Пограничная одиссея ч. 2 гл. 5. Предательство

Начало: http://proza.ru/2009/05/13/128

Много песен мы в сердце сложили,
Воспевая родные поля.
Беззаветно тебя мы любили,
Святорусская наша земля.

Высоко ты главу поднимала -
Словно солнце твой лик воссиял.
Но ты жертвою подлости стала -
Тех, кто предал тебя и продал!

Александр Мингалев «Прощание славянки»

       Корабль не спеша, двигается по мертвой глади Тихого океана. Монотонно шелестят волны,  у борта  вспыхивают огоньки светящегося планктона.  Они завораживают неведомой силой, хочется  смотреть на них постоянно. Через открытый иллюминатор в кают-компанию врывается  морская свежесть  и ни с чем не сравнимый запах моря.  Как это не обычно видеть Охотское море таким тихим и спокойным. Рядом томик Блока уносит в туманный Ленинград.  «Там, где скучаю так мучительно,  ко мне приходит иногда  она – бесстыдно упоительна  и унизительно горда».
       Прибытие гостей на борт не изменило обычный порядок несения службы. Командир принял решение на охрану границы. В 23-00 корабль снялся с якоря, покинул рейд порта Корсаков и начал патрулирование по участку. Работа разведчиков внесла коррективу в расположение по каютам. Меня и замполита  переселили в старшинские каюты, а нашу заняли гости. Мы обосновали старшинскую каюту с правого борта.
       —Мех знаешь мичмана Ионова?
       —Конечно, знаю, он служит в СРМ.
       —Это он теперь в СРМ, а раньше служил на 681, который сейчас в Невельске. В прошлом году в 681 въехала японская шхуна. Он спал на 681 как раз там, где сейчас ты разместился и именно туда ночью врезался стальной нос японской шхуны.
        Он ни с того ни  с сего  вдруг  проснулся, сел на кровать и видит, что к нему двигается встроенный шкаф. Он сначала подумал, что померещилось спросонья.
        —Вот не верь после этого в чудеса. Наверно его ангел хранитель разбудил, иначе как  объяснить.
        —Наверно еще не наступило его время.
        —А может, просто захотел куда-нибудь, а потом придумал, что вдруг проснулся. Человек склонен обличать все в тайны.
        —Командиром на 681 был капитан-лейтенант Чумаков.
        —Это тот капитан-лейтенант, который теперь флагманский торпедист в нашей бригаде.
        —Он самый. 
        —Получается, чтобы уйти на берег, надо получить пробоину от японской шхуны.
        —Не злорадствуй. Вот сейчас от шума не могу уснуть. А был случай, что на этом корабле я проснулся от  тишины.
        —Интересно, как это было?
        —Может, ты не знаешь еще, но ежегодно в сентябре обостряется проблема так называемых Северных территорий. Ежегодно к сентябрю на Курилах объявляется усиленная охрана, потому что на полуострове Немуро на Хоккайдо собирается съезд реваншистов.
        —Почему не знаю, я был на принятии решения.
        —А, значит, знаешь, о чем идет речь. Так вот ежегодно посылаются дополнительные силы на Курилы для охраны госграницы и вот в 1975 году шли мы на Шикотан, на борьбу с реваншистами вместе с 672-м. Командир БЧ-5 был Мамлюков, твой предшественник. Его мотористы забыли топливо подкачать в расходную топливную цистерну и вот в районе пролива Екатерины, корабль обесточился  и вскоре потерял ход.  Я сменился с вахты в 00-00, крепко уснул и  вдруг проснулся от неимоверной тишины. Все заглохло и главные двигатели и  вспомогательные дизель-генераторы.
        —Да, топливо кончилось и засосало в топливную систему воздух, а это чревато, не так легко потом все оживить. Действовать надо наверняка иначе без прокачки топливом истратишь весь воздух, но дизеля вспомогательные не запустишь. Надо учитывать, что  делать все приходиться в полной темноте.
        —Вот именно так и получилось. Нас на Шикотан с позором притащил за цугундер на буксире ПСКР 672. Саня Мамлюков не сумел все оживить.
        —Выходит не зря посылают вместе.
        —В связке всегда  спокойней, да и приказ по безопасности плавания об этом гласит, все переходы в паре. Он заметил, что мы отстали,  и вернулся за нами.
        —А кабель, почему не бросили кабель на 673-й с 672-го, ведь так можно было  подать электроэнергию. Видимо не совсем беспокоились о репутации корабля.
        —Что-то у них не получилось, хотя погода была нормальная, не штормило.
        —А кто был командиром БЧ-5 на 672?
        —Витя Кошман. А вообще не умничай! Я еще посмотрю, как сам будешь руководить?
        —Я не умничаю, все это тривиально просто. Как вы думаете, мы долго будем жить в старшинской каюте?
        —Пока гости не уйдут.
        —В старшинской каюте левого борта последний раз жил на ПСКР 612, когда проходил практику в Высоцке после второго курса в 1974 году.
        —Салага, в 1974 году я уже штурманом служил на этом корабле. Ладно, мех  давай спать мне на вахту в 08-00.
         В старшинской каюте внизу топливные цистерны, под ними вибрируют кронштейны линии вала, за переборкой гремит цепной передачей  рулевая машина, в итоге шум стоит неимоверный, что бы уснуть,  надо сначала привыкнуть.
         Зам отвернулся к переборке и минут через 10 уснул. Я же начал думать о том, что рассказал замполит. Интересно, почему им действительно нельзя было  бросить кабель на щит питания с берега, подать туда питание, а здесь на нашем, включить автомат. И всё. Запускай компрессора. Оживляй свои дизель - генераторы. А уж потом необходима точная синхронизация. А в крайнем случае, если  без синхронизации,  отключить щит питания с берега, разумеется, на обоих кораблях, включить свой генератор на ГРЩ, а потом убрать кабель. Конечно, данная операция требует точности и руководства. Командиры БЧ-5 были очень опытные. Здесь что-то не-то. Может, не позволили командиры кораблей исходя из безопасности, или посчитали время и выбрали оптимальный вариант с этой точки зрения? А может просто доложили в бригаду и оттуда поступила такая команда?
Имеет смысл  подумать, чтобы избежать аналогичной ситуации с обесточиванием корабля в свою бытность. Лучше подумать в спокойной ситуации, чем  потом…, никто не знает, что может быть потом. И так в первую очередь надо оживить дизель – генератор. А на самом деле как прокачать? Топливо из расходной цистерны идет самотеком, она выше дизелей, но она пустая, все высосали главные двигатели. На полном ходу расход идет 2 тонны в час. Емкость расходной цистерны 450 кг.  Если не подкачать топливо, то через 15 минут цистерна пустая полностью. Есть сигнализация допустимого уровня, получается,  мотористы тогда уснули на вахте. В данный момент расход 200 кг в час, ничего не грозит. Но  надо сходить проверить. Встаю, иду в ПУД.
         —Товарищ лейтенант в БЧ-5 без происшествий, работает правый главный двигатель 900 оборотов и носовой дизель–генератор!—на вахте в ПУД-е старший матрос Поднебесных из Перми, он на службу попал после техникума, он на год старше меня.
        —Есть! Сколько топлива в расходной цистерне.
        —Расходная цистерна полная.
        —Хорошо, держать полной, ниже 2/3 не уровень топлива не опускать.
        Ситуация когда корабль оказывается без питания и без хода очень опасная, она может привести к гибели корабля, если это произойдет при шторме или зимой при низких температурах может привести к тяжелым последствиям. Топливную систему надо знать в совершенстве. Для таких случаев конструктора предусмотрели запасную подачу топлива в коллектор минуя расходную топливную цистерну, через так называемый боевой клапан.  А для прокачки дизель - генератора  позже пришла идея иметь в запасе переносной гибкий шланг, оборудованный штуцером под подсоединение к топливному фильтру дизель – генератора, и фланцем под зачистной ручной насос  топливных цистерн. Также проведены тренировки в темноте по прокачке топливом. Но основные мои усилия в руководстве БЧ-5 были обращены на профилактику.
        Перед глазами всегда был плакат, который висел в кубрике роты в училище, на нем было: «…Нет аварийности оправданной, аварийность создают люди своей безграмотностью и неорганизованностью» Главком ВМФ Горшков С.Г.
        Казалось бы, здесь все ясно,   слабое место на проекте 205-П известно и надо только позаботиться, чтобы не повторять ошибок других. И, тем не менее,  в 1983 году в районе  о. Монерона  исчез со связи ПСКР-684 по причине потери электропитания. Тогда еще по приказу из КТПО на расследования инцидента выезжал НЭМС 9-й бригады капитан 2 ранга Зенченко В.А.
        Прошу читателя простить за обилие технических терминов в моей одиссее.  На мой взгляд, именно игнорирование элементарных требований, их замалчивание, стремление обойти проблемы, выражаясь витиевато, как раз и приводит в последнее время к такой частой гибели людей в катастрофах и взрывах иными словами в чрезвычайных ситуациях. Сама жизнь заставляет повернуться к технике лицом и здесь опыт, накопленный в МЧПВ,  может быть как нельзя кстати. Мне кажется, что планировать бюджет  МЧС необходимо исходя из профилактики ЧС, а не их ликвидации. При нынешнем положении дел МЧС заинтересовано в катаклизмах, в пожарах, ведь запланированные деньги надо тратить, например, везти в Китай китайские одеяла. А МЧС тратит очень много, только, в 2004 году МЧС по трате денежных средств уступило только министерству обороны. Если это не глупость, то, что же?...
        Рассвело, за иллюминатором полоска воды и туман, сплошной туман. Сыграли подъем  личного состава. По кораблю объявили малую приборку.
        Указанная точка, куда надо было прибыть кораблю, находится в  территориальных водах Японии.
        —Командир, мы идем на встречу с кораблем ДМО* Японии. Я бы попросил, чтобы в момент встречи с японским кораблем личный состав не выходил на верхнюю палубу и высовывался из окон.
        —Будет сделано, только не окон, а иллюминаторов - ответил командир и выдал соответствующую команду.
        Но как это запретишь? К каждому матросу офицера не представишь. Любопытные моряки из столовой украдкой посматривают на японца. Я и сам-то увидел его в первый раз. Позже когда служил во Владивостоке на транспорте «Николай Сипягин» то встречался с японскими кораблями  каждый поход,  это  стало обычным явлением. СКР «Ребун»  всегда встречал  нас при подходе к Хоккайдо.
         Японский корабль идеально окрашен в белый цвет, экипаж  укомплектован  ладными японскими  мужчинами возрастом  около сорока лет. Все в черных брюках и ярко белых одноразовых  рубашках. О том, что рубашки одноразовые позже узнали от разведчиков.
         —А ну разбежались, сказано же не высовываться, все на боевые посты!—пытаюсь разогнать моряков из столовой.
         —Товарищ лейтенант! Первый раз вижу японцев и их корабль шибко интересно —упрашивает  старшина 2 статьи Бурлаков командир отделения мотористов.
         —И не увидишь, иди, проконтролируй помывку путевых масляных фильтров, времени в обрез, обязательно посмотри, чтобы фильтры мыли на оправке.
        —Есть товарищ лейтенант!—Бурлаков исчезает в машине в люке ПУД-а. Не плохой матрос, но пришлось зимой заняться его воспитанием. Родом из Калининской области райцентра  Бологое  Бурлаков был моим ровесником по происхождению из  простой рабочей семьи. Подчиняться естественно  не любил, и я понял, что рассусоливать с ним не  надо для его же блага. Поставил по стойке смирно, прочитал статью из УК РСФСР и отправил долбить  лед в ахтерпике, образовавшийся при заправке корабля водой из-за невнимательности  мотористов. Вскоре вся БЧ-5 была в ахтерпике. Бурлаков был лидером в экипаже. Этого было достаточно. Больше строить его не пришлось. Командир корабля Попов Е.А. очень умело расставлял младших командиров, тонко чувствовал, кто на что способен. Казалось бы, нерадивый матрос, но лидер в коллективе и командир тонко заставлял его работать на себя, давал лычку,  далее  оставалось только сдерживать излишнее усердие…
         И так мы в территориальных водах Японии. Разведчики покинули борт, они на полицейском судне. Их долго нет. А каков наш статус. Находимся в  водах государства, находящегося в состоянии войны,  с государством границы которого мы охраняет. Любопытная ситуация, не так ли. По закону о территориальном море мы должны поднять флаг Японии. Командир не сделал это. Чувствуем себя неуютно. Особенно заметно это по замполиту.
         Позже,  после того как гости покинули борт, мы естественно обсудили эту тему. И вообще больше с замполитом решили каюту не уступать. В то время мы не задумывались, что можно было разведать на корабле противника касательно для охраны и обороны государственной границы и 200 мильной экономической зоны. Уж, наверно, не только какие рубашки носит команда Японского сторожевика? Количество японских судов на промысле? Количество выловленного морепродукта? Все это было известно  из журналов, надо было просто осматривать суда и чем больше, тем лучше. Рутина есть рутина. Когда мы были в терводах Японии, кто-то грабил нашу 200 мильную экономическую зону, а может того хуже, нарушал наше 12-  мильное пространство от берега СССР,  т.е. государственную границу.
         Наконец-то разведчики появились на борту. С собой они принесли много различных коробок с японской техникой.
        —И что это у вас за коробки?—спросил вездесущий замполит.
        —Да у нас есть там, в отряде склад и все сдадим на склад.—ответил разведчик
        —Ну-ну,—съехидничал зам.
        Сторожевик отвалил от японца и устремился в 200 - мильную экономическую зону и занялся своей обычной рутиной, на этот раз Японские суда  осматривает Гончаров. Все тот же туман поглотил всю акваторию. Японские шхуны как призраки выползают из тумана, подходят к борту.  Гончаров с осмотровой командой исчезает на шхуне.
       На шхуне японец, дедушка лет шестидесяти, возится на палубе шхуны. Она идеально чистая, шланги водяных систем полностью прозрачные, видно как по ним циркулирует вода.
        —Дедушка, подошел бы я к тебе, сели покурили бы, поговорили о жизни, но нельзя – балагурит  Бурлаков и машет рукой японцу. Тот отвечает улыбкой и радостно кланяется. Вот такие они японцы.
        —Бурлаков, прекрати трепаться. Что там с компрессором?
        —Сафонов доложил, что застучал, Сейчас покурю и сам пойду, посмотрю.
        Шхуны все идут и идут, и самим приходится периодически сниматься и менять свое место в зоне, т.е. запускать главные, а это расход воздуха. Бурлаков, доложил, что компрессор вышел из строя. Небольшая, но все же авария, моторист Сафонов небрежно закрыл лючок в картере, при работе компрессора масло ушло. Разбило подшипник и задрало вал. Ну, зам «накаркал». Надо докладывать командиру. А вдруг командир примет решение идти в базу, не захочет находиться в море с одним компрессором. Тогда срыв охраны границы по вине БЧ-5. Вызываю командира отделения мотористов.
       —Бурлаков как же ты меня подвел? Что делать-то будем?
       —Работать на одном компрессоре.
       —Ладно, сам лично будешь масло менять и закрывать лючок. Баллоны всегда держать полными, дизеля греть.
       —Так лето же, зачем греть.
       —Я сказал греть, меньше расход воздуха при пуске. Командиру я докладывать не буду, постараемся дотащить границу на одном компрессоре.
        Это было первой моей ошибкой. Командиру надо было доложить в любом случае, командир должен знать все. Знать, чтобы манипулировать всем, сообразуясь со сложившейся обстановкой. Мне в тот раз повезло, границу дотащили на одном компрессоре. Об аварии никто не узнал. Вышел из отпуска мичман Кравец, он  как-то сумел отремонтировать компрессор в тайне от НЭМС. Но это мне стоило большого нервного напряжения на весь оставшийся период несения службы по охране границы. С одним  компрессором мы еще убыли на Шикотан. 
        Подошло время сдачи задачи С-1, охрана границы бригадой кораблей.  Необходимо проверить готовность 8 бригады. Морским отделом КТПО для  ПСКР 673-уготовлена  секретная миссия. Сообразуясь с обстановкой  необходимо высадить группу диверсантов на один из островов Южных Курил, те в свою очередь должны захватить плавсредство  и на нем уйти в Японию. Шиконанцы должны её поймать и это будет кульминацией проверки. Поймали - молодцы, упустили - не готовы. Повторная сдача. Руководить миссией был назначен капитан 2 ранга Баломса из морского отдела КТПО. Он привез с собой трех диверсантов из острова Русский. Было в свое время такое подразделение в ТОФ для борьбы с подводными диверсантами. Каким то  образом моротдел договорился с флотом, который  выделил троих  «отморозков».  Руководил ими высокий под   2 метра широкоплечий мичман, с ним были старшина и матрос, немного поменьше, но тоже крепкие и накаченные. Мичман был похож на моего  двоюродного брата Адама, и я с ним с удовольствием общался. Разговоры были ни о чем, они были до конца откровенны.
       Прыгая по волнам,  отбрасывая пену, шипящие усы и брызги, корабль пересек Охотское море и подкрался к Кунаширу. В плотной полосе тумана спустили катер. Катер с диверсантами и  Ермоленко убыл к берегу. Вдруг туман рассеялся, вахтенный офицер увидел бегущих к месту высадки  пограничников.
       —Второй первому.
       —Ответил второй, вас засекли, давай к борту.
       Вскоре катер был поднят и сторожевик  убежал на восточную сторону острова, там тоже уже ждали пограничники. Одно из двух, либо границу в то время «карацупы»  охраняли уж очень умело,  либо произошла утечка информации выше. Везде диверсантов на берегу встречали островитяне пограничники. Мичман убыл к командиру корабля, о чем-то с ним пошептался. Очередной раз сменили место высадки, на этот раз подошли весьма близко к берегу. Катер ушел к борту с ложными диверсантами, переодетыми матросами. Наш бортовой спецназ, используя спецсредства и отвлекающий маневр катера, все же высадился на берег. 
Когда островные пограничники поняли, что их надули, наша группа уже исчезла в зарослях Кунашира. Позже стало известно, что  она  добралась в поселок Южно - Курильск, захватила МРС,  но была  блокирована на нем пограничниками с Горячего Пляжа. Несколько позже мы забрали их на борт с Горячего пляжа и убыли на Шикотан в 8-ю бригаду. Наша миссия была выполнена, 673 ошвартовался в Малокурильской бригаде.
         Красота и необычность Шикотана внесла романтический комфорт в жаждущие  приключений морские души. Вдруг при подходе выплыли из тумана высокие отвесные скалы, открылась сказочно красивая бухта и строения по сопкам вокруг бухты. В первый раз это сильно впечатлило.   Загорланили чайки, в ноздри ударил неповторимый запах. И, наконец, главное: нас встретил  гостеприимный народ, любящий свое дело, службу  и показывающий высокий профессионализм. Как оказалось красота и романтика Шикотана, пограничной службы наложила свой отпечаток  на людях проходящих здесь службу и проживающих на острове. Они открыто радуются каждому новому гостю.  Здесь и думаешь по-другому,  быстрей влюбляешься, быстрее соображаешь, иначе радуешься жизни. Что и говорить, здесь год за два.
       Корабль ошвартовался к топливному пирсу, взял масло, топливо и другие виды смазок, вплоть до оружейных.
       Потом встал  к основному пирсу. Первым дело прошвырнулся по складам, пополнил запасы ЗИП,  взял бланкового материала. Никто ни чем в не отказывал, каждый стремился  высказать причастие. Там в то время находился флагманский механик Некрасов А.П.. Перед заправкой топливом поступила команда, топливо не принимать, пока готовность к заправке не проверит флагмех округа. Он прибыл к топливному пирсу неожиданно на катере. Дал команду разобрать приемный топливный фильтр. К счастью при проверке оказалось, что фильтр чистый, шелк на нем  целый. Заправка была разрешена.
       Вскоре Некрасов А.П. собрал всех командиров БЧ-5 и сделал разбор проверки механиков на Курилах. Разбор был впечатляющим и полезным. Стало известно, что утром уходим домой, но с собой забираем на корабле морской отдел во главе с контр-адмиралом Шкодиным.  Вечером группа «диверсантов» убыла в поселок, там, на дискотеке учинила драку, втроем разогнали всю толпу, чем привели в смятение всех местных «аборигенов». Все-таки сумели самореализоваться, отомстили островитянам за позорное задержание в Южно -  Курильске. Напрасно местные авторитеты  рыскали по Малокурильску, искали обидчиков, те спрятались на корабле, а утром и вовсе убыли с острова.
      —КП-5!
      —Есть КП-5!
      —Обстановка следующая, быть готовым к быстрому сбросу оборотов, идем в сплошном тумане, не встрою «Рангоут»**, идем по «МР-104»*** причем картинка обратная поэтому быть внимательным.
      Идем до ЮК*, дальше морской отдел улетает воздушным бортом. Я начал вдруг сожалеть о том, что вечером накануне сходил в гости на 691-й и посидел с командиром за чашкой чая. Отказать командиру корабля было неудобно, как никак всю зиму простояли рядом борт к борту в ремонте. Командир рассказал много интересного про Шикотан и службу.
      —Мех …… обороты,—прохрипело по  динамику.
      Я нажал на быстрый сброс. Как потом рассказал Ермоленко, адмирал Шкодин при этом стукнулся в кают-компании лбом об  иллюминатор.    Встали на якорь на рейде ЮК, все тот же сплошной туман. Морской отдел покинул борт. Корабль снялся с якоря и ушел в туман. И уже когда были середине Охотского моря, туман рассеялся. Ага, значит, моротдел улетел во Владивосток. Корабль благополучно ошвартовался в Северном ковше. На борт прибыл штаб. Началась обычная  в таких случаях процедура. Но вскоре разразился скандал, тот же  ЗНШ Романов объявил оргпериод на корабле, из-за того, что начальник морского отдела контр-адмирал Шкодин высказал ему претензии, что на ПСКР 673  все матросы усатые, дословно «у всех усы как у Песняров».
       Попов был потерян, на корабле не было ни одного усатого матроса, но Романов был непреклонен. Как оказалось, начмор сделал вывод по одной фотографии на стенде, где был один матрос усатый, но он уволился еще весной. Так самый боеготовый, надежный и быстроходный корабль попал в опалу. Сейчас смешно об этом вспоминать. Но это была жизнь и служба. К счастью у каждого были свои внутренние ценности, которые совпадали с основной задачей – защитой Отечества.
        Потом наш корабль еще неоднократно выходил в море для работы с разведчиками. Все начали замечать, что все  чаще и чаще начали приходить команды, отпускать задержанные шхуны. На это обратил на Курилах молодой лейтенант особист и сообщил напрямую в Москву. Потом выходы с разведчиками неожиданно прекратились, а где-то через год, в 1983 году довели приказ об объявлении суда военного трибунала над контрабандистами, где фигурировали знакомые лица. Как грустно осознавать, что нас предали?

И снова в поход! Труба нас зовет!
Мы вновь встанем в строй
И все пойдем в священный бой.
Встань за Веру, Русская Земля!

Владивосток 11 июня 2009г. Продолжение следует.
___________________________________________________________
*ДМО- Департамент морской охраны
**«Рангоут»-основная радиолокационная станция
***«МР-104»-радиолокационная станция, предназначенная для стрельбы
*ЮК- Южно-Курильск, местный диалект.

Продолжение: http://proza.ru/2009/06/14/314




      


Рецензии
Трагический эпиграф впечатляет, Владимир:
Беззаветно тебя мы любили,
Святорусская наша земля.
Высоко ты главу поднимала -
Словно солнце твой лик воссиял.
Но ты жертвою подлости стала -
Тех, кто предал тебя и продал!" - /"Прощание славянки" - великая песня, на века.
И пророческая - особенно в этом тексте Мингалёва (1990г)
А вообще история этого марша - отдельная страница. Первый известный автор - Василий Агапкин (1912г.), потом Аркадий Федотов. Спасибо за эту версию марша, о которой я не знала.
Глава очень важная!Динамичная! Впечатлило, как охотились за "диверсантами")))
Удивило, как из-за виртуальных усов корабль попал в опалу: везде самодуров хватает! Расстроило "предательство" некоторых моряков, помогавших японцам грабить наши недра...
С уважением,

Элла Лякишева   19.10.2020 10:38     Заявить о нарушении
Спасибо Элла! Предательство было не со стороны моряков, а разведчиков с разведотдела, сухопутных пограничников. Их осудили, приговор довели до всех офицеров на совещаниях.

Владимир Сысун   19.10.2020 10:45   Заявить о нарушении
Разведчики - предатели... грустно.
Ей-Богу, не мешало бы их расстрелять, алчных предателей!

Элла Лякишева   19.10.2020 10:54   Заявить о нарушении
Кардинально вы подошли к измене. Правильно.

Владимир Сысун   20.10.2020 05:29   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.