Цикл рассказов Моя война - Один миг войны

Only the dead have seen the end of war.
Plato

«Один миг войны»

       - Командир… по рации идет запрос о помощи. Ребята со сто первой напоролись на засаду…
      - Где они находятся?
      - В двух кварталах от нас… на перекрестке…
      - Надо отправить группу на выручку.
      - Нам не пробиться…
      - И что? Сидеть и слушать, как они там гибнут? Хватит и 205-й…
      - Кого пошлем?
      - Отправим 2 взвода с первой роты, сейчас свяжусь с комендантом, в придачу чтоб дал ОМОНовцев человек двадцать, сделаем зачистку, ОНИ не ждут, что мы высунемся …
      - Я сейчас всех вызову.
      - Хорошо, вызови ко мне Легздиньша…

Накануне…    
    
     …Грозный, наше подразделение тащит службу по обороне бывшего административного корпуса завода «Красный молот» - наша комендатура, в бывшей Советской республике, ныне претендующей на звание "независимой Республики Ичкерия". Ворот на КПП естественно нет, въезд, заткнут, странной формы пробкой, «бэтэром». Бойцы нашей роты не занятые в данный момент службой  дрыхнут. Сейчас ночь, мне не спится. Я сижу около печки, бездумно глядя на огонь. Странное дело, мы все вымотаны настолько, что кажется, прислонись к стенке и уснешь стоя, как старая полковая лошадь и вот, поди ж ты, бессонница...

    …за столом в нашем закутке кроме меня, мой заместитель - Паша, старшина - Саня и командир взвода - Дима. В углу стоит «буржуйка», которая нам дарит тепло. На ней наш старшина разогревает консервы, чтоб приготовить нехитрый поздний ужин.
- Андрис, скажи, зачем мы тут? Что мы тут вообще делаем? – спросил меня Паша.
- Ты задаешь мне такие вопросы,… что ты хочешь, чтоб я тебе ответил?
- То, что ты думаешь…
- Я, наверное, отвечу высокопарно, но я здесь выполняю свой долг. Меня сюда послала Родина и я делаю то, чему меня учили. А учили меня воевать…
- И меня учили воевать, но не в своей стране…
- Паша – это уже не наша земля… - сказал Димка, - она нашей никогда не станет.
- Вот я и не пойму, что мы тут делаем. Если здесь война, то и вести её надо по всем правилам, а то сегодня воюем, а завтра нет. Мы словно здесь оккупанты и идет настоящая партизанская война или я не прав?
- Может ты и прав,… но я тебе отвечу тогда по-другому. Все равно этих пацанов отправили бы сюда, с нами или без нас. Ты видел, как  обосрались многие  перед отправкой… я поехал сюда… я, не в войнушку поиграть приехал. Я приехал вот тех сопящих, -  я рукой показал на свое подразделение, - назад привести их мамкам. Меня учили этому. Это моя работа и я должен её выполнить…
- Вот за счет таких дураков как мы они войну и делают… - сказал Паша.
- К чему ты это… - сказал я.
- Вспомни, что Гришин кричал, когда нас сюда отправляли… только дураки сюда поедут. А теперь, когда тихо стало приперся сюда.
- И что?
- Он же был таким же ротным, как и ты, а теперь начальник штаба нашего батальона.
- Не у каждого папа герой соц. Труда и председатель совхоза, на территории которого находятся дачи нашего генералитета… - сказал старшина, - давайте ужинать.
- Каждый выбирает свой путь. Я выбрал свой…- я про себя решил, что хватит на сегодня этих разговоров, -  Паша, давай завязывать этот разговор. Завтра надо будет на рынке прикупить припасов, - это я уже сказал старшине.

    …мы легли спать. Мне стали сниться радужные сны  о призрачной и такой теперь далекой жизни. Меня  захватывали эти сны и стали уносить по дороге наслаждений и несбыточных надежд, в страну чудесных грез. В страну, где нет смерти и крови, где люди не убивают друг друга, нет минометных обстрелов и ночных боев, где можно спать на чистых простынях и не вскакивать от каждого шороха и, засыпая быть уверенным, что ты проснешься, именно там где заснул, а не на Божьем суде, отягощенный грехами…

    …мой сон был прерван самым грубым образом. Вот представьте - вы сидите с очаровательной девушкой. Огонь камина дарует вам тепло. В бокалах налито красное вино. Вы всем телом ощущаете нежность вашей спутницы.  Наступает блаженство. Вы обнимаете любимую. Ваше возбуждение достигает запредельных чувств и… вас за шкирку вытаскивают из страны грез и макают лицом в грязь, на улице дождь и холодно. Вот так и меня вытащили из царства Морфея…

… мы вскакиваем с кроватей.
- К бою… - дежурный кричит в радиостанцию, - всем занять свои позиции согласно боевого расчета.
- Виталик, что случилось? – спросил я, у дежурного выбежав в подразделение.
- «Чехи»* атакуют по всем направлениям. «Блок»** соседний обстреляли и наш второй батальон в доме правительства под огнем.
- Во мля… 

     …нас заблокировали в комендатуре. По всему Грозному идут бои. Из комендатуры всего два выхода для техники. «Чехи» держат оба под прицелом. Выйти из базы нашим на помощь - проблематично. Нас закрыли, словно в консервной банке. Обстрел в основном идет из домов, еще они лупят подствольниками. Благо, крыша котельной возвышается над близлежащими постройками и ребята с ОМОНа не дают «чехам» вести по нам прицельный огонь, но и им не сладко на крыше. «Чехи» прекрасно понимают, что захватить они нас не могут. Их основная задача не выпустить нас с комендатуры. Первые сутки прошли в полной неразберихе, которая царила кругом…
 
     … колону из  205 бригады сожгли недалеко от нашей комендатуры. Связи с «федералами»*** никакой. Из всей колоны смогли вырваться танк и БМП****, которые сейчас и находятся на территории нашей комендатуры. По словам этих мальчишек, командир танка прапорщик сбежал, когда стали жечь колонну… три испуганных солдата и раненый сержант, который, так и не придя в сознание, умер, а доктор так ничего и не смог сделать…

- Андрис, тебя к КэПу***** срочно… - найдя меня, сказал Виталик.
- Слышу, не глухой… - огрызнулся я.

    … КэП проводит совещание и ставит задачу. Мы склонились над картой.
    - Колона из сто первой напоролась на засаду. Они просят помощи. Мы должны помочь. Поэтому сейчас проведем рейд и окажем помощь. Понятно?
    - Группа зачистки – старший группы капитан Ермолаев. Ваша задача обеспечить проход техники и её возвращение. Вопросы?
   - Никак нет.
   - Группа прикрытия – старший группы - капитан Сазонов. Ваша задача прикрыть «огнем» группу зачистки и группу,  выходящую с техникой. Вопросы?
   - Никак нет.
   - Следующая группа на 3-х БТРах с десантом прорывается вот сюда, - он указал на перекресток, это куда мы должны прибыть и где сейчас ведут бой наши товарищи, – Выдвигаются в группе капитан Легздиньш с двумя взводами своих бойцов. Старший группы капитан Гришин.  Вопросы?
    - Никак нет, - сказал я.
    Смотрю я на Гришина и понимаю. Киксанул наш начальник штаба батальона. Потом его прошибло и бледный он весь.
   - Если всем все ясно, тогда на подготовку 10 минут. По сигналу Ермолаева, группа на технике выдвигается. Проверить связь. Гришин, берете с собой доктора и фельдшеров…

    …мы все выходим и быстро ставим задачи. Кто, где, куда и что…
    На сборы времени в обрез. Адреналин прет во все щели. Смотрю я на своих бойцов, а  про себя заклинаю как молитву: «Лишь бы все обошлось». Смотрю, бежит ко мне начальник арт. тех. вооружения майор Орловский Олег.
   - Я с тобой пойду старшим группы…
   - А Гришин?
   - Спекся ваш Гришин, сидит у КэПа и плачет, говорит, что не может идти т.к. у него жена и ребенок маленький…
    «А у меня разве нет жены и маленького ребенка, которому исполнилось только три года… - подумал я, - да и хрен с ним с этим Гришиным».
    - Олег с тобой будет Димка, старшина и бойцы первого взвода, а мы с Пашей и бойцами второго взвода будем прикрывать вас с дух сторон Бэтэрами и огнем…
    - Договорились. Андрис ты и так все лучше меня знаешь…
       
    … мы готовы. Ждем сигнала.  Я сижу и перебираю четки. Мысли роятся в голове. Смотрю, Паша нервничает.
    - Паша, что-то не так?
    - Андрис,  это жопа, - с ухмылкой сказал он, - день на дворе, они все будут на стреме, и дадут нам отпор, для улицы это непростительно, а ты говоришь, что-то не так…
    - Жизнь не идеальна… тем парнягам сейчас хреновей чем нам…
    - Для Гришина, который будет сидеть здесь она  тоже, наверное, не идеальна…
    - Паша мы сейчас должны думать о нас и о наших бойцах, а не о…
    - Забавно… вот мы сейчас пойдем в бой, думаешь не напрасно?
    - Знаешь, не имеет сейчас значения, что я думаю. Когда пули засвистят над нашими головами… политика, взаимоотношения и вся остальная требуха встанут на второй план…
    - Ты прав… пусть удача будет с нами…
    - Пусть…

    «Духи»***** не ожидали, что мы  выйдем из комендатуры. Спасибо Ермолаеву и его ребятам. Мы выскочили на БТРах и помчались в направлении перекрестка…

     … мы забрали всех…
     … мы забрали убитых, раненых и ЖИВЫХ…
     … мы не оставили ни одного на поле боя…

P.S.
    Недавно, я случайно, наткнулся на сайт нашего управления. Там есть список, где отображены фамилии награжденных офицеров за первую чеченскую компанию. Среди тех, кому вручили «Орден мужества» две фамилии Гришин и Орловский. Чудны твои дела Господи.

(Все фамилии и имена изменены.)

- 205 – войска министерства обороны
- 101 – внутренние войска

*      «Чехи» - жаргонное сепаратисты.
**    «Блок» - жаргонное Блокпост.
***   «Федералы» - жаргонное войска министерства обороны.
****  «БМП» - боевая машина пехоты.
***** «КэП» - жаргонное командир полка.
****** «Духи» - жаргонное сепаратисты.

   


   
    


Рецензии
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.