Краткая биография Марлен Хаусхофер. 1920-1970

В 2003 году я случайно столкнулась с  творчеством замечательной австрийской писательницы Марлен Хаусхофер (настоящее имя - Мария Хелен Фрауендорфер).
Но переводами занялась только в 2008 году, поскольку выяснила, что на сегодняшний день она не известна широкому кругу российских читателей.
Единственное произведение, которое было переведено и опубликовано в России — роман «Стена» (Питербургское издательство).  Поскольку роман вышел в свет в составе прочих австрийских авторов, то не был, говоря современным языком «достаточно раскручен», что и привело к тому, что автора незаслуженно «забыли», не успев собственно как следует и разглядеть.
Марлен Хаусхофер, наряду с Ингеборг Бахманн и прочими немецкоговорящими писательницами, является так сказать одной из «основательниц» современной женской литературы Европы 20 века.
Интересными являются не только ее произведения, но и сложная судьба, безусловно отразившаяся на всем ее творчестве.

Итак:

Мария Хелен Фрауендорфер родилась 11 апреля 1920 в местечке Мольн, Верхняя Австрия. Ее отец был лесничим, мать вела домашнее хозяйство.
Живописнейшая природа, окружавшая писательницу с детских лет, ничем не ограниченная свобода, стали наполнением ее первых лет жизни и послужили сюжетами для ее многочисленных произведений.
Ее незаурядные литературные способности и необычайная любознательность проявились уже в первые школьные годы. В возрасте 10 лет она уже с удовольствием читала драмы Шиллера и Кляйста, рассказы, дневники и философскую литературу. Ее любимым поэтом был в то время Генрих Гейне.
Отец писательницы был человеком спокойным и остроумным, с ним у нее сложились довольно доверительные отношения. Однако с матерью, глубоко религиозной женщиной, для которой были характерны резкие перепады «настроения», отношения наоборот не складывались.
Как раз по настоянию матери девочка в 13 лет была отправлена в интернат при моныстыре монашеского ордена Урсулин. В этот период как физическое, так и душевное здоровье будушей писательницы было сильно подорвано, она перенесла легочный туберкулез, а затем воспаление легких, едва не стоившего ей жизни.
В 1939 году Мария Хелен заканчивает школу в Линце и получает свою матуру.
1938-1940 годы, как и многие ее соотечественники, отбывает принудительные работы в нацистском лагере.
В 1940-41 годах писательница изучает германистику и историю искусства в Венском университете, где знакомится с молодым студентом-медиком, от которого у нее появляется внебрачный сын. Еще до рождения сына Мария Хелен знакомится со своим будущим мужем Манфредом Хаусхофером, с которым она вступает в брак в ноябре 1941 года.
В марте 1943 года у нее рождается второй сын, первый сын был усыновлен ее мужем.
В 1947 года муж писательницы открывает стоматологический праксис, в котором она работает в качестве ассистента.
Совмещение домашней работы, воспитания двух подрастающих сыновей и писательской деятельности удается Марии Хелен с трудом. На этой почве у нее развиваются серьезные как душевные, так и физические проблемы, в частности рак костей.
Тем не менее, писательница активно продолжает литературную деятельность. Многие ее работы были отмечены государственными премиями.
Умерла Марлен Хаусхофер 20 марта 1970 года в одной из частных клиник в Вене.

Я перевела пока только несколько рассказов из ее сборника «Женщина с интересными (причудливыми) снами». В этот сборник, изданный уже после смерти писательницы, вошли многие из рассказов, впервые опубликованные в другом сборнике - «Незабудковый родник», по названию одноименного рассказа, который я кстати считаю одним из самых лучших в сборнике. Рассказ является любопытным смешением в единый замысловатый узор пейзажных и мистических картинок. Все-таки Хаусхоферс была удивительной рассказчицей.

В настоящее время я работаю над переводом ее автобиографического романа «Небо, которое нигде не кончается», это детские воспоминания писательницы, которые я считаю одной из лучших ее работ по своему эмоциональному потенциалу, страстности передачи переживаний, юмору и колориту пейзажных зарисовок.

Кроме того, довольно любопытны, на мой взгляд, ее также частично автобиографические романы «Горсть жизни» и «Мансарда».


Рецензии