О моём учителе Берковиче окончание

        Пока я учился, много чего происходило в нашей школьной жизни. Где то в конце пятидесятых годов к нашей двухэтажной стандартной школе пристроили два "крыла", и мы получили в своё распоряжение прекрасный спортивный и одновременно актовый зал на 2-ом этаже. А Яша и Мария Андреевна(учитель химии, учившая ещё и мою маму, и моего отца)- на 1-ом этаже получили по кабинету для занятий. Боже мой, сколько труда вложил Яша в этот кабинет. Он его буквально сделал из ничего. Всё таки ,помимо хорошей головы, у нашего учителя были золотые руки. По моему, где то в 1960 году, к юбилею Победы В Великой Отечественной, была организована в правом крыле здания школы фотовыставка, посвященная фронтовикам-выпускникам школы. Она имела большой успех, и позднее раз в году появлялась на стене коридора. Яша принял непосредственное участие в её организации, если не почасти текстовой, то по всей технической составляющей. Не знаю, куда подевались все материалы этой выставки, а там было очень много интересного: от старых фотографий до воспоминаний. А спросить теперь тоже не у кого.
        Вспоминается компания по борьбе с непарным шелкопрядом. Почему то в тот год мы боролись с ним на местном кладбище. Яша выделил каждому из нас по несколько могильных оград, показал,где прячется этот паразит, и мы с воодушевлением принялись за работу. Кто же тогда мог знать, что пройдёт чуть более 10 лет и ещё достаточно молодого(чуть более 50-ти лет) Яшу мы будем провожать в последний путь на этом кладбище. На этом же кладбище похоронена и практически бессменный директор нашей школы Нина Анатольевна Мыльникова. Вечная ей память.
        Многое происходило и по окончанию школы, с которой мы поддерживали отношения, несмотря на её переезд в новое здание и по другому адресу, до самой Яшиной кончины. И об одном таком случае я написал рассказ-воспоминание "А говорят, что был Христос туристом". Но сейчас, я хочу рассказать одну историю, которая как бы закроет военную тему в биографии Яши.Впрочем, скорее не закроет.. Ну судите сами.
       В 1966 году мы собрались в школе на традиционный сбор. Было весело. Было много знакомых из выпусков разных лет. В туалете, в курилке я разговорился с Аликом Симхаевым, окончившим школу на год раньше. И в общем разговоре мы почему то перешли на Яшу. И Алик, который тогда был студентом какого то московского института, а теперь проживает в США, рассказал мне удивительную историю о нашем учителе.
      В 1963-ем году Яша находился на Смоленщине в турпоходе с группой 9-ти классников, среди которых был и Алик. Как то расположились они вблизи какой то деревеньки.Мальчики стали разводить костёр, а девчонки-готовить еду. Яша подошёл к ним и сказал, что отлучится в деревню. Какие то у него там появились дела. И ушёл. Вернулся он часа через два, какой то посеревший, с капельками пота на лице. И на предложение ребят покушать, ответил отказом , забрался в палатку и там затих. А поздним вечером у затухающего костра Яша рассказал небольшой группе остающихся неспавших ребят, среди которых был и Алик, следующее.

            

       Он(Яша) пошёл в деревню один, потому что эта была именно та деревня, близ которой он партизанил в 1941-ом году и где лежал в тифу зимой 42-ого, и где был выданстаростой немцам на расправу в том же 1942 году. Многие годы спустя, Яша захотел сюда приехать(уже зарубцевались раны той давней истории). Вот он и выбрал маршрут похода, с посещением этой деревни. А пошёл он повидать кого-нибудь из того времени, хотя мало на что рассчитывал, и скорее хотел увидеть своими глазами свою молодость.
        Он вошёл в деревню. Был обычный рабочий осенний день. Где-то мычали коровы,перелаивались собаки, тарахтела техника. Яша увидал у колодца пожилую крестьянку и подошёл к ней, поздоровался, помог достать ведро с водой. Разговорились. И через некоторое время Яша с удивлением узнал, что тот староста жив. Мало того, он и теперь, после отсидки, живёт в деревне. Правда, в колхозе не работает, потому как он инвалид после лагерей. Яша ошарашенно думал. Потом ноги сами его понесли к дому старосты(Яша узнал у крестьянки приметы дома). Зачем он туда шёл? Яша и сам не знал. Просто чувствовал-надо! Не доходя метров пятнадцать до дома, Яша с противоположной стороны улицы стал наблюдать. Он дождался ,когда на крыльцо дома вышел хозяин-лысоватый с рыженькой бородёнкой мужик, и буквально впился в того взглядом. Нет. Не узнавал Яша его. Да и как было узнать через 20 лет человека, проведшего 10 лет в колымских лагерях. Да и видел то Яша старосту в том далёком 42 году всего несколько раз. Мужик постоял на крыльце смачно высморкался на траву и вернулся в дом. А Яша пошёл к ребятам.

        Алик ещё рассказал мне, что он с ребятами собрался идти в деревню бить окна этому гаду. Но Яша запретил. Запретил он и рассказывать этот случай. Но на роток не накинешь замок. Так я и стал обладателем этой истории.
        Теперь я перехожу к самому горестному в моих воспоминаниях о Якове Давидовиче Берковиче. Как то утром в моей квартире раздался телефонный звонок. Я поднял трубку. " Привет, сын", раздался какой то глухой голос мамы:" Яков Давидович сегодня ночью умер". Как умер, я же три дня тому назад с ним в школе разговаривал. Я хвастался своими первыми успехами в изыскательской деятельности: меня только что назначили начальником изыскательской партии и предстояла непростая работа на Урале. Как умер? Ему же всего 53 года. Мама расплакалась в трубке и сказала, что похороны послезавтра, но сначала гражданская панихида в школе.
       Через день, взяв на работе отгул и купив цветы, я шагал к школе, и вместе со мной шли десятки людей, одетые в тёмные одежды , мрачные и с цветами. Гроб с телом покойного был выставлен в актовом зале школы. Он стоял на каком то пьедестале, а по бокам стояли пионеры, сменявшиеся периодически. Прщание длилось долго: слишком много пришло народу. Тут были выпускники совершенно разных лет, были родители и дети, учившиеся у Яши, были Яшины одноклассники, и конечно Яшины родственники, и любимые две дочки среди них.
        Звучала траурная музыка, кто то говорил прощальные слова. Но я не помню кто и о чём. Единственно я помню, это когда мы с Мишкой Кольцовым зашли в какую то комнатку рядом с актовым залом, туда периодически стал заходить народ. Зашла и Машка-бывшая лаборантка Яши. Она всхлипывая и утирая слёзы сказала:"Всё ребята, теперь в школу приходить не к кому". И я её понял.
        А потом начался вынос тела покойного и его сопровождение до местного кладбища. Вначале родственники хотели везти его на открытой грузовой машине. Но мы все запротестовали. И было решено нести гроб на руках( а это- больше километра). Мы несли гроб попеременно меняясь. Впереди в военной форме с подушечкой наград шёл капитан(тогда) советской армии Витя Едунов(мой хороший школьный приятель). Он шёл и в глазах его были слёзы. Стоявшие по обочинам люди перешёптывались:"Это сын его что ли?". Ярославское шоссе перекрыли и толпа провожающих в последний путь растянулась на сотни метров. Когда мы подходили к повороту накладбище, я услышал, как одна из старушек спрашивала другую:"Кого хоронют то?". А та ответила:"Учителя".
        Я не помню, что и кто говорил на кладбище. Я даже не пытался пробиться к могиле, и только ,когда стали постепенно отходить, я подошёл и положил цветы. Помянули мы Яшу в тот день хорошо.
        И теперь, правда очень редко, когда я бываю в Лосинке, я прихожу на Яшину могилу. Там уже давно стоит памятник. Я стою и смотрю. И на память приходит почему то момент похоронной процессии. Впереди Витя Едунов с подушечкой наград Якова Давидовича Берковича . На подушечке значок "Отличник народного просвещения" и две юбилейных медали по случаю победы над фашистской Германией в  войне, выпущенные в 1965 и в 1970-ом годах. Так высоко оценила Родина труды своего верного и трудолюбивого сына.
       В этом году мы встречались небольшой группкой на юбилее одной из наших одноклассниц. Мы многое вспоминали, мы о многом говорили. И обязательно вспоминали и говорили о Яше. Вечная ему память.

                9-10 июня 2009 г      


Рецензии
Очень впечатляющая история. Гордость охватывает за такого учителя! ЧЕЛОВЕК с большой буквы! Спасибо за рассказ! А хату всё же надо было сжечь! Сколько таких старост выдали людей!

Жарикова Эмма Семёновна   31.07.2015 03:32     Заявить о нарушении
Спасибо Вам. Доброго здоровья и творческих успехов. К войне нельзя относиться с позиций миной жизни. Старосты тоже разные были. И я слышал о подобных историях. К тому же человек отсидел 10 лет в лагерях- это тоже не фунт изюма.

Григорий Варшавский   31.07.2015 04:08   Заявить о нарушении
Так Ваш ни в чем неповинный учитель тоже отсидел где-то! Никто не тянул старосту за язык! Генерала Власова тоже выдал староста, приютивший его в своей хате, в то время как армия Власова продвинулась вперед на Волхов, а интенданты остались далеко позади. Солдаты Власова остались в летней униформе и без продовольствия, когда наступили сильные морозы. Эти люди пережили ужас. Кровь замерзала в жилах. В таком состоянии ф-ты взяли в плен тех, кто ещё подавал признаки жизни, смёрзшись в снегах и льдах.

Жарикова Эмма Семёновна   31.07.2015 14:09   Заявить о нарушении