непростой сценарий

Комната была прокурена. Затхлый воздух пропитался запахами дыма, водки, пота и женских духов.
- Ну и как ты? - вздохнув, спросила я.
На диване видавшем виды, небритый и в мятой синей майке лежал Влад.
- Бррр... - только и ответил он.
- Ясно, безнадежно влюбленный мужчина.
Первое, что я сделала - это открыла все окна в квартире. Затем нашла в ванне скомканную футболку, подумав, что это тряпка, и протерла ей пыль. Ну и наконец, осторожно заглянула на кухню. Ужас! Грязная посуда была повсюду. В холодильнике стояла открытая банка пива, был заплесневший сыр и лимон. Прямо-таки джентельменский набор. Все, что я изобрела - это крепко заваренный чай с лимоном.
- Рассказывай, - попросила я, когда мы уже пили чай, и Влад немного причесался и переоделся в рубашку.
- Да фигня, подруга... Роковая женщина, а на самом деле стерва. Безумные три недели, скандалы, тупые обвинения, измены и в итоге - я во всем виновен. Она хлопнула дверью и ушла... К другому, наверно.
- А ты еще жениться собирался...
- Не напоминай... Женищины только с ума сводят, их надо запретить. Кроме тебя, разумеется.
- Разумеется. Я и не женщина, толком.
Влад устало улыбнулся, но разубеждать меня не стал. Ему было 28 лет. Высокий, неплохо сложенный брюнет с бледным лицом, на котором выделялись серые глаза. Он был хорош, чертовски хорош. И был моим приятелем, со школы.
Кроме того, до произошедшей истории Влад был циником, снобом, терпеть не мог мещанское счастье и тихий уют. А когда в его жизни появилась Анастасия - всерьез заговорил о браке, детях и новой квартире. Я не могла поверить... Надо же, циник и холостяк влюблен.
"Я ведь романтик, оказывается, Юлька. Я ночью без нее уснуть не могу...Утром боюсь проснуться и не увидеть волны светлых волос на подушке, не почувствовать ее мерного дыхания у своего уха".
Вот так. Пока Влад толковал о ценах на нефть, о бессмысленности бытия, о гениальных писателях. Пока мы пили пиво в парке, ели чипсы в кинотеатре, слушали одну и ту же музыку. Пока Влад был просто Владом, все было отлично. Для меня. И только, когда его серые глаза впервые загорелись этим огнем, я возненавидела его подругу Настю и почувствовала захватывающую волну нежности к моему школьному приятелю.
Как это глупо! - воскликнули бы все наши друзья, если бы знали правду. Мы никогда не выбирали простых сценариев в жизни. Алена долго бьется над кандидатской по философии и переписывается с преподавателем философии в Сингапуре. У них до сих пор сугубо виртуальный роман, хотя Алена выучила все сингупурские географические названия наизусть. По-моему, проще было защитить кандидатскую. Антон после долгих метаний, непонимания и депрессий, признался, что он - гомосексуалист. Правда, был пьян и надеялся, что мы забудем. Но мы приняли этот факт как есть, спокойно и с иронией. Быть талантливым музыкантом и при это нормальной ориентации - довольно сложно. Однако, его родители до сих пор надеятся увидеть когда-нибудь своих внуков... Слава стал наглым капиталистом и приглашает в свой загородный дом, где каждый раз знакомит с новой любовницей, чьи имена мы тут же забываем. Инга три раза уже была замужем и имеет троих детей.
В общем, легких путей мы не искали. Ненавидели банальность. И никогда не влюблялись в своих друзей. Я же выбилась из общей нормы.  Как быть? Ума не приложу.
- А ты как, Юль? Ей богу, не видел наших уже недели две... Так осторчертело все. Звонили заказчики, а я даже в лабораторию не наведываюсь. Это сумасшедший дом, а не жизнь...
Влад был фотографом. Не бог весть каким, но делал все четко, быстро и оригинально, поэтому можно сказать, что даже процветал. А я - дизайнер, работаю в рекламной конторе, придумываю макеты с рекламой для разных фирм.
Наша компания в период расцвета была почти богемной. Еще в школе, когда мы вместе учинили бунт и выкурили по первой сигарете в мужской раздевалке - за нами была закреплена определенная и очень неординарная репутация. Элита, золотая молодежь, бездельники и сумасброды. Такими мы были в 20. Как из сериала "Друзья". А потом у всех свои заботы, дела и начали теряться. Но кто-нибудь потом обязательно выступал как организующая сила и снова сплачивал нас. Последние полгода - это была моя роль. Я звонила, забегала в гости, слушала часовые рассказы о жизни и ничего не требовала взамен. Альтруизм. Все дело в том, что в отличии от остальных - мне было слишком одиноко. Ни трех браков, ни приятеля на вечер, ни друга-гомосексуалиста, ни сингапурского преподавателя в конце концов у меня не было. Я два года как порвала с бывшим возлюбленным и вместе с Владом, проповедующим цинизм, погрузилась в жизнь, полную издевательств над нею... Жизнью в смысле. Не во что не веря, не мечтая о принцах, не надеясь на счастливый быт - прожигать данное время как тольно можно более ярко. А тут Влад предал меня.
Вообще-то я соврала, когда сказала, что никто никогда не влюблялся. Алена в свое время была без ума от Антона. Слава дарил мне цветы, а Инга на обороте тетради всегда гадала на Влада. Но все забылось и не зашло дальше игры в "бутылочку".
Теперь мы об этом вспоминали со взрослой иронией. А тут - промах, не повзрослела я, что ли?
Я молчала. Влад прохаживался взад и вперед, выкуривая сигарету за сигаретой. Казалось, за эти три недели он немного постарел.
- Юля, а если плюнуть на гордость и позвонить, разыскать, набить морду этому ее новому, а? Глупо, да?
- Глупо, - кивнула я и закурила.
Ничего глупого, конечно. Любовь. Я бы сделала больше. Я бы сделала все, чтобы сейчас Влад смотрел на меня иначе. Но он смотрел и не видел меня. А только свою белокурую Настю. До чего мужчины банальны! Выбирают пошлых блондинок с легкой походкой, смешной улыбкой, невиным взглядом. Беспечных. Понятия не имеющих о прокуренных ночах и спорах о Ницше и сверхчеловечестве. О гремящей музыке в ушах. О тихом вздохе восхищения после гениально снятого фильма. Блондинки предпочитают простые сценарии. И в них добиваются большего успеха, чем рыжие, шатенки и брюнетки с их мечтами о сложности и незаурядности.
Я была брюнеткой с коротко стрижеными волосами и зеленоватыми глазами. Мутно-зелеными или ореховыми, как кому угодно.
- Ты-то чего такая грустная?
Влад по-приятелски похлопал меня по плечу.
- Да так... Осень и все такое.
- А-а-а, понимаю. Юль, солнце, ты прости, но давай ужремся как свиньи... Пожалуйста, я иначе не могу.
- Заблюем твою квартиру, будем мучиться от похмелья, глотать аспирин и проклинать эту дурацкую идею? Нет, Владик, я лучше пойду...
Я боялась, что он меня не остановит. Даст спокойно уйти и погрязнуть в пучину отчаяния и одиночества. Но Влад покачал головой в знак неодобрения.
- Останься. Я с ума схожу один, свяжешь меня, не будешь пускать к телефону, пожаришь яичницу, а я до конца жизни буду твоим должником. Устроит такой сценарий?
- Ладно, - быстро согласилась я, - только давай уберемся, сходим в магазин, ты заодно воздухом подышишь, а потом уже займемся ужином.
- Без проблем, - также быстро согласился Влад.
Знаете каково это, видеть так близко его лицо и невозможность целовать его? Это нестерпимо. Но я сама обрекла себя на эти муки.
Мы убрались, Влад пошел бриться, а я составлять список необходимых продуктов. Он вышел из ванны каким-то новым, свежим и чуть воодушевленным.
- Холодный душ помогает, - заметил он.
В супермаркете, сложив все в корзину он на пару секунд исчез в винном отделе и явился с бутылкой дорогой водки.
- На всякий случай.
В итоге случай состоялся после второй порции спагетти в каком-то там соусе.
- Юль, ты уж извини, но выпить надо.
- Раз надо...
Итак, бутылку мы опустошили быстро. Теперь сидели в куртках на балконе и курили. Была середина сентября. Мрачноватые и холодные ночи.
- Как же теперь? Любить и не быть любимым... Глупо так...
- Так бывает, Влад.
Он перегнулся через перила, слава Богу, это был лишь второй этаж, и я не испугалась. Влад сплюнул и швырнул недокуренную сигарету, она упала в лужу.
- Тебе не холодно? - вдруг заботливо прозвучал его голос.
- Нисколько.
- А я хочу еще водки...
Влад полазил по шкафам и нашел недопитую бутылку, там было грамм 200, не больше.
- "Хочется выпить по двести с любым случайным прохожим"? - спросила я.
- С тобой, любимая...
К черту иронию! Твою наглую бессмысленную иронию. Мне показалось, что сейчас я разревусь. Я достаточно пьяна, чтобы закатить истерику.
- Юлька, а ты как выходила из таких ситуаций? - он даже не заметил слезы, заблестевшие на моих глазах.
Скотина! Эгоист! Самый обычный пошлый эгоист-мужчина! За что я его люблю?! Увы, я знала... За то, что все его теории о беспечной жизни оказались ерундой, за то, что он вел себя как идиот с этой Настей, за то, что он способен любить безумно, пылко, страстно...
Вот оказывается, что может привлечь в мужчине.
- А я никак из них не выходила. Я живу в такой  ситуации...
- Да?
Мы выпили эти двести грамм и выкурили всю пачку. Хорошо, что это не лето, еще не светает. Пьяная темная ночь - самое время для откровенний.
- Да.
Влад задумчиво оглядел меня. Словно не верил, что я способна на какие-то чувства.
- И кто он, если не секрет? Хотя неважно, это ничего не меняет, точно? Просто мы в дерьме, подруга. Два влюбленных придурка.
- Угу, - только и оставалось мне.
Мир перед глазами начал качаться и затуманиваться. Кажется, я плачу.
- Ты плачешь? - услышала я из ниоткуда голос Влада.
Чтобы убедиться, он рукой провел по моему лицу. Лицо было мокрое.
- Хм... Юлька плачет, - говорил он сам себе, - плачет... А я не умею вот так, разреветься как маленький мальчик. Я весь сжимаюсь в комок, в одно сплошное ничто и начинаю тонуть. И не умею плавать. Такая фигня. Я завидую тебе Юлька, ты плачешь...
- Идиот, - вырвалось у меня.
- Знаю...
- Сволочь, эгоист, тварь. Бессмыслица на двух ногах.
- Да... - он поднял на меня свои серые глаза. А я так хотела ударить его...
- Ты права, Юля. Я - урод. Трус и придурок. Только как я без нее засну?
Уснешь, пьяным сном. Вот как.
И вдруг что-то переменилось в его лице. Влад слегка улыбнулся, потом поднял меня с пола, вытер рукавом мои слезы.
- Пойдем. Плюнем на все, будем гулять, песни орать, хулиганить. А-то сели тут две плаксы. Фи. Юлька - ты же прелесть, все у нас с тобой пойдет по-прежнему. Мы  с тобой этот мир перевернем. Мы им покажем, слышишь?
- Слышу.
И тут я не выдержала, я упала на него, прямо в его объятия. Уткнулась носом в его плечо и снова заплакала.
- Эй, что ты? Девочка, милая, очнись!
Я отстранилась.
- Все в норме, Влад, полный контроль над ситуацией.
- Вот и отлично.
Мы пару часов пошатались по улицам, потом вернулись домой. Алкоголь потихоньку выветривался. Влад нерешительно остановился посреди комнаты. Взгляд его был устремлен на телефон.
- Я все-таки позвоню ей... - тихо сказал он.
- Звони, за одно разбудишь перед работой. Наговоришь ей чуши. Давай звони! Ну что ты страдаешь? Звони, звони! - я почти кричала.
Влад сел, взял трубку. А я опять натянула куртку и вышла. Он даже не посмотрел в мою сторону. И больше не стал меня удерживать.

Хватит! Я сидела в горячей ванне и никак не могла успокоиться. Меня то рвало, то сотрясало от слез.
Влад оказался слабым. А вся его непроницаемость, броня, холодные усмешки - все отдано за возможность услышать милый голосок. Вот он ты, самоуверенный маленький Влад.
А я? Что я? Я ничего... Я... Опять вырвало. Боже мой! От жалости к себе. От отвращения к себе.
И вдруг как вспышка: я-то ведь то же самое проделываю что и он. На шею вешаюсь. А гордилась железной выдержкой.
Так нельзя жить дальше. Мы проваливаемся на дно бесконечной пропасти. Лжем. Цинично запиваем ложь водкой, а когда приходит простое и ясное чувство - сходим с ума, цитируем, играем, лжем и снова сходим с ума. Мы потеряны. И не я выбираю этот сценарий, зато играю по-дурацки. Мелодраматично. Читала, наверно, об этом в какой-то книге или кино смотрела. Отчего мозг вмещает так много сюжетов и так мало понимает, когда дело доходит до жизни?
Я вылезла из ванны, закуталась в одеяло и уснула. На утро думать больше не хотелось. Собралась, пошла на работу. В середине рабочего дня выпила чая с коллегами. Потом долго пыталась понять, чего от меня хочет клиент. Так, по-моему, и не дошло. Потом бросила это дело, села в метро. Зашла в супермаркет у дома, купила мороженые овощи, сок и колбасу. Долго возилась у подъезда с ключом, который затерялся в сумочке, а потом подняла глаза и увидела Влада, стоящего у моего подъезда.
- Я тебя ждал, - медленно, чуть не растягивая слова, произнес он.
- Да? И что?
- Хотел извиниться лично за вчерашнее. Зря вчера столько пили...
- Голова болит?
- Нет.
Я наконец открыла дверь. Влад шел за мной. Подержал мой пакет, пока я открывала входную дверь.
- Как там Настя?
- Сказала, что счастлива и желает мне того же.
- Ясно. Чай будешь?
- Да, спасибо.
Я заварила чай. Влад сидел на кухне и терпеливо наблюдал, как я вожусь с продуктами.
- Я кое-что понял...
- Что мы катимся в пропасть со своими мечтами и пора писать завещание потомкам?
- Нет. Ты в меня влюблена?
Чашка выпала из моих рук и разлетелась на куски. Влад кинулся помогать мне собирать осколки.
- С чего ты взял?
- Просто скажи "да" или "нет".
- Нет... Да... Нет!!!
- Ясно...
Ясно, значит. Я стояла посреди кухни и мне ничего не было ясно, кроме того, что это разбилась последняя чашка в сервизе, который мне подарили родители.
Влад встал, оделся и ушел.
Все. Мне захотелось включить фанфары и засмеяться. Вот, мол, и конец нашей славной комедии.
Я пила чай, а в голове было слишком пусто, чтобы стало больно. До сего момента я легко прожигала жизнь. А теперь такое ощущение, что в руках только пепел, и что с ним делать? Неужели надо дожить до 28, чтобы понять, что с 18 лет изменилась только обложка. Что мы вовсе не взрослели. И никто не взрослеет. Да, набираемся опыта, да, меньше спорим, теряем свой максимализм, полный уверенности в светлое будущее и получаем неуверенность даже в настоящем. Но только и всего.
Мне захотелось стать Антоном, признаться всем в чем-то страшном, преодолеть этот барьер и жить как хочется. Захотелось верить в Аленины мечты, и даже проверять каждое утро почту в надежде получить: "привет, любимая!" - от сингапурского философа, захотелось строить наполеноновские планы как Славик и любить только свою машину. И еще троих детей, как у Инги. И трех бывших мужей, чьи свитера можно хранить в своем комоде и надевать в качестве воспоминаний о былой семейной жизни. Только больше не хочется быть умнее всех, как мы с Владом.
А это кризис, когда не хочется быть собой.
Влад позвонил поздно вечером, я уже планировала спать.
- Я думал о тебе, Юля. Не обрывай меня, не кричи, не плачь, а просто послушай. Ты всегда меня понимала. Была моей ниточкой, связью с внешним миром. Мне было с тобой легче, чем с другими. Я любил тебя, по-своему, конечно. Просто, до того, я в глубине души ждал чуда. Черт с ним, с неверием в любовь, думал я. Либо я докажу, что способен на искреннее чувство, либо мы с Юлькой сопьемся и прожжем свою жизнь до тла. А тут появилась Она... Настя... Такая чуткая, легкая, как перышко, она по жизни скользит, не раздумывает часами, у нее все просто. Пришла идея - она ее осуществила. Никакой нашей логики. Что-то проснулось во мне иное. С ее появлением. Я начал полной грудью дышать, потому что, сколько не смейся над жизнью - она, такая вот как есть - прекрасная и нестерпимо нелогичная. Никак не вписывается в придуманный нами карикатурный каркас. Жизнь помаячила перед носом и испарилась. И вот я пьяный и небритый и разочарованный. А когда пришла ты, мне показалось, что можно отматать назад, выкинуть весь этот волнующий диалог с жизнью и быть как прежде... Но ты изменилась. И только позже я понял, почему. Я испугался.
Он замолчал.
- Да? Испугался? Чего?
- Тебя. Только не смейся, Юлька. Ты закрыла дорогу назад. Никаких входов и выходов. Поставила под вопрос привычное существование.
- Стало быть пора менять сценарий, Влад, не находишь?
- Да. Знаешь с чего я начну? Я полюблю тебя. Я знаю как это сделать, я так сильно привязан к тебя, так тебя уважаю, что полюбить совсем не сложно. Тем более ты любишь меня. У нас общие интересы, общее прошлое, ничего не надо объяснять, начнем с начала и все дела...
- Хорошо, полюби меня, а потом позвони...
Я положила трубку и поняла, что какой бы путь мы не выбрали - он не будет простым. Потому что простые сценарии нам не подходят.

1.09.2002


Рецензии