Ахиллес и в-энея

АХИЛЛЕС и В-ЭНЕЯ

http://tulaev.ru/html.php?169
http://www.redstar.ru/2002/04/12_04/4_01.html
http://www.russika.ru/termin.asp?ter=2561
http://sventovid.narod.ru/TXT3H/SKIF/p04.htm

Всемирная пропаганда - дело спонсоров. Хорошо пропиарят - будут верить в этих богов и богоизбранность этих народов. Другие не могут или не хотят пиарить - будут верить в это же... И вот кто заинтересован в успехе, веками и пиарят.

Загадок здесь особых нет. Речь пойдет о связях Ахилла – как царя Скифии, - и венедов, как ранних индоевропейцев и, естественно, частью протославян. Но эта версия находит мало заинтересованных спонсоров. Хотя к исторической истине (по сумме реальных фактов) она поближе.


С античных времен понятие «ахиллес» почти равнозначно понятию «ахиллесова пята» – уязвимому месту любого человека, внешне ничем и никем несокрушимого. Как царь земли Скифской, голубоглазый Ахилл тренировался в беге и ратных поединках (турнирах) на Ахиллесовом ристалище у Крыма, встречался здесь с красавицами разных мифов и продолжал традиции индоевропейцев Северного Причерноморья. Вот, например, как он перевязывал раны (рис.   ) – северяне в индоевропейских мифах славны как отличные лекари типа Асклепия (Эскулапа), сына гиперборейского бога Аполлона (Феба) и нимфы Корониды (вороны).

 
Рис.  Ахиллес перевязывает раны Патрокла. С античной вазы.
Перевязывание Ахиллом ран очень напоминает различные изображения со скифских сосудов и других предметов. Так что дополнительные нити индоевропейского родства героя Троянской войны и его северных наследников явно прослеживаются.

 
Рис. Скифы-казаки IV в. до н.э. Натягивание лука, перевязывание ран. Индоевропейцы, пращуры словено-русов. Курган Куль-Оба. Изображения на вазе. Известные американские актеры типа Кэвина Костера ищут с этими и  подобными скифами свое сходство. Подобные скифы доходили и до Приильменья.

Вариантов мифов о Троянской войне, кроме поэмы Гомера, было в древности много. Когда Ахиллес продвигался к Илиону, троянцы бежали и ворота Трои открыты. Один Гектор храбро ждал врага перед стенами Илиона. Напрасно умоляли его отец Приам (Дар, Подарок) и мать его Гекуба спасаться – сын упрям. Гектор, как бы предчувствуя свою печальную судьбу, обегает три раза вокруг стен Трои, как бы укрываясь от ударов противника, и затем падает, смертельно раненный. Ахиллес снимает с него блестящие доспехи и, став ногою на его грудь, осыпает поверженного бранью – вероятно, обычай от времен каменного века.
По древнему обычаю, он привязывает Гектора за ноги к своей колеснице и тащит за собой. Эта дикая и жестокая сцена тоже часто изображалась на древних памятниках искусства.
Царь Фракии Рее (владелец «резвых» коней) явился с многочисленным войском на помощь к Приаму, но не в воинах была главная сила его помощи, а в его конях, так как оракул предсказал троянцам следующее:
«Если кони Реса напьются из реки Ксанфа, протекающей вблизи Трои, то греки никогда не возьмут их города».
Вот почему Рес и его войско были встречены громкими и радостными криками. Греки, узнав о прибытии фракийского царя, решили во что бы то ни стало овладеть его конями или, по крайней мере, помешать им напиться воды из реки Ксанфа. Самое трудное в этом предприятии было то, что греки не знали, где находятся эти кони.

Одиссей и Диомед решили ночью пробраться к троянцам и постараться узнать что-либо о конях. Между тем троянцы, опасаясь какого-нибудь нападения со стороны греков, обещали награду тому, у кого хватит храбрости пробраться в стан греков в качестве шпиона. Некий Долон предложил свои услуги, но попал в руки Одиссея и Диомеда. И все им рассказал.
 Соратники Ахилла добрались до палатки Реса (понятно, «палатка» нередко будет учеными трактоваться как «юрта» и т.п.); царь и его воины, утомленные длинным путем, крепко спали. Диомед убил царя и его двенадцать приближенных, пока Одиссей отвязывал коней Реса и уводил их в греческий стан, не дав им, таким образом, напиться воды из реки Ксанфа. Похищение резвых коней изображено на многих гравированных камнях и античных вазах.
Предпринимая поход против Трои, греки высадились сначала на азиатском берегу, в Мисии, и, полагая, что это троянская земля, стали ее опустошать. Телеф, сын Геркулеса (родоначальника и скифов), царствовавший там, был мужем дочери Приама и поэтому считался союзником троянцев. Он выступил со своим войском против греков и ранил Патрокла, друга Ахиллеса, который, в свою очередь, ранил его. Хитроумный Одиссей и тут нашелся. Он взял ржавчину с копья Ахиллеса и приложил ее к ране Телефа. Рана зажила, а сын Геркулеса, увидав в этом как бы указание отца присоединиться к грекам, отправился в их стан.
Эней, сын Венеры, по сути имени был Венеем. Этот царь дарданов и родственник Приама, храбро сражался против греков и их союзников. Подобно Гектору, троянцы любили его за мужество и ум. Венера и Аполлон, понятно, постоянно охраняли и защищали его. Во время поединка с Ахиллесом Нептун спас Энея, окружая непроницаемым облаком.
По воле богов, после гибели всего рода Приама, сыну Венеры довелось стать троянским царем. О судьбе Энея, о его странствиях и об основании нового царства совсем не упоминается у Гомера, и только целый век спустя Вергилий собрал в одну целую поэму под названием «Энеида» все сказания об этом герое.

 Во время пожара и разграбления Трои Эней старался, но безуспешно, отбить нападающих греков; поэтому решил забрать свою семью, домашних богов, священный Палладиум (треножник), покинуть родной город и отправиться искать в чужие страны нового отечества. Как индоевропейцам приходилось делать множество раз.
Престарелый и расслабленный отец его Анхис (которым некогда увлеклась сама Венера) отказывался сопровождать сына. Но боги покровительствовали Энею. Именно в то время, когда жена его Креуса и отец старались уговорить его не покидать родины, совершается чудо: над головой сына Энея—, Аскания, или Юла, появляется яркое пламя, которое как бы дотрагивается до волос ребенка. Испуганные родители, желая потушить это пламя, обливают голову Аскания водою, но пламя не тухнет. Анхис видит в этом как бы предзнаменование славной будущности, ожидающей внука, и он соглашается покинуть Трою вместе с Энеем. Тогда Эней собирает всю свою семью и некоторых преданных ему людей, дает отцу нести домашние пенаты и священные сосуды, а сам несет Анхиса на своих плечах.

На горе Иде к ним присоединяются жалкие остатки троянцев, с которыми, Эней отправляется на двадцати кораблях во Фракию. Оставление Энеем Трои в сопровождении семьи очень часто изображалось на памятниках как в древние века, так и в новейшие. Покровительствуемый богами, Эней высаживается на берег Фракии, основывает там город и называет его своим именем. Затем он отправляется на остров Делос (родину гиперборейских Аполлона и Артемиды) спросить оракула, куда он должен направить свой дальнейший путь. Не поняв хорошенько ответа оракула, он пристает к острову Крит. Но там ему во сне являются пенаты (боги родных очагов), увезенные им из горящей Трои, и приказывают отправляться дальше:
«Слушай, что говорит нашими устами Аполлон: мы — боги твоего очага, последовавшие за тобой из священного Илиона. Мы возвеличим твоих потомков до звезд небесных, и мы дадим их городу власть над всем миром. Ты же приготовь этому великому народу великую столицу. Ты  должен покинуть Крит; есть страна, известная грекам под названием Гесперид: это сильная войсками и славная своим плодородием страна. Вот — наша родина, туда направляйся» (Вергилий).
Страну Гесперид, дочерей Атланта, где росли золотые яблоки, указывали в разных краях земли, но нередко и ближе к гипербореям.
Эней, послушный воле богов, вновь пустился в путь, но Гера-Юнона, продолжавшая мстить троянцам, насылает страшную бурю, разогнавшую корабли Энея. Нептун опять берет под свое покровительство героя и усмиряет бурю. В Ватикане хранится прекрасный иллюстрированный античный манускрипт «Энеиды» Вергилия. Одна из миниатюр (рис. ) изображает Энея, застигнутого бурей. Разные морские чудовища плавают вокруг корабля; ветры представлены в виде юношей, которые дуют на корабль.
 
Рис.  Корабль Энея, застигнутый бурей. С миниатюры из Ватиканского кодекса «Энеиды» Вергилия. Масса ассоциаций с былинами о Садко.
 У Энея вокруг головы как бы  венец или сияние. На древних памятниках искусства  такое сияние вокруг головы было эмблемой власти  и могущества; впоследствии первые художники-христиане стали окружать таким сиянием головы святых. Буря прибила Энея и его спутников к берегам Африки, именно в том месте, где Дидона (условно «Дидя Дона»), дочь финикийского царя, только что основала город Карфаген (Нов-город). Троянцы обратились к Дидоне с просьбой оказать им гостеприимство, и царица приняла их не только радушно, но устроила им самый роскошный прием.
Венера решила возбудить в Дидоне пламенную любовь к троянскому герою, и вскоре царица проводит целые дни, слушая рассказы Энея о бедствиях, постигших Трою, и о его странствованиях. Искусство очень часто изображает пребывание Энея у Дидоны (рис.). Как ни сильны были чары Дидоны, но Эней устоял против них и, повинуясь Зевсу (Завязи-Юпитеру), покинул гостеприимную страну наследников «народов моря». Дидона умоляла героя отказаться от . своих намерений и остаться у нее навсегда. Видя, что все ее просьбы напрасны и что Эней тайно покинул ее, она велит приготовить костер, всходит на него и убивает себя мечом, подаренньм ей Энеем (тоже привычный обряд у индоевропейцев).
Эней со своими спутниками переживает новую бурю; спасаясь от нее, он пристает к берегам Сицилии. Там он устраивает в память отца, умершего годом раньше, похоронные игры и состязания и намеревается вновь сняться с якоря, но троянские женщины, утомленные вечными странствованиями, сжигают несколько кораблей и отказываются ехать дальше.

Тогда Эней основывает в Сицилии (название ведут от секелов-соколов) город и оставляет в нем женщин,. стариков и всех тех, кто не желает следовать за ним (тоже привычное дело у индоевропейских дружин). Собрав оставшихся воинов и снарядив свои уцелевшие корабли, он отправился дальше. Прибыв в город Кумы (крестников, близких по вере), Эней обратился к кумской сивилле (предсказательнице), которая дала ему совет спуститься в царство теней и узнать от отца ожидающую его судьбу. Спустившись в ад (царство Плутоса-Ада нередко связывали со Скифией), он приносит Персефоне в дар, по совету сивиллы, найденную им по дороге золотую ветвь и отыскивает там своего отца, который предсказывает ему и его потомкам славное будущее. Так что на землях Танаита (Дона, крылатого ангела Смерти Эней благословение от отца на вечную славу получил – на этих землях затем и проявляли себя венеты).
Эней по воле богов становился прародителем храброго и воинственного народа, а его потомки обязаны, по пророчествам, будут владеть половиной мира.
 
Рис. Эней рассказывает Дидоне о своих несчастиях. С миниатюры из Ватиканского кодекса «Энеиды» Вергнлия (с элементами христианской символики).

Проплавав еще несколько дней, Эней благополучно  высаживается на берег Тибра. Там его дружески принимает царь страны, Латин, и предлагает ему в супруги свою дочь Лавинию. Но царица Амата восстанавливает против пришельца Турна, царя рутулов (Турунт, по данным Птолемея, река севернее гор Рип, ныне частью Валдайских; реты-руты – одни из пращуров русов) , которому была раньше обещана Лавиния.
Турн (турне-турнир, поединок) во главе со многими союзниками нападает на Латина и Энея. Вызванный на поединок, он погибает от руки сына Венеры. Во время войны корабли Энея, стоящие у тибрского берега на якоре, были превращены богами в нереид в тот момент, когда Турн собирался их поджечь. Боги, предназначавшие Энея стать основателем царства в Италии, отняли от него последнюю возможность покинуть эту страну. Искусство воспользовалось некоторыми эпизодами этой войны; в особенности часто воспроизводится смерть двух друзей, храбрых юношей, Ниса и Эвриала. Самые тесные узы дружбы соединяли их, и они погибают, защищая один другого от нападавших на них рутулов.

Несколько античных монет изображают Энея и сына его Аскания в тот момент, когда они находят белую свинью. Эней, как впоследствии и Ромул, исчезает окруженный облаком; он становится невидимым для всех и только является Асканий в полном вооружении и объявляет ему, что Юпитер взял его на Олимп и поместил его среди бессмертных.
Асканий царствовал много лет и передал свой престол потомкам, между которыми были два брата — Нумитор и Амулий. Они стали оспаривать друг у друга  престол, и, несмотря на то что Нумитор был старше, брат его изгнал и завладел Альба-Лонгой и престолом.
У изгнанного царя была дочь Рея Сильвия (перевод имени: Река Лесная). Амулий, не желая, чтобы у брата было мужское потомство, принудил племянницу посвятить себя культу Весты (Гестии, которая под именем Табити почиталась и скифами), т. е. стать весталкой и, таким образом, остаться" девственницей. Однажды, когда она, исполняя разные обязанности при храме, отправилась к реке за водою, ей приснился сон: к ней явился бог войны Марс (Арес – главный бог скифов) и вступил с ней в союз.
Услыхав об этом, Амулий приказал бросить детей Реи в Тибр, а Рею Сильвию предать обычной казни преступных весталок. «Был ли то случай или воля богов,— говорил Тит Ливий,— но в этом году Тибр разлился очень широко. Люди, которым было поручено кинуть детей, оставили корзину с ними среди нахлынувших волн; когда же вода стала сбывать, корзина очутилась на суше, а волчица, пришедшая с гор утолить свою жажду, привлеченная жалобными криками брошенных детей, принялась их кормить. Пастух Фаустул, увидев это чудо, взял к себе Ромула и Рема и воспитал их».

 Сохранились античные монеты, на которых изображена волчица, кормящая детей, а в Ватикане находится античная группа, трактующая тот же сюжет. Оба брата, став юношами, изгнали Амулия и вновь посадили на престол отца. Сами же  они решили основать город на том месте, где были найдены. Основав его, они принялись спорить о первенстве и о том, кому из них назвать своим именем город. Чтобы прекратить ссору, они стали молить богов послать им какой-нибудь знак или знамение.
Вскоре Ромул увидел шесть ястребов, летающих вокруг его головы, но почти в то же время Рем объявил, что к нему летят двенадцать ястребов; это еще более усилило раздоры и схватки между приверженцами обоих братьев. По некоторым преданиям, в одной из этих схваток был убит Рем; другие же предания рассказывают, что Рем одним прыжком взобрался на стены, возведенные Ромулом вокруг нового города, и стал насмехаться над ними; тогда разгневанный Ромул убивает брата, говоря: «Так погибнет каждый, кто осмелится взобраться на эти стены».

После смерти брата Ромул назвал город своим именем и стал в нем царствовать. Но в городе не было жителей; тогда Ромул даровал ему право убежища , и туда стали переселяться игроки, воры, рабы, спасающиеся от тиранства своих господ, и люди, изгнанные отовсюду. Привычное дело для центров всех империй, включая и США.
 Из соседних жителей никто не хотел вступать в брачные союзы с таким сбродом, и город должен был непременно вымереть, не пополняясь рождением детей за неимением женщин. Ромул, желая прекратить такое положение дел, прибегнул к следующей хитрости: он устроил роскошный пир и пригласил на него соседних жителей, сабинян, с женами и детьми. По данному им знаку, римляне  кинулись на своих гостей и похитили всех девушек, присутствовавших на празднике. Такое насилие вызвало войну, но, когда обе армии стояли одна против другой, похищенные сабинянки кинулись между противниками и стали умолять своих отцов и братьев оставить их в Риме с их мужьями и заключить мир.
Похищение сабинянок служило часто темой для много¬численных памятников искусства. Вскоре после похищения сабинянок Ромул, дав городу законы и основав там общественные учреждения, велел возвестить через сенатора всем жителям, что наступит время, когда этот город будет считаться властелином мира, и что ни один народ не устоит против силы римского оружия. Затем он исчез, или, как говорит предание, был взят богами на Олимп и, подобно предку своему Энею, был ими принят в число бессмертных богов.
С древнейших времен в городах и храмах, которым было даровано право убежища, пользовались неприкосновенностью даже преступники. Нарушивших право убежища постигала кара богов и государства,  хотя “шуточных драконов” небесного наказания с веками мало кто боялся.
 

Рис.  Драконы средневекового Новгорода (аналогов немало на Руси), продолжение "звериного стиля" Скифии, который продолжали и народы Скандинавии. Истоки изображений восходят к палеолиту. Любопытны сравнения с Китаем и другими странами, дальними к Риму и владениям энетов-венедов.
Страна Венея, как пращура и словено-русов, создана потомством троянцев в античной Италии (самостоятельно там появились и турси-этруски, сами себя называвшие расна). Венемаа у финно-угров до сих пор название именно Руси и России, русский - внелайнен. И отказать финно-уграм в многотысячелетней памяти о своих устойчивых соседях невозможно. Десятки веков относят венедов (винидов, венетов и т.п.) к славянам германцы и другие этносы, ведущие свою историю с античных времен.
В 2000 году словенские исследователи Йожко Шавли, Матей Бор и Иван Томажич выпустили на английском языке фундаментальный труд «Венеты: первые строители европейского сообщества» (русский перевод — 2001 год), где приводится множество новых (нередко сенсационных) данных, подтверждающих уникальную роль предков славян в общеевропейских этнических процессах.
Корень «вен» сохранился во многих словах русского языка: вено (выкуп за невесту, приданое), вена (кровеносный сосуд), венец, венок, веник и др. Данная корневая основа содержится и в персидском названии вступительной и наиболее архаичной части священной книги древних иранцев «Авесты» (библии Гестии-Весты). В местах былого расселения венедов остались названия городов и рек, образованные от родового имени исчезнувшего народа. Среди них достославные Вена и Венеция (чего венедам завистники никак не могут простить), а также города в Латвии в местах, где раньше жили древние славяне, — Вентспилс на реке Вента и Венден (первоначальное название Цесиса).

Среди древних богов, коим поклонялись венеды, знаменитая богиня любви Венера (от лат. Venus): ее культ восходит к самым глубинным корням индоевропейской и доиндоевропейской этнокультурной общности. Имя было воспринято лишь той частью отпочковавшихся народов, которые, мигрируя с севера и минуя Альпы, оказались в конечном счете на Апеннинском полуострове на территории Древнего Рима и современной Италии. Имя славянского племени венеды созвучно с названием другого древнего народа — вандалы (в ряде случаев вандалы так и писались — венды). Вандалы — канонизированное название одного из ответвлений древнеславянской этнолингвистической общности (германцы вандалами называли только славян, в основном, из Польши).

По Иоакимовской летописи, наиболее важные и недошедшие до нас фрагменты которой приводятся в «Истории Российской» Татищева, среди легендарных правителей Словенска, первой столицы Древней Руси, значится князь Вандал, который, «владея славянами, ходя всюду на север, восток и запад морем и землею, многи земли на вскрай моря повоева и народы себе покоря, возвратися во град Великий».
Далее летописец рассказывает о сыновьях Вандала — Изборе (Испоре в других источниках, реальном Аспаре в Византии У века, более 15 веков назад), Владимире-Старшем (в скандинавском эпосе, хольмгардском князе Вальдемаре, воевавшем с Аттилой) и Столпосвяте (Святогоре ?), носящих, как нетрудно убедиться, чисто русские имена. Имя Вандал тоже славянское: об этом прямо говорят некоторые средневековые хронисты. В Польше до сих пор широко распространено одно из популярных женских имен — Ванда. Да и исконно русское имя Ваня (Веня и т.п.), скорее всего, унаследовано от древнейшей ностратическолй эпохи, и лишь сравнительно недавно, после принятия христианства, было совмещено с еврейским Иоанном (сопряжение же последнего с русским Иваном, скорее всего, происходило по общеизвестным лингвистам схемам).

Древнескандинавский эпос знает целый класс богов — ванов, соперников асов. Наиболее известной представительницей ванов является богиня любви и красоты Фрейя (коррелят античной Афродиты-Венеры) — наперсница верховного скандинавского бога Одина. На определенной стадии распада одной из ветвей былой арийской общности ваны представляли собой идеологическую или религиозную доминанту (об этом косвенно свидетельствуют и недолго просуществовавшее Ванское царство, и легендарная земля Baнтит, которая, согласно средневековым арабским источникам, располагалась где-то между Окой и верховьями Дона, и связующее слово «ван» в голландских фамилиях).
Не лишено вероятности, что имя Вандал изначально означало «ван» + «дал», то есть «Бог дал» (по аналогии с более поздним Богданом и образованным по той же схеме Валдаем ( Вал-Велес Дал), и Дажьбогом). Вполне допустимо, что германцы, завоевав балтийскую Вандалию, восприняли ее имя, подобно тому, как в дальнейшем это произошло с покоренной негерманской Пруссией. «Исконность» не имеет  значения на эпических глубинах  – чем дальше в прошлое, тем меньше различий и больше социокультурного и языкового сходства у некогда единых индоевропейских этносов.

Лишним подтверждением тому может служить и тот факт, что одно из кельтских племен на берегу Атлантического океана (территория современной Франции) также носило название венетов. О них подробно рассказывается в «Записках о Галльской войне» Гая Юлия Цезаря. С учетом чередования гласных в корневой основе «вен—ван» можно предположить, что к ней восходит и название знаменитой французской «мятежной» провинции Вандеи. Еще в начале XVI века один из основоположников польской историографии Мацей Меховский следующим образом писал о вандалах в популярном «Трактате о двух Сарматиях»: «В тех местностях Великой Польши и Силезии лехиты, они же поляки, размножились, волей божьей весьма возросли числом и наполнили Вандалию, то есть Польшу у реки Вандала, ныне именуемой Вислой, а также Померанию, Касубию и всю область по Германскому морю, где ныне Марка, Любек и Росток, вплоть до Вестфалии. Они получили разные наименования, соответственно разным местам жительства. Те, что жили у реки Свены (по-тевтонски Спре или Спрева), названы были Сиевы. Другие близ них — от хижин и куч, которые они на своем польском языке зовут бруги, стали именоваться бургундами. Так и с прочими: древляне и травяне получили имя по обилию дерева и травы (позднее бургунды сели по Рейну, а Октавиан перевел их в Галлию». [Стоит ли после этого удивляться, что Ванда до сих пор остается в Польше одним из самых популярных женских имен? — В. Д.}

Также и далматинский историк XVII века Мавро Орбини, родоначальник южнославянской исторической мысли, опираясь на утраченные летописи, в своем фундаментальном труде «Славянское царство» (1601), написанном по-итальянски, указывал, что вандалы имели то же наречие, обычаи и веру, что и русские. И именно вандалы, по Орбини, послали на княжение в Великий Новгород Рюрика с братьями. Автор даже составил словарь русско-вандальских параллелей, из коего наглядно видно поразительное языковое сходство, переходящее в ряде случаев в полную тождественность лексем. Данные южнославянского историка подтверждают и другие источники. Так, посол «великого кесаря» ко двору Великого князя московского Василия III Сигизмунд Герберштейн (1486—1566), бывший, кстати, по рождению словенцем (территория, населенная словенцами, входила в те времена в состав Священной Римской империи, а позже — Австро-Венгрии), прямо писал в своих знаменитых «Записках о Московии», что вандалы, к коим относились и варяги, «имели общие с русскими язык, обычаи и веру», что Гостомысл, «муж благоразумный и уважаемый новгородцами», посоветовал землякам пригласить на княжение «вандала» Рюрика, вместе с братьями. Сообщение венского посла ценно еще и тем, что оно подтверждает факты, приводимые в Иоакимовской летописи (в частности, о посреднической роли знаменитого Гостомысла, историчность которого яро оспаривали русские историки XIX и XX веков, начиная с Карамзина).
Благодаря, в частности, Прокопию Кесарийскому сохранились драгоценные свидетельства о славянском мире VI века н. э.: «...Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается общим делом. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды.

Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву и то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, нимф и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства (наследники Энея все же: П.З.). Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают (очень обнаженными выступают на изображениях и соратники Ахилла). Иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и у других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них русый… Образ жизни у них, как у массагетов, грубый…, они неплохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы…»
Массагеты царицы Томирис более 25 веков назад разгромили Кира Великого со всей его  отборной армией Великой Персии. Гунны царя Великой Скифии Аттилы контролировали весь позднеантичный мир более 15 веков назад. Эта кого-то веками не вдохновляет. Но почему мы должны ломать свою реальную историю им в угоду или отдавать золотые медали на состязаниях в угоду их капризам ?! Били наши пращуры всяких великих царей (пытавшихся покорить нашу землю) и побеждаем в состязаниях – это реально . Кто-то этого очень не хочет даже знать – это его беда.


Вот текст заключения из труда Йожки Шавли, Матея Бора и Ивана Томажича

С учетом праславянского происхождения венетов и их проникновения на территорию Европы уже в период Культуры полей погребальных урн и относимого к ней переселения, древнейшая история и ранняя история Европы открывается нам как бы заново и требует повторного изучения. От этих полей ведут славян В.В.Седов и другие славяноведы. http://www.slavya.ru/trad/history/genezis/sed.htm

Так, археология открывает нам для периода конца бронзового века (примерно 1000 г. до н.э.) достаточно сильное устремление представителей альпийской расы в Парижскую котловину и далее на запад, в бывшую Арморику, ныне Бретань, где мы обнаруживаем венетов еще в римское время. Эти венеты были хорошими мореплавателями и поддерживали сообщение также с нынешними Британскими островами. О них нам напоминает название бретонского города Vennes, или название Rue de Thabor в городе Ренн, центре Бретани, и, несомненно, название города Ventnor на острове Wight у южного побережья Англии.

Венеты, проживавшие в этих областях, очевидно сохранили связь с Альпами, где в поздний железный век развилась культура Гальштат. Об этом свидетельствуют гальштатские находки, сделанные в устье реки Луары, а также в южной Англии (примерно 600 г. до н.э.) 154.

О присутствии венетов в докельтской Англии нам говорят также некоторые наименования, засвидетельствованные историей. Например: Vennonis (Vennonae Itin. Ant. 407, 4), ныне High Cross в Лейцестершире (Leicestershire), далее – Venta Belgarum (Птол. II 3, 28), центр бельгов, ныне Винчестер (Winchester), далее, Venta Icenorum (Птол. II 3, 21), центр иценов, ныне Caistor St. Edmunds, а также Venta Silurum (Itin. Ant., 458, 9), центр силуров, ныне Caerwent и Monmouthshire 155.

Такие примеры обращают наше внимание на то, сколь необходимым было бы соответствующее исследование археологических, исторических и лингвистических особенностей, а также ономастики на данных территориях. Во многих областях современной Франции мы и сегодня встречаем имена, которые напоминают нам о венетах, например, Vendome, Vendeuvres, Vendeuvre (вблизи городов Орлеан, Тур, Труай), Vendrange, Venissieux (в районе города Лион), Vendine (Тулуза), Venelles, Vinon (Марсель) и т.д.

Провинция Аквитания на юго–западе Франции, фр. Guyenne (вблизи Бордо) имела характерную культуру погребальных урн и отличалась от кельтской. В этой местности нам о венетах напоминает и местность Vendays. Найденные там урновые захоронения свидетельствуют о мощном влиянии Центральной Европы 156. В этой местности обнаружено также много надписей, посвященных богу Белину, точно так же как в Карниоле, Венеции и Норике 157. Многочисленные топонимы имеют окончание – ак, (Calignak, Cadillak…).

Характерен топоним Belinк югу от города Бордо, а также гидронимы Vienneи Charenteу города Лимож. К северу от Аквитании расположена местность Vendee. Данные свидетельствуют о присутствии венетов и их культуры еще до формирования кельтского этноса. Территорией более густого расселения венетов была Скандинавия, где после ледникового периода (примерно 2500–800 гг. до н.э.) с наступлением теплого климата сложились благоприятные условия для земледелия. В Скандинавию же венеты, как представляется, принесли Культуру полей погребальных урн непосредственно.

Со времени скандинавской Культуры полей погребальных урн сохранились также многочисленные высеченные на камне рисунки, среди которых присутствует также изображение плуга. Такие изображения можно видеть на юго–западе Швеции и в прилегающих областях Норвегии. Этот плуг свидетельствует о развитом пахотном земледелии в доисторическую эпоху, что совпадает с манерой изображения сохи на ситуле Certosa культуры Вилланова. Культура нордийской бронзы существовала параллельно с Гальштатом в Центральной Европе, и находки гальштатского периода в Скандинавии говорят об оживленных торговых контактах между этими областями.

Примерно в 800 г. до н.э. в Скандинавии похолодало, что крайне неблагоприятно отразилось на существовавшей там цветущей культуре. Археологи приходят к выводу, что это явилось причиной массового переселения с этих территорий. Наступление здесь железного века примерно в 5 в. до н.э. отражает здесь уже сильное влияние германской Ясторфской культуры. А это может означать лишь постепенную германизацию скандинавских венетов. Впоследствии о них напоминает лишь более позднее наименование «вандалы», вернее, тех из них, что в первые века нашей эры появляются в Центральной Европе и позднее селятся в Северной Африке.

Таким образом, вандалы могли быть германизированными венетами, или славянами. С большой вероятностью можно утверждать, что они ведут свое происхождение с территорий центральной Швеции, носящей ныне наименование Svealand, в отличие от южно–шведской части – Gotaland (готты). Названное наименование напоминает нам о славянах, словенцах, и еще более – соответствующее прилагательное svensk (шведский). В нордийских землях мы также находим венетские имена. Так, в шведской области Даларна (долины) присутствуют имена Vintjarn, Venjan, Vinas, далее, озеро Vanern, а возле него город Vinniga. И в Норвегии: Vinstra Venaseter Venasten в районе Губрандсдаль, к северу от Осло; на побережье возле города Трондгейм – Vinsternes Vinje, в к северу – Vendesund.

К именам, содержащим указание на венетов, весьма распространенным в Европе, следует присовокупить и другие имена венетского (словенского) происхождения, которые столь многочисленны, что нам стоит ограничиться лишь перечислением определенных их типов, чтобы не углубляться в простое подробное перечисление. И уже в процессе этой операции перед нами возникает ясная картина того, как древние венеты называли различные формы рельефа земной поверхности, землепользование, стратегические пункты и т.п.

Среди наиболее распространенных имен во всей Европе – имя Holm. В словенском языке этим названием обозначают возвышенность округлой формы, чаще всего имеющий две вершины, вздымающийся над долиной или равниной.

Это наименование в различных в лингвистическом отношении местностях проявляется в различной форме. В германских землях – как Kulmbah, Kulmain, Helm, Homberg, Homburg, вероятно, также Нamburg, далее, Kolmberg, Chulm, Chamerau Chamи т.д.

На польских и поморских территориях находим: Chelm, Chelmza, Chelmno… В западной России снова Chelm, в Дании – Holm, Humlum, Нumble, Lindholm… В Норвегии – Kolmengil, Kolmen, Kolmedal, Hommelvik, Holum... В Швеции – Holm, Holmfors, Holmsund, Stockholm, Norsholm, Katrineholmи т.д.

Весьма распространены такие названия во Франции, и, если они не служат для обозначения поля (champ), то выступают в составных словах с элементом «Cham–»: Chamberet, Chambery, Chambilly, Chambord, Chambon, Chamboulive,Colmar, Combles… Точно так же и в Великобритании: Chelmsford, Holme, Holmfirth, Cumnock и Holmhead, Colmonell, графство Cumberland и т.п.

Отдельные элементы можно найти даже в Испании: Cumbres, Colmena… В Португалии: Cumieira… В Италии: Cuma, Cumiana, Comiso, Como... В Греции: Chelmos.

В современной Словении подобные имена появляются в формах Holm, Humи Kum, а также в уменьшительном наименовании Holmec. Существует также фамилия Humar, то есть житель местности, называемой Hum.


Выведение данного слова из латинского «culmen» (вершина) не является правильным, потому что такой этимологией можно объяснить лишь наименования, встреченные в тех местностях, на которые исторически оказывала влияние латынь, но не на других территориях (напр., Скандинавия). К этому следует добавить еще и то, что имена с маркером «Holm» именно на типичных латинских территориях – явление довольно редкое, например, в Апеннинах. Это имя является также предкельтским, поскольку Скандинавии, где оно столь часто встречается, кельты не достигли, там были лишь венды, венеты.

В местностях, где отмечается данное имя, довольно часто встречаются также и имена на Lom, означающие разлом поверхности, каменоломню, склон с террасами. На территории Словении встречается также деминутив Lomicи Lomici – там, где склон идет уступами.

В европейской ономастике это проявляется в формах Lom, Lam, Lem, Lim, в Германии (Lembruh, Lamsfeld…), во Франции (Lamarche, Limay, Limoge…), в Дании (Lemvig...), в Швеции (Lima…), в Норвегии (Lom, Lomen...), в Чехии (Lomnice), в Польше (Lomza), а также в Португалии, Испании, Италии (Lomello, Lama…), Великобритании (Lambourn, Lamlash…), Румынии, Греции (Lambia, Lamia…), и в Словении как Lom, Lomno, Lomnik, Podlomи т.п. Плюс фамилии Lomsekи Lomar. Индоевропейский корень «lem–» (ломать).

Также характерно и имя Loka, в более древних формах – Lonka, или Lanka. Это имя зафиксировано еще во времена пребывания римлян в Каринтии как «Loncium» (Itin. Ant., 2 в.). В современном словенском языке это наименование обозначает луг на дне долины, рядом с водой, а также заливной луг. А за пределами словенских и славянских территорий оно употребляется в несколько видоизмененных значениях – например, пологое, ровное дно долины, болото, возможно, озеро… Так, на германских территориях имеются наименования Laak, Lachen, Lachendorf, во Франции – Lacabau, Lacave, Lacq… В Великобритании – Lacock, Lancaster… На нордийских территориях –Lakselv, Lakatrask, Lakolk… В Греции – Lakka, Lakkion.

Наряду с данным наименованием, весьма часто встречаются также имена с элементом Log в значении долинной местности, поросшей кустарником и характерной растительностью, которую заливает вода во время паводка. На германских территориях данное имя часто появляется с носовым рефлексом, напр., Langen, на французских – как Longville, Longeau,.. в Испании как Lugo и Longares, в Италии – как Longo, Longarone, Lugano, в Греции – как Longanikos, в Англии – как Lochbuie, Lochboisdale и т.д. От этого же слова происходит название озера в романских и английском языках.

Как уже упоминалось во вступительной главе данного сочинения, в некоторых именах имеет место метатеза. Так, имя «Lob» (вершина, скалистая глава) часто выглядит как Alb, например, в именах Albula, Alpe, весьма распространенных в Италии Albano, Albenga… В Германии имеется Albstadt, над Дунаем тянутся Schwabische и Frankische Alb, во Франции мы находим Albens, Albaronи т.д., В Испании –Albatera… Имена Kar, а также Ker (скалистая стена, высота) появляется также в форме Akra, например, в Греции, где так обозначает мыс. Имя Rob, а также Rab стало выглядеть как Arbe и так далее.

Среди имен, обозначающих способы землепользования, самым распространенным является Trebez (расчищенное пространство). Так, во Франции мы находим имена Trebes, Treves… В Италии Treviso, Trevi, Treviglio… В Германии Trebel, Trebur, Trier… Также и в славянских землях. Необработанная, плохая земля носила название «rodo», и наименование Rod можно встретить повсюду в Европе: в Германии –Rodach Rodenkirchen, в Норвегии – Rodel, в Великобритании – Rodel, во Франции – Rodez, в Испании – Roda, в Италии – Rodi, в Греции – Roda, Rodia.

О том, как защищались древние венеты и родственные им народы, нам напоминают стратегические местности с наименованием Straza, которые весьма часты в западнославянском секторе. За пределами же данной территории мы встречаем Strass Strassbougи т.п. в Германии и Австрии, Strasbourg во Франции (Эльзас), Strassaв Швеции. В родстве с этим именем находится также греческое «stratos» (армия), а также греческие имена Stratoniki, Stratonion, Stratos. А также в Англии Stratton, Strathaven, Stratforf–upon–Avon…

Хотя для перечисленных имен нет возможности твердо гарантировать, что именно это основное значение они имели, однако сама их многочисленность говорит нам о том, что еще в докельтский период существовал другой язык, к которому восходит нынешний словенский, а также сорбский, словацкий и другие западнославянские языки. С большой вероятностью эти имена свидетельствуют о существовании западного праславянского языка, языка венетов.

На многочисленные примеры родственных выражений в словенском и норвежском языках в свое время обратил внимание Фр. Еза 158.Они относятся прежде всего к народной культуре и говорят о доисторических связях между Альпами и Скандинавией. Однако доисторическими носителями этой культуры были не восточные германцы, как считал Г. Грабер, а вслед за ним и Фр. Еза; убеждение, бывшее впоследствии вектором Г. Косинны, который провозглашал Скандинавию прародиной германцев. Скандинавские археологи в последнее время такое толкование опровергли своими открытиями и исследованиями.

В археологии и ономастике неисследованной проблемой остается также Пафлагония, то есть та территория в Малой Азии у Черного моря, откуда пришли венеты, как свидетельствует Гомер, на помощь своим союзникам троянцам, а также территория венетов по Нижнему Дунаю, которую упоминает Геродот.

Не совсем ясно также происхождение дорийцев, которые примерно в 1200 в. до н.э. с севера вторглись в Грецию. И на острове Крит были найдены характерные для Центральной Европы мечи с твердой рукояткой, из чего можно заключить, что среди нападавших, тех, кто уничтожил крито–микенское царство, были также и венеты.

Далее, были ли Пеласги, союзники троянцев (Илиада II, 840 сл.) 159, действительно, праиндоевропейским нородом, или, может быть, венетским? Что нам может сообщить имя фракийско–фригийской богини Земели (земля), матери Диониса? Это же совсем словенское имя! Нам не хватает исследований и сравнений, в особенности на материале словенского и славянских языков и преданий.

Наиболее древнее имя, которое связано с венетами, это Vindhya parvata (англ. Windian Hills) в Индии. Это венетская гористая местность, разделяющая северную и южную Индию, в свое время была водоразделом между арийской и дравидской территорией. Принесли ли данное название в Индию уже арийцы? Или же само название «Индия» – это урезанное «Виндия»?

В данном исследовании не было возможности уделить больше внимания надписям, оставленным адриатическими венетами. Их собрал и систематизировал в своей знаменитой книге профессов Б.Г. Пеллегрини (La lingua venetica…), но расшифровать их он не смог. Единственный лингвист, который сумел дать научную расшифровку этим записям – Матей Бор.

Буквы, представленные в венетских надписях, тождественны этрусским и ретийским. И, по всей вероятности, латинское письмо, которые римляне потом распространили по всем западным территориям, развилось из этрусского алфавита. Греки же свой алфавит позаимствовали у финикийцев (Геродот, 58), которые в наши дни считаются изобретателями алфавита. В науке преобладает мнение, что буквы происходят от исконных пиктограмм, которыми пользовались египтяне.

В любом случае существенно, что буквы появляются в период с 13 по 11 в. до н.э., сперва у финикийцев, которые пребывали в земле Ханаанской, где они спасались после поражения, которое нанесли им древние египтяне. И это было как раз во время переселения периода Культуры полей погребальных урн, когда через Эгейское море и Малую Азию на Ближний Восток проникли «народы моря», как называли их египтяне. Среди них могли находиться и венеты, поскольку греческое наименование Phoinikes (финикийцы) могло быть лишь одной из форм наименование венетов.

Были ли венеты изобретателями алфавита, то есть буквенного обозначения отдельных звуков? Передали ли они его этрускам и финикийцам, которые, в свою очередь, сообщили буквенное письмо грекам и римлянам?

Сходство финикийского и этрусского письма с венетскими письменами огромно. И эти буквы точно так же похожи на руническое письмо, о котором бытует мнение, что оно было свойственно германцам. Рунические надписи дошли до нас лишь со 2 в., но большинство специалистов считает их более древними.

Норвежский исследователь Марсштрендер даже придерживается мнения, что руны происходят от этрусских букв 160. Совершенно вероятно, далее, что руны как таковые являются первичным, более древним письмом в сравнении с этрусскими буквами. Может быть, нам даже само его название, если оно является венетским («roniti» – «углублять, вырезать») говорит о том, что они некогда вырезались. Таким образом, следовало бы проверить, не венеты ли это своими знаками для обозначения отдельных звуков создали основу для позднейшего появления алфавита?

В пользу этой возможности свидетельствует еще одно обстоятельство, а именно hisna znamenja (домовые знаки), которые представляют собой знаки, состоящие из различных зарубок доисторического происхождения. Они появляются уже в раннем каменном веке, в огромном количестве же они дошли до нас, употребляемые вплоть до текущего столетия, в особенности в Северной Европе и Альпах. На территории Словении они представлены в окрестностях Толмина. Эти знаки имели либо имеют собственное имя, имя дома, подобно тому, как имеют имя греческие либо финикийские буквы, а также руны. После звуков, которыми начинаются наименования букв, пишется затем новое слово.

Вот еще краткое пояснение к упоминанию «протославянских» (венетских) наименований на Ближнем Востоке, например, Табор в Палестине, или Суэц, Голан и многое другое. То, что вызывало у многих критиков данной работы приступы веселья и желания привести именно их как пример того, сколь все эти исследования наивны. Серьезные же ученые называют нам по меньшей мере три вторжения индоевропейских народов на Ближний Восток, например, Мейер 161: вторжение кентумских хеттов до 2000 г. до н.э. в Анатолию до верхнего течения Евфрата; вторжение сатемских индо–иранцев примерно в 1750 г. до н.э. и основание ими королевства Митанни в Верхней Месопотамии; вторжение «народов моря» примерно в 1200 г. до н.э., которые победили египтян. Наряду с этим многие эксперты считают, что и индоевропейский язык сформировался не в период неолита или бронзового века, а еще во времена палеолита (примерно за 8000 лет до н.э.).

Уже в то время существовала довольно тесная связи между Западной Европой и Северной Африкой через Пиренейский полуостров. Исходя из этих древних связей можно объяснить столь обширное сходство между индоевропейскими и семито–хамитскими языками, как в области синтаксиса, так и словообразования. Поэтому логично, возникновение индоевропейских, или «протославянских» топонимов в Северной Африке не представляется чем–то невозможным.

Из всего, что было описано на страницах данной работы, становится ясно, насколько недостаточно исследованы национальные и культурные корни словенцев. На все исследования оказывала парализующее воздействие догма о переселении «предков» словенцев в Альпы в 6 в. с Балкан. Догма, призванная служить «югославянизации», доказательством тому, что единый некогда югославянский народ так или иначе уже существовал. Историография, таким образом, находилась на службе у идеологии. Исходя из всего сказанного, хочется ожидать, что словенская историческая наука все–таки перейдет на словенские позиции и критически отнесется к вопросу идеологии.

Матей Бор, Йожко Шавли, Иван Томажич
http://sventovid.narod.ru/TXT3H/venety1/p35.htm
Цукерник Яков Иосифович (отчасти справедливая критика)
http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Eugippius/tulaev.doc

Я.И.Цукерник резко против тезиса
”. Славяне были одной из главных сил варваров, разрушивших западную империю и покоривших Рим. Однако это было уже в V - VI вв. нашей эры, когда выходцы из “венетов”, “антов” и “скифов” стали известны как “склавины”.
Нормальный и исторически обоснованный тезис. Правда, анты тоже из венедов.
Затем против вероятности участия в этногенезе словено-русов – ругов.
Но линия достаточно известна http://www.russkiy-rok.ru/yellow/analit/y-117.html
В частности.  959 год. Посольство к Оттону I «королевы ругов Елены» (Ольги), незадолго до этого крещенной византийским императором Романом, с просьбой прислать епископа и священников. Епископом на Русь назначен Либуций — монах майнцского монастыря. Но Либуций умер в 961 году. Вместо него назначен Адальберт, который и совершил в 961—962 годах поездку к ругам. Предприятие, однако, закончилось полной неудачей: руги изгнали миссионеров. В. Сообщение об этих событиях описано так называемым Продолжателем Регинона, за которым исследователи видят самого Адальберта. В других хрониках вместо Ругии называется Руссия.
Отчасти он справедливо критикует труд Мавро Орбини.
Но у Орбини есть и объективные данные.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Орбини; http://clarino2.narod.ru/orb01.htm

Ахилл и Эней – в итоге исторические символы Скифии и Венедов как полиэтносов, из которых появились и славяне. И если Я.И.Цукерник именно против этого, то он – с точки зрения объективной науки – неправ.


Рецензии