Грустная нежность души Наугольный Об Островитянине
(Идеологические раскопки: что движет? куда идем? како веруеши?)
«Вы поражены, понимаю». (Герберт Уэллс «Человек-невидимка»)
«И когда мой голос
похабно ухает –
час от часу, целые с утки,
может быть, Иисус Христос
нюхает
моей души незабудки».
(В. Маяковский, «Облако в штанах»)
«Не жизни жаль
с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть?
Но жаль того огня,
Что просиял
над целым мирозданьем,
И в ночь идет,
И плачет, уходя».
(А. Фет)
«Мне угарная осень по вкусу
И по вкусу пустынный покой».
(Островитянин)
1. В поисках подлинности так
Нынешний, витиеватый и уродливый в своей законсервированности и консервативности литературный процесс исключает автора - единственного, неповторимого и незабываемого, театрально исключает (занавес, железный занавес) и хладнокровно вычеркивает (только проект, литературно-коммерческий перфоманс, как Борис Акунин, уже и не человек как будто!). Наглухо и нагло прикрывается все высоколобой рефлексией (провинциальная графомания, порнография духа). Изменилось времечко, негоцианты кругом, шизуха… Оттого и приговор суров, как бы с высоты, от лица одуревающего от благ сословия – для всех бродяг от бумагомарания: «А у нас все сосчитано!» Так и выплескивают с мутной водицей материально-критических наваждений ошалевшего от стресса несмышленыша, т.е. все то новое и неизвестное, что грядет в очередной раз совершенно беззаконным образом, расшатывая и свергая меркантильных идолов. Чудо пугает как чучело.
Рынок, торговля, контракты, рекламы, а тут Поэт, охмелевший от рифм и суррогатов, существо непредсказуемое и крайне опасное для деловых людей и журнальных мафиози. Совсем иной континуум: маркетинг, клиент, бестселлер. А поэт всегда мечтатель безграничный и небожитель латентный. Его согревает идеальное солнце поэзии. Зачем ему спроси и предложение? У него флюктуация смыслов и мелодий. Так Островитянин (в миру Владимир Валерьевич Попов) практически декларирует в одном из своих стихотворений: «…Жажда сильней обещаний Предтечи». И это нормально - для поэта, разумеется, так как Поэт! (и далее везде только с большой) - человек плюс неоткрытая еще звезда или даже целое созвездие. В общем, какая-то толика неба в нем есть, присутствует, он постоянно стремится вырваться за пределы своего заскорузлого (от смешных потуг на гениальность) «я». И как правило, захвачен в плен дерзостным лиризмом, который в свой черед уничтожает обывательское глубокомыслие той публики, которая мнит себя народом и не дает Поэту жить так, как только он один и способен. Да, дерзостный лиризм. Поэт – он на котурнах, на коне, в схватке, чтоб было о чем писать, а потом об этом сюсюкать возвышенно и слезливо. Сентиментальное изобретение - Поэт, как писал Жюль Ренар: «Моя родина там, где проплывают самые прекрасные облака». Поэта, земного и небесного, давно уже отметил специалистами запущенный «пожар сердца», и это не какой-нибудь скучнейший инфаркт – нет, высокий бред, прекрасная болезнь, припадочное таинство Воображения и Преображения. Нечто из духа музыки. Болезнь! А результат – лирический трепет сумасшедшего сердца Поэта, так как стихи, танго а ля Бертолуччи и Пастернак, поверх барьеров и самого себя. Писал ведь Ницше: «Жизнь есть Дух, который сам врезается в жизнь». И кердык… или шедевр.
«…Таков Фелица я развратен!» - или… А в данном случае стихотворение Островитянина «Молитва». «Побег в никуда, к новым реалиям, от нынешних невзгод в грядущую туманность, а может быть, просто в жизнь. Побег как бунт и воздаяние. Вот он и вопит. А его более могучий собрат В. Маяковский и его монументальная поэма «Облако в штанах» – жутко вопит «Дайте о ребра опереться./Выскочу! Выскочу! Выскочу!» А вот Островитянин вторит ему?»На будущей свалке/Рождается будущий Бог. /Спешите к нему,/Принесите по горсточке пыли!..»
Скандальная «Молитва».
Далее:
«Готовьте посуду под самый похмельный глоток,/ Почти на халяву/ судьба разыграет в наперсток./Невиданный шанс (все или ничего) »… Что за шанс? Об этом позже. Сначала Владимир Владимирович, призванный под ружье Владимиром Валерьевичем, тишайшим Островитянином: «как смеете вы называться поэтом/ и серенький, чирикать, как перепел!/ сегодня / надо / кастетом / кроиться миру в черепе!»
Ладно. У Островитянина все уже перекроено, разорвано и расчищено: «По мертвому городу сеет и сеет рассвет…» или «Старый Сафаоф умер». Бог умер и там, и тут, но у Маяковского все впереди – битвы, потери, осатанение, а у Островитянина – стоп! –преодоление и роды, рождение и предполагаемое обретение всей полноты бытия. Правда, и богохульство присутствует во всем этом. Другое дело - о каком Боге идет речь? Вероятно, о Боге действительной и идеальной жизни Поэта, способном в одночасье прервать затянувшуюся пагубную для человеческих душ энтропию. Даю. Так оно и есть, речь идет о Поэзии и о Поэте, о новой системе ценностей и иерархий, о смысле жизни, наконец, об идеалах, которые были выброшены (за ненадобностью), утрачены по беспамятству или еще не найдены (а что есть истина?) людьми и тварями, проще –человеком наших богооставленных – и врагом рода человеческого – приобретенных времен. Опустошительных и беспощадных… Но грядет Спаситель, о скором неизбежном пришествии которого кричит, задыхаясь, лиричнейший и сокровенный поэт! – «Склоните сердца пред его безымянным Крещеньем». Назвать Бога по имени – всегдашняя страсть и забота Поэта. Назвать, что бы он там из себя ни представлял.
«Буди, буди». Все новое – это смертельный фантом, вырвавшийся из недр бытия и быта. И вновь Маяковский:
«Я воспевающий машину и Англию,/ может быть просто,/ в самом обыкновенном евангелии/ тринадцатый апостол». Так пророчит Поэт о возвращении в мир пророков и истин, даже больше – он и сам, предполагаю, был когда-то на Тайной вечере, сам откуда-то из пушкинской строки – апостол, пророк, сверх -«я», книга его, тогда его книга - Пятое евангелие, Евангелие от Иуды, оставшегося в живых навсегда, Иуды, пережившего смерть своего Бога, Иуды, заразившего мир натиском и азартом – как сказал один из французских поэтов – «я революционизирую». Но это Маяковский, а островитянин мог бы сказать про себя «я эволюционизирую». Если Бог умер, значит, торжествовал Иуда и царствие его. И стало быть, бунт – норма, а смерть – рождение, ожидаемое с необыкновенным волнением. И это не кощунство.
Это богоискательство, кормчая звезда для русского интеллигента, испытанный способ жить красиво, постоянно испытывая на прочность корни устои интеллектуальных ересей и традиций. Тут-то Островитянин и обрел себя, бесспорно, он – Поэт, принадлежащий к мыслящему сословию. Ему и Маяковский во благо, но не революций и переворотов жаждет, а духовного перерождения мира и человека. Он из тех, кто ищет выход, не желая оставаться на мусорной свалке Истории и Судьбы. Странная «Молитва». Но молодое вино в новые меха…
2. Индия духа
«Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв». (А.С. Пушкин)
Ты хочешь проклинать, рыдая и стеня,
Бичей подыскивать к закону.
Поэт, остановись! Не призывай меня,
Зови из бездны Тизифону.
Пленительные сны лелея наяву,
Своей божественною властью,
Я к наслаждению высокому зову
И к человеческому счастью.
Когда, бесчинствами обиженный опять,
В груди заслышишь зов к рыданью, -
Я ради мук твоих не стану изменять
Свободы вечному призванью». (Афанасий Фет)
Да, это Фет . Не Островитянин. Но общее у них есть, оно в призвании, которым так дорожит Фет, и от которого достаточно легко отрекается автор «Горсти камней». Почти легко, почти отрекается. Настораживает другое. Возьмем стихотворение, исключающее служение Музам (несерьезно!) и, естественно, исключающее самого любимца муз. Иное – Фет, с этим поэтом у Островитянина одна кровеносная система, просо сам он об этом не знает или делает вид, что Фет ему безразличен. Островитянин скрытный поэт, герметичный, несмотря на искренность, переходящую в исповедальность.
Аполлон Григорьев писал о Фете, близком друге и искусителе. Так Фета, по их отношениям с Григорьевым, воспринимал А. Блок: «Я не видел Другого человека, которого бы так душила тоска… Со способностью творения в нем росло равнодушие. Равнодушие ко всему, кроме способности творить». Равнодушие к жизни, которое выглядит как просто жизнь.
Не так у Островитянина, он даже как будто не вспоминает о творчестве, т.е. его книга начинается с эпилога, стихотворение «Жизни маленькая щепотка» – это финал, где нет места фантазиям Творца. Все буднично. И тут мне вспомнился (да простят меня хитроумные Боги литературы!) Михаил Александрович Шолохов, а точнее то, как он закончил свою эпопею: «Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… это было все, что оставалось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным миром, сияющим под холодным солнцем». Да вот оно, холодное светило действительной жизни. И добавить нечего.
Но Островитянин - поэт. И я берусь утверждать, что он поэт истинный, многогранный и замысловатый, многое доступно его лире… Даже игра в бисер, как например, сонеты (книга «Тень жизни»).
Он – романтик, которому опротивел собственный энтузиазм, встал поперек горла. Вот и выходит, как у Булгакова в «Белой гвардии», где муж Елены Прекрасной жутковатый Тальберг твердит барабанно, выбираясь из передряг и присматриваясь, где теплее: «Оперетка, оперетка!» Заманчиво, но нудно, где вместо ожидаемого куша с наслаждением разжевывается конфликт между поэзией и правдой жизни. То есть пшик, о чем разговор? Другие-то стихи прекрасны, но заел Островитянина избыточный нигилизм: все худо, сам полное ничтожество, да и зачем это ему? Возможно, это христианский подход. «Аскетические опыты» Святителя Игнатия Брянчанинова написаны именно здесь у нас, на Севере… Не отсюда ли такое уничижение? Жизнь - свалка, поэт – ничтожество. Возможно, пушкинский виток, классическая ветка. А может, как у Державина: «Я царь, я раб»?
Все возможно, только у Островитянина не царь, а дервиш. Хороший дервиш, белый дервиш, посвященный, значит. И значит, тайн не разгласит, но зато пророчествовать будет и заклятие снимет, и душу отмолить сумеет. Вот она, скрижаль. Дервиш, отказавшийся наотрез от соблазнов буржуазного реализма. Положение обязывает, да и Бог не дозволяет. Значит, Бог существует? Где он? Как – где. У поэтов, в сфере идеала. У Фета: «Вращенье цветочных спиралей, благоуханная свежесть, бессмертная весна. Есть, живут и ликуют подобные мотивы и у Островитянина: «Окошком настежь, пристальное око/ Воткну во тьму, чтоб вызнать и постичь,/И в зыбком и причудливом барокко /Весенней ночи путается дичь / Бескрылая, крылатая, любая - / И прянет и пугается, и ждет / Меж нежных пут обманчивого рая / И тяжких ков, срывающих полет/ На полпути…»
Рай - тень жизни, заоблачная тень, манихейство, сладостное и кровавое, навязанное жестокостью жизненных реалий, где Христос в цепях и розах». И Дьявол с Богом борется, прямо гладиаторы, зрелище… И художник - Агнец, приготовленный на заклание. Или наоборот, Титан, сокрушающий мерзкую плоть этого мира… Дико все это. Бог сотворил Ангела, ангел отпал, Бог сотворил человека, человек соблазнился, и гнойная язва греха разъела его душу! Греховная порода – это не самоистязание манихейства, это порча, от которой можно избавиться с помощью поста, молитвы, покаяния… И поэзии! В ней все это бытийствует, живет и дышит. Там красота, обреченная спасти нашу маленькую жизнь, потому что в ней весь белый свет! И конечно главное – природа, любовь. Стихи Островитянина, посвященные этим темам – завораживают. Хотелось бы вспомнить, хотя бы названия- «Душа оттает», «Расставлю без обычаев и правил», «Оттаяли черные барки»… Их объединяет музыка, чудесная музыка небесных сфер, которую поэт слышал и воссоздавал. Музыкальная лирика. Слишком высоко.
…Провел мужик всю ночь на реке, рыбы не поймал. Сматывает удочки и бормочет: «Если бы все это так не успокаивало, убивал бы всех на фиг».
Я намеренно не стал писать о «колючей спирали души», о «призраках свободы», памятуя о том, что есть нечто, способное расширить горизонты судьбы. Воздух поэзии – это воздух свободы, где бы ты ни находился. Такой вот романтический стоицизм или мифический реализм.
А Островитянин – хлеб его жизни - черняшка тюряги? По чьей воле? Откуда мне знать. По Божьей, вероятно.
Путь поэта сложнее пути самурая (летящий самурай – на обложке книги «Тень жизни»). Как-то Рембо заметил, что для мужчины существуют только три профессии: священник, воин и поэт. И всех их совместил в своей жизни Островитянин. Думаю, он принес много пользы ТАМ - тем, кто сидел за решетками, но еще больше пользы принесет Здесь, где его поэзия, воплотившись в книги, уже нашла своего читателя. Слишком уж он необычен. Великолепный поэт, яркий представитель мыслящего сословия России, обладающий действенным даром милосердия и сострадания. Вот она – милость к падшим. Потому что за всем этим стоит еще и тень Пушкина, блистательная тень.
3. Внутренний человек и внутренняя свобода.
Деформация образа (по книге Островитянина «Горсть камней»)
Казенщина угашает дух и умаляет чудесные достоинства души. Вероятно, служба в колонии, тюрьме (первое, что приходит на ум) –совершенно неподходящее место для человека, занятого поисками Бога и Красоты, призванных спасти наш убогий в глазах поэта мир, обесчещенный и превращенный в свалку мусора…. Но… стихи пишутся, стоическая гордость пробуждает жизнь и мужество, необходимое поэту для осмысления этой самой жизни, давно уже ставшей судьбой, причинившей мечтателю столько пустых страданий. Отсюда и отчаяние, и скепсис, переходящий в трансцендентный нигилизм (Есть Бог? –Нет Бога…) Отсюда и грустная нежность, та робкая улыбка, по которой, как говорил Сергей Довлатов, интеллигента можно узнать и в тайге. Но души не уничтожаются, так как, по Мишелю Монтеню «..судьба не приносит нам ни зла, ни добра. Она поставляет лишь сырую материю того и другого, и семя, способное оплодотворить эту материю. Наша душа еще более могущественная в этом отношении, чем судьба, использует и применяет их по своему усмотрению, являясь, таким образом, единственной причиной и распорядительницей своего счастливого или бедственного состояния».
С этой истиной трудно смириться, разглядывая белый свет из-за решеток. Человек слаб, он устает. Дух как бы отлетает от него, духовный панцирь истончается, и вот тогда бытие начинает определять сознание.
А поэту, как во времена А. Блока, требуется воздух, а не «угарная осень». Удушье обезличивает стихи Островитянина. Он мечется, но катарсиса не происходит, неоткуда ему взяться. И тут на помощь опять приходит Монтень: «Только наша христианская вера, а не стоическая добродетель может домогаться этого божественного и чудесного превращения (т.е. возвышения и величия), только она сможет поднять нас над человеческой слабостью.
Ну что ж, воздуха мало, как в субмарине, зато полно музыки, заунывной и кандальной, и рефлексия отступает на второй план, из глухих стонов и томлений души возникает классическая «фетовско-случевская» тональность, рождает оригинальность и звукосмысл. Конечно, рядом, точнее, в волнах чистого воздуха поэзии Фета стихи Островитянина, утратившие надежду полета, тонут, но общее все же проследить удается: это и ярко выраженная музыкальность, и тоска по совершенству, неудержимо переходящая в боль по красоте, это и моление о чуде преображения и любви…
Островитянин, как и Фет, мизантроп в жизни и возвышенный мечтатель в своих поэтических снах. Отсюда и тема отказа от разума и разумной жизни, если вспомнить Анатолия Передреева: «Все беззащитнее душа в тисках расчетливого мира, что сотворил себе кумира из темной власти барыша…»
Так и появляется в стиха (книга сонетов «Тень жизни») образ Дервиша.
Тема, надо сказать, совершенно неожиданная. Параллель дервишу: книжки в мире эллинизма, юродивые в Древней Руси. «Классический юродивый, - как пишет А.М. Панченко, - это протестующий одиночка. В юродстве соединены различные формы протеста. Самый способ существования юродивых, их бесприютность и нагота служат укором имущему, благополучному, плотскому, бездуховному миру. Что характерно - юродивые, т.е. мнимые безумцы, часто были образованными людьми, писали стихи и прозу, среди них были даже интеллигенты. Не говоря уже о том, что по ночам, вне толпы, это подвижники интеллектуалы.
Но вот чего не учел Островитянин: юродивый никогда не занимался творчеством в тот момент, когда посвящал себя духовному «подвигу». До или после. Природа у этих явлений – писательство и изгнание бесов все-таки абсолютно различна. Это понимал и Лев Толстой, переставший заниматься писательством в период своих философско – этических метаний.
А Островитянин пишет стихи и облекает в поэзию, это уже не юродство, и Дервиш тут не спасет, это отступничество. И это печально.
Хаос (нынешний и грядущий) как, впрочем, и Гармония – находятся в абсолютной зависимости друг от Логоса (Поэзии, языка и слова)чьим вестником и носителем – и это дар от Бога! – становится Поэт. Он – заклинатель Хаоса. И поэтому особенно обидно видеть в душе Избранного усталость и разочарование. Мне близки юродствующие интеллигенты (Толстой, Гоголь, Ерофеев), к слову, весь Серебряный век был веком юродивых. Да я и сам такой, а я вижу в Островитянине своего собрата, а потому благодарен ему за искренность (даже в лукавстве). За его трагические стихи, продирающиеся сквозь «бетонку» жизни…
Рекомендую принять в СРП.
4.08.2003 А. Наугольный
Свидетельство о публикации №209061001017