У соседа экзамен

Лизин дом на Куйбышева - самый настоящий палаццо. Изумительный фасад, но при этом совершенно облезлый и загаженный двор с непременными алкашами на лавочке, которые клянчат еду и мелочь у всех прохожих. С веревок свисает белье, собаки обкакивают мелкие кустики, дети возятся на качелях.
Скрип этих качелей разбудил меня в половине седьмого утра в воскресенье. Лиза спала, накрыв голову подушкой - мелодии и ритмы детского лета в такую рань она не переносила. Я выбрался из-под одеяла, впрыгнул в джинсы и пошлепал на балкон курить. Лиза ненавидит табачный дым в своем жилище.
По раннему времени двор был еще пуст, за исключением отрока, хмуро оседлавшего качели. Отрок дергал себя за рыжие вихры и насвистывал "В лесу родилась елочка" на мотив "Вставай, страна огромная", и был то ли пьян, то ли просто в сильном огорчении. Качели, рассчитанные на детей от трех до семи лет, под ним выли и стонали.
- Здрасьте, дядь-Саш, - уныло сказал он, когда окурок спланировал на землю, едва не угодив ему на колено. Честное слово, не нарочно. И нечего фамильярничать, в принципе.
- И тебе не хворать.
Отрок задумчиво свесил ногу с качелей и потрогал кедом окурок, вытянутый мной в три затяжки до фильтра.
- У вас сигареты не будет?
- А ты не мал для курева? - нравоучительно заметил я. Отрок вздохнул.
- Нет.
Кратко и по существу. В пачке оставалось две сигареты - я сунул туда зажигалку, в которой почти закончилось топливо и бросил отроку на колени.
- Спасибо, - ответил он и запасливо припрятал презент в карман видавших виды спортивных порток. - А у меня завтра психушка.
Я вопросительно задрал бровь. Конечно, со второго этажа не слишком понятно, адекватен ли отрок, но все же пациент скорее в норме.
- В смысле?
- Экзамен...
Точно, конец мая означает сессию и выпускные в школе. Я задумчиво смотрел, как на соседнем балконе умывается кошак и вспоминал свои сессии в юридическом: верх раздолбайства и высшая точка применения денежных знаков.
- Дядь-Саш.
- Что?
- А что такое бихевиоризм?
Почему-то мне вдруг стало его жалко. Он сидел совсем один, никому на свете не нужный, маленький, чем-то похожий на растрепанного воробушка.
- Поведенческая концепция, - ответил я. - Связь стимулов и реакций.
- Понятно, - кивнул отрок. - Я просто тетрадь с лекциями потерял.
- Ну возьми у друзей, отксерь, - посоветовал я. - Или погугли.
- Не дадут. И компьютера нет.
Некоторое врмя мы молчали. Из подъезда выполз алкаш и поволок бренное тело на улицу. Где-то включили музыку.
- Сиди тут, - велел я отроку и ушел в квартиру за мобильником.
Есть у меня очень хорошая знакомая, судебный психолог, которая должна была мне услугу. Вот ей-то я и позвонил.
Отрока, как потом выяснилось, звали Павликом.
Экзамен он сдал на четверку.


Рецензии