Как я начала писать роман об Александре
...Читать я начала поздно. Читала, конечно, сказки и детские книги, но читать, то есть открывать для себя лучший из миров - мир финтазии умных талантливых людей - начала поздно. Видимо, так было предусмотрено судьбой: и возраст, и первая книга, взятая из библиотеки, - все определило мою дальнейшую жизнь. Эта книга называлась «Герои Эллады». Качок Геракл со своими двеннадцатью подвигами, бедняжка Гелла, так глупо упавшая в море, несчастная и коварная в одном лице Медея, ворюги-аргонавты. Это сейчас я вижу их так, а в одиннадцать лет они были для меня романтическими, мужественными героями.
Нет, Боже, ты есть на свете и ты любишь меня. Это ты привел меня в городскую библиотеку, дал в рука изодранных «Героев». Дома я подклеила страницы, нарисовала книге новую обложку - мощного Геракла с дубиной в руке. Это произошло лет в одиннадцать. Первая ласточка.
А вторая прилетела в тринадцать-четырнадцать и называлась «Таис Афинская» Ивана Ефремова. Коричневая такая, 73-го года издания, последний роман советского писателя-фантаста, писавшего в основном книги об идеальном коммунистическом будущем. Последнюю он посвятил жене, тоже Таисии. Написана его типичным тяжелым наукообразным языком. В ней слишком много философских отступлений, и слишком мало о любви. Я очаровалась и заболела этой книгой, видя все ее недостатки, а это и есть проявление настоящей любви - иррационального чувства.
Я перечитывала ее бесконечно, как верующий - Библию. Александр Македонский проходит по книге почти эпизодически, как тень отца Гамлета. Девушка Таис описана мудрой, прожившей жизнь женщиной. По-видимому, Ефремов списывал ее образ с собственной любимой жены.
Роман пробудил меня окончательно, как декабристы пробудили Герцена. Я заболела античностью, Александром, Таис, полюбила все это, жила этим страшно сказать как долго - до сих пор. Как не сказать спасибо Ефремову? Он написал свой роман так, как МОГ и как ХОТЕЛ: с мудрой Таис, эпизодическим непонятным Александром, собственной философией. Мне, сверснице главной героини, не хватало такой же молодой, неопытной, эмоциональной девушки Таис, какой была я и мои подруги, не хватало живой любви, Александра, не тенью мелькающего за углами и поворотами повествования, а определяющего его.
Свято место пусто не бывает. Сначала я стала «дописывать» роман Ефремова, заполнять пропущенные отрезки жизни, дополнять образы героев своими фантазиями, вдыхать в них жизнь.
На многие годы для моих друзей был решен вопрос подарка на день рождения. Конечно же очередную монографию про античность или новый роман об Александре. Цель моих ежегодных отпусков тоже определялась однозначно: туда, где бывал он, где разворачиваются события моего романа. Посмотреть своими глазами и "увидеть" то, что там происходило две тысячи триста лет назад.
Со временем я поумнела и осмелела, количество знаний, опыта и пропущенных через себя чувств перепрыгнуло в новое качество - то ли открылcя третий глаз, то ли какой-то канал в подсознание - новая жизнь, переполнявшая меня, рвалась на волю. Года в тридцать три я купила толстую амбарную книгу, и начала писать уже совершенно СВОЕ, последовательно, с первой страницы до последней. Писать - не совсем правильное слова, скорее записывать картины "с натуры", обличать в слова то, что посылалось мне откуда-то, из глубин подсознания, опыта прошлых жизней? Не знаю...
Спустя шесть с половиной лет и пятнадцать амбарных книг я вывела слово «конец». Потом полгода перепечатывала в компьютер, еще пару лет правила и редактировала. Потом пять(!) лет, почти потеряв всякую надежду и нервы, искала издателя. Когда же моя книга под чужим, придуманным редакторами, названием и аляповантой серийной обложкой все же вышла в большую жизнь, я еще долго не могла перерезала пуповину.
Я помню, как регулярно читала рукопись, исправляла ошибки и чистила стиль. И была счастлива этим как ничем другим! Представьте ситуацию: у меня тяжелый день, недомогание или неприятности. Но стоило мне подойти к компьютеру, почитать пару страниц, и все проходило. Я получала свою дозу. Я была счастлива попасть в мир людей, которых я сама же и создала, которых люблю и понимаю.
Пусть я автор, то есть СЛЕПОЛЮБЯЩАЯ мать, но я не могла представить, что мой роман не произведет по меньшей мере хорошего впечатления на других людей. А некоторые единомышленники и единочувственники, может быть, даже смогут стать "моими читателями"!
Ведь я писала его не корысти ради, не на заказ в модном жанре, на ходкую тему или в серию. Я просто не могла не поделиться тем, что наполняет меня таким счастьем, во что я вложила всю душу.
Мое детское увлечение
1. привело меня на исторический факультет университета, который я закончила,
2. вынудило на трех языках прочесть все, что смогла достать об Александре, человеке столь многогранном, что его можно интерпретировать от «да» до «нет»,
3. написать свой роман о нем так хорошо, как я могла.
Есть ли в вашей жизни человек, который бы так овладел вашими мыслями и душой, так развернул вашу жизнь, дал ей такой смысл и содержание? А в моей - есть. Порадуйтесь за меня. Я за себя очень рада. Спасибо, Александр, за мою жизнь.
И еще одно. Писать - это огромное счастье. Если бы вы знали, какое это счастье, люди. Пишите! Наш язык дан нам неспроста. Это как мука. Можно сделать элементарные блинчики или испечь хлеб насущный, а можно сотворить чудо кулинарии из пяти слоев с тремя различными кремами и начинками. Так и язык. Кому-то для жизни хватает слэнга или даже мата. Кому-то хочется выражаться богато и изысканно, кому-то необходимо создать из слов новый мир, другую действительность, в которой он - за творца! А кто-то даже может писать стихи! О, это высший пилотаж, это искусство златошвейки и мастерство нейрохирурга.
Вначале ведь было слово.
Все неспроста...
Свидетельство о публикации №209061000638
После прочтения этой книги стала замечать, что она будто не отпускает, иногда бывает, вспоминаешь какие-то фрагменты, ситуации, фразы…
Книга- как ощущение весны, юности, чего-то светлого и радостного,волнующего с ароматом сирени. Не ожидала, что ее чтение станет отдушиной. Книга с особой энергетикой. Находишь в ней что-то свое и для себя. Свои, как ни странно, какие-то мысли, настроения, эмоции, ассоциации.
Для меня она стала философской, еще и ностальгической. О многом и разном напомнила. Читаешь, вроде бы о героях и в тоже время будто бы о себе …Мысленно видишь перед глазами их, и в тоже время вспоминаешь что-то…Свою сирень, свои качели в деревенском саду, купания, разговоры с морем, любовь, мир души, стихи, единение с природой, мечты, что-то очень личное и важное…и будто бы даже узнаешь о себе что-то новое.
Это книга –не о жизни и приключениях гетеры, здесь нет закрученного сюжета. Это книга о чувствах, о человеческих душах, ценностях, о мире в котором живут герои, и о мирах их души, о чудесном удивительном мире их любви . Для меня, это книга о близнецовом пламени любящих.
Об эйфории их отношений. Книга и для катарсиса. Она эмоциональна и затрагивает потаенные струны души. Героев чувствуешь и понимаешь во многом.
Хотя, историк автор, конечно, еще пишет о восприятии той же Таис того времени, исходя из представлений об эпохе Александра. Возможно, некоторые исторические и военные детали не так уж уместны в романе о чувствах, но мне показалось, что подобные интересные факты ненавязчиво вплетены в повествование. Жизнь героев показана не только с романтичной ,но и с житейской стороны. Присутствие автора и отношение к героям чувствуется постоянно. И пусть это больше литературные, чем исторические персонажи, особенно Таис, но другой я ее теперь не представляю.
А ведь сначала Таис показалась мне немного странной, даже слишком наивной, положительной и инфантильной. Было непонятно, что составляет ее жизнь кроме любви к Алексндру, почему она, как например, Аспасия не заводит свой круг общения помимо друзей и соратников Александра,не живет своими интересами, не вращается в творческой среде. Но потом поняла, ей это и не надо, она нашла свое место в жизни, она создана для любви и живет любовью.
именно такую героиню и хотела показать писательница, будь она другой, это была бы уже иная книга и столько бы чувств при прочтении не вызвала бы.
мне показалось что книга психологически точно передает разные состояния и эмоции, мысли героев в разных обстоятельствах.
Таис жила и дышала своей любовью, и так любя Александра, живя им и его жизнью, она оставалась самой собой, настоящей, не боясь быть такой, какая есть всегда.
И при этом, обретя любовь Александра, она обрела себя настоящую. Она упивалась своим счастьем и наслаждалась даря счастье ему, действительно, чудесная прекрасная жизнь. И сама она словно весенний цветок, сказочная фея- нежная,любящая, пылкая, поэтичная и женственная, сама любовь, целый волшебный мир красоты и романтики. Прониклась и ее песнями.
Еще меня тронула преданность Геро подруге в последних главах. Таис было жаль в конце,но с другой стороны она прожила очень счастливую жизнь. И даже потеряв Александра,который был для нее всем,она не утратила их духовную связь, которая продолжалась, и когда Таис, по сути умерла вместе с ним, осталась только ее оболочка, живущая памятью сердца. Печально только, что она и к морю после смерти любимого охладела, не искала именно у моря поддержки и утешения или облегчения.
Заканчивая свои сантименты, благодарю писательницу Ольгу Эрлер за то, что подарила возможность прикоснуться к этому прекрасному миру счастья, любви и душ ее героев, благодаря вашей любви к своим героям!
Жаль,что нельзя в дополнение к книге издать еще и альбом с авторскими рисунками персонажей, фотографиями путешествий по местам героев ит.п которые видела в интернете. А история создания и издания книги-это вдохновляющий пример для всех авторов.
Ирен Вересова 29.08.2016 10:24 Заявить о нарушении
Ольга Эрлер 02.09.2016 14:32 Заявить о нарушении
Я сама когда-тов юности обожала книгу Ефремова,но сейчас воспринимая ее более реалистично и объективно,честно признаюсь ваша книга и Таис мне ближе.
А с фанатиков что взять,не нравится пусть не читают, у всех нас пристрастия к которым мы относимся ревностно.
Ирен Вересова 04.09.2016 17:54 Заявить о нарушении