Сказ про Ивана-Баскака

Встарь Иван - поповский сын -
Пахал поле, честно жил,
Грамоте обучен был,
На село гулять ходил.

Понимал язык татарский
Греческий, еще болгарский...
Его "дядькой" стал татарин,-
Пожалел его поп старый, -

Тот татарин был калека,-
Не помог ему и лекарь,-
Он не нужен был "своим",-
Поп страдальца приютил...

Но татарин оказался
Грамотеем, по-татарски
Научил писать Ивана,
Говорить, - то и подавно...

Мудрым парнем стал Иван...
На Купальский день плясал
С девкой Любкою - простой
Поселянкой заводной.

Любку научил писать,
Вычитать и умножать,-
По деревне смешок шел:
"Попадью в хлеву нашел

Поп наш будущий Иван!"
Замуж Любочку позвал
В первый день после Поста,-
Батюшка согласье дал.

Любка сиротой жила:
Мать давно уж померла,
А отца - медведь задрал.
"Бог тебя, Иван, послал!"

И решили справить свадьбу
В летний день да в Божий праздник...
Светел стал Иван-проказник,
Только счастье часто дразнит,

А вот в руки не дается,-
Лишь поманит да смеется...
Вот день свадьбы наступил:
Как красив жених наш был!

Забирать пошел невесту,
Входит, - радости нет места
В доме Любочкиной тетки,-
Плачет тетка горько-горько,

Любы в доме нет как нет!...
Тут сидел старик-сосед,
Тетку тихо утешал,
Он Ивану и сказал:

"Вот вчерась пошли девчата
В лес собрать грибов да ягод,
Все вернулись, кроме Любки...
Где искать твою голубку?

Слышал я: прошла охота
В тех местах,- трава без счета
Лошадьми безбожно смята,-
Знать, в полон Любашка взята

Нашим князем иль чужим,-
Приглянулась, верно им!
Если князем, - дело плохо...
Жаль...Ведь свадебка готова...

Только, видно, не судьба
Вам жениться! То молва
Мудро слово говорит:
"Князь решает, смерд - молчит..."

За главу Иван тут взялся...
Дома зря отец пытался
Вразумить и успокоить,-
Как забыть, простить такое?

Голос тут подал татарин:
"Князь-то ваш что змей Тугарин...
Только, может, все не страшно?
Жива, может,девка ваша?

Иль не схочешь возвратить
Ты назад и вместе жить
С ней, игрушкой князя бедной?
То позор тебе, наверно,

Мой воспитанник Иван?-
Я любовию к ней пьян,
Все прощу и все пойму,
Буду жив, - ее верну!

Покачал поп головой
И поехал стороной
С князем разговор вести,
Чтобы Любоньку спасти.

Поп Варлам сынка любил...
Но попа князь погубил,-
Не вернулся поп домой,-
Конь назад пришел пустой...

А татарин - не подвел,-
Спрятал Ваньку в подпол он,
Лишь успел закрыть поддон,
Тут дружина скачет. В дом

Ворвались и учинили
Розыск. "Дядьку"-то убили,
А Иван остался жив...
Одному - как дальше жить?

Одинешенек как перст,
Впору в петлю ему лезть,
Но жива душа надеждой,-
Пусть не будет все как прежде,

Вдруг Любаша все ж жива?
Все снесла, не умерла,-
Поиграется князь, бросит,
Иль княгинюшка попросит,-

Отпустить домой бедняжку...
Быть княгиней - тоже тяжко
С таким мужем, как наш князь,-
Знала ль счастье отродясь?...

По долам и по горам,
По равнине и камням,
День и ночь Иван скакал,
В ставку к хану прискакал

Утром рано, пред вратами
Встретил человека хана,
Попросил помочь того
В Сарай въехать без "всего":

Был Иван - без ярлыка,
Без поклажи...У конька -
Вид измученный и бедный,
А Иван - худой и бледный.

Нечем пошлину платить.
"У татар хочу я жить!
Мне средь русских места нет,
И не мил весь белый свет...

Я кочую скоро год,
Но добрался все же в город,
Знаю хорошо татарский,
Что для русских - тарабарский..."

Был мурза татарский мудр:
В душу влез к Ивану внутрь:
"Ты не любишь нас, татар,-
Почему сюда скакал?

Ведь татарин - черен, мерзок,
Кривоног и узкоглаз?" -
"Потому что богомерзок
И душою черен князь!

Моя свадьба сорвалась,
Умыкнул невесту князь
Ровно за день перед свадьбой,
И отца убил, и "дядьку..." -

"Князь хитер твой беспримерно,-
Дань не платит отродясь..." -
"Как же так? - Ведь собирал
Он с крестьян для хана дань?...

Объявил всем, говорун:
Хану шлю я много кун...
Значит, с люда деньги взял,
Только хану отписал:

В княжестве, мол, недород...
Голодал простой народ...
Потому что добрый князь
Грабил нас...Молва неслась,

Что распухли сундуки...
В сердце князя - медяки -
Вместо совести - живут..." -
"Оставайся, Иван, тут!

Сколько хочешь, - столь живи!
Не князья, не короли
Мы - живём простым укладом,-
Оставайся, сколько надо,

А захочешь - навсегда!
Привела тебя звезда
Сразу к мудрому Мункэ!
Сам на хиленьком коньке

Пред тобой сейчас сидит,-
По-простому говорит!...
Не тушуйся! Рад, что знаешь
Наш язык! Будь мне - товарищ,

Моему народу - брат!
Дам ярлык, что ты - баскак,
И никто тебя не тронет,-
Ни твой князь, ни злобный ворог!

Я пока что, бедный рус,
Сам не хан, - а сей улус
Джучи-хан мне дал в правленье...
Ты мне люб на удивленье!

Помогу тебе вернуть
Твою Любку! Ты ж, мой друг,
Помоги мне и народу
Русскому, - тебе родному!...

Я в ваш княжеский удел
Слать карателей хотел,
Потому что хитрый князь
Дурит хана, - грабит вас!

Старый князь, ты знаешь, стар?-
Свой престол он завещал
Сыну старшему, - ваш князь
Очень скоро бросит вас,

В град-столицу переедет,
С вашим золотом уедет!...
Думал, ловко всех провёл!
Слава Богу, - ты пришёл!

Я теперь с твоих слов знаю,
Что князь деньги собирает,
Только дань не отсылает,
Все себе он оставляет...

Он сам хуже чем татарин!
Ведь нет хуже государя,
Что не любит свой народ,-
С него деньги лишь берёт!

Дам тебе, Иван, заданье:
Проучи ты государя!
Всей душой тебе я верю:
Станешь волей ты моею!

Дам ярлык, Иван, тебе,
И людей,возок, коней...
Ты возьмешь монголов рать
И поедешь отбирать

Собранную князем дань,-
И Любашу возвращать...
Не противься, - все равно
Князь собрал ту дань давно,

Для народа - то не худо...
Для Любаши твоей - чудо
Настоящее свершится..."
Месяц на небе родится,

Звёзды видят с высоты
Город дивной красоты,
С золотыми теремами
И вишневыми садами,

Огородами у хижин...
Вот отряд все ближе,ближе,
Ворвались баскаки в город.
"Где ваш князь, где данник-ворог?"

Онемевший князь трепещет:
Закатился поздний вечер,
Видно, смерть его пришла:
Рать татарская вошла...

А татарин главный - статен,
Чернобров, - уж, верно, знатен,
Глаза синие сверкают,
Огнем князя прожигают:

"Ты, князь, золото собрал,
Только дань не отослал!
Обобрал ты свой народ,-
Опозорил свой порог,

Свое княжеское имя!
Видно, предок твой Владимир
Уж в гробу перевернулся!"
Князь от страха встрепенулся:

"Все отдам! Все, что имею!
К хану всё вези скорее!
Я хотел собрать поболе, -
Только хан бы был доволен!..."

"Да уж знаем,как ты добр
Печься о добре чужом!..."
Принесли холопы княжьи
Сундуки : "Здесь вся дань ваша!

Забирайте, увозите!
Только город не губите!..."
"Не с осадой мы пришли,
Чтобы терема крушить!

Дал задание мне хан:
Чтобы для него я взял
Русскую красу-девицу,-
В его ханскую светлицу!

Рыжей чтоб была та дева,
По-татарски "разумела",
И рост средний бы имела,
И, конечно, бело тело!...

Если не найдешь такую, -
Не подсовывай другую!
Разорю, сожгу весь город,
Коль не будешь мне покорен!"

Князь весь в ужасе затрясся,-
Пропадает государство!...
Ктож средь баб татарский знает?
Эка невидаль какая...

Тут красавица-княгиня
Князя робко поманила:
"Господин светлейший князь!
Эта дева есть у нас:

Это - твоя злюка Любка!
Ненавистная голубка...
Ты хотел ее забыть,
Да и в тереме сгноить...

Не тебя она ведь любит,
А Иванушку голубит
В нежной памяти своей...
Не сыскать его костей...

Ты баскаку дай девчонку,-
Будет радость татарчонку
Кудри рыжие увидеть...
Не хочу ее я видеть!"

Князь, вздохнув, велел привесть
Любку: "У меня такая есть...
Только, правда, худовата
И немного странновата,

Укусить со злобой может..."
Тут баскак как захохочет:
"Диких любит хан зверей!
Деве будет рад твоей!"

Привели: в простой рубахе,
Босиком стоит Любаша.
Смотрит и не узнает:
Как похож татарин тот

На пропавшего Ивана...
Любка ахнула, - упала.
"Видно, голодом морил
Ты ее, князь? - Чтож, простил

Я тебе процент за дань,-
Вовремя ты не прислал!..
А теперь скажу я весть:
Хан Мункэ, - зачем, - бог весть,

Всех велел здесь известить:
Впредь велел он не платить
Ему дань в твоем уделе!
Как же так? Что, в самом деле?..."

Погрузили сундуки,
И с подарками тюки,
И уехали в Сарай,
Где Мункэ Ивана ждал.

Был Мункэ - татарский хан,
Но сказал ему Иван:
"Русский князь мне как чужой!
Ты - не наш...Но как родной..."


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.