Велик и могуч
Время неумолимо утекает в прошлое и вот уже мы сами, незаметно, перешагнули тот порог возраста, в котором некогда находились наши родители. А потому, хочется остановить мгновенье с тем, чтобы поделиться некоторыми историями, связанными с уникальными личностями, которые давно уже отошли в мир иной. Чтобы хоть на минутку вернуться в то наше до боли щемящее прошлое и по-доброму взглянуть на тех государственных мужей, которые, несмотря на все свои мелкие недостатки (свойственные любому нормальному человеку), тем не менее, не чета были нынешним чиновникам.
На праздновании своего юбилея, тогдашний секретарь ЦК обкома по идеалогии Х.Н.Муминов пригласил всех сотрудников аппарата в ресторан «Бухоро» (от ВАО «Интурист»). В числе приглашенных был и мой школьный учитель М.М.Белоусов, который с конца 70-х гг прошлого века был назначен инструктором в отдел науки и учебных заведений.
А следует отметить, что Хамид Нуриддинович, несмотря на занимаемую должность и высокое положение, был человеком очень даже доступным и вполне демократичным. Это я помню ещё по тем временам, когда он возглавлял главный рупор местного обкома, газету «Бухоро Хакикати» («Бухарская Правда»), где мой отец работал сначала ответственным секретарём, а затем (после ухода Муминова) и заместителем редактора. Несмотря на свой относительно невысокий рост, Муминов всегда выглядел представительно и - я бы сказал - артистически-утончённо: у него было умное лицо, приветливый взгляд и всегда опрятный внешний вид. Одним словом, чувствовалась «масть», с врожденными аристократическими манерами и высокой культурой общения. Во всяком случае, при общении с ним я испытывал заметную робость и на физическом уровне чувствовал, как от него исходит какая-то почтительная аура, столь свойственная умудренным людям, политическим деятелям и государственным мужам.
«Старая» редакция размещалась в те далёкие советские времена недалеко от древней цитадели Арк, в ветхом глинобитном здании каркасного типа. Достаточно часто, отец звонил домой маме с тем, чтобы она отправила меня к нему: в обеденный перерыв мы с родителем шли на базар, где совершали покупки и я, затаренный двумя авоськами, тащился по невыносимой жаре в сторону автобусной остановки, чтобы доставить продукты домой.
Однако я как всегда, несколько отвлёкся... Так вот, моему школьному учителю не раз приходилось общаться в тесной и дружеской обстановке с Муминовым, который, как и всякий нормальный человек, не лишен был чувства юмора. А потому, с удовольствием делился с друзьями и близкими различного рода комическими историями.
В середине 60-х годов прошлого века, бухарским облисполкомом управляла неординарная личность, которого звали Хамро-Махмуд. Несмотря на несомненный организаторский талант, преданность партии и прочие деловые качества советского руководителя, у него был один существенный недостаток - он плохо ладил с русским языком.
Ниже, предлагаю несколько реальных историй про Хамро Махмуда, поведанных мне Михаилом Михайловичем Белоусовым.
К примеру, будучи в Ленинграде, он здорово ошарашил кассиршу, обслуживающую депутатскую кассу, бросив ей:
— Мне два бл@дь нужен, срочно. Дай!
Чуть позже выяснится, что речь шла о железнодорожных билетах...
В другой раз, наоборот, когда одна высокопоставленная особа из Москвы прилетела с какой-то проверкой в Бухару, сильно простуженный Хамро-Махмуд встретил её в своём кабинете, сходу «уложив» гостью следующей репликой:
— Извините, раздевайтесь, садитесь: я немножко проститутка...
А в московской гостинице, после душа, он долго не мог найти собственный номер, стучась ко всем подряд и выясняя:
— Простите, Хамро-Махмуд тут живёт?
Идёт конференция в одном из бухарских районов, где с докладом выступает Хамро Махмудович. Его помощником являлся некто Грабовский, который в конце листа, в самом низу, приписал (для докладчика): «Смотри на обороте». Словом, обычная и понятная вещь для любого человека.
Докладчик, добросовестно пересказав слово в слово подготовленный ему текст и дойдя до последней строчки, с невозмутимостью истинного коммуниста, закончил в зал:
— Смотри на обороте!
Однако, вместо того, чтобы перевернуть лист, Хамро Махмудович отложил его в сторону и, взяв в руки следующий экземпляр того же самого текста (напечатанного под копирку), продолжил чтение. То есть, вновь, с самого начала.
В перерыве, Х.Н.Муминов дружески слегка толкнёт коллегу в бок и, заговорщически подмигнув, расплывётся в своей добродушной улыбке:
— Хамро Махмудович, а Вы заметили, что дважды прочли один и тот же текст?
На что тот, нисколечко не растерявшись, моментально найдётся:
— А я ведь, Хамид Нуриддинович, сделал это специально.
И на недоуменный взгляд своего собеседника, окончательно пояснит:
— Чтобы лучше запомнили!
Как у всякого высокопоставленного государственного деятеля, у Хамро Махмуда было несколько помощников. Одним из них являлся специалист по машинам по фамилии Филюк. И так случилось, что необходимо было срочно разыскать его для решения какого-то важного технического вопроса. Хамро Махмуд, которому с трудом давался русский язык, подзывает к себе одного из подчинённых и приказывает:
— Иди, срочно найди мне Плюк!
Тот, совершенно обалдевший от такого «кроксфорда-регбуса», долго и мучительно соображает про себя, ЧТО бы это значило. Наконец, «догадывается» и едет в ближайший колхоз, где с трудом раздобыв настоящий плуг, доставляет его к зданию Исполкома.
— Ты чё мне принёс?! — осведомляется председатель, ошарашенно разглядывая сельскохозяйственную соху.
— Вы же сами сказали, чтоб я доставил Вам плуг. — мямлит сотрудник аппарата.
— Э-э... Я тебя про свой помощник сказал: Пи-люк, понимаешь?!
Являясь выходцем из простого народа, можно сказать, оторванным буквально «от сохи», Хамро Махмудович страстно желал учиться, но постоянно проваливался на экзаменах. Наконец, в один из своих приездов в Москву, он дошёл до приёмной самого Ворошилова. И войдя в кабинет, смело и не без обиды заявил:
— Климент Ефремович! Значит, когда мы строили Советскую власть, Хамро Махмуд был нужен, так?! Когда началась Великая Отечественная война, Хамро Махмуд был нужен! А теперь, когда я хочу учиться, Хамро Махмуд уже не нужен, да?!
И по личному указанию сверху, его таки зачислят в институт.
На вступительном экзамене по русскому языку и литературе, когда Хамро Махмуду был задан вопрос: «Какие произведения М.Горького Вы знаете?», он не задумываясь ответил:
— «Мама»!
Во время плановой проверки одного из бухарских районов, комиссию (Н.Х.Гулямов, Б.А.Сон и М.М.Белоусов) пригласили на обед. Словом, в лучших традициях советского времени. Едва уселись за стол, как внезапно открывается дверь и на пороге возникает фигура Хамро Махмудовича. Оказывается, он также, находился в этом же районе с параллельной проверкой по линии ЦК. Вот как об этом повествует сам Михаил Михайлович Белоусов.
Завидев меня и оглядев наш стол, Хамро Махмуд, осведомляется:
— Йе, Миша, а чё - «юз грамм - юз грамм» (узб. «по сто грамм») нету, что ли?
На что я ему пытаюсь объяснить, дескать, жара... проверка ещё предстоит. Не слушая меня, он бросает рядом стоящему порученцу:
— А ну-ка: давай, принеси коньяк!
Спорить, естественно, бесполезно. Тем временем, пока обслуживающий персонал разливает янтарную жидкость по пиалам, бывший председатель бухарского облисполкома просвещает нас, обращаясь ко мне:
— Слушай, Михал Михалыч! У меня есть один замечательный рецепт от давления. Во-первых, нужен хороший сон.
— Так вот же он! — перебиваю я его, указывая на рядом сидящего Бориса Афанасьевича — Самый настоящий Сон!
— Не-е... я имею в виду «ухляй-ухляй» (узб. «спать-спать»). Во-вторых, надо кушать анор (тадж. «гранат») - очень хорошо помогает от давления. И в-третьих (наклонившись почти к самому уху): надо иметь сладкий девишка!
— Ха-ха-ха! — оживляются все вокруг.
После «первой», Хамро Махмуд кивает рядом стоящему: мол, давай, разливай. И на мою вялую попытку возражения:
— Михал Михалыч! Я всё понимаю: нам всем предстоит работать, но ведь ты же бухарский! А это ЧТО означает? Правильно - «чуф» (тадж. «чётное»). У русских принято «три», а у нас всего «два». (И, хитро улыбнувшись)Ну, или - «четыре». А дальше, опять - работать, работать и работать!
Свидетельство о публикации №209061000400
Халиуллин Наиль 07.10.2010 05:20 Заявить о нарушении
С дружеской улыбкой, -
Голиб Саидов 07.10.2010 09:29 Заявить о нарушении