1. Дитя Победы

1. ДИТЯ ПОБЕДЫ

(из повести «Житомирское детство»)

А. Грибер

Факт моего рождения не вызывает ни тени сомнения. И за это я благодарен своим родителям - Грибер Эстер Гершовне (Эсфирь Григорьевне) и Нагибину Михаилу Леонтьевичу, которые, не покладая сил, в поте лица трудились над своим творением в победном мае 1945 года.

Я в полной мере считаю себя Дитём Победы. Если отсчитать от даты моего рождения назад 9 месяцев (270 дней), то получится, что именно в мае 1945 года сразу после Победы над фашизмом во Второй мировой войне всё человечество занялось демографической проблемой. Женщины и мужчины, которые истосковались за время войны по любви и ласке, кинулись друг другу в объятия, чтобы наверстать упущенное. Я уверен, что первый послевоенный 1946 год, особенно его первая половина, был ознаменован рекордными цифрами рождаемости на всём земном шаре.

Вот и труд моих родителей не был напрасным.

В конце января первого послевоенного 1946 года Фира Грибер (моя будущая мама), находясь на девятом месяце беременности, уехала к своей родной тёте Кате (Гитл) Абрамович, которая жила в то время вместе со своей семьёй в городе Пятихатки Днепропетровской области.

Семья Кати Абрамович снимала тогда половину маленького одноэтажного домика с земляными полами, во второй половине которого жили хозяева - муж с женой. В этом доме мне и суждено было родиться.

Почему мама не рожала меня в родильном доме? Эти подробности мне не известны. Как видно, что-то помешало ей добраться туда вовремя.

10 февраля вечером у Фиры начались схватки, и её перевели в хозяйскую половину дома, так как в другой его половине в комнате находились дети Кати – десятилетняя Эмма и восьмилетняя Белла.

Подробности о том, как проходили роды, мне не сообщили. Но что мне достоверно известно, так это то, что 11 февраля 1946 года в 6 часов 20 минут утра я появился на свет.

Запомним этот счастливый миг!

Уже живя в Казахстане в квартирах со всеми удобствами, мы с мамой многие годы соблюдали следующую традицию. Каждый год в этот день и в этот час мама готовила ванну, будила меня, и мой день рождения начинался с традиционного купания.

Помните песню «Остров невезения», которую гениально спел и станцевал в кинофильме «Бриллиантовая рука» знаменитый актёр Андрей Миронов? Там есть такие слова о бедных дикарях:
«Чтоб они не делали, не идут дела.
Видно, в понедельник их мама родила».

Так вот, именно в понедельник меня мама родила. Но это единственное, что меня связывает с дикарями из песни. На свою жизнь мне не приходится обижаться.

Откуда у меня такое не совсем обычное для русского слуха, да и для еврейского тоже, имя Альфред? Альфред - древнеанглийское имя, которое означает «совет, решение, ум, мудрость, свободный»; буквально «хороший советник».

Я не знаю, чем был обусловлен моей мамой выбор этого имени для меня. Знаю только, что в роду моей бабушки Кати уже были до меня два Альфреда: сын её сестры Кати-Гитл (1926 года рождения) и сын её брата Шуры (1933 года рождения). В детстве этих Альфредов звали Люсиками.

Конечно, также и моим детским именем было имя Люсик. Некоторые ещё до сих пор продолжают называть меня этим именем. Да, имя Люсик было фактически моим единственным именем на протяжении детства. Только в школе учителя начали называть меня именем Алик, поскольку оно было по звучанию ближе к имени Альфред. А пока я был Люсиком.

Вскоре после моего рождения мама Фира привезла меня в Житомир в дом, где она жила вместе со своими родителями - Екатериной Исааковной и Григорием Семёновичем. С этих пор моей семьёй были мама Фира, бабушка Катя и дедушка Гриша.

Сведений о своём отце я практически не имею никаких. В моём первом свидетельстве о рождении я был записан как Альфред Михайлович Нагибин.

Мама рассказывала, что врачи и медсёстры сбивались с ног, разыскивая на нашей улице и в нашем дворе семью Нагибиных. Им и невдомёк было, что эту фамилию носит только малыш Люсик из семьи Грибер.

Спустя какое-то время моей маме удалось найти какую-то знакомую в Житомирском ЗАГСе, которая смогла за определённое вознаграждение, выписать мне повторное свидетельство о рождении вместо якобы утерянного первого свидетельства. В новом документе уже значились другие данные: фамилия моего отца и моя фамилия были уже Грибер. С тех пор я - Альфред Михайлович Грибер.

О моём отце в нашей семье никогда не говорили, и эта тема никогда не обсуждалась. Маме каким-то образом стало известно, что мой отец Михаил Леонтьевич Нагибин умер в Днепропетровске где-то примерно в 1955 году.

Вот такова история моего рождения.


Рецензии