Путник - часть третья

                П Т У

С Профессионально-техническим училищем Стасу наконец-то повезло. Училище оказалось новым, только что построенным и открытым. Да ещё, после трёх лет обучения в нём, учащиеся получали не только  рабочую специальность, но и аттестат о среднем образовании.
Кстати, там Стас, как ни странно, учился вполне успешно.

            УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

Учителя в ПТУ были разные – и хорошие, и не очень, скандальные.
Одним из учителей был Михаил Петрович.
Нет, уроки Михаил Петрович проводил нормально, вразумительно, а вот его разговорный язык имел одну странность. Он в каждом сказанном предложении использовал не менее одного, двух, а то и больше, частицу – «так».
Это всё было бы ничего, но учитель имел способность, употреблять слово «так» к месту и не к месту.
Такое его свойство быстро раскусили ученики. Это их неудержимо смешило, и они заливались плохо смехом!
Ну, сами посудите, если к вам подходит учитель, а вы сидите на месте с плохо скрываемой улыбкой. Михаил Петрович склоняется над вами и укоризненно изрекает
– Так, что ж тебе смешного так! Я, так, рассказываю вполне серьёзные вещи, так. А ты так беспричинно смеёшься!.. -
Тут весь класс срывается в неуправляемый, несдержанный хохот!
Ну, что тут поделаешь…

               ПАМЯТНАЯ ГРУБОСТЬ МАТЕРИ

Когда Станислав ещё учился в училище, у него раз случилась крупная размолвка с матерью.
Получилось это так.
Мать раз начала выговаривать ему, что он, мол, мало помогает её по дому, ведь надежды на отца-то нет.  Так она, и крутится изо всех сил, чтобы растить его и как-то поддерживать порядок в доме. А от него, помощи всё нет и нет!.. хоть бы мусор из квартиры вынес.
Так всем этим доняла, что Стас, не сдержавшись, ругнулся на неё вслух…
Мать, услышав такое, сразу же скорбно умолкла.
Сын осознав, что оскорбил, обидел свою мать! Это понимание мгновенно, острой, физической болью обожгло сознание, и он, тут упал к ногам пожилой женщины, стал навзрыд просить, умолять простить его!..
 Та, видя, в какое состояние ввела сына своими попрёками, сразу бросилась утешать единственного, любимого сына!
В конце концов, они помирились, но Станислав надолго, навсегда запомнил, что к маме надо очень бережно и чутко относиться и старался теперь полностью выполнять её просьбы и пожелания. Лишь, когда те были совсем не вовремя, стараясь более мягче объяснять матери, почему он сейчас не может сделать того, о чём она просит.
Это ему запомнилась надолго…

           СМЕНА МЕСТА РАБОТЫ

Как-то в цех, где трудился молодой слесарь, зашёл завуч его бывшего училища и в разговоре о делах и работе Стаса, неожиданно предложил перейти работать в ПТУ мастером проф-тех-образования.
Такое предложение сильно удивило юношу! Он пообещал ответить на это предложение после совета с матерью.
Дома мать выслушала его о предложение завуча, а за тем сказала сыну, что если он хочет и сможет, то пусть переходит на новое место.
Так он и перешёл с волнением и некоторой оторопью  на свою новую работу.
Теперь уже Станислав Сергеевич, первый раз предстал перед глазами тридцати ребят, которые всего лишь на три-четыре года были младше его…
Молодой мастер и наставник сразу решил для самого себя, что ни в коем случаи  не станет диктовать своим подопечным свою волю, постарается подружиться с ними, стать им старшим товарищем…
 
                МАСТЕРОМ В ПТУ

В своём бывшем училище, когда его представили учащимся, те приняли его сдержанно, чуть про себя, заметно посмеиваясь.
Так и началась для Станислава Сергеевича его педагогическая деятельность.
Работа была «не пыльная», но весьма напряжённая. Ему постоянно приходилось держать себя начеку! Кто знает, что могли выкинуть его подопечные?
Так прошла неделя, две, три. Он привык к постоянному напряжению и поиску каких-либо нестандартных решений в процессе обучения молодых слесарей.
Через месяц работы воспитателем, мастер предложил своим подопечным сходить в туристический поход. Он понимал, что неординарные условия лучше сплотят коллектив и покажут ему отдельные, характерные черты своих подопечных.
 
                ПОХОД

Так, после этого похода, он выделил нескольких из них.
Один был хоть невысокого роста, щуплый, но очень упрямый и требовательный по отношении к другим. Другой подопечный оказался, каким-то ни таким. В разговорах с ним мастер выяснил, что тот совсем не хотел учиться профессии, а ждал быстрее призывного возраста в армию.
Были и другие…
Поход оказался очень полезным для узнавания Стасом возможностей ребят, а так же и поднятия своего авторитета.

      ЕГО НЕЖДАННЫЙ ТЫЧЁК ПОДЧИНЁННОМУ… 

Ребята постоянно, по своей юношеской привычке и вредности, подкалывали своего молодого мастера. Только раз Станислав Сергеевич сорвался, не выдержал этих, не видимых со стороны, ехидных уколов ребят.
Дело произошло в мастерской на практических занятиях.
К нему, с обязательной усмешкой, обратился один из учащихся и спросил, как лучше обработать эту плоскую, металлическую поверхность детали.
Уж больно издевательски выглядел его вопрос! Стас не выдержав этого, несильно, но неожиданно ударил того в живот.
Это произошло у мастера совсем не желанно, необдуманно и глупо!..
Парень тут же согнулся от удара. На это сразу же обратили своё внимание другие находящиеся в мастерской учащиеся, недоумённо глядя то на пострадавшего, то на мастера.
Мастер, чуть постояв над пострадавшим, вышел, почти выбежал из мастерской без слов.
Позже Станислав Сергеевич бродил, переживая за свой дикий поступок. Он недоумевал и переживал, как он мог поднять руку на молодого парня!..
После, походив по пустынным и гулким коридорам, успокаиваясь. вернулся в мастерскую, закончить эту практику.
Стас много, мучительно думал,
- Как же он мог так сорваться!.. –
Прошла неделя, и Стас решил, что не может, не имеет права обучать, воспитывать молодых ребят!
Так, находясь в подобных муках и раздумьях, Стас твёрдо решил уволиться из ПТУ, что не без труда и делал. Руководство училища очень не хотелось лишаться молодого, перспективного работника.


Рецензии