В ногу со временем

Людмила Антоновна и Раиса Семеновна –  в прошлом коллеги. Много лет проработали в одной школе. Людмила Антоновна «сеяла разумное, доброе, вечное» на уроках русского языка и литературы.  Раиса Семеновна учила «вычитать и умножать» на математике.

Сейчас обе - на заслуженной пенсии. Протрубив тридцать лет и три года,  решили, наконец, устроить себе вечные каникулы.

Хватит. Сколько ж можно?

Когда-то юными девушками пришли в это образовательное учреждение. Одна - полная желания научить всех грамотно писать и культурно говорить. Другая –  видеть гармонию чисел в окружающем мире. 

С годами и та, и другая сильно изменились. Людмила Антоновна из стройной брюнетки превратилась в тощенькую на вид селедочку, совсем не вызывающую аппетита даже у тех, кого тянет на солененькое. Раиса Семеновна, наоборот, раздобрела не на шутку. Но тот период, когда она напоминала румяную с пылу с жару булочку, давно прошел. А следовательно, и в ней сейчас никто не видел лакомого кусочка.

Но обе жизни относятся философски, зная, что «все течет, все изменяется». Поэтому свои метаморфозы воспринимают спокойно. Нет, это вовсе не означает, что махнули на себя рукой. По привычке к 1 сентября покупают себе что-либо новенькое на вещевом рынке. В душевном порыве приглашают в гости любимых учеников. Часами вспоминая о минувшем, с нескрываемым любопытством расспрашивают о судьбе каждого.

Надо сказать, что и сейчас они не оторваны от школы. Обе шагают в ногу со временем. Покупают книжки с тестовыми заданиями по ЕГЭ. Не без старческого удовольствия набирают довольно высокие баллы. И…

Весь день Раисы Семеновны расписан по часам. Она и сейчас не тунеядствует: продолжает учить математике, только уже частным путем. Репетиторствует, так сказать. Звонок в дверь. На пороге выпускница средней школы.
-А, Юлечка! Проходи! Проходи, милая!
И начинается урок-занятие. Раиса Семеновна очень внимательно следит за тем, как девушка решает уравнение, как находит логарифм. Ее реплики носят разнообразный характер.

-Думай, Маша, думай, - говорит она ласково-строгим голосом.
-Правильно, Маша, молодец! – подбадривает ученицу.
Когда же просит Юлечку упростить многочлен и у той никак не получается, неизменно произносит одну и ту же фразу:
-Милая, сосредоточься, пожалуйста, на математике. Мне кажется, что ты все время думаешь о чем-то другом. В результате упрощения многочлена получаем трехчлен, двучлен. А у тебя что?

Вот и, наконец, пришло время прощаться. Занятие окончено.
-До свидания, Юлечка! Жду тебя в среду! Не опаздывай!

Раиса Семеновна абсолютно не замечает, что в течение часа называет девушку другим именем. Юлечка не возражает: математике-то она учит замечательно. И это главное. Просто старенькая уже. Вот и путает имя. А в мире чисел ей равных нет. Ас!

Людмила Антоновна тоже подрабатывает. Пенсии-то даже на необходимое не хватает. А ведь не хлебом единым сыт человек. Хочется иногда и в театр сходить, и на книжку новую разориться. Вот поэтому приходится, даже на старости, склонять существительные.

Людмила Антоновна очень сердится, но виду не показывает, когда Анжела пишет с ошибками: примИрять платье, полАскать белье, благослАвлять на подвиг. Она мужественно терпит такое безобразие.
-До чего ж дети пошли бестолковые! – думает. – Никакого языкового чутья нет!

Любимая тема – спряжение глаголов. Эх, как она, бывало, наслаждалась, слушая, когда целый класс хором проговаривал:
-Чтоб не позорить нашу школу, запомним этот ряд глаголов:
смотреть, вертеть, зависеть, видеть, терпеть, обидеть, ненавидеть,
слышать дышать, гнать, держать.

Прошло то время. Сейчас перед ней сидит только одна Анжела и никак не может запомнить эти одиннадцать неправильных глаголов. Вечно то «любить», то «купить», то еще какой другой вставит. Анжела собирается учиться в Лондоне, поэтому для нее важен английский язык. Людмила Антоновна думает, что и в нем девушка навряд ли сильна. Но сама ученица, видимо, так не считает. Когда во время занятий ей кто-либо звонит по телефону, она бойко разговаривает только на иностранном.

Правда, в ее лексиконе тоже не более одиннадцати слов, но их, очевидно, запомнила очень хорошо:
-Yes! –  радостно восклицает она.
-Okay! – соглашается с собеседником.
-Sorry, - мило извиняется перед кем-то.

Украдкой Людмила Антоновна поглядывает на часы: осталось пятнадцать минут до конца урока. Какое-то чувство неудовлетворения испытывает она каждый раз, когда девушка, протягивая деньги, прощается с ней. Вроде занятие прошло впустую: не научила Анжелу.

Вечером бывшие коллеги обязательно созваниваются и долго беседуют о том, как прошел день. Сначала, естественно, про учеников. Чаще жалуются на них по поводу и без. Желание перемыть косточки осталось еще со времени работы в школе. После того как малый «педсовет» проведен, разговор плавно перетекает в другое русло.
-Я сегодня пошла в магазин, и что ты думаешь, - возмущенно говорит Раиса Семеновна, - хлеб опять подорожал.
-И не только хлеб! – подхватывает тему Людмила Антоновна. – А яйца? А молоко?

Обе тяжко вздыхают. Ясно как день: раз все дорожает, нужно повышать цену за занятие. Никуда не денешься - нужно шагать в ногу со временем.


Рецензии
Старости не надо бояться. Вон она идёт немощная,сгорбленная с палочкой в руках. Самое страшное,когда старые люди остаются одни в квартире. Мне кажется, что тогда одному выть захочется. И ученики здесь уже не как только источник прожиточного минимума,но и как продолжение активной жизни. Ощущения,что тыещё кому-то ужен.
Понравилась миниатюра.
С уважением,

Владимир Гонтарь   22.12.2011 15:34     Заявить о нарушении
Старости не надо бояться? Спорное утверждение! Мне кажется, что в нашей стране люди пенсионного возраста лет в большинстве своём просто не могут её не пугаться. "Немощная, сгорбленная, с палочкой в руках", с валидолом под языком, с копейкой в кармане, с квитанциями от ЖКХ... Следует ли продолжать? И, как это не горько, учителя занимаются репетиторством именно для того, чтобы заработать лишний рубль. "Ощущение, что ты ещё кому-то нужен", конечно, играют важную роль, но не это главное. К сожалению.
Спасибо, Владимир. Мне нравится беседовать с Вами.

Татьяна Кезина   23.12.2011 18:10   Заявить о нарушении
Я,наверное,не сумел передать весь свой сарказм этими своими двумя первыми предложениями.Это своего образа каламбур:"Не надо бояться старости,она же немощная". Трудно это передать написанными словами. Живой интонацией это было бы понятнее.Но,наверное, в том и состоит мастерство автора умеющего передать свою мысль,даже сокровенную,письменными словами.
Я всегда относился и отношусь к Вам, как к замечательному автору и такой же женщине.
ссимпатией и уважением,

Владимир Гонтарь   23.12.2011 18:24   Заявить о нарушении
Моя вина: не уловила интонации Вашего рассуждения. Перечитала заново, и всё стало предельно ясно. В унисон "поём"!

Татьяна Кезина   23.12.2011 18:34   Заявить о нарушении
На новой фотографии Вы это в музее?! Вы действительно прекрасная женщина!

Владимир Гонтарь   23.12.2011 18:35   Заявить о нарушении
На фотографии я у себя дома. Готова к встрече Нового года. Ёлочку в руках держу, правда, пока только искусственную.

Татьяна Кезина   23.12.2011 18:39   Заявить о нарушении
Каждый раз мы свято обещаем себе, что с Нового года перестанем делать всё то, что доставляло нам наибольшее удовольствие в старом.
Мы уже не празднуем Новый год - мы празднуем,что выжили в старом.
С симпатией,

Владимир Гонтарь   23.12.2011 18:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.