Раннесредневековое образование пращуров россиян

РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРАЩУРОВ РОССИЯН

В предшествующих статьях журнала «Высшее образование в России» мне удалось отметить реальные корни отечественного высшего образования в античности. На самом высоком для своего времени уровне культуры находились такие наши пращуры-земляки как пифагорийцы Абарис и Замолксис, родоначальники стоицизма Токсарис и Анахарсис, киник Бион Борисфенит (Приднепровский) и прагматик Звер Боспорит (Приазовский). По матери родом из Приазовья был знаменитый Демосфен. Знали по несколько языков, умели читать и писать - прежде всего на греческом -  скифские цари Антир (6 век до нашей эры), Скил (5 век ), Атей (4 век, сохранились в изложениях его письма), Скилур (2 век, известно немало монет с его титулом и портретом)… Свидетельств высшей античной образованности наших пращуров-земляков, особенно в южных краях России - сотни и тысячи (в музейных экспозициях, научных публикациях). Достижения скифов в образовании высоко оценивали Сократ, Платон, Аристотель и многие другие выдающиеся мыслители той поры. В ряде изданий мне довелось рассказать об этом подробнее.
К сожалению, период от поздней античности к раннесредневековой Руси представлен в науке менее убедительно. И сохраняется представление, что реальное образование наших пращуров начиналось с Кирилла и Мефодия. Да и средневековую Русь даже историки-академики упорно называют древней (отсюда «древнерусские» культура, архитектура, живопись и т.п.), хотя древний (античный) период мировой истории повсеместно на планете завершился в 4 - 5 веках нашей эры крахом Западной Римской империи и развитием Византии.
Общеизвестно, что Константин Философ (лишь с 869 г. в монашестве Кирилл) несколько лет около 860 г. вел разведовательно-дипломатическую деятельность на Руси и в Крыму, определяя угрозы для Византии со стороны Руси и Хазарии. Именно в Крыму его долго знакомили с богословскими книгами (евангелием, псалтырем), выполненными «роусскими письменами». С помощью одного из русских дипломат-разведчик овладел этим письмом, увидел его преимущества и вскоре – создал «славянскую азбуку» (кириллицу или «позднюю глаголицу»).
Споры о «роусских письменах» почти вечны. Письмена связывают с разными вариантами глаголицы, чертами и резами (рунами), другими знаками. Начертания «глаголицы» - «скифского и савроматского письма» – напоминают египетское (коптское), армяно-персидское (связанное с традициями арамейской письменности) и подобные виды письма. Эти виды восходят ко временам гиг-сосов и хеттов, хурритов и других близких индоевропейцам народов, уходившим к Египту из округи Черного моря и Каспия 4 – 5 тысяч лет назад.
Многие памятники глаголицы, нередко имевшие различные изображения людей и животных, во времена тотального иконоборчества 8 – 9 веков полностью уничтожены византийцами-иконоборцами и воинственными исламистами, которых поддерживали и ортодоксальные иудеи. Оставшиеся пергаменты (пергамены) от старого глаголического письма выскабливались (или тексты смывались), на них выполнялись новые «богоугодные» тексты кириллицей или арабским письмом. Так народы бывшей Скифии (Росии) теряли почти всю свою «докириллическую» память. И вся многотысячелетняя история державы свертывалась до апологетики рюриковского «Тысячелетия России»  (общеизвестен этот новгородский памятник – символ упорного обрезания реальных глубин нашей истории, «выскабливания» любой памяти о дорюриковских временах).
В.А.Истрин, Э.Георгиев, В.С.Драчук, Г.С.Гриневич и многие другие исследователи привели сотни образцов раннесредневековой письменности народов нашей страны. Буквы «глаголицы» (со смыслом – веди, добро, творите и т.д.) всречены на сотнях археологических находок, относящихся к периодам со времен античности вплоть до 8 – 9 веков. Вероятно, предметы с полными словами или даже текстами уничтожались ортодоксами новых вер как «богомерзские». Чтобы поддерживать тысячелетние традиции пращуров, во многих местах старейшинами утверждался примат устного образования – в противовес церковным книгам. Этот примат в пользу школ «учения книжного» повсеместно стал разрушать князь Владимир (Вальдемар в скандинавских сагах, отец Ярицлейба-Ярослава) , наследуя политику своей бабушки Ольги (Елены). Но разрушал он вместе с тем и многовековую память народа, чуждого для его рода «заморцев».
Летописная легенда об апостоле Андрее, посетившем с учениками Русь и на обратном пути бывавшем в Риме, является одним из отражений многовековых связей наших пращуров-земляков с империей, где многие получали различное образование. Перемещения по направлению Рим — Скифия наблюдались веками, например, еще в 358 и 354 гг. до н.э. Пеоны  (паннонии:  праславяне),  реты (одна из групп  «русов»),  норики (другие праславяне),  мисы-мизы у низовий Дуная откупались от Рима единым «иллирийским налогом». Под натиском Рима и враждебной части кельтов около 310 г. к низовьям Дуная ушли  «иллирийцы-автариеи» (судоходы). Пройдя 23 дня пути, они «поселились в земле  гетов, болотистой и необитаемой, около народа  бастернов» (в эти места около 336 г. водил войска Александр Македонский).  Геты и бастарны имеют многообразные связи с  праславянством, но германофилы в науке (при диктате атлантизма) все делают для игнорирования этих связей.
Записанный в XVII — XVIII вв. русский эпос отмечал: «Славен князь,  оставя во Фракии и  Иллирии на  вскрай моря и по  Дунаеви сына  Бастарна,  иде к  полуносчи и град великий  созда, во свое имя  Славенск (типа Смоленск; Славенск Великий – будущий Новгород Великий; месторасположение реального Славенска до сих пор неясно)  нарече. А Скиф остался у  Понта и  Меотиса (Азовского моря:  П.3.).» Запись близка реалиям IV — II вв. до н.э. Царь бастарнов  Клоилий  (Клондик) около 175 г. привел на помощь  македонцу Персею по 10 тыс. всадников и пехотинцев, способных заменить павших всадников. К зиме бастарны при поддержке фракийцев и  скордисков захватили почти всю  Дарданию, начали совместные операции с галлами против Рима. Были заметны дипломаты бастарнов Антигон и  Коттон (созвучные имена известны округе Скифии), явно имевшие соответствующее образование. Дружины  Клоилия завоевали Фракию, вместе достигали 30 тыс. воинов, частью осели на землях у рек  Савы и  Дравы. Но множество остальных возвратилось в Скифию, «обратно, по тому пути, по которому пришли, внутрь страны». Клоилий за свою работу получил тысячу золотых  статеров, каждый из его всадников — по десять, пехотинцы — по пять. Ратный путь северян к священному  Сирмию вновь был пройден. Это факты ратной и экономической истории, геополитики и образованности наших пращуров.
 Примерно в таких количествах и на условиях подобной оплаты дружины Скифии переходили Дунай и позже. Помогая около 88 и 82 гг.  Сулле и  Митридату VI  Евпатору, около 69 г. н.э. утверждению династии Флавиев в Риме, около 365 г. узурпатору  Прокопию свергнуть императора  Валента (не удалось, но в 378 г. войска Скифии разгромили римскую армию, при этом Валент погиб )... Бастарны («пасторы»: пастухи) с IV в. до н.э. занимали часть земель  агафирсов и несколько веков являлись устойчивым населением Скифии  (Сар-матии). Возможно, им принадлежало и городище Пастырь (десятки километров от Днепра и реки  Рось, южнее Киева), площадью около 35 га. Со скифского времени здесь известны полуземлянки и наземные избы, многие близкие  праславянам предметы. В округе были и земли  алазонов (ализонов), вероятно — пращуров аланов и  роксоланов.
От  Меотиды и Скифии на запад — до Внешнего моря (Атлантики) и «самых северных областей обитаемого мира» — по мнению авторов еще до нашей эры, простиралась земля  кельтоскифов, что была «так велика и обширна». Это определение  напоминает «величие и обилие» земель Руси, отмеченных русскими послами в IX в. н.э. Частью кельтоскифов были  «кимбры» — якобы потомки «киммерийцев»  (гомеров). Германцы не принимали их за своих и  «кимбрами» называли разбойников: огромного роста, с голубыми глазами. Полиэтнос  «кимбров» был в союзе с тевтонами и  амбронами, земли последних позже заняла «весь»  (вас-ин-абронки). Он напоминал будущих аланов и вандалов, которые тоже подвергались германизации. Войска «кимбров» (кельтоскифов) достигали 300 тыс. воинов, да с ними шли еще толпы женщин и детей — как в походах из Скифии 269,405,559,626,754 и других годов нашей эры.
Римляне не могли понять, как от Приазовья народы оказываются под Римом и на Западе Европы. Значение округи Приазовья пояснил Плутарх: «Здесь кельты и скифы смешиваются и отсюда начинается их передвижение; и они не стремятся пройти весь свой путь за один поход и не кочуют непрерывно, но, каждое лето снимаясь с места, продвигаются все дальше и дальше и уже долгое время ведут войны по всему материку.» Это был определенный образ жизни с соответствующим уровнем экономики и образования. Если даже частично доверять подобным античным свидетельствам, мощный импульс европейской политики IV — II вв. до н.э., как затем и в первые века нашей эры, шел из Скифии, от  «кельтоскифов». Это было античное единство европеоидов, направленное против имперского диктата Рима. И подобное единство проявляло себя в истории многократно. В нем могут видеть свои истоки почти все европейские народы, поэтому нельзя лишать таких истоков и  праславян, предков других народов России. Германцы стали порождением одной из ранних волн перемещения на запад полиэтноса типа «кельтоскифов».
Важными центрами Крымской Скифии  (тавроскифов)  были города Неаполь (Новгород; округа Симферополя) и  Хабеи (созвучие одному из названий скифов:  «-абии»), где немало следов высокого уровня образования примерно с 6 - 5 веков до н.э. . Скифы попытались взять и  Херсонес, но город запросил помощи у  понтийского царя  Митридата VI  Евпатора, внука  Фарнака I.  Понтийские войска (из округи  Синопы) под началом Диофанта в 110 г. прибыли в Крым, где года три шла борьба с переменным успехом. В итоге силы скифского царя  Палака (одно из созвучий летописным «полянам», киевлянам) оказались разгромленными, скифские города пали. Диофант переместился в Приазовье, где  боспорский царь  Перисад  «добровольно» отказался от власти в пользу  Митридата. При дворе  Перисада воспитывался скиф  Савмак, поднявший в 107  г, восстание скифов против захватчиков и предателей. Без соответствующей образованности вдохновлять массы на борьбу за свободу Отечества трудно.
Понтийские войска получали из Скифии питание, оружие и немало кораблей. Скифия дала Митридату «60 отборных отрядов по 600 человек в каждом (сотни «эскад 'ронов») и много прочего войска, равно корабли и укрепленные места». Сотни кораблей были сделаны из отборной древесины. Это указывало на уровень образованности и мастерства тысяч и тысяч наших земляков.
Диктатор  Сулла, бравший Рим с помощью иноземных наемников (включая и легионы скифов), в письме выговаривал  Митридату, что  понтийская. политика «союза с фракийцами, скифами и  савроматами, соседними царями» приводит к изоляции Рима — даже «вся Италия отпала от нас...» На влияние  Евпатора в округе Скифии' указывали и другие авторы той поры: «Друзьями, готовыми на все, что только он прикажет, являются для него скифы,  тавры (крымчане),  бастерны, фракийцы, сарматы и все, кто живет по  Танаису, Истру (Дунаю) и вокруг  Меотийского озера (Азовского моря )...» Часть кораблей и своих воинов  Евпатор уступил или подарил  Сулле (сулить — обещать).
Скифы, тавры, ахейцы (греки) у низовий Дона, царские  савроматы,  языги, кораллы  (пракорелы?), фракийцы и  бастарны отличались при строительстве сотен судов для флота  Митридата,  были отважными моряками на кораблях. Подобные масштабы судостроения округа Скифии имела в мифические времена, в V — III вв. до н.э. (для обеспечения поставок зерна и других товаров в южные страны), в III —  Х вв. н.э., что, по сути, показал и византийский император Константин Багрянородный. Это характеризовало и достаточно высокий уровень развития экономики северян, так как подобные масштабы судостроения могли быть под силу лишь могучим державам, отличающейся высоким уровнем образования.

Еще Аристотель, в схолиях (пояснениях) к работам которого упоминаются “скифы-росы", сетовал на увлечения афинской знати беседами с образованными гостями от Днепра или округи Кавказа. “Народные ораторы проводят целый день на представлениях фокусников (этим известна Русь и ныне:П.З.) и в болтовне с приезжающими из Фасиса (туда ходили еще аргонавты) или Борисфена (Днепра) не знают ничего, кроме обеда Филоксена (афинского философа, кутилы и развратника), да и то не целого (пиры явно превосходили возможности желудков)”.
Традиции скифского наполнения многих греческих и римских городов доживают до времен Византии, когда не выдерживает уже неоплатоник Синезий (370 – 413). Он обращается в 399 г. в Константинополе (Царьграде летописей) к императору Аркадию, при дворе которого уже властвовали выходцы из Скифии под началом Гайны и Аспара.
“… Удивляюсь нашей глупости как во многом другом, так, в особенности, в следующем. Всякий мало-мальски зажиточный дом имеет скифского раба (работника, прислугу); и стольник, и пекарь, и водонос у каждого – скиф; и из числа свиты носящие на плечах низкие складные стульчики для того, чтобы господам можно было садиться на улицах, - все скифы, так как это племя искони признано способным и наиболее достойным служить римлянам…”
Это подтверждалось античным римским “сервус” (раб), византийским “склавус” (раб), вскоре ставшими обозначением всех славян. Да и античная округа Эллады, начиная с Афин, общественных служителей называла “скифами”, а служанок – “скифянками”. Услужливость и мастеровитость выходцев из Скифии больше говорили в пользу наших пращуров-земляков, чем унижали их. Стольники-домоуправы, пекари-повара, водоносы-провизоры и другие умельцы и ныне на планете в почете. Но одновременно забывалось, что и римско-византийская знать заметной частью за несколько веков тоже формировалась выходцами из Скифии, прошедшими обычно армейскую школу. И при Сулле, и при Августе, и при других императорах. Возможно, знать видела в скифской прислуге  из родных краев гарантию ее верности, привлекала часть работников по родственным связям и рекомендациям. Латинский язык наполнялся варваризмами-вульгаризмами почти от берегов Волги («вульгар» – образно говоря – булгарский, волгарский).
Этот натиск инициативных скифов на благодатные края приводил южан к выводу – скифы “всегда бегут из родной земли” (бывает, под натиском природных бед и стихий, всяких врагов), пытаются проникать в другие страны и народы мирно, но при жестоком сопротивлении – и военным путем:
“Когда они внезапно нападут на народ, не желающий принять их мирно, то на время приводят его в смятение, как некогда ассирийцев (до Нина-Пания в 2054 г. до н.э.), мидян и палестинцев. И ныне они пришли к нам не с враждебными намерениями, а в качестве просителей, так как снова были изгнаны…”
Здесь речь об инициативных и развитых сообществах скифов времен обострения войны с гуннами. Император Феодосий Великий сделал их союзниками, даровал права гражданства, наделил почестями и опустевшими римскими имениями в разных местах. Но тем лишь вызвал зависть у германцев, западных и азиатских народов. Но те не ходили – как скифы – на Ассирию и Египет, даже в мифические времена Тифона и Осириса. Мастерством славились не германцы-готы, а родичи скифа Анахарсиса, потомки скифских стражей Афин, многих героев-скифов.
И вновь усиливалось проникновение северян в имперскую знать.
Тот же Синезий констатировал: “Скифские выходцы занимали и унижали высшие должности в империи; их свирепая молодежь, гнушавшаяся благотворительными узами закона, заботилась о том, чтобы присваивать себе богатство, а не просвещение народа ( образованных римлян и византийцев), который был для нее предметом презрения и ненависти".
Молодежь тысячи лет – и есть молодежь. Требует всего и сразу. Сила есть – ума не надо. Но “занимать и унижать высшие должности в империи” без определенного уровня образования и самообразования  было бы невозможно. Скифские выходцы - как императоры или в окружении императоров - быстро овладевали имперской ментальностью, христианскими таинствами как государственной идеологией, необходимыми языками и уровнями знаний.
Молодежь взрослела. Теряла свирепость, чаще прислушивалась к законам. Становилась частью имперского народа с его образованием и богатствами. Из их потомков происходили многие отцы православной церкви. Тысячи скифов, которые не попадали в знать, становились не только прислугой, но и отличными свободными мастеровыми – с большим запасом необходимых специальных знаний (высшим для своего времени техническим образованием).
Феодорит (умер около 457 г.), епископ Кирский и философ-богослов, что именно скифы и савроматы – как и близкие им со времен античных споров о первенстве в цивилизованности египтяне -  самые отличные в империи кожевники (обувщики и портные), медники (мастера чеканки и изготовления посуды), плотники (киевляне отмечали это мастерство новгородцев в 1019 г.), живописцы (русским художественным школам – тысячи лет), кораблестроители (этим отличались северяне со времен Прометея и Афины), кормчие (лоцманы, которым требовались точные знания по навигации и астрономии). Профессиональное мастерство преобладало над этническими различиями.
“Будут ли они скифы, или савроматы, (или иберы – кавказцы), или египтяне (христиане от низовий Нила), заказчики с удовольствием пользуются их ремеслами, требуя аккуратности только в них, а на различия племен нисколько не сердятся… Различия языков тоже не вредит природе людей: ибо как среди эллинов, так и среди варваров можно видеть всяких – и последователей добродетели и рабов порока. Эту мысль подтверждают и эллины, приводя пример добродетельного Анахарсиса, родом скифа…”
Сама Скифия поражала любых гостей не только масштабом земли, но и масштабами имевшихся на на скифских землях знаний. Элия Евдоксия (в язычестве Афиниада), дочь софиста Леонтия и жена с 421 г. императора Феодосия П (его политику во многом определяли скифы), возможно, имела родственные связи на землях будущей Руси и не раз там бывала. От имени мученика Киприана она писала:
“ Я вынес из Скифии знания птицегаданий, знамений по звукам (кукованию и т.п.), сверх того, научился понимать извилистые следы животных, вещие голоса могучих людей (волхвов:П.З.), которые способны предвидеть будущее, треск деревянных досок, а также “глас” камней и скал, голоса из могил давно умерших людей, (разнообразный) скрип дверей, трепещущие переливы людских песен…”
Тогда с помощью “людских песен” из поколения в поколение передавались многие знания, ментальность народа песни поддерживают и ныне ( можно вспомнить привычный набор песен на застольях). Треск досок и скрипы дверей способны говорить о состоянии погоды, качестве строения и характере людей, ходящих по доскам и трогающих двери. Птицегадания и изучение следов животных – удел охотников и зоологов вплоть до наших дней. Как хватает и ныне “вещих голосов могучих людей”, правда, уже – депутатов, администраторов, аналитиков, менеджеров по стратегическому планированию. Не все образы текста Афиниады пока разгаданы, но определенный пласт “скифского образования” 4 – 5 веков нашей эры она, вероятно, представила верно. Это образование требовало особой чуткости, очень внимательного изучения природы и прошлого своего народа (знамений-“гласов” на камнях), умения вникать в многообразные “трепещущие переливы людских песен” и выстраивать свою песню жизни. К сожалению, знания об отечественной античности – “голоса из могил давно умерших людей” – остаются уделом сравнительно небольшого круга археологов и других специалистов.

Достаточно высокий уровень античного образования в Скифии в начале нашей эры констатировал Дион Хрисостом (Златоуст 1: 40 – 112 гг.). Он родился в городе Пруса (Вифиния, ныне причерноморская Турция у проливов), где вечно было немало скифов. Получал образование в Риме, но якобы за вольномыслие он был сослан на юг Скифии, где скитался почти два десятка лет. По иным данным, он вел разведку, как веками позже изучал обстановку в этих местах и Константин, будущий “создатель азбуки”  (кириллицы). На агентурную деятельность Диона указывает то, что его – как апологета единовластия – поддерживали римские императоры Нерва и Траян. Именно Траян после “хождений Златоуста” осуществил огромные завоевания севернее Дуная, переселил более 500 тыс. скифов на земли империи. И многие тысячи из них заняли в империи очень ответственные должности – “бухгалтеров”, кассиров, управляющих предприятиями и имениями, где требовались большие знания.
“Борисфенитская (Приднепровская) речь” Диона относится примерно к 100 г. н.э. В ней он отразил посещение округи Ольвии, когда город был уже неоднократно разорен и занимал малую часть древней территории. Но даже новых поселенцев, пришедших в город с далекого севера (меланхленов-смолян), вдохновляли произведения Гомера и Платона, они чтили за бога голубоглазого скифского царя Ахилла – героя Троянской войны.
Дион первоначально беседовал с местным молодым философом из меланхленов Каллистратом – высоким и очень красивым, имевшим скифскую одежду и хорошо державшимся на коне. Дион удивлялся мудрости этого молодого человека, а нынешние россияне могут включать в историю отечественного образования имя Каллистрата Меланхлена – талантливого молодого философа Скифии, поражавшего своим уровнем мышления одного из самых образованных людей своего времени.
Перед жителями Ольвии (ныне округа города Николаева) Дион произнес речь о государстве. И здесь его прервал Гиеросонт, в числе других скифов постоянно изучавший произведения Платона и других античных мыслителей. Завязался диалог. Дион выяснил, что скифы устойчиво увлекались лучшими представителями эллинизма (цивилизованности) и мудрости. Они хорошо знали платоновское учение о божественном миропонимании и мироустройстве. И рекомендовали Диону перейти от вульгарности на стиль Гомера и Платона, но при этом показывать непренужденность в изложении платоноских идей. Так скифский платоник Гиерос (“-онт” окончание типа “-ович”) – “кий-рос” (долговязый) – даже оказался по уровню выше Диона, так как порекомендовал ему избегать упрощенчества и вместе с тем усложненного стиля при пропаганде высших для того времени знаний. А было это 19 веков назад.
   
Эта линия античных знаний – при всех атаках на нее христианства и ислама, других культовых «инноваций» – никогда в нашей стране не исчезала. Профессор Богословского Православного института в Париже В.В.Зенковский в своей «Истории русской философии» (Т.1, часть 1. – Л,1991. – С.31) справедливо заметил, что в средневековой Руси сохранялось увлечение античностью, особенно Платоном и Аристотелем. Имелось немало различных рукописных сборников с пропагандой античных знаний. Так что Каллистрат Меланхлен (Смолянин) и Гиеросонт Приольвийский и через тысячу лет продолжателей на Руси имели.   
 
Знания передавались устно (традиционным “гомеровским” сказанием) и письменно, начиная с использования доминирующих индоевропейских азбук – греческой, латинской, армянской (близкой глаголице). Этими способами распространяли знания и первые общины христиан на юге нашей страны.
Первоученики Христа – молодые рыбаки озерно-речного края, промышлявшие у озер, образуемых рекой Иордан (Жор-дан) у древних скифо-египетских путей. Их семьи не входили в традиционную иудейскую элиту, хотя и пытались быть (как и все бедняки) образцами благочестия и близости к божественному промыслу. Эти ученики, не отягощенные имуществом, были весьма подвижны и способны сравнительно быстро достигать Скифии, Рима, других дальних стран. Это в многом потомки судоходов-индоевропейцев и семитов, начинавших свою историю “ковчегом Ноя” или легендарным “Арго”.
Само имя Хрис (истязающий, крестящий, кричащий) – это имя эпического жреца, служившего Аполлону в времена Трои и имевшего дочь-красавицу. Имена Хрестос (Христос) были популярны в Приазовье еще до нашей эры. За 13 веков до нашей эры известен и Иисус Навин (соратник Моисея), который на северных окраинах Ханаана (Палестины) поселил скифов. Позже иудеи называли ханаанцами русских. Стремление учеников Христа к хождениям на север могло быть и проявлением тяги к своей индоевропейской прародине, память о которой хранилась у части жителей округи реки Иордан почти на генетическом уровне.
По житиям и другим христианским источникам, Приазовье и Русь наряду с Андреем Первозванным посещают Петр, Матвей. Варфоломей и ряд других апостолов. До Скифии доходят ученики христовы Симон, Зилот, Иуда, Филипп, Филимон, Александр, Руф… Всего более 20 из 70. Этот “натиск” апостолов уже в 1 веке неизбежно приводил к созданию первых епархий на южных рубежах Скифии: низовья Дуная (Скифия Малая), Крым, Приазовье, русский Кавказ.
Андрей признавался первосоздателем Херсонской (Корсунь, Севастополь: Крым) епархии. Рядом развивалась Борисфенитская (позже Готская) епархия. Недалеко складывалась и Сурожская (Сугдейская). Сугдея строилась, при вероятном участии пращуров словено-русов, за несколько веков до нашей эры. Здесь в 212 г. до н.э. введено собственное летоисчисление.


Крещение около 790 г. н.э. новгородского князя Бравлина (Буревоя эпоса) в храме Софии Сурожа и в 988 г. в  Корсуни бывшего новгородского князя Владимира явно входило во многовековой процесс уже устойчивых христианско-русских взаимосвязей. Именно в Крыму до “изобретения” славянской азбуки Константин (Кирилл) с помощью образованного руса упорно изучал христианские книги, выполненные “роусскими письменами”. А византийцы веками называли русских тавроскифами (крымчанами).
Русские летописцы помнили и о прародине славян-венедов  в Иллирии, на землях будущей Римской империи, где рядом была и Моравия (владения античных маркоманов). “До моравов же доходил и апостол Павел и учил там; там же находится и Иллирия, до которой доходил апостол Павел и где первоначально жили славяне. Вот почему учитель славян – апостол Павел, из тех же славян – и мы, русь; поэтому и нам, руси, учитель Павел, так как учил славянский народ и поставил себе для славян епископом и наместником Андроника. А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне, хотя и полянами назывались, но речь была славянской..."
Несколько летописных оговорок типа “от варягов (наемников) ведь прозвались русью, а прежде были славяне” , сделанных авторами в 11 – 12 веках ( через два-три столетия после прихода дружины Рюрика в Приильменье), стали одной из основ версии о норманском происхождении отечественной государственности. Как бы и не было у нас до Рюрика славной многотысячелетней державы, где к власти приходили различные этно-военные группы. Но главное здесь все же иное – “учителей славян” всегда хватало, было немало желающих их поучить и поставить им “епископа и наместника” ( Андроника - людей побеждающего ). Павел (Саул, Савлий) – имя, известное скифам-индоевропейцам и другим северянам задолго до нашей эры. Наемник из северян Саул признавался семитами царем до Давида. Скифский царь Савлий около 25 веков назад убил своего брата Анахарса за почитание чуждых богов, был отцом Антира – победителя Дария 1. Язычник Савлий учил скифов хранить многовековые отеческие традиции, а христианин Павел – изменять их в угоду новому богу, над которым ортодоксальные иудеи лишь потешались. Достаточно прочитать Талмуд.
Прямым продолжателем дела апостолов на землях Скифии оказался Климент (Клемент), третий или четвертый епископ Рима ( сан 92 – 101 гг.). После Андрея он считался вторым деятелем Херсонской епархии, создавшим в Крыму и ближней округе Скифии от 74 до 300 церквей (всевозможных храмов, считая пещерные и деревянные молельни). Его мощи вывез на Русь князь Владимир, а при Петре 1 часть мощей оказалась в Санкт-Петербурге.
Когда упорство Клемента в «тайной вере» стало известно префекту Рима, тот донес императору Траяну (на которого работал и Дион Хрисостом). Император объявил «решение, чтобы Клемент или принес жертву отеческим (языческим) богам, или удалился из Рима в вечное изгнание за Понт (Черное море) в какой-либо покинутый город из числа лежащих около Херсонеса (Крым)».
Клемент первоначально имел смутные представления о Скифии. Там, по его мнению, « неразумные люди воздают поклонение тем, которые, по собственному их признанию, умерли или даже более того – были наказаны» (например, Ахилл или Александр Македонский). Первыми из скифов «поддались обману те, которые жили во времена Асклепия (Эскулапа: первых врачевателей) и Геракла, или современники Диониса, или кого-либо другого из живших тогда…»
Здесь Клемент и его житиетворцы относят начала истории Скифии к очень далеким временам, например, появления виноградорства и бога веселий Диониса (Вакха). Праздник Диониса почти три тысячи лет назад нередко отмечался в огромном скифском городе Гелоне. Первохристиане развивали версию, что языческие северные боги и герои – обычные люди, случайно обожествленные. Клемент удивлялся, что на Кавказе (или скале Скифии) показывают «не на небе, но на земле, какую-то могилу Кроноса, человека жестокого и пожиравшего детей…» А Молох этим же не увлекался ?!
«Епископ Рима» делал ошибочный и унизительный для наших пращуров вывод, противоречащий бездне научных данных: « У сарматов, скифов и всех народов, обитающих в северной части понтийского побережья, равным образом, на острове Хрисее (Крыму: Хрис – жрец Аполлона) никогда не встречается ни трапезит (повар или гимнаст), ни ваятель, ни живописец, ни зодчий, ни землемер, ни трагический актер, ни поэт…». Хотя, например, поэтами были Гомер и Анахарсис, с последним связывали около 800 стихов о военных подвигах скифов. Города «северной части понтийского побережья» являли немало образцов деятельности землемеров и зодчих, ваятелей и живописцев. Археологических и музейных подтверждений тому – тысячи.
Клемент и сам был вынужден вскоре отказаться от высокомерного взгляда на северян. Епископ с последователями на месте ссылки застали « в мраморной каменоломне около тысячи и даже более христиан, долгое время содержавшихся там за благочестие» . Они по тайным христианским связям уже знали о Клименте и его изгнании из Рима, «получили немалое утешение от его прибытия». Списки «деяний» Климента обычно датируют П – Ш веками нашей эры. Выходит, к концу 1 века – моменту появления Климента – в одном Крыму было более тысячи христиан.
Клемент с учениками умножает число верующих в христианство. «Он приводил в истинную веру сладостью этого духовного учения, так что ежедневно многие крестились… Еще не прошло и года ссылки, как уверовавшими строятся церкви в числе 75, капища и храмы идолов уничтожаются, огонь истребляет выросшие вокруг них рощи, занимавшие большие пространства земли, и все безумие демонов низвергается». На смену сотням «храмов идолам» приходят «храмы новому богу», вокруг которых на старых пагусах-погостах возникают и новые рощи. Но сколько при этом письменной языческой памяти пропадает в уничтоженных, истребленных местообитаниях старых вер.
За травлю язычества Клемент был утоплен в море по приказу Авфидиана, соратника Траяна. Считают, что Кирил (Константин) около 860 г. провел символическое торжество обретения мощей Климента из моря. И тогда же изучал «роусские письмена» крыимских церковных книг, созданных последователями первых христиан округи.
Около 310 г. в Херсонской епархии заметны своей деятельностью проповедники Василий и Ефрем. Позже в округе проповедовали Евгений, Елпидий, Агафодор (убиты иудеями-фундаменталистами, которых было немало в округе Приазовья), их последователями являлись Еферий, Капитон, Еферий П (381 г.), Лонгин (448), Стефан (535), Георгий 1 (692), Георгий П (861)… Их позиции прогнозируются по документам церковных соборов, под которыми стоят их подписи.
Христианство принимают и цари Скифии, например, около 380 г. Афанарик. Крещен был и пришедший от Дона царь Аларих, войска под началом которого в 410 г. захватили Рим. Около 527 г. христианизацией Приазовья лично занимался царь скифов-гуннов Горда. А в 619 – 641 гг. новую веру на окрестных землях утверждали болгарские цари Гостун и Кубрат. В отдельные периоды число христиан Северного Причерноморья достигало сотен тысяч, как – например – при Константине Великом. Но затем верх вновь брали язычники со своими Гераклом (Георгием Победоносцем), Афиной (Софией), Зевсом (Перуном). Взаимодействие и противоборство различных верований доживает в нашей стране и до сего дня. Веротерпимость должна окончательно стать принципом всех граждан России, прежде всего на уровне высшего образования.
Рим и затем Византия рассматривали Малую Скифию у низовий Дуная (причернорские Румыния и Болгария) как столичную округу всей громадной Скифии. Уже около 444 г. о доминировании христианства в Скифии говорили официальные имперские документы : «… Если церквами правили люди мужественные, их папства не меняли ранее принятую веру. Говорят, что и скифы по этой причине устояли в своей прежней вере. Этот народ имеет много городов, селений и укреплений (Русь, по эпосу скандинавов -  Гардарика: «городов страна»: П.З.). Здесь и поныне господствует исконный обычай иметь одного епископа церквей всего народа («париарха всея Скифии»: П.З.)…»
Столицей Малой Скифии был город Томея (Томы: дома, части), ныне в составе румынской Констанцы. Здесь несколько веков существовала христианская епархия, которую еще при императоре Диоклетиане возглавил еписком Евангелик. Позже епископом был славянин Теотим, соратник Иоанна Златоуста (сохранилось несколько небольших произведений Теотима-философа). Епископ Патерн властвовал здесь около 520 г. , а его ритуальное блюдо найдено в составе богатейшего Перещепинского клада под Полтавой.
О высоком уровне христианского образования в 1У – У веках нашей эры в науке сказано достаточно много. Именно на гребне развития этого образования возникает знаменитая Констатинопольская школа, от которой ныне обычно ведут историю высшего средневекового образования в мире. При Константине Великом византийское образование получил Аорих, сын скифского царя. Позже переписывался с отцами церкви скифский царь Сорант. Из среды скифов, наследников рода Аспаров, происходил Виталиан, который вполне мог стать императором. Обучался в Константинополе (Царьграде) приазовский царь Кубрат, связанный с родом знаменитого Аспаруха – основателя Болгарского царства в 678 – 680 гг. Подобных примеров за первые несколько веков нашей эры набираются сотни.
Конечно, самым острым остается вопрос об отсутствии следов собственно скифской (сарматской, гуннской и т.п.) письменности, выводящей к «роусскому письму» – поздней глаголице или кириллице. Но здесь надо видеть следующее. Прежде всего, отечественные памятники письменности 4 – 9 веков (на латинском, греческом, готском и других языках), в основном оставленные на камне (и керамике, монетах, металле и т.д.), в сумме превышают тысячи, но упорно не пропагандируются учреждениями образования и СМИ. Нет общественного интереса – нет финансирования – нет исследований и науки. При всех исключениях это правило действует достаточно жестко, заставляя отчаянных одиночек умирать в нищете и забвении, или искать более хлебные научные нивы. Хотя бы свод самых ярких из этих памятников письменности, изданный массовым тиражом (попавшим в библиотеки вплоть до сельских), смог бы навсегда похоронить концепции «Руси от Рюрика и варягов» и «дорюриковской темноте» России. Затем надо помнить, что тысячи раннесредневековых земляков россиян привычно проявляли себя вдали от родины, быстро выходя на высший для того времени уровень образования в Римской империи, Византии и соседних странах. Наконец, и раннесредневековые авторы свидетельствуют о наличии раннесредневековой письменности у народов Скифии.
Иоанн Златоуст, состоявший около 400 г. в переписке со скифским царем Сорантом, имел немало оснований для вывода: «…И скифы, и савроматы, и поселившиеся у самых окраин вселенной (франки, германцы, вандалы и т.п.:П.З.), переводя священное писание каждый на свой язык, философствуют об этих словесах». Его ученик Феодорит Кирский, проповедовавший в округе Руссоса и других малоазиатских селений выходцам из Скифии, до 457 г. отмечал, что пророческие и апостольские учения с еврейского уже переведены не только на греческий и римский, но и на «египетский, персидский, индийский, армянский, скифский и савроматский, или - короче говоря – на все языки, на которых продолжают говорить все народы» (Вестник древней истории:ВДИ. 1948. № 3. С.271, 295 – 299). Феодорит, как и ряд других раннесредневековых авторов, различал скифский и готский языки, считал Гога и Магога, князя Роша – «царем скифских народов». Так что переводы богослужебных книг на языки народов державы «князя Роша» , выполненные и «роусским письмом», в 5 – 6 веках явно существовали. Но иконоборчество тотально уничтожало эти книги с картинками. Немало таких книг исчезло в пожарах Александрийской библиотеки и других подобных библиотек. Небольшой шанс выявить хотя бы их фрагменты среди раннесредневековых рукописей Ватикана и подобных хранилищ, в частных коллекциях все же есть.
Намек Феодорита на единство линии перевода – «на египетский (коптский), персидский, индийский, армянский» языки – допускает, что скифское и сарматское письмо по начертаниям входило в эту линию «ранней глаголицы», похожей на коптское и армянское письмо. Дальнейшие исследования этой линии могут принести немало открытий, которые с учетом огромного массива раннесредневековой исторической информации вполне прогнозируемы. Скифия имела достаточно высокий уровень раннесредневекового образования, который и стал основой высокого уровня образования средневековой Руси. Берестяные грамоты Великого Новгорода, Старой Руссы и других городов говорят о тотальной грамотности населения ряда русских селений с Х1 – ХП веков. Храмы Софии (Афины: божьей мудрости) вдохновляли людей на высокие знания.
Около 790 г. новгородский князь Бравлин (Буревой эпоса), захватил — напомним — побережье Крыма от  Херсонеса до  Сурожа, где в храме Софии принял крещение. В это время франки Карла Великого добивают Аварию у Дуная, откуда славянское население большинством уходит на север. Ранее вернулась по Днепру часть северян князя  Славуна, известного в Болгарии. Византийский император  Никифор I, прошедший школу приазовского воспитания, ликвидировал в 805 г. на  Пелопоннесе Славянскую республику, существовавшую с 587 г. (те славяне почитали апостола Андрея; построили ему в округе города  Патры храм). Республика  была на землях древних ахейцев, имевших многообразные связи со Скифией. После поражения славянских выступлений у Фессалоники  (Солуни) на север частью потянулись и  драгувиты (дреговичи), смоляне,   езериты  (поозеры), берзиты  (версилы)...
Исход из традиционных  скифо-славянских земель не  был полным. Славянские дружины поддержали Болгарию в борьбе против Византии и франков. Болгарский хан  Крум в 811 г. разгромил  Никифора и сделал из его черепа чащу для пиров (подобную князь печенегов Куря в 972 г. велел сделать из черепа убитого Святослава). Крум «пировал вместе со славянскими архонтами (князьями), воздавая им должное за их вклад в победу; послом  Крума в Константинополь был славянин  Драгомир». Видными сподвижниками хана  были Славна,  Коловр и другие славяне. Этим Крум лишь продолжал политику Ругилы и  Аттилы, которым служил  Эслав и другие дипломаты. Скифские дипломаты отличались еще в переговорах с Александром Македонским. Успехи северной дипломатии известны и раньше, хотя бы в переговорах со Спартой.
 Объединяя всех недовольных в округе Константинополя, восстание в 820-823 гг. поднял Фома Славянин (из среды славянских переселенцев в Азию). Восставшие провозгласили его императором, более года он осаждал столицу Византии, но взять так и не смог. На Балканах его поддерживал князь  Людевит, у юга Каспия в округе города Рей (опорного пункта  русов) — дружины  Бабека. Поражение этих и подобных движений и вызвало необходимость концентрации новых сил в священной округе  Рип, откуда миру являлись  невры и аланы,  аорсы и  гунны-нервии. Там явно находился один из священных регионов исходного  индоевропейства.
Род  Бравлина  был посвящен в таинства восточного христианства (православия), близкого императорам Византии. Окружение Рюрика, и это подтверждают археологические находки, тяготело к западному христианству, насаждаемому франками. Подавляющее большинство населения Руси (России) этих таинств не знало и поддерживало традиции язычества, частью дожившие и до настоящего времени.
Против приглашения Рюрика выступал род князя Вадима. Это усилило и противоборства других княжений-землячеств. «Начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом». Одни летописи об этих противоборствах рассказывают, другие — нет. Якобы «архонты» (князья старейшины) «славян,  руси,  чюди, веси, мери, кривич и  дрягович» сразу после смерти Гостомысла пригласили Рюрика. Тот имел нескольких жен, но больше всех любил  Ефанду, от которой и родился Игорь. Она получила «при море град с  Ижарою в вено» (приданое). По иным версиям — Рюрик в единоборстве победил Вадима, тем и обрел на Руси власть.
Скандинавский эпос считает земли Скифии —Великой Швецией, Жилищем Богов. Через эти земли пришел с юга прародитель скандинавов Один, здесь находили невест и счастье его потомки. Когда тысячи лет Скандинавия и вся округа Балтики томились под огромным ледником, на этих землях бурлила жизнь. Отсюда несколько тысяч лет назад расходились по планете индоевропейцы, включая и будущих скандинавов. Поэтому «све йи» для русских веками были «своими» — античным или  раннесредневековым «русским зарубежьем», подвергавшимся германизации. Позже идеологи Рюриковичей стали утверждать, что «от тех варягов прозвалась Русская земля» (новгородцы лишь прежде были славяне, а затем стали людьми от варяжского рода). Варяги — воины-наемники из разных этносов, которые служили царям Скифии и соседних царств задолго до нашей эры: греки-ахейцы у низовий Дона, фракийцы, армяне, семиты, персы, галлы... Они давали клятву и получали право сожительства с женщинами округи, о чем рассказывал еще «отец истории» Геродот. Этимология и смысл слова «варяг» остаются спорными.
Буревой  (Бравлин) считался «девятым» русским князем после  Баламбера  (Баламира; Владимира-старшего), а последнего эпос считал сыном Вандала. Буревой многократно побеждал варягов-наемников, но проиграл им войну за  Бярмию (Пермь). Спасался в одной из крепостей на острове, где и умер. Варяги захватили  Словенск Великий — вероятно, группу селений вдоль Волхова, от Ильменя почти до Ладоги. Они стали брать дань с чуди, славян  Приильменья, мери и всех кривичей. Хазары обложили данью полян (Киев), северян (Смоленск и  Новгород-Северский), вятичей (округа будущей Москвы). Свои мощные княжения сохранили дреговичи и древляне (бывшие  тервинги;  тервунии Балкан). Вновь вспыхнула борьба за власть в державе «князя  Роша».
Шведские послы  «хакана Рос» в 839 г. попадают к королю франков, явно проводя разведку. Дружины  росов-русов в 842 г. захватывают города Южного Причерноморья, как это неоднократно делали дружины из Скифии. Уже в 844 г. они вторгаются и в Испанию. А в 860 г. всего 200 (500?) ладей с отборными русскими воинами наводят ужас на  Царьград. Этот поход окончательно и закрепляет за Скифией у византийцев новое название —  Росия, хотя используются и старые.
Вероятно, князья  Аскольд и  Дир потеснили  Хазарию из округи Киева около 840 г. Византию вскоре возглавил малолетний Михаил III  Исавр (842-867), позже прозванный Пьяницей. За него долго правили мать и ее приближенные. От начала царствования Михаила, выходов русских на юг той поры, считают летописи, и «стала прозываться Русская земля» (дату летописцы ошибочно относят к 852 г.).
Около 850 г. власть в округе Волхова вернул русскому роду  Госто-мысл, сын  Буревоя — «муж елико храбр,  толико мудр, всем  соседам своим страшный, а  людем его любим, расправы ради и правосудия». Потянулись сюда послы из разных дальних стран. «Сего ради вси окольни чтяху его идары и дани даюсче, купуя мир от него. Многи же князи от далеких стран прихождаху морем и землею послушати мудрости, и видети суд его, и просити совета и учения его, яко тем прославися всюду» (Фроянов И.Я. Мятежный Новгород.С.64). Под Новгородом найдено немало византийских и арабских монет, южных вещей, включая монеты  Феофила, отца Михаила III. Варяги и хазары к округе священных гор Рип стремились. Какие-то их властители и могли встречаться с Гостомыслом ради его советов и учения. Традиции «школы Гостомысла» у Волхова складывались на века. В конце Х в. при княжеском дворе в Новгороде воспитывался будущий норвежский король Олав Трюггвассон. В этом городе получали образование Игорь, Олег Вещий (Волхв), Святослав, Владимир (дядькой-педагогом при нем был Добрыня) и другие будущие русские князья.
Сыновья Гостомысла погибли или умерли. Волхвы предложили пригласить на княжение сына его средней дочери  Умилы и прусского князя. Этим сыном и оказывался Рюрик, принявший католицизм и славный по деяниям в Прибалтике. И время повторить еще раз.
Византийцы веками называли  Росией — в связи с библейским «князем  Росом»  (Гогом и  Магогом) — именно Скифию, а  слове-норусов — скифами,  тавроскифами,  гетами, сарматами, гуннами. ..
 Рюриковичам-германофилам больше нравилась скандинавская ориентировка происхождения Руси, она сильнее утвердилась при германизации русского царского двора с XVIII в. и ныне доминирует в мировой науке, хотя группы российских историков и пытаются ей противостоять. Богатая  дорюриковская (особо — «окололедниковая») история России (Скифии) — смертельный удар «скандинавскому порождению» Руси.
Происходивший из славянских кругов Приднестровья  византийский император Василий I (867-886) мощью напоминал римского императора Максимина (235-238), выходца  из  гето-аланских слоев Скифии. Он убил царедворца  Варду, зарезал и пьяного Михаила, мстя за бесчестие своей сестры. При нем были очередные попытки христианизации северной державы. Его политика, вероятно, способствовала укреплению власти Рюрика и начальному правлению Олега (879-912), перенесшего столицу Рюриковичей из Новгорода в Киев. Именно в 882-886 гг. Олег покорил княжения полян, древлян, северян, радимичей, ведя войны с  уличами и тиверцами (наследниками приазовской династии Рескупоридов, Тибериев Юлиев ?) у низовий Дуная и Днепра. Русские наемники продолжали службу в византийской гвардии, как это веками до них делали славяне, например, дружины князя Небула. Византийцы называли — надо твердо помнить — русских князей «архонтами», как древние греки – затем римляне и византийцы - звали иногда царей Скифии или  Боспора. Это звание носили наместники в провинциях империи.
Христианизация все еще не охватывала большинство населения, не превращалась в тотальное давление власти на народ. Русские «архонты» и «каганы» с ближайшим окружением каждый раз индивидуально стремились принять в  Царьграде или других византийских городах крещение, чтобы получить богатые дары и гарантии доброго отношения империи. Олег долго не тревожил сына Василия I — императора Льва VI Мудрого (886-912). Лишь когда  Мудрый с помощью  угров (венгров) разгромил Болгарию, а болгарский царь Симеон бежал в  Доростол, созрела причина для мощного похода народов Руси — «этих всех называли греки «Великая  Скифь» (по летописям) — на  Царьград. Как Скифия ходила десятки раз. История  Росии (второе «с» появилось позже) с IX в. известна достаточно хорошо, но не всегда удается в ней сделать важные акценты.
Около 898 г.  угры и их союзники с рубежей Руси и  Хазарии нанесли удар по  волохам и славянам у Дуная, прошли путем скифов  Фракию и Македонию до  Солуни. Великая  Моравия князей Ростислава и  Святополка, которым служили просветители Кирилл и  Мефодий, пала. Римские попы запрещали вести службы в храмах на славянском языке и переводить на славянский церковные книги. Русские летописцы, подрывая официальную версию Рюриковичей, при рассказе о  Моравии той поры отмечали:
«Там же находится и  Иллирия, до которой доходил апостол Павел и где первоначально жили славяне. Вот почему учитель славян — апостол Павел, из тех же славян — и мы,  русь; поэтому и нам,  руси, учитель Павел, так как учил славянский народ и поставил по себе для славян епископом Андроника. А славянский народ и русский един, от варягов (наемников) ведь прозвались  русью...»
Так фактически историю христианизации  словено-русов в округе  Иллирии осведомленные русские монахи  Х — XII  вв начинали с I века н.э. А из иллирийцев вышли такие римские императоры как  Деций, Аврелиан, Проб, Диоклетиан, Константин Великий,  Валентиан I и другие, неизбежно связанные с  праславянами. Уже тем славянам служили варяги-наемники. Немало  позднеантичных героев носило имена Вер,  Варий и созвучные.
Олег в 907 г. привел под Царьград более 80 тыс. воинов — две тысячи судов и конницу. Греки сравнивали его со святым Дмитрием, который якобы помог спасти  Фессалоники в 688 г. от врагов. Народы Руси (Великой Скифии) ограбили столичную округу Византии, вернулись домой с огромной данью. При переговорах отличились служившие Олегу послы. Они же способствовали продлению договора в 912 г.
После смерти Олега с 913 г. правил правнук  Гостомысла— Игорь, взявший жену из  изборской (под Псковом) ветви рода Гостомысла —  Прекрасу (Ольгу; при крещении Елену). Почти всю жизнь ему пришлось воевать с древлянами, а их князь Мал тоже любил Прекрасу. Игорь в 915 г. заключил мир с печенегами, которых привлекала Византия к войне против Болгарии. Болгары и угры неоднократно выходили к  Царьграду. Около 400 тыс. воинов (десять тысяч судов) направил в 941 г. и Игорь на покорение округи  Царьграда и Южного Причерноморья. Как во время скифских походов III в. или славянских VII в., дружины Руси завоевали  Вифинию,  Пафлагонию  Никомидию... Лишь огнеметами («греческим огнем») византийцы отбились от нападавших. Игорь через три года совершил поход на Болгарию и Византию вместе с печенегами (взяв у них заложников), что привело в 945 г. к заключению выгодного для Руси мира с империей. В тот год  язычники клялись на холме  Перуна, а христиане (варяги из русских-полян и хазар) приводились к присяге в церкви святого Ильи в Киеве.
Мал добился смерти Игоря, послал сватов к Ольге, но та жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. Княгиня в 947 г. определила погосты, как центры сбора оброков и дани, в округе Новгорода  (Немогарда у византийцев; Славы у арабов;  Хольмгарда у скандинавов), где и стал подальше от греха воспитываться ее  сьш Святослав. Ольга побывала и в  Царьграде, приняла крещение от императора Константина VII Багрянородного. Уже в ту пору на некоторых русских «погостах» могли вставать церкви.  «Пагусы» (округа) известны в стране со времен Скифии.
Князь Святослав (945-972 /973) первоначально был соправителем матери, а самостоятельно правил лишь года три. Явно ходил маршрутами скифских царей, вернув державе выход к Азовскому морю и осуществляя натиск в округу  Царьграда. При нем усилилось влияние, вероятно, иудейского рода Малка из  Любеча. Святослав прижил от Малуши (дочери Малка, ключницы Ольги)  сына Владимира, наставником которого стал  Добрыня (брат Малуши).
Найденные в  2000 г. в Новгороде археологами фрагменты псалтыря на церах (дощечках для письма по воску) подтверждают летописные свидетельства о распространении школ «учения книжного»  князем Владимиром. Христианская система образования вела тотальный натиск на многотысячелетнюю языческую (волхвов). Церкви со своими приходскими школами ставились "по тем местам, где прежде стояли кумиры». Но один из первых священных текстов со славлением Израиля оказался в Новгороде в куче навоза. И, вероятно, лишь Лука Жидята, приглашенный Ярославом Мудрым, нашел ключи к душе языческой знати. Кириллические книги торжествуют над глаголическими. Глаголический пласт отечественной памяти буквально выскабливается со средневековых пергаментов. С этой «выскобленной памятью» россиян на века и оставили. В реальной истории все было иначе. 


Рецензии