Глава 2 Фуэте с прошлым

  В разгаре было лето, на огороде зелеными гроздями свисал с грядок ядреный лук , красовались щекастые алые помидоры ,и желтыми  пряными цветами искрился табак,  из которого отец сушил такую злобную махорку ,что мухам было тошно. Отец садился на завалинку ,крутил из газеты козью ножку и затягивался. Из глаз его катились слезы  он закашливался , кряхтел ,  но гордо восклицал -  Самосад! Ну, его душу Богу  в рай  - Смеялся,  вытирая,    слезы. Его гордостью был именно этот табак.

 Грядки с табаком  были на самом видном месте в нашем саду, табак цвел очень красиво , крупными желтыми цветами. Когда кто- нибудь из деревенских заглядывал к отцу по-соседски, он указывал на грядки с табаком - Самосадику не закуришь , угощу- Но гость отказывался, слишком крепким был самосад, и об этом в деревне знали все. Пару затяжек, и слезы катились градом у новичка, кашель, а бывало и рванет целая канонада, непроизвольно  по  неосторожности, мужики хохочут, а отец громче всех.

 Жаркое лето и сильные грозы , иногда заканчивающиеся трагедией , часто «трясли « они Тамбовские степи , доставалось  стареньким домишкам , и в нашей деревне. Сколько погорело  их  домов – то!

  Бабушка рассказывала , как одна молодая  баба  Кланька ,  шла со свеклы , тогда пропалывали сахарную свеклу, в ручную тяпками . Гроза началась сильная ,  Кланька  под дерево прыг  , молния как треснула  , так дерево то пополам  , а её  Кланьку    насмерть . Пока туда сюда а она уж и готова.  Мать ей - Кланя , Кланя а она   и не дышит,  и что только не делали,  и в землю зарывали,  и водой поливали ,ничего не помогло! Так  говорила так,  и рассказывала моя  бабушка - Ты детка, помни  как гроза начнётся ,  ложись на землю,  и лежи ежели в поле она тебя застанет, под дерево не прячься никогда.

Однажды ночью  началась сильная гроза.  С вечера пошел стеной ливень,  толстые струи воды били по стеклу ,барабаня словно палками небо трещало по всем швам . Страшно было выглядывать в окошко. Огненные зигзаги раскалывали небо пополам. Я спряталась под одеяло с головой  -  Ты, девка не спи ,мы никто спать не будем ,мало ли чего-  Предупредила меня  бабушка Маша -  Я ни за что не усну  ба,  я спать не буду , разве тут уснешь-   Заверила я ее, и  тут же уснула мертвецким сном, каким  спят в далеком детстве,  когда не знаешь ни забот ни тревог, и ничего другого , что  порой взрослым не даёт уснуть.

К утру от  грозы, из окон   нашей избы  вылетели все стекла. Я проснулась как ни в чем не  бывало , и заметив в углу собранные в узлы вещи с  удивлением спросила -  А куда вы собрались-то? – Бабушка,  запрокинув голову,  дико захохотала - Ну девка, ты и спишь либо грозу-то,  небось, не слыхала?-    Я высунула голову в окно, где еще вечером было стекло -  О ,  теперь воздух посвежее в избе будет - Провозгласила  я ,  намекая на недавние поминки.

Нашу веселую троицу дополняла баба Таня, моя тезка . Сухая юркая старушка, очень работящая  и   жизнерадостная . Ее руки с узловатыми суставами и толстыми жилами напоминали мне сухие  корни  старого  дерева.  От тяжёлой работы  , они стали чёрными и жёсткими . Сама же она как-то сказала мне - Танькя, глянь ,руки-то у меня как сухая молонья-  Была она на десять лет моложе своей сестры то есть моей бабушки Маши, и   считалась молодой , если  бабушке Маше было восемьдесят пять , бабушке Тане было семьдесят пять. Чтобы нас не путать Баба Маша нас называла ,Танькя большая и Танькя маленькая. У бабы Тани никогда не было своих детей. В деревне знали, что баба Таня любила возиться с маленькими, и часто  звала ее в няньки .

Уезжает кто- нибудь в Тамбов ,торговать, зовут ее с ребенком посидеть пару  , тройку  дней.  Она идет, потом приходит с гостинцами, и с подарками. Меня угощает, то конфеты сует, то платочек беленький.


Однажды к нашей избе подкатила телега с запряженным  в ней , огромным   серым жеребцом, на телеге восседал одноногий дед.  Он что-то смущенно спросил у бабы Тани,  она захихикала,  и быстро убежала в избу. На пороге появилась во всей красе баба Маша, подбоченившись она, произнесла речь

 - Это что же ты удумал дьявол колченогий   а, свататься? Ай табе работница нужна,  дюжа хитрый а ну поворачивай оглобли назад ,  а то я табе вместе с лошадью разверну - Громыхала бабушка на всю деревню. Она схватила кнут, и угрожающе хлестнула им по земле. Отец смеялся,  поглядывая в окошко, а баба Таня скрылась в саду .

 Колченогий жених , звезданув жеребца по широкому крупу вожжами , ускакал восвояси .
Веришь не веришь а все было именно так ,мой дорогой читатель ,белая бумага да черные буквы сделают свое дело и я надеюсь ,что мы подружимся .Падают алые ягоды рябины в колючий снег с начало горькие как полынь, потом послаще ,когда их тронет морозом ,как наши годы , всякие и разные. И летит время черной птицей ,с огромными крыльями ,смахивая вниз ,осколки звезд наших воспоминаний и тревог .

Эта чудная летняя пора в глухой деревне ,стелится степь ковром зеленым и желтым и несутся но ней до бортов засыпанные грузовики, и я с деревянной лопатой босая  ,ветер яростно   треплет мой белый платочек ,и рвет ситцевое платье ,я стою по колено в горячем зерне. По моему  лицу, словно теплая паутина  струиться воздух и трудно даже открыть глаза.


Молодой деревенский шофер нарочно трясет нас на ухабах  и выглянув  из окна, своего грузовика, ухмыляясь , показывает крепкие зубы- Ну ,что !Москва-Пекин, больше не поедешь? - Я, молча, протягиваю ему фигу.  Он скрывается в окошке,  и еще больше поддает газу, девчонки визжат и начинают барабанить по кабине, он притормаживает.

 К концу лета , к нашей избе подкатывает на двуколке бригадир и орет во все горло - Бабка Маша приезжай трудодни получать сахаром, девка твоя заработала- Подхватившись,  выбегает бабушка - Ой! Да как жа эта, мамушки мои родные, а я гляжу куды она побегла? А она бабушке помогать ,ну уж умна-то умна ,вся в мене! Говорила она, Тамбовским говорком, раскрасневшись, от радости и гордости. Являлась я с работы, только под вечер меня уже поджидала веселая троица. Отец сидел на полатях,  свесив ноги, и собираясь, крутить козью ножку, но завидев меня тихо, слезал с оттуда, и исчезал во дворе.

 Баба Маша в своих бессменных валенках,   в стеганой шапочке на завязках, поверх которой надевался, черный платок ,сидит на кровати, и лузгает семечки.   Украдкой потихоньку, она,  загребает шелуху , ногой под кровать, но глазами, следит за мной. Я вижу и строго говорю - Так штраф с тебя ,мусоришь в общественном месте - Ты, чаво ,я ни чаво и не делаю , вон подсолнухи лузгаю ,дюже глазастая! Дюже не дюже, рассказывай сказку- Говорю я ей, и грожу пальцем-  Да я табе уж все их порассказывала либо про Марку богатого-

 В углу на сундуке захихикала баба Таня  - Танька ,ты тута? Не смеись эта божественная - Танька маленькая, слышишь что ль , да сказок-то я не помню , надысь думала, думала да ты уж и  большая вымахала, вон уж почти невеста, все сказки тебе-  Ежели только про Марку богатого-

 И она расплывается в чудной улыбке, глаза блестят загадочным светом  ,и я знаю что в сотый раз она будет мне рассказывать своим неповторимым говорком, мою любимую сказку или быль, или небыль, или Бог его знает что! Я затихаю и
жду.
 Жила у богатого барина, Марки-богатого работница, и задумала она рожать. Пошла в овин и так ей худо  стало, что обратилась она богу, начала молиться ...Услышал ее господь,  и прислал ей  Ангела-хранителя, спустился к ней Ангел, и стал утешать ее. Сильно мучилась эта женщина, Ангелу жаль ее, полетел он к Господу, и воскликнул -Господи!  Когда? - Пусть помучается  еще не время - Сказал Господь ...Дважды  еще летал Ангел, и дважды был тот же ответ … В третий раз полетел  Ангел к господу, и господь сжалился над грешницей и сказал :"Пора! Нарекаю  ее мальчика Маркой-богатым , будет он счастлив и богат, и мать его тоже ,за все ее муки! Уж как прознал ,  про это сам Марка-богатый никому не ведомо! Вызвал он мужика  , что служил ему верой и правдой во всех делах ,и  приказал ему  выкрасть младенца.  Отвести его в лес ,люльку на дерево  повесить , пусть мол младенец там в люльке и останется ...Ну что ж, отвез мужик того младенца ,а на дворе лютый мороз был! Такой мороз, что сосны трещали, и щеки белели, а руки в рукавичках, так мерзли, что  не чуяли ничего. Жили в соседней деревне мужик с бабой а детей Бог им не дал, …   Ехали они в тот день с базара ,вдруг слышат вроди как кто плачет ,повернули оглобли назад в лес, а там  люлька висит прикрыта белым миткалем. Раскрыли боже праведный лежит младенец , тепло ему там словно ,солнышко его греет, лежит, и цветочками играет . Удивились, подумали, либо чудо какое. Обрадовались, забрали его себе да повезли домой! Навстречу им тот мужик что послан был Маркой-богатым , сгубить дите, мужик тот, и  говорит: "Отдай младенца , дам бочку вина! Мужик, что нашел младенца, не долго думал-"На !"  и отдал ,баба в слезы.  -  Цыц ! - Вот и всех делов… Схватил  дитя тот слуга-то да и опять к хозяину, мол не буду душегубом ! Ну и оставил его, младенца-то  при себе Марка-богатый, пусть мол   растет в работниках будет , извести потом сподручней , как подрастет, так и решил  …
 Вырос парень красивый да статный , и полюбила его дочь Марки-богатого. Узнал об этом сам хозяин , рассердился. Босяк, какой то позарился на дочку самого Марки богатого.   Отправил парня на мыловарню ,написал записку ,что мол придет парень такой мол и такой вы его бросьте в чан где мыло варите, да и ладно! Пошел парень с этой запиской, а идти-то надо было, через лес. Пошел, навстречу ему старичок ладненький такой с окладистой белой бородой ,а это сам Господь был! Куда идешь? – Спрашивает - Парень отвечает :- Да записку несу! - Дай! - Не дам -  Ну ладно иди с богом "...А сам ,  Господь-то , что был тем старичком-то , записку и подменил. Ну пришел парень подал записку жене Марки-богатого ,  а там написано- Пожени их ,дочь мою ,да этого парня ,да побыстрей дай денег, наряди, а приедет мужик да будет кричать: "Я Марка-богатый, я Марка - Богатый, не слушай  его, в чан с мылом брось ! Сказано сделано! Молодых скоро , скоро оженили да  в усадьбу отправили !А тут  и хозяин пожаловал узнать все ли по  его  велению сделали, стало быть, как он велел. Схватили Марку-богатого , а он кричит мол я хозяин  , я Марка богатый.  Его не послушали , да и бросили в чан с мылом да и сварился он со всеми потрохами! Вот тах-то  детка, Господь всему судья! - Сказала бабушка и вздохнула-  Эй! Танькя  либо спишь? Должно спить,  дюже умаялась, за день-то ну спи, спи, работница ты моя, умница-


Рецензии