Глава 1

 

 «Я была некрасивой девушкой»

"  Ich war ein h;;liches M;dchen. "

 Произведение Аннемария Зелинко.

 Перевод Нины Ершовой.

   Автор этого романа, Аннамария Зелинко родилась в Вене. Работала журналистом в Литературной студии. В 1938 году вышла замуж за датчанина Эрлина Кристиансена и уехала в Копенгаген. Во время оккупации Дании Анна с мужем работали в подполье, из-за чего вынуждены были покинуть Данию. Когда ее мужа назначили послом в Англию, они переехали в Лондон.
   Написала насколько романов.Самый известный из них-
"Дезире",экранизированный в 1954 г. в Голливуде с Марленом Брандо в главной роли.
Annemarie Selinko
Родилась: 1 сентября 1914 г., Вена, Австро-Венгрия (Австрия)
Умерла: 28 июля 1986 г., Копенгаген, Дания

Библиография :

1937 Ich war ein h;;liches M;dchen (I Was an Ugly Girl)
1941 Morgen wird alles besser (Tomorrow is Always Better)
1943 Heute heiratet mein Mann (My Husband Marries Today)
1952 D;sir;e - Дезире/Желанная

Экранизации:

1948: завтра все будет лучше-режиссер: Артур Мария Рабенальт.
1954: Дезире – Режиссер: Генри Костер.
1955: я был некрасивой девушкой – режиссер: Вольфганг Либенейнер-В ролях: Соня Зиеманн как Аннелиз, Дитер Борше как Клаудио Паулс

1956: сегодня мой муж женится режиссер: Курт Хоффманн

2006: сегодня мой муж женится-режиссер: Майкл Kreihsl- телевизионный фильм

В КАЧЕСТВЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ ИСПОЛЬЗОВАНЫ РАБОТЫ ВЕНСКОГО ХУДОЖНИКА ЭГОНА ШИЛЕ.

Добавлю, что с удовольствием прочла роман Зелинко " Дезире ". Манера изложения перекликается, на мой взгляд, с этим, переведенным мною романом.
 

Глава 1.

  Клаудио хочет, чтобы я записала свою историю. Я спросила у него, какой в этом смысл.
Клаудио  лишь улыбнулся и сказал, что объяснит мне это позже.

  Я полагаю, что моя жизнь началась в тот момент, когда я встретилась с господином по имени Клаудио  Паульс. А именно,в среду, ранней весной, между одиннадцатью и двенадцатью  часами ночи.
  Тогда мне было восемнадцать лет, и родители не знали, как со мной поступить. Неделей раньше я сдала выпускные экзамены. Мой отец часто говорил: «Я не могу дать детям ничего, кроме хорошего  школьного образования». Под этим понималось обучение в гимназии. Часто я думала о том, зачем туда хожу, ведь я была не слишком хорошей ученицей и скучала почти на всех занятиях. Перед экзаменами и профессорами  я испытывала настоящий  страх. У меня стучало сердце, руки дрожали, я еле могла говорить. Это было ужасное время.
  Наконец, я показала результаты экзаменов дома. Очень скромные результаты, из чего следовало, что я не обладаю никакими выдающимися способностями.
  Итак, вся семья собралась в столовой за круглым столом, чтобы  обсудить мое будущее. Моя семья: отец,который легко раздражался из-за материальных проблем, мама,  мгновенно становившаяся нервной, если ей возражали и моя красивая сестра Инга, с которой были связаны все надежды семьи. Отец полагал, что я должна посещать абитуриентские курсы в Торговой академии.Мама была за Академию домашнего хозяйства, чтобы я могла помогать по дому.Инга  разгадывала кроссворд, взглянула лишь раз, чтобы спросить: «Кто мне поможет? Библейский персонаж из трех букв».
  В душе я завидовала Инге, потому что ей не нужно было приобретать профессию. Она была двумя годами старше меня, после сдачи экзаменов ей купили прелестные платья для посещения балов, театров и обществ вместе с мамой. Время от времени она знакомилась с молодым человеком. Папа осведомлялся о его возможностях, и если он был доволен результатом, молодой человек встречался с Ингой. Она приглашала его в воскресенье  домой «на чай». Обычно эти молодые люди после двух воскресений исчезали, и все оставалось, как раньше.
  Инга  отпускала шуточки на их счет, но я видела, что она втайне страдает.Ее угнетало то,что на ее удачное замужество рассчитывала семья,чтобы папа не влезал больше в долги, и мы могли дальше жить по определенному стандарту.
  Ведь в нашей семье был определенный стандарт. Об этом много говорилось, очень много...
«От этого стандарта нельзя отходить», говорил папа. «Ради будущего детей», вторила ему мама. Но под этим подразумевалась, прежде всего, Инга, о моем будущем никто не задумывался. Я была уверена, что Инга все же выйдет позже замуж,ведь она была так красива.
 Это я замечала каждый вечер, когда Инга  расчесывала  прекрасные волосы перед зеркалом и смазывала  длинные ресницы, чтобы они были еще длиннее и пушистей. Но что я была очень невзрачна, тогда я не знала. Я узнала это  тогда, когда впервые встретилась с  Клаудио.
  Это произошло  через пару дней после выпускных экзаменов. У каждого человека есть благородные родственники. Для нас это была семья тети Эльзы. Конечно, мы были также благородны, как они, но у нас было слишком мало денег.
  Тетя Эльза вела большой дом и часто устраивала приемы с людьми искусства, которых едва знала. Но они с удовольствием  приходили, ведь там были директора банков и другие финансисты.
  Тетя Эльза встретила мою мать на улице. От  мамы она узнала о выпускных экзаменах и пригласила меня на прием, в среду вечером. Прием был в честь Клаудио Паульса, что произвело на мою мать большое впечатление.
  Два дня подряд я только и слышала о том, кто такой Клаудио Паульс.  Я, конечно, знала это имя, видела его фотографии, которые мои одноклассницы носили в портфеле и доставали перед уроком химии. Большинство класса полагало, что именно на химии можно так прекрасно мечтать.
Однажды  я видела его на сцене. Это была его пьеса, но тогда я не поняла, что так нравится публике. Очень симпатичный, молодой человек стоял на сцене, тихо говорил, и кажется, совсем не заботился о публике. Он говорил саркастичные вещи и, хотя мог уже в первом акте жениться на  главной героине, сделал это только в четвертом.
Все очень пикантно. Публика штурмовала сцену, девушки бросали цветы, и  Клаудио Паульс  должен был все вновь и вновь выходить...
Он делал это с улыбкой, которая  заставляла большинство зрительниц оглушительно аплодировать.
  А еще я узнала, что Клаудио родился в Вене и был сыном богатого отца, учился в Оксфорде и в двадцать пять лет написал свою первую пьесу. Он сам играл главную роль и с этого момента стал достопримечательностью Вены. Фотографии на обложке его книги, на рекламе галстуков и приборов для бритья с его подписью... Потом он уехал в Лондон, где его пьеса шла на английском языке, с колоссальным успехом. Затем голливудская экранизация его фильма.
  А сейчас он вернулся в Вену с новой пьесой.И этот любимец богов был приглашен к тете Эльбе, и как ни странно, приглашение принял. А я сдала экзамены, тетя Эльза случайно узнала об этом, у Инги  было коричневое бархатное платье с уже потертыми  местами, которое переделали для меня. Я не очень радовалась предстоящему вечеру, представляя себя  стоящей в углу с бутербродом, и очень горячим чаем. Никому в голову не придет завязать со мной разговор. Так я представляла себе вечер, и так он, собственно и начался для меня.
  Я стояла в углу и пыталась пить чересчур горячий чай. Приходило все больше людей. Тетя Эльза в длинном королевском платье глубоко приседала, приветствуя  какого-то церковного деятеля, и поздравляла с успехом молодую даму. Вдруг она кинулась к двери, воскликнув: 
- Клаудио, как мы долго Вас ждали!
  Я попыталась увидеть Клаудио, но он был окружен плотным кольцом людей. Я видела только фраки и откровенные декольте. И так как никакой возможности увидеть Клаудио у меня не было, то я пошла в буфет, где быстро положила на тарелку несколько бутербродов.В соседней комнате сидели влюбленные парочки. Тогда я пошла в пустой кабинет дяди. Там поставила тарелку на большой письменный стол, подложив лист бумаги, села в глубокое кресло и принялась за бутерброды.
  Тарелка была пуста, последний бутерброд был острый, мне захотелось пить. Я посмотрела вокруг и увидела маленький столик с тремя толстыми бутылками. На одной было написано «Коньяк», я налила коричнево-золотую жидкость в стакан. Сначала  попробовала маленький глоток, но я ведь была уже взрослой, так мне подумалось, и отпила, как следует из стакана.Через некоторое время приятное тепло разлилось по телу. Мне стало жарко, потом весело, не знаю почему. Тогда я выпила еще коньяка. На этот раз одним глотком! Затем опять...
  Мне все стало безразлично: люди в соседней комнате, заботы о моем будущем, мое убогое бархатное платье. Наоборот, я хотела танцевать и шутить.  Тогда я открыла для себя жизненно важное средство- коньяк.
  В таком настроении я погрузилась в кресло, закрыла глаза и слушала музыку, доносившуюся из-за штор. Особенно нравился мне саксофон, и я стала тихонько насвистывать. Немного  погодя выпила еще коньяка. Тут вдруг портьеры раздвинулись, и передо мной стоял Клаудио.
  Я узнала его по тысяче фотографий. Его узкое молодое лицо было очень бледным. Темные волосы зачесаны назад, что открывало высокий лоб. Рот большой, губы узкие. Что-то поразило меня в этих губах, я не поняла, что. Удивительно, но Клаудио был меньше, чем я его себе представляла, среднего роста. Он был одет в чудесный фрак, даже я понимала, что он  великолепен. Фрак был  темно-синий. Клаудио вынул монокль, открылись его серые глаза,он посмотрел, но не сказал ничего.
  Я стояла перед ним и рассматривала его.Серые глаза блестели нездоровым блеском, на лбу капельки пота. Ему нехорошо, подумала я, но не знала, что он просто много выпил.
-Я тебя побеспокоил?- спросил он вдруг.
 Он уже две минуты смотрел на меня, но как будто не видел. Я  молчала.
-Я очень устал и хотел бы пять минут отдохнуть,- сказал он таким голосом, как на сцене, которым он завоевывал всех женщин…
-Я хочу отдохнуть,- сказал он и погрузился в кресло, прикрыв глаза.
 Он думал, что я тихо покинула помещение.
  Но напрасно. Я стояла на том же месте и думала, как бы мне заговорить с Клаудио. Ничто не приходило в голову. Тогда я сделала то, что определило всю мою следующую жизнь: на цыпочках подошла к столику, наполнила стакан коньяком и поднесла его господину Паульсу.
-Коньяк освежает,- сказала я громко, даже испугав Клаудио.
-Ах, ты еще тут. Я выпил уже много коньяка, но это не помешает. Мне нехорошо, Малышка.
Я стояла и ждала, чтобы взять пустой стакан.
- Я могла бы попросить у тети таблетку, но коньяк лучше.
 Он засмеялся.Это был тот его смешок, который я ненавижу. Я стала красной. Он смеется надо мной…
- Ты раннее дитя,- сказал он и попросил налить еще стакан.
- Сколько тебе лет,- спросил он, чтобы что-нибудь сказать.
- Восемнадцать, на прошлой неделе я сдала экзамены.
- И что ты делаешь сейчас?- спросил он.
- Я не знаю, что захотят другие,- ответила я.
- Кто это другие?
- Мои родители, но они не знают, как  со мной поступить, я не очень одарена...
  Быстро посмотрев мне в лицо, он усмехнулся.
-Это не недостаток для  женщины, Черри, наоборот. Твоя откровенность подкупает. Как тебя собственно, зовут?
-Аннелиза.
  Клаудио улыбнулся. В этот момент его лицо было очень симпатично.
-Жаль, Черри. Тебя можно было бы звать Ли или Аня, но это не подходит.
-Почему, господин Паульс?
-Садись, я тебе объясню. Хотя принеси мне еще коньяка, спасибо. Садись сюда, на подлокотник моего кресла, чтобы я видел твое лицо. Итак, Ли должна быть очень маленькой пикантной, с вздернутым носиком и рыжими локонами. Аня должна быть большой, красивой, стройной, с чудесным ртом, как спелый фрукт. Она должна быть прелестна. Но ты ведь совсем не прелестна, Черри.
  Когда Клаудио сделал это заключение, мне совсем не было больно.
Я разговариваю с чужим человеком во сне, поэтому все недействительно...Огромное кресло, как остров. Я больше не слышала музыки и других людей. Было только два человека:этот  господин и я. Мне хотелось спросить о главном, что меня действительно интересовало.
-Неправда ли, я очень некрасива?
-Я должен подумать, Черри. Твое плохо сшитое платье, старые туфли, красные руки без маникюра… Даже если завить твои коричневые волосы, ты не будешь лучше…
-К сожалению, Черри, ты гадкий Утенок…
Мы засмеялись оба. Я вспомнила сказку о гадком утенке и вновь наполнила стакан коньяком.
-Но, ты моя маленькая подружка, и ты мне приятна,- сказал знаменитый  Клаудио.
-Ты должна изменить сама свою жизнь. Есть у твоих родителей деньги?
-Нет, к сожалению, нет.
-Ты должна найти работу и сама зарабатывать деньги. Учиться для тебя нет смысла.
Ты должна попытаться улучшить свою внешность. Если приходишь на свет гадким утенком...
Я кивнула.
-Ты знаешь маленький бар в Гранд отеле?
-Я там не была, но знаю, где это.
-Приходи туда, я там бываю с двух до четырех. Мы поговорим о тебе…
Это звучало как приказ, я не сомневалась ни секунды.
-Конечно, господин Паульс, я туда приду.
-Скажи мне, толстая дама при входе, хозяйка дома? Я вижу так много людей, что иногда не запоминаю их.
-Но меня Вы запомнили,- засмеялась я.
-Да мой Утенок, конечно.
  Тут портьеры раздвинулись, и появилась тетя Эльза и пара еще других людей.
Они увидели удивительную картину: в глубоком кресле, скрестив ноги и, положив их на канапе, сидел Клаудио Паульс. На подлокотнике кресла со стаканом коньяка сидела я.
-Это очень любезно, что Вы беседуете с моей племянницей, сказала тетя.
Она первый раз в обществе.
-Клау, я устала. Послышался глубокий красивый  женский голос, как у капризного ребенка.
-Извини, дорогая. Клаудио вскочил, нежно поправил даме золотые локоны и посмотрел в глаза.
Он ее безумно любит! Но как она великолепна! Блондинка, ростом с Клаудио, положила руку ему на плечо.
-Скажи Малышке бай, и пойдем. Это твой новый флирт, Клаудио?
Ее серебряное платье струилось до самого пола. Я восхищалась ею.
-До свидания, Малышка,- сказала она мне.
-До свидания, мой Утенок,- прокричал Клаудио.
-Всего хорошего, господин Паульс,- сказала я.
Но он уже не слышал…
Кто-то доставил меня домой. Я еле дошла до нашей с Ингой спальни.
-Рассказывай,-попросила полусонная Инга.
Я хотела остаться  одна со своими мыслями.
-Утром, я так устала,- сказала я и погрузилась в подушки.
-Ты видела Клаудио Паульса?
Не знаю почему, но я солгала, что не видела. Возможно, ничего не хотелось рассказывать, нужно было  подумать о чем-то важном.
-Кого ты имеешь в виду?- спросила я.
-Ах,да, видела, но меня ему не представили…
Все остальное Ингу не интересовало…
-Доброй ночи,- донеслось до меня.
  Утенок, гадкий утенок. И тогда я подумала о женщинах в блестящих платьях. Ни одной не было там, чьи губы не светились бы от помады…Платья в серебряных цветах, нежный запах духов.Серебряные лакированные ногти...
-Клау,- сказала она.
И тут я заснула. Сказка о гадком Утенке началась.



ПРОДОЛЖЕНИЕ:

http://www.proza.ru/2012/06/19/495















 


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.