хурриты и семиты. Они завоевали Египет и сделали своей столицей  Аварис в низовьях Нила (позже культ волхва  Абариса известен у скифов). В большой округе получил известность их царь  Хиан  (Киан, еще один Каин-Кий). Они впервые ввели в Египте коневодство и колесницы, упростили письменность, создав алфавитное письмо. Обратно на север их вытеснил фараон  Яхмос I (Яхве, 1584 —1559), взявший Аварис. Чуть позже на севере и проявляет себя Митанни. При всех спорах и уточнениях хотя бы эту линию фактов целесообразно знать. По облику многие  хурриты явно не отличались от нынешних россиян.  «Гигом»  (Гогом) обобщенно называет царей севера и Библия. Вероятны и связи  хурритов с пращурами  финно-угров, тюрков, других народов России. Хур-кур, как и гиг – глава, вершина, «курень» власти.
Пеласги
 «Пела-сги» (морем рожденные) — «филистимляне» Библии. По изображениям XIII — XII вв. до н.э., это высокие и стройные люди, напоминающие античных греков. Они кочевали по морю и земле, как многие народы в ту пору. Эрих  Церен в «Библейских холмах»  (М. 1986, с.274) на основе научных данных заметил:
«По-видимому, филистимляне принадлежали к кочевым народам, проникшим из глубинных областей Балканского полуострова, Средней и Восточной Европы на иллирийские и греческие земли».
Еще в прошлом веке российские ученые указывали на близость пеласгов и активных групп  праславян. Археологи отмечают перемещение культур от низовий Дуная в округу Трои и далее на юг. Эта волна переселений следует за натиском Таная. Переселенцы  дают свое имя Палестине, где они активно взаимодействовали с семитами-язычниками, противостоявшими натиску последователей Моисея. Близкие пеласгам  тирсены ушли в округу Италии и стали  «эт-русками» (самоназвание  «расна»:  рашен).
Иисус  Навин не трогал земли филистимлян между Египтом и Израилем. Одним из центром филистимлян  был  Мегиддон западнее  Таанака. А восточнее — Бет-Сан  (Скифополь), где христианские авторы первых веков нашей эры указывали появление скифов во времена Моисея и Иисуса  Навина.  Филистимлянские красавицы, особенно  Далила, увлекали библейского Самсона (иудейского Геракла). В борьбе с филистимлянами рождалось и укреплялось государство Израиль. С пеласгами взаимодействовали «чекеры»  (чекать — рубить), давшие начало  исаврам — интернациональным разбойникам. Из «пеласгов», как народов моря, происходили «шерданы» («сердечные», оставившие свое имя в Сардах и Сардинии). И «шекелы» (для кого «шакалы», а для кого «соколы», о них напоминает Сицилия). Корши («коршуны» или почитатели Хорса) якобы оставили свое имя Корсике, но тоже шли морем с Востока.
Пеласги были европеоидами-индоевропейцами, поэтому в них могут видеть один из своих древних корней многие европейские народы, включая и россиян. Имена героев эпохи филистимлян оказались достаточно популярны в средневековой Руси, активно используются и в нынешней России. Однозначные привязки пеласгов к исходу из одной страны или народа на современном уровне науки невозможны.
Скифополь
Это тоже округа нынешних Израиля и Палестины, Ливана... Тысячи лет проходившие из Скифии в сторону Египта дружины неизбежно создавали и поддерживали в Азии свои опорные пункты. Аврелий Августин,  Киприан и другие авторы IV — V вв. н.э., на основании иудейских данных, при анализе библейской «Книги Судей» доказывали, что колено  «Манассия не удержало имений  Бетсы  (Тебесеана), которые были заняты скифскими поселенцами»  (ВДИ. 1949. № 4.  С.250, 263). По Августину, Манассия не наследовал  «Бетсана, который есть город скифов» (Скифополь). В нынешний канонический текст Библии это важнейшее для отечественной истории уточнение не попало. Выходит, около XIII в. до н.э. округа южнее  Галилейского озера (с которым позже во многом связаны деяния Христа) была под контролем скифов, хотя  сюда и послал Иисус Навин половину колена, рода Манассия (Иисус Навин. 21:25,26,27). Это и земли библейских «филистимлян».
В округе озера проходила граница с Ассирией, где скифы выполняли роль стражи. Озерко выше по Иордану они назвали Хула.  Кроме  Беф-Сана и зависящих от него мест родам Манассия  формально принадлежали  Танаак (возможно, в память о  Танае;  Фаа-нах),  Дора,  Мегид-дон и другие пункты. Нынешний канон вместо «скифов» говорит о  «хананеях»: «Сыны  Манассиины не могли выгнать жителей городов сих, и  Хананеи остались жить в земле сей». Они имели железные колесницы, неохотно платили дань  израильтянам и создавали для них угрозы (17:1 — 18). Вероятно,   позже они поддержали филистимлян (пеласгов) в борьбе с царем  Саулом и вернулись сюда после казни  Саула около 1000 г. до н.э.  «В следующем слое, непосредственно над остатками города  Бет-Сана XI в. до н.э., лежали фундаменты греческого города  Скифополя, в котором жили, возможно, скифы из Южной России или с Балкан...»  (Церен  Э.Библейские холмы.  М., 1986,  С.276). Скифополь играл заметную роль в истории более тысячи лет, пал лишь под натиском первых волн ислама. Этот город — факт древнего прошлого и России, что надо навсегда осознать. Экономический уровень Скифополя и городов округи три тысячи лет назад – это уровень инициативных выходцев из Скифии, славных уже тогда уровнем своего мастерства во многих сферах, начиная с военной.
26 веков назад
Минула почти тысяча лет со времен наследников Зевса – Таргитая и его сыновей. Округу между Волгой и Доном до Кавказа во времена Асархаддона («царя-аса от Дона») контролировал, вероятно, скифский царский род  Ишпакая-Партатуа. Между Доном и Днепром властвовал  Спаргапиф — основатель рода будущих победителей  Дария I. А от Днепра до Дуная и Скифией в целом правил царь  Ари-ант. Чтобы узнать численность скифов, он под страхом смерти потребовал от каждого по бронзовому наконечнику стрелы. Из наконечников сделали бронзовую чашу с толщиной стенок в «шесть пальцев», вмещавшую 600 амфор жидкости (несколько кубометров, тонн). Это событие условно относят к 650 г. По подсчетам ученых, Скифию тогда населяли до 6 —13 млн. человек, способных держать в руках оружие — мужчин и женщин. Огромный сосуд, как памятник  Арианту и его державе, поместили у горького источника с привлекательным для славян названием  «Эк(о) сам пей!» Это название  было известно уже 25 веков назад «отцу истории» Геродоту. Акция  Арианта  была попыткой сплотить народы Скифии во имя какой-то единой политики, что проявила бы страну, как ведущую державу античного мира — еще до крупных успехов Персии и Греции. Такая политика во многом удалась.
Заметное участие Киммерии и Скифии во всемирной истории VII в. до н.э., во взаимодействиях Ассирии, Урарту, Мидии, Лидии, Вавилона и еще ряда государств — реальное достояние мировой исторической науки, где мифы уже уступают строгим и неопровержимым системам доказательств. Уточняются даты и варианты имен, детали событий, но не их суть. В этом веке рождаются видные скифские философы  Токсарис и  Анахарсис, первый из которых по возрасту мог быть  старше и  «первофилософа»  Фалеса, а второй почти до наших дней включался в число первых десяти философов античного мира, был хорошо известен Сократу и Платону, Аристотелю и другим мудрецам. И этих скифов тоже следует помнить. Они прославляли свою северную родину более 26 веков назад, во времена полумифических римских царей, в родословных которых есть и восточноевропейские корни. Археологических следов экономики той поры достаточно много во многих музеях, особенно южных регионов России.
Этот век до нашей эры входит в число нескольких, когда Скифия (затем Россия) оказывала наибольшее влияние на всемирную историю. Войска скифов от Дона помогали Урарту, где правил Руса III, и Мидии царя  Киак-сара (625 — 584; еще одного «царя Кия»), громить Ассирию. Но другие скифы фактически выступили в защиту ассирийцев, имевших многовековые связи с северянами. Около 612 г. до н.э. в Мидию у юга Каспия «вторглись огромные полчища скифов во главе с царем  Мадием, сыном  Прототея (женатого на ассирийской царевне). Мадьяры (венгры) считают Мадия одним из финно-угров, но мог происходить царь и из индоевропейцев, будущих Модестов и прочих людей с созвучными именами.  Скифы вытеснили киммерийцев из Европы и преследовали их в Азии, а «теперь вторглись в  Мидийскую землю». Путь от Азовского моря через Кавказ или вокруг Кавказа до Мидии занял два-три месяца. У низовий Куры или южнее «произошла битва мидян со скифами. Мидяне потерпели поражение, и их могущество  было сломлено. Скифы же распространили свое владычество по всей Азии». Египетский царь  Псамметих I (665 — 609) в округе Палестины дарами и просьбами склонил завоевателей не вторгаться в Египет.  «28 лет владычествовали скифы в Азии и своей наглостью и бесчинством привели все там в полное расстройство. Ведь, помимо того, что они собирали с каждого народа установленную дань, скифы еще разъезжали по стране и грабили все, что попадалось». Здесь есть некоторое лукавство. Так скифы явно мстили южанам за долговременные притеснения, нередкие сборы дани южными царями с северных народов.
Вероятно, «вавилонские скифы» (периода скифского господства над всей Азией) помогли Вавилону разгромить египтян в 605 г. в Сирии при  Кархемише, затем захватить и Палестину. Войска Навуходоносора в 601 г. подошли к границам Египта, позже грабили Аравию. Уже в 597 г. захватили Иерусалим и пленили более 3 тыс. иудеев. А в 587 г. вновь захватили восставший город и вывели в Вавилон (на земли нынешнего Ирака)  свыше 9 тыс. пленных. Среди них  был и будущий библейский пророк  Иезекииль, который оформил представления иудеев о могуществе северных воинов образом  Гога в земле  Магог, «князя  Роша» (Роса у  греков: не знали  «ш» и меняли на «с »), со Скифией. Византийцы по мере христианизации и называли Скифию  Росией. Этот сюжет для устойчивого запоминания надо повторять и повторять, чтобы противостоять диктату норманистских и прочих схожих теорий, лишающих россиян славных страниц реальной истории своих пращуров-земляков.
Если верить  Иезекиилю и подобным авторам, войска «князя Роша» включали «многие народы», потомков Гомера (киммерийцев) и  Фогармы ( будущих армян или хазар), персов, эфиопов, ливийцев (африканцев из древних индоевропейцев). Там были многие тысячи «коней и всадников, (много) всех в полном вооружении... . в бронях и со щитами , всех вооруженных мечами». Иудеи надеялись, что  со временем бог пошлет «огонь на землю Магог и на жителей островов, живущих беспечно». А полчища Гога , пришедшие «от краев севера», падут на горах Израиля. Семь лет луками , булавами , копьями , щитами и другим оружием дружин Гога жители городов Израиля мог ли бы топить свои очаги—древки шли вместо дров. Чем не сюжет экономики ?! Семь месяцев Израилю бы требовалось на похороны всех  северных воинов, на очистку от них  земли. Так иудеи надеялись , что «ограбят грабителей своих и оберут  обирателей своих» (лозунг в виде «Грабь награбленное!» использовали большевики). Допускалось поедание «мяса мужей сильных» вперемежку с баранами, ягнятами, козлами и тельцами. Так складывался библейский образ «скифской (русской) угрозы»  (ст-рашен). Он видоизменяется и умело используется врагами Скифии (России) тысячи лет. Каннибализм же «запуганных» очевиден – смешивать «мясо мужей сильных» с мясом скота…
Среди скифских наемников, бравших Иерусалим, возможно были  Самгар-Нево,  Нергал-Шарецер (известен и начальник магов-волхвов с таким именем), другие близкие вавилонскому царю лица. В эти годы в Афинах проявляют себя скифские философы  Токсарис и  Анахарсис  (Ана-Хорс), встречавшиеся с самим Солоном (638 — 559). Выходцы из Скифии заметны и в других странах.
Когда Мадий пошел на юг, царем Скифии остался  Спаргапиф или его сын Лик. Затем царствовал  Гнур («Хряк», сын Лика), отец  Анахарсиса и  достигшего власти  Савлия.  Анахарсис встречался с царем Лидии Крезом (560 — 546), писал ему письма. Скифский философ погиб у низовий Днепра , когда проводил тайное почитание Матери Богов  (Кибелы,  Купалы), а официально Скифия чтила  Гестию  (Табити), Зевса ( Папая),  Ареса (Марса) и подобных богов.  Анахарсиса убил из лука его брат, царь  Савлий (имя встречается в новгородских берестяных грамотах). Сын Савлия и племянник Анахарсиса — царь  Антир  (Ид-ант-ирс) разгромил на просторах Скифии полчища  Дария I. Многое о скифах той поры  рассказывают «отец истории» Геродот, другие древние авторы.
Возможно, в честь прадеда был назван  Спаргапис,  сын царицы  массаготов (массегетов)  Томирис, отвечавшей за границы Скифии у  Аракса. Масса-гетам и пришлось первыми показать укреплявшейся Персии силу державы «князя  Роша». По ряду версий лингвистов,  индоиранцы, близкие индоевропейцам, впервые уходили на юг вдоль Каспия в XXIII в. до н.э. Затем волны перемещений повторялись. Но скифский след в истории Персии почти не учитывается, хотя экономических и других взаимосвязей между мощнейшими державами древности было много. Сотни талантов (талант – мера денег, весом до двух пудов) золота, сотни мальчиков и девочек почти ежегодно шли от северян южным царям.
Северные силы, способствовавшие созданию Мидии (в память о мифической Медеи), привели и к формированию около 550 г. Персии (Парса, Фарса). Лидеры Персии нередко искали поддержку у народов, живших в округе Каспия и Приазовья. После покорения Вавилона Кир задумал подчинить  скифов-массагетов за рекой  Араксом, что иногда указывалась даже больше Истра. Соседями этого многочисленного и храброго народа считались жившие от Урала до Алтая  исседоны. Кир мнил себя сверхчеловеком, испытав успех во всех войнах, поэтому рискнул пойти на север — под предлогом сватовства на царице Томирис. Та быстро поняла, что он жаждет не ее, а «домогается царства  массагетов, и отказала ему».
Через Аракс персы навели понтонные мосты с боевыми башнями. Обманом войска Кира смогли пленить  Спаргаписа, сына Томирис, и его дружины. Но в решающей битве  массагеты во главе с царицей уничтожили около 200 тыс. врагов, исчерпав запас стрел и сражаясь врукопашную копьями и кинжалами. Томирис велела бросить голову убитого Кира в мешок с кровью, сказав:  «...Как и грозила тебе, напою тебя кровью». Это произошло в 530/529 г. И века два—до  времен Александра Македонского— крупных попыток прорваться в Скифию вдоль Каспия не  было. Образованные южные цари хотя бы  из книг пророков и Геродота знали о могуществе державы «князя Роша», явно имевшей и могучую экономику.
Если верить Библии, Кир говорил, что «все царства земли дал мне Господь, Бог небесный», якобы велевший ему с первых лет царствования и возродить храм в Иерусалиме. Кир неизбежно хотел подчинить Скифию и Вавилонию (где было немало скифских переселенцев) иудейской вере. Иудеи в то время переходили на службу и царям на Кавказе, от таких иудеев ведут и династию армяно-грузинских  Багаратов  (Баг-ратидов), ныне пытавшихся пробраться на русский престол (двух дородных женщин и упитанного подростка часто показывало телевидение, известное ориентацией своих пропагандистских усилий).
Даниил (Валтасар) на склоне своих дней добился провозглашения «третьим властелином в царстве», а в ту же самую ночь провозгласивший его реальный «Валтасар, царь Халдейский, был убит. И Дарий Мидянин принял царство, будучи 62 лет» (Дан.5:29-31). Этот царь тоже попал в библию за свои усилия во славу Яхве.
Якобы под влиянием пророка, Дарий написал всем народам, племенам и языкам, живущим на земле:«Мир вам да умножится! Мною дается повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели перед Богом  Данииловым, потому что Он есть Бог живой и  присносущий, и владычество Его несокрушимо, и царство Его бесконечно» (6:25 — 26).
Несокрушимо-бесконечное царство-владычество требовало подтверждений на практике. Дарий смог захватить земли от Индии до Египта, утвердился в Средней Азии, но атаковать Скифию по путям Кира уже не рисковал. Но как и Кир, Дарий пошел в поход на Скифию после покорения Вавилона, убийства царя Валтасара. По данным Геродота, Дарий пожелал «наказать скифов за вторжение в Мидию и за то, что скифы, победив своих противников-мидян, первыми нарушили мир». Мстил он и за унижение  Киаксара или убийство Кира, но — возможно — и за походы скифов на юг позже Кира.
Через Дунай, покорив города Греции и Фракии, Дарий бросил на державу «князя  Роша» 700-800 тыс. воинов и 600 боевых кораблей. Отводил на свой  «блиц-криг» 60 дней. Вероятно, так как доходил до Дона, потратил и больше. Но был разгромлен и с позором бежал. Это произошло в 514 или 512 годах до нашей эры.
Скифия, организуя отпор врагу, собрала Совет царей «стран содружества» (народов-землячеств) от Черного моря почти до Балтики и Волги, что указывает и на многообразие соответствующих экономических связей. Цари  гелонов,  будинов и  савроматов, у которых ищут черты близости с  праславянами (финно-уграми, тюрками, балтами), сразу решили помогать скифам. Цари  агафирсов,  невров, андрофагов,  меланхленов и  тавров первоначально воздерживались, но затем включались в борьбу. Невров, меланхленов (смолян) и  тавроскифов связывают с будущими  словено-русами. Агафирсов сближают с румынами и модаванами, цыганами. Андрофагов – с балтийскими народами. У каждого были соответствующие уровни экономики, что подтверждают археологи. Основные силы персов были оттянуты к Дону  савроматами (казаками) царя  Скопаса  (Скопасиса; русское  Скопин). Великий царь  Антир  (Иданфирс) и царь  Таксакис отводили мирных жителей и резервы вдоль Днепра на север. Персидская армия выматывалась примерно так, как позже армады Наполеона и Гитлера... Египетские жрецы затем  отказали  Дарию поставить его статуи в храмах, так как он воевал против скифов значительно хуже, чем Рамсес II или  Сесострис. Дарий отказу не возразил. Так Скифия дважды за два десятилетия разгромила Персию, которая считалась самой могущественной империей античного мира VI — IV вв. до н.э. Сломав зубы на Скифии, Персия не смогла затем покорить и Грецию, которую активно поддерживали скифы. Особые контакты складывались у Скифии со Спартой и округой Афин,  Милетом и некоторыми другими греческими центрами. Знать Скифии была грамотной, активно использовала греческое письмо (свидетельств найдены сотни), привлекала образованных греков к воспитанию своих детей.
Да, скифы и близкие им северяне активно использовали греческую письменность. Но и в средние века, как видоизменение греческого письма, складывается славянская азбука канонического типа, используемая для распространения христианства. Умели писать скифские философы  Токсарис и  Анахарсис, царь  Скил и многие другие скифы. Иного в столь могучей державе быть и не могло. А отсутствие о ней сведений в массовом сознании россиян надо относить к результатам многовековой антироссийской пропаганды, которая и против реальных глубин истории отечественных экономики и экономической мысли.
Убежден, что только с учетом хотя бы части приведенных здесь фактов можно убедительно говорить о началах экономики и экономической мысли России в контексте всеобщей и полной истории. Иные подходы в условиях информационного общества слишком отрывочны, фрагментарны, бесперспективны. Ю.Ольсевич прав в поисках взаимосвязи экономических практики и мысли, но глубины этих взаимосвязей – надо постоянно подчеркивать и помнить -  многотысячелетние.

Здесь ныне полезен материал Анахарсис - экономист
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111094.htm


Рецензии