Мир через творчество А. Куприна

Мир через творчество А. Куприна.
(краткий обзор)
Сегодня есть Акунин. Понятно – талантливый человек, но ведь он один на возвышении, и он не отражает жизнь, и не воссоздает переживание о ней, а использует лишь кульминации жизни узкой, специфичной. Я ничего против этого умного писателя не имею, но ведь сухо как-то.  Да и наталкиваешься постоянно только на Акунина, кругом только он, он и он. Остальные сами лезут, напрашиваются, наверное деньги есть, а славы хочется, ведь слава сегодня – это смысл жизни в её выживании и как роскоши. Но и доход, если конечно пригрелись по бочк-ам проталкиватели и протаскиватели, или сказать люди у вентилей.   
А где разнообразие жанров, где естественная жизненная литература? Зачем нам литературная шелуха. Нет, это даже не литература, название только сохранили впереди состава уписанных россказней, типа татуировок, ведь на теле рисунок больше впечатляет, чем на привычном для него месте. Сегодня, как будто,  и нет  разнообразия литературных жанров: если любовь, то она разрешается только сексом, а остальное замешано на криминале, мозг человека за тысячелетия истории так и не приобрёл иных применений духа и цель соответствует врождённому пороку. Для кого-то может и есть все, что положено душе человека, люди то с разными мерками, единой нет, каждый влезает со своим “мэтром и волынит”.  Только вот не пойму ни как – то ли эта культура спустилась в низину нашей жизни или мы опустились в низины культуры.
Чем мне нравятся произведения А.Куприна – краткостью. Читать большие произведения тяжело, особенно с возрастом, да и краткость, выразительность более способны поставлять множество и мгновенно сжатой информации по осознанию и реализации своих замыслов по переоценке человеческого восприятия мира, и в этой краткости уже заложена та ёмкость ощущений, которая способна удовлетворить любую духовную потребность. Я имею даже уверенность, что не зря подсознание меня выталкивает на это. Хотя кто его знает, может это все глюки, но деваться не куда, об этом никто не может знать. Самоуверенных людей много, но они не определяют исход. События все равно выстраиваются так же, как и мои желания – по принципу неизбежности. Я думаю, даже потребности не существуют, они надуманны, и скорее только тормозят ход события, как угольные стержни в атомных реакторах. А реальные события это мгновения, компактно упакованные, и быстрое высвобождение их приводит к взрыву, разрушениям. Придет время, и плод созреет, главное – чтобы он был вовремя употреблён, не раньше и не позже.
А произведения Куприна, не все конечно, но часто обладают сжатой философией, которая звучит и наполняет ароматом загадок мироустройства, и главное, он не учит, а раскрывает, пробивает в душе забитые щелки, отверстия, через которые мы  получаем живой душевный материал.
      
        Рассказ “Лолли”.  В этом рассказе соединилось: фрагмент из жизни циркачей, о возможности возникновения несчастного случая только когда исчезает способность ценить жизнь любую, мы все подвержены опасности, когда не ценим жизнь чужую, и о загадочности любви, которая оценивается случаем жёстким, на грани исчезновения, наверное жизнь ничего не стоит в покое и в смиренности, любовь – это чаще духовно-экстремальная ситуация, а остальное все осадок.
Интересные слова произносит мистер Чарли, когда у него спросили об опасной их работе, и в которой должны быть часто жертвы, на что он ответил: “…видите ли…мне трудно вам объяснить… Мы там у себя в цирке, мало верим в рок. Нам ведь каждый вечер приходиться так крепко рассчитывать на свои нервы, свою ловкость, свою силу, что по неволе только в себя веришь и на себя одного надеешься. Поэтому-то, должно быть, у нас нет таких случаев, которые вас интересуют…”.
      
       А вот рассказ “Собачье счастье”, при чтении захватывает необычностью через мир животного, затерявшегося в джунглях человеческой жизни , с начинкой юмора, с неотвратимой трагедией и жестокой реальностью жизни. Изловленных собак везут на живодёрню и они рассуждают о жизни:
       “- Господа, да неужели нет средства раз навсегда избавить всех честных собак от постыдного рабства у людей – крикнул запальчиво Джек.
       - Будьте добры, укажите это средство, - сказал с иронией старый пудель.
Собаки задумались.
       - Перекусать всех людей и баста! – брякнул дог озлобленным басом.”
      
       Рассказ “Столетник”. Жизнь ничто, если в ней не познается смерть, которая не как разрушитель, а как начало новой жизни, и если вы за свою жизнь не успеваете оценить ее, то смерть может оказаться трагичной. Столетник прожил в одиночестве сто лет, ожидая расцвета цветка и он хотел подарить это столетнее мгновение розе, но тот, кто довольствуется короткой своей жизнью не может оценить затрат столетия. 

       Рассказ “ Аль-Исса”.  Это легенда по восточным мотивам о молодости загубленной безответственной старостью, погрязшей в безрассудной традиции. Только в конце жизни, когда было уже поздно, молодой и красивый воин, посвятивший свою самую ценную часть жизни для завоевания права продления рода с богиней смерти и в эту же ночь должен был быть казнен, но в последнее мгновение перед восхождение на ложе любви он обнаруживает под покрывалом старуху.
Вот также мы и в жизни отдаемся суеверным традициям, не умея понимать, что легковерие оборачивается потерями необратимыми. Свою жизнь не надо отдавать слепой и устаревшей традиции, которые когда-то и дряхлеют, а мы увероваем себя, что под покрывалом неизвестного прошлого, которое ни разу ни кто не проверял, вас ждет счастливый венец.

       “Олеся” – самый мой любимый рассказ, и самый любимый образ девушки, но подобной я в жизни так и не встречал, и повествователь тоже ощутил потерю её, как потерю мира и покоя  и мудрости. И люди изгнали двух женщин из леса, где они жили, мать и дочь, которые всегда помогали всем при недугах. Но отказу сватовства последовало распространение о колдовстве женщин и якобы о несчастьях от них исходящих, и темный народ привыкший к безрассудной вере, идут на уничтожение двух беззащитных женщин. И все таки добро никогда не преобладает в жизни, а нами руководит зло, а всему причина это отсутствие здравомыслия в толпе, и сейчас я думаю ситуация с нашими народами не лучше. Под прикрытием креста они пойдут на то, что им продиктуют их наместники.
Я переживаю не за народ, а за тех, кто уцелел в толпе.

       Где, как не у старых наших, проверенных писателей прошлого, не испорченных духовной химией синтетического мировосприятия, которым пропитана сегодняшняя среда (без)культуры,  мы можем дохнуть свежего воздуха. 
         


Рецензии
Авторский стиль отличается утонченной изысканностью. Отдельные места особенно хороши, особенно те, где о писателях прошлого «не испорченных духовной химией синтетического мировосприятия». «Литературная шелуха» - тоже замечательно сказано.

Петр Елагин   10.06.2009 14:43     Заявить о нарушении