Аннет

Серые глаза смотрели на нее в упор. Улыбка. Появилась - спряталась. И тут же исчезло само лицо. Красивое, озаренное светом. Существующее как будто вне времени и пространства, вне пола и возраста...

- Аннет, ваш кофе, - услышала она и сообразила, что лицо - это ее сон.
- Да, спасибо. Я уже встаю.
Перед ней стоял Поль. Французский фотограф, которого нелегкая забросила вглубь России.  На нем был  синий банный халат. Длинные темные волосы были еще мокрые, а сам он благоухал лосьоном после бритья.
Анна была для него самым необходимым человеком в этой стране - его переводчиком. За день она получала довольно приличную сумму, чтобы на две недели бросить свою работу в туристическом бюро и взять отпуск за свой счет.
Иногда она оставалась ночевать у него в гостинице, потому что Поль любил гулять допоздна и был жутко любопытным малым. Сначала все ее друзья и родственники были уверены, что Аня через две недели отправиться в Париж в качестве избранницы Поля, но прошло уже 9 дней , а Поль, кроме заботливого отношения и въевшихся в его речь комплиментов никак Аню не выделял.
- Я, надеюсь, не помешал вам спать?
- Нет, - сказала она по-русски и осеклась. Еще пару дней и она забудет, что когда-то говорила на русском...
Аня отправилась в ванну. Когда она вернулась, в комнате уже стояли две чашки кофе, круассаны, которые Поль требовал каждый день, и джем.
Когда Аня спрашивала его почему он каждое утро заказывает круассаны, Поль с неизменной улыбкой отвечал:
- Я так редко бываю во Франции, Аннет, что хочу хотя бы по утрам чувствовать себя дома.
"Странно, - думала Аня,- если жизнь забросит меня куда-нибудь в Австралию, я тоже буду требовать по утрам  блины? Не-е-ет. Это каприз!"
- Вы хорошо спали?
- Отлично, Поль.
- Я рад...
Поль опять заулыбался. Аню поражала его искренняя радость по любому поводу. А жизнерадостность его действительно была такой непритворный, что даже если Аня начинала злиться, то его детская непосредственность быстро ее успокаивала.
- Мы сегодня поедем на шахту. Я должен закончить сюжет.
- Без проблем, только давайте ко мне домой заедем.
- Да-да, обязательно! Мне очень понравилась ваша мама!
Поль во второй раз посещал Анин дом. Он с удивлением и в этот раз осматривал всю простую обстановку и постоянно восклицал. Аниной маме Поль понравился сразу.
Аня залетела в свою комнату, закрыла дверь, переодела джинсы и свитер, на другие джинсы и другой свитер. Подвела глаза. Накрасила губы. И внимательно посмотрела на себя - голубые глаза с зеленоватым отсветом, маленькая и худенькая фигурка, светлые волосы в хвостике - банальная внешность. По крайней мере, такой она всегда себя видела в зеркале.
На кухне Поль и мама щебетали на смеси русского и французского и попивали чай.
- Поедем, Поль, нас ждут.
- О, да, конечно. До встречи, мадам!
Пока они ехали в машине, Поль не умолкал. Его интересовали дорожные знаки, рекламные щиты , дома, люди - все. Аня терпеливо объясняла, ловя на себе озорной взгляд водителя в зеркале.
Наконец, когда Поль нашел, чем заняться, Аня могла передохнуть.
- Разговорчивый французик, - сказал водитель, повернувшись к Ане.
- Ви... да в смысле.
- Замуж бы за такого выскочила?
- Не думаю...
- А что думать, в последнее время русской бабе только и подавай, что иностранца, как будто русский мужик ее не обеспечит, а?
- Не знаю...
Водитель хмыкнул и закурил. 
- Дайте, пожалуйста, зажигалку, - попросила Аня.
Вообще курить она бросила. Но, попробовав сигареты Поля, опять пристрастилась.
День был пасмурный.
"Полю не нравятся пасмурные дни", - автоматически подумала она.
Она представила, как он стоит со своим дорогим фотоаппаратом, рассматривает огромные машины, глубокие ямы, людей. Как он ищет правильный ракурс. Как хмурится его лицо с тонкими чертами, не находя нужный свет. Наконец, он нашел ракурс, сосредоточился. Вспышка. Новое место...
"Может, я влюблена?" - неожиданно подумала Аня.
 Ее жизнь не была богата этим чувством. Ей кто-то нравилась, она кому-то. Они сходились, расставались. И все. В 24 Аня уже не питала иллюзий насчет принцев и сказочных чувств.
Возможно, выйдет замуж за своего старого друга, Олега. Они уже два года якобы вместе. Но он в разъездах, а она вот так на две недели спокойно может исчезнуть из его жизни. Оба к этому привыкли. Если им захочется семейного уюта  - всегда могут пожить вместе. А если не захочется... Черт его знает.
Аня не представляла, как строить свою жизнь. Казалось, что этой жизни так много, что можно жить как угодно, потом все исправит. И даже если ничего не исправит, ей все равно.
Поль шел к машине широким шагом, на плече болтался футляр.
- Аннет, сегодня день такой пасмурный, мне кажется, снимки будут не такие, как я хотел бы. Я все сделал, но хочу потом переснять.
"Художник, - мелькнуло у Ани, - совсем не думает ни о ком и ни о чем, кроме своей работы".
Поль работал по заказу известного французского журнала. Впрочем, ему не важно на кого работать. Лишь бы делать свое дело, тем более, что, создав себе, имя в профессиональных кругах, у Поля с заказами проблем не было.
- Поедем обедать, Аннет?
- Да, конечно.
Они доехали до полюбившегося Полю кафе, где готовили пирожные и торты со взбитыми сливками.
Водитель на прощание шепнул Ане:
- Ты смотри, не слишком-то увлекайся французиком, поматросит и бросит, нашего найди...
- Обязательно, - кивнула Аня.
Поль, когда они зашли в кафе и заказали обед, спросил:
- О чем говорил шофер?
- О вас. Чтобы я вами не увлекалась...
- Оу... - Поль даже немного смутился.
Аня привыкла, что люди оглядываются на них и перешептываются. Поля это не смущало, он всем приветливо улыбался.
Вот и сейчас, двое девчонок за соседним столиком решили, что перед ними французская парочка туристов.
- Эй, гляди,  парень симпатичный. А девица у него так себе...
- Ага... Почему им так везет?  Такие парни, не то, что наши. Так одеваются, за собой следят...
Аня повернулась в их сторону и, четко проговаривая русские слова, сказала:
- Девушки, и наши парни бывают ничего.
Девчонки засмущались, пробормотали какие-то извинения и поспешили уйти.
Поль даже внимания на них не обратил, уплетая борщ. Ему жутко понравилось это блюдо.
- Куда вы после России поедете, Поль?
- В Австралию. Сюжет про чемпионат по серфингу снимать.
- У вас какая-то беспорядочная жизнь... А скажите, Поль, как вы семейное счастье понимаете?
- Это так сложно, Аннет. Я даже еще не думал над этим...
- Но вам уже 30...
- Да... Работа так много времени отнимает, но без нее я не могу себя представить.
Потом Полю захотелось побродить по городу. Аня превратилась в гида. А Поль радостно улыбался и щелкал абсолютно непонятные Ане виды.
Иногда верещал сотовый Поля. Звонили работодатели или какие-то знакомые. Аня, хоть и отлично понимала французскую речь, но так и не могла сообразить, о чем Поль говорит по телефону.
Все, что было с ним связано, находилось для Ани совсем в другом измерении. Его мир - лучезарный, задумчивый, статичный и динамичный одновременно. Сплошные противоречия.
Вечером Поль опять попросил Аню остаться у него. В контракте это, конечно, было не оговорено. Но  предложение Поля казалось настолько безыскусным, ни намека на обольщение, что Ане и не хотелось отказывать.
Правда, она никому не говорила, о том, что ночует у Поля. А мама привыкла к тому, что дочь живет своей жизнью, и не спрашивала.
Аня заказала ужин в номер. Поль задумчиво расхаживал по комнате.
- Поль, садитесь, ужин остынет.
- Да-да... Я размышлял, что все же надо оставить этот сюжет, таким как есть, чуть мрачноватым...
- Хорошо, оставьте, как есть. А теперь давайте ужинать, я жутко проголодалась.
Поль заулыбался:
- Простите, Аннет, у вас так много хлопот со мной.
- Ничего.
Они выпили бутылку вина. И Ане даже показалось, что она опьянела. Поль был рассеянным, как обычно. Он разглядывал что-то в окне.
- Аннет, может вы мне попозируете? - неожиданно выдал он.
- Да я же не фотомодель!
- Это неважно, мне для сюжета нужна такая простая, обычная внешность, вы просто будете появлятся в некоторых кадрах.
Это звучало отнюдь не как комплимент для Ани. Она покачала головой и нахмурилась.
- Вы не согласны? - спросил Поль, заметив ее хмурый вид.
- Поль... Я могу позировать, если так надо...
- Вы хотите дополнительную оплату? Я, конечно же, заплачу...
- Да не в деньгах дело! - вдруг взорвалась Аня, - что вы думаете, все вам купить можно?! Все так просто у вас... Черт...
Поль покраснел. Совсем как мальчишка.
- Аннет, милая, нет, я не это имел в виду. Простите, я так груб был... Я просто задумался и ...
- И выдали все без прикрас... Окей.
Поль отошел от окна. Прошел по комнате, явно смущенный. Потом сел рядом с Аней, взял ее за руку, не давая Ане вырвать ее.
- Вы обаятельная и интересная девушка, Аннет, а я просто грубиян, тупица! Я вас оскорбил, назвав обычной, да?
- Да, - злость у Ани куда-то ушла.
Поль все еще держал ее руку. Больше Аня ее не вырывала. Ей стало очень грустно... Действительно, она такая обычная, такая простая. Со своим мышиным хвостиком и в сером свитерке. Со своей не складывающейся жизнью. И со своим безразличием к этой жизни. Да что там, ей только и можно выступать фоном для сюжетов про шахту или чего-нибудь в этом роде.
- Простите еще раз. Аннет...
- Все в порядке, Поль. Я буду сниматься там, где вы хотите. И не надо никаких денег.
- Все  в порядке, - повторила она уже для себя.
И действительно, чего вспылила, она на работе, и он - просто ее клиент. У них деловые отношения, и эмоциям тут не место. Это не профессионально.
- Не в порядке, Аннет, не в порядке... Я хочу вас попросить, закажите еще бутылку вина.
- Да, конечно. Секунду.
Вино принесли. Аня полностью оправилась от своей вспышки гнева и вела себя, как ни в чем, ни бывало. Только Поль стал задумчив более обычного и более обычного рассеян.
- Аннет...
- Поль, если вы все о том же, то давайте забудем. Это все мелочи. Просто я слишком несдержанная.
- Нет. Это я такой глупый. И я так рад, что вы мой переводчик. Вы не думайте, что мне все равно, где я и с кем я. Может быть, я ничего не показываю, но я все замечаю. Мне нравится, что Россия будет ассоциироваться у меня с вами, Аннет.
- Спасибо, - теперь Аня заулыбалась.
Впрочем, она верила и не верила Полю. У него все выходило так просто и искренне, ему так хотелось верить. Но... Но Аня совсем не понимала этого человека, а он не делал шагов на встречу, не давал себя понимать. Улыбался и работал, работал и улыбался. Идиот какой-то выходил. У него в номере девушка, а он ей заявляет, что у нее стандартная внешность и годится она только для фоновой съемки. Да...
Они пили вино молча. Аня ловила на себе взгляды Поля. Но не те, что кидал на нее водитель, а прямой  пронизывающий взгляд -  взгляд фотоаппаратной линзы.
- Простите за вопрос, вы влюблены, Аннет?
- Что?
Поль всегда умудрялся ошарашить внезапностью своих мыслей.
- Не знаю.
- Странно, а мне кажется, что влюблены, у вас глаза светятся.
- Придумываете?
- Нисколько. Я же фотограф, я знаю, как отражаются чувства на лице человека.
Никогда еще разговор не заходил в такое русло. Поль не интересовался реальной жизнью Ани, он расспрашивал, но делал это скорее из вежливости. У них было исключительно поверхностное общение.
- Вы устали, Аннет?
- Да не очень.
- Может, тогда прогуляемся  пару часиков? - он умоляюще посмотрел на нее своими большими светло- серыми глазами.
- Хорошо, - послушно закивала Аня.
Она уже привыкла, что вечером Полю не сиделось в номере. Ему вообще нельзя было сидеть на месте, вечно в движении, постоянно какие-то идеи и проекты. Взбалмошный.
Аня вспомнила Олега: он был сейчас в командировке. Олег был карьеристом. Он продумывал каждый раз: что и как сказать шефу, чтобы добиться своего, как вести себя с коллегами. У него были свои принципы, но когда вопрос шел о продвижении по службе, принципы уходили на задний план. Анна привыкла к его сосредоточенности на работе и не очень стремилась скрепить отношения браком, хотя брак мог оказаться перспективным, но Аня понимала, что не сможет всю жизнь прожить с этим человеком. Она взглянула на Поля, он стоял у зеркала и приводил в порядок свои длинные волосы, что-то насвистывая. В этот момент он казался беспечным юношей, наивным и чистым. Но, конечно же, Поль был не такой.
На улице накрапывал мелкий дождь. Он проникал даже за ворот плаща.
Аня рада была, что Поль молчит. Это значило, что у нее есть время поразмыслить о жизни. Именно так и назывались мучившие ее мысли. Много раз, оставаясь в гостях у замужних подруг, Аня их терпеливо расспрашивала: счастливы ли они. Но вместо ответа, они рассказывали о работе мужа, о планах на лето и в очередной раз интересовались:
"А ты чего, Анька-тихоня, в старых  девах засиживаешься?" 
Аня поймала себя на том, что замужество стало ее идеей фикс, ее комплексом неполноценности. Среди ее подруг не было ни одной не замужем. Две двоюродные сестры уже имели детей. А Аньку-тихоню мотало из стороны в сторону, с ее безразличием и нежеланием ничего делать. Аня никогда не была активисткой, никогда ни к чему не стремилась так, чтобы этого достичь. Все само приходило к ней. Жизнь не научила ее бороться, вцепляться зубами  за свою мечту, как это делал Олег.
Но самое странное, Аня знала, что многие подруги ей завидуют. Хотя бы тому, что она сейчас бредет по ночному городу с иностранцем. Что спешить ей некуда. Что никто не ждет ее с вопросом: что сегодня на ужин?..
Аня замерзла. Поль не обращал на нее внимания, он с интересом рассматривал чужой ночной город. Ловил каждый шорох, рассматривал каждый фонарь. Он знал, что сюда не вернется, и хотел потом представлять полную картину всех мест, где побывал.
Наконец, заметив, как поеживается его спутница, он повернулся к ней и спросил:
- Аннет, я вижу вам холодно. Зайдем в ночное кафе?
- Да, как вам угодно, - тут же исчезла задумчивость с Аниного лица и появилась рабочая улыбка. Даже здесь, ночью, среди фонарей и луж - Аня была на работе.
В кафе было довольно много для двух ночи посетителей. Аня заказала два кофе и пиццу.
Поль смотрел в окно. Это была его мания - часами смотреть в окна.
- Грустный у вас город, - выдал он, когда Аня, не смея потревожить его, пила кофе в одиночестве.
- Почему?
- Я бы назвал его "городом не осуществившихся желаний". В городах, как и в людях, Аннет, есть свой потенциал. Некоторые стоят сотни лет, заплеванные прохожими, серые и грустные. А другие тянутся к солнцу и сверкают как радуга. Не всегда люди делают города, иногда города создают свой тип людей, опустошают своей серостью души, и не дают им расти.
- Вам плохо здесь, Поль?
- Да, немного. Такое ощущение, что я здесь что-то потерял.
- А почему вы заговорили о том, что я влюблена?
Поль промолчал. Он пил свой кофе, и Ане казалось выражение его лица не жизнерадостным и лучезарным, как обычно, а отрешенным, опустевшем.
- Порой мне кажется, что я жутко устал, Аннет. Я сам не понимаю, что  и для чего  я делаю... Перестаю улавливать смысл происходящего. Вот зачем кому-то во Франции сюжет о фабриках и шахтах твоего города?
- Не знаю, - честно ответила Аня, заметив, что он перешел на "ты".
- И я не знаю. Мне захотелось вдохнуть в эту бессмыслицу жизнь, знаешь, привнести в двухцветный мир яркие краски. Превратить серую действительность в новую реальность, существующий только на картинке. Я бьюсь со светом, я ищу ракурс, я даже во сне вижу эти шахты, а знаешь что от меня хотят? Просто  наиболее полно зафиксировать существующую реальность. И все.
Поль замолчал и опять уставился в окно.
Ане стало не по себе. Жутко даже. Она тоже эта реальность... Серая реальность для Поля.
- Аннет, извините меня. Я сорвался... Все из-за вина, наверно. Я так быстро пьянею...
Поль уже хотел встать, но Аня остановила его:
- Подождите! Давайте поговорим по-настоящему. Раз уж вы сами начали...
Он с любопытством взглянул на Аню и улыбнулся  своей коронной улыбкой.
- Давайте.
- Вы ушли от ответа. А я хочу его знать, Поль.
- Да?
- Да!
- Я не знаю его, Аннет. Просто я взглянул на вас и увидел что-то искрящееся, в глазах, во всем лице. Раньше я этого в вас не замечал. Обычно так светится человек, которому есть ради кого жить, который  любит. Мне безумно нравится ловить жизнь на лицах людей, ведь это самое главное, без этого никогда не выйдет хороший портрет.
- Но мне некого любить, - сказала Аня и вздрогнула от внезапной мысли:
Почему раньше ее так сильно  не волновала ее жизнь? Почему пускала она все на самотек? А теперь ей вдруг захотелось чего-то другого, захотелось жить по-настоящему.    Где-то внутри нее родилось то чувство, которое не давало ей покоя, в котором она не смела себе признаться.
- Не важно, Аннет. Мне пару дней осталось... И я хочу закончить работу достойно, поэтому прошу вас, следите за мной, не давайте мне лениться... Я устал, идемте в гостиницу.
Аня услышала, что Поль уснул. Она выбрала себе диван в гостиной, а он спал на двухместной кровати. Ему везде и всюду нужен был простор и свет, поэтому даже ночью у него горел ночник. А Ане было уютно и в темноте. Думалось свободней. В эту ночь Аня спала неспокойно, но, несмотря на это утром, почувствовала себя бодрой и встала раньше обычного. Поль еще спал.
Аня тихонько умылась, спустилась вниз и купила круассаны, блинчики с вареньем и сок. Когда она вернулась в номер, там все еще стояла тишина. Она прокралась в комнату Поля, выключила ненужный ночник и открыла жалюзи. День был солнечный, и свет потоком хлынул в комнату, осветив его лицо.
- Поль, ваш завтрак...
- М-мм.
- У нас сегодня много дел, но я дам вам еще 30 минут на сон.
- Нет, я встаю.
День был действительно бурный. Первую половину они ездили на съемки, где Аня пару раз появилась в кадре, а во второй половине Поль, с помощью Ани, договорился о работе в лаборатории и проявлял снимки.
Аня все это время стояла у него за спиной. Но он почти не разговаривал с ней, изредка оглядываясь и улыбаясь. Аня любила смотреть, как работают профессионалы. А Поль все делал быстро и легко. Аня, замирая от восторга, наблюдала, как белые бумажки в растворе превращаются в картинки. Она не узнавала завод, себя, пейзаж вокруг. Все было озарено  светом. Мрачные карьеры шахты превратились в довольно романтичный пейзаж. Жизнь заиграла на фото, существуя в двухмерном пространстве:  она стала ярче, чем в трехмерном.   
- Здорово! - не удержалась она.
Все это время она стояла смирно, боясь, что-нибудь испортить, глаза привыкли к красному свету, а запах растворов уже не казался таким ужасным.
- Да, - кивнул Поль, - хотите сами проявить снимок?
- Я не знаю, у меня ничего не выйдет...
- Я думаю, все получится, Аннет, идите сюда.
Первый снимок Аня испортила, а вот второй получился очень даже ничего, правда не очень резкий, но Поль похвалил ее понятливость.
В гостиницу они вернулись уже ночью. Оба уставшие, но довольные сделанной работой. Сразу же легли спать, совсем не переговариваясь и наскоро поужинав.
Следующий день был последним днем Поля в России. Все утро он провозился с готовыми снимками. Сортировал их, откладывал, бормоча что-то  себе под нос. Наконец, достал три конверта, и упаковал фотографии на разные темы, написав адрес журнала.
- Вот и все, Аннет. С работой покончено, осталось отправить и полдня я полагаюсь на вас... Вы же не бросите меня?
- Ну что вы, Поль! Может пока хорошая погода, съездим за город, устроим пикник? Вы посмотрите на русские просторы.
- Замечательно! - воскликнул Поль и, взяв Аню на руки, провальсировал до лифта.
- Да вы сумасшедший!
- А вы раньше не замечали?
Перед пикником они заехали домой к Ане. Мама тут же заметила в дочери перемену и улучив момент спросила:
- В Париж собираешься?
Аня засмеялась:
- Что-то вроде этого, где мой загранпаспорт, мама?
- Боже мой! Неужели серьезно?
- А почему бы и нет?
Аня достала свой рюкзачек, кинула туда смену белья, несколько кофточек, купальник и шорты, потом взяла косметичку, где лежали две последние ее зарплаты в долларах, обычный паспорт и загранпаспорт. Она постаралась упаковать это так, чтобы ни мама, ни Поль не заметили.
 Мама тревожно переводила взгляд с Поля на Аню. Оба улыбались, но ничего не объясняли.
- А как же Олег? - по-русски спросила мама.
- Олег? Не знаю, пусть подождет...
- О господи! Что за девица, а раньше такая тихая была!
Пикник удался на славу. Они выпили пару бутылок пива, облазили все холмы и овраги, побродили по лесу.
Аня теперь светилась так, что заметно было всем, а не только Полю.
- Я думаю, удалась моя работа, - сказал он, когда они уже возвращались в город.
- Да, ты - хороший фотограф.
- А ты - хороший человек, Аннет, - Поль обнял ее и коснулся губами ее волос, - костром пахнут, - констатировал он, - и пивом....
Оба засмеялись, и даже водитель улыбнулся задорной французской парочке.
В аэропорту было тихо. Аня шла рядом с Полем. Быстро билось сердце. Тревожно было. Ей всю ночь снилось то лицо, красивое лицо, от которого исходил свет. Это лицо кого-то ей напоминало. Идеальный образ, образ из будущего.
Они пили кофе, ожидая рейс Поля. Поль был весел и беспрестанно шутил. Но Ане не хотелось смеяться. Ей даже как-то больно стало от его веселости. Она жутко боялась, что видит его в последний раз. Если так, то жизнь ее опять потеряет смысл, ей придется вернуться в обычную, не преображенную реальность, а там теперь слишком тоскливо.
- Аннет, в чем дело?
- Ни в чем. Твой рейс объявили, Поль.
- Да, конечно...  Слушай, я улетаю, но это не значит, что мы больше не увидимся. Аннет, я напишу, пришлю тебе приглашение ко мне, во Францию. У нас очень хорошо...
Поль обнял ее, а Аня, словно в испуге прижалась к нему и спрятала свое мокрое лицо у него на плече.
- Мы не будем прощаться, ладно?
- Угу, - ответила она, все еще не отрываясь от Поля.
- Вот и отлично. Очень-очень скоро увидимся, я покажу тебе Париж и мой родной Леон. Устрою для тебя целую фотосессию... А пока ты тоже пиши мне. До встречи!
Поль поднял ее голову, пару секунд пристально смотрел ей в глаза. Нежная улыбка светилась на его лице. Он поцеловал ее волосы, смахнул слезу с ее щеки и ушел на регистрацию.
Аня сразу же отвернулась и пошла в противоположном направлении. Ее охватила неимоверная слабость. "Я здесь что-то потерял" - вспомнились ей его слова. А она? Нашла она что-то? Лицо... Это лицо из сна могло стать, чьим угодно, а, может быть, оно всегда было лицом Поля. И его глаза, что смотрели на нее в упор...


4.03.2002
23.04.2003


Рецензии