Знакомьтесь, - Европа-Азия
Лес и трасса – с высоты птичьего полета, машина несется на бешеной скорости. Песчаный карьер, блондинка в розовом, падает, отряхивается, разговор по сотовому, снова трасса, снова машина, тело, летящее в никуда… Так начинается фильм известного телеведущего и режиссера о российской действительности, снятый по сценарию братьев Пресняковых. Действие разворачивается на трассе Москва-Екатеринбург, ее еще называют границей между Европой и Азией. Находчивые россияне организовали группу по сбору денег с населения, в основном с тех, кто едет по знаменитой дороге. Липовые жених с невестой, свидетели и Мама невесты встречают, то есть бесцеремонно останавливают проезжающих хлебом-солью, то есть водкой-водкой. Мама радостно-настоятельно просит выпить за здоровье молодых, потом за родителей и прочая и прочая. Изрядно принявшего простака в итоге разыгранного спектакля просят сделать подарок молодой семье. Кто дает деньги, кто кредитные карточки, а кто-то и запонки с неопознанного трупа. В зависимости от сложности задачи спектакль все время трансформируется, а парики на Маме меняются с быстротой секундной стрелки. Во все показанное верится легко. Так они и промышляют: сражаются с конкурентами, пудрят мозги продавщицам водки, покупают безделушки у китайцев, ведут внутренние мини-войны. Нелепостью и банальщиной этот цирк не назовешь. Но вот смысл-то какой во все это вкладывает автор? Наверное, он просто передает свое видение или ощущение нового времени, где все-все умудряются зарабатывать на одурачивании ближних и берут деньги из воздуха. В итоге им приходится распрощаться с заработанными деньгами, чтобы не отправиться к праотцам от рук воинственных конкурентов, громил, крышующих «бедных» детей. Фильм, на мой взгляд, ценен вовсе не сюжетом, а актерской игрой и легким подтекстом, который трудно заметить при уж слишком прямолинейной трактовке образов. Прекрасна в образе Мамы телеведущая Татьяна Лазарева. Она одновременно цинична и трогательна в своем одиночестве. Несостоявшаяся актриса, карьера которой не пошла в гору из-за принципиальности героини, превращается во вдохновителя и заводилу мошенников средней руки. При ее монологах возникает двойственное чувство: хочется плакать и смеяться, и непонятно, с чего начинать, - слишком смешанные чувства возникают.
- Я давно мечтал снять в каком-то своем фильме Татьяну Лазареву, - сказал перед премьерой фильма в Зимнем театре Иван Дыховичный. – Но никак не мог найти нужный материал. И это все-таки произошло. Много чего могу сказать, но не буду: судить вам.
- Очень хотела сниматься в кино, - нараспев подхватила беседу стройная и лучистая Татьяна Лазарева. – Это мой первый художественный фильм. Я не всегда себе в нем нравлюсь. Спасибо замечательным актерам, режиссеру, оператору. С ними работать было одно удовольствие. Только одно «но» - падать, когда это требуется по сюжету, очень больно. Но и это ничего.
Что еще запомнилось? Хм, красный воздушный шар с надписью «Голосуйте за Енотова». Это «коллега» наших героев зарабатывает на жизнь воздушным пиаром местных политиков.
Забавно самое начало картины: некий горожанин по прозвищу Кеке (его играет музыкант и автор мелодий к этому фильму Сергей Шнуров) едет со свидания к своей законной даме, та лежит в солярии и мурлычет всякую всячину, отвлекая его от дороги. Его, как вы могли догадаться, тормозят молодожены и в итоге раскручивают на золотую кредитную карту. В пьяном гневе, пытаясь отвязаться от прилипчивых новых друзей, он теряет сотовый телефон. И на протяжении картины его релаксирующая супруга успеет пообщаться с теми, кто периодически будет отвечать на ее звонки. Маму она примет за любовницу, испуганного милиционера – за Кеке. По ходу действия обидится, подумает, изменит тактику, простит, попросит начать все сначала. А в это время пьяный супруг гонит домой, без карточки и телефона.
Необычны в фильме минисюжеты. Их несколько: война в лесу милиционера с девочкой-ниньдзя, возведение строителями какого-то монумента (мы так и не узнали, что они сооружали), чудом выжившие венгерские стюардесса и летчик, вышедшие с песнями из леса, путешествие по России иностранных фанатов Элвиса Пресли. Последние более конкретно впаяны в основное действие: переводчица оказывается бывшей конкуренткой Мамы в театре, а среди Элвисов оказывается эмигрант из России - бывший медиамагнат, истосковавшийся по родине.
Эмоционально фильм не задел струн души, немного развлек и еще меньше заставил в очередной раз подумать о пестрой российской действительности. Но, может, кто-то нашел в нем больше смыслов. Кстати, блондинку в прологе играет Ксения Собчак. Ее телефонным разговором с мамой и завершается фильм. Она силой режиссерской мысли выжила. А в грустном Элвисе узнаем изрядно заросшего Ивана Урганта.
По правде сказать, ожидания от творчества Дыховичного не вполне оправдались. Его умные передачи о кино, его умение видеть и предвидеть, его способность чувствовать и предчувствовать. Где же они? Но с другой стороны: талантливый человек вправе решать сам, что, кого, почему, как и когда снимать на пленку и показывать стране.
- На всякий случай предупреждаю, - это комедия, - заметил режиссер.
Свидетельство о публикации №209061100245