Философ

Андрею Грибову по кличке «Философ» 17 лет. Прозвище своё он получил неспроста, будучи любителем рассуждать о людях, чувствах, понятиях, морали и жизни в целом, в общем, юшоша в свои семнадцать лет уже познал и понял все аспекты философии, по крайней мере так считал он сам и его недалёкие сверстники. Правда, образом жизни «Философ» от своих сверстников не отличался. Любил и выпить, и погулять, и на дискотеку сходить, был заядлым курильщиком и предпочитал вместо препровождения времени дома слоняться по улицам и подъездам без видимой причины днями напролёт. Сочинений великих философов он не читал, в силу чего простительно его высокое мнение о своём уме.
Ведь если бы он был знаком хотя бы с творчеством премудрейшего Сенеки, он бы непременно извлёк для себя пользу из следующих истин: «Философия учит делать, а не рассуждать»;  «Чаще пользуйся ушами, чем языком»;  «Прежде чем сказать что-либо другим, скажи это себе». И эти истинные правила мудрости были бы известны нашему «Философу», если бы он интересовался не только своей философией.
Но всё же не могу не согласиться, что рассуждения его не были лишены смысла, причём очень даже глубокого. Он не был из тех глупцов, которые считают себя умными и несут несуразный бред, искренне веря в мудрость своих речей. Его речи и вправду были мудрыми, чего не скажешь о нём самом. Ведь истинные мудрецы предпочитают не высказывать свои мысли публично, а просто молча им следовать. Ум дан человеку не для того, чтобы им красоваться и хвастаться, а для того, чтобы им пользоваться. А наш «Философ» проявлял свою мудрость лишь на словах, даже не подозревая, что мудрость дана человеку, чтобы приносить ему пользу.
И всё же стоит отдать должное нашему герою, который, вдобавок ко всему, не был лишён и дара красноречия. Ведь мудрость без красноречия кажется неполной. Сколько мудрых людей говорили великие истины в виде глупости только потому, что не умели сказать! Но «Философ» умел говорить красиво, что придавало его речам двойную ценность и производило впечатление на слушателей. Повторюсь, акцентируя внимание на том, что слушателями его были люди недалёкие, на фоне которых невелика заслуга блеснуть умом. А это, на мой взгляд, самый низкий недостаток мудреца- показывать свою мудрость на глупых, и такой «мудрец» лично у меня вызывает отвращение.
Случались и неблагодарные слушатели, которые из зависти и неспособности достойно равняться на «Философа» в своих рассуждениях, попросту опровергали их или высмеивали. Правда, чаще высмеивали самого «Философа», ведь, как сказал его коллега Поль Валери:  «Если не могут атаковать мысль, атакуют мыслителя». К тому же наш герой любил не только рассуждать, но и поучать и осуждать, опираясь на неписанные законы морали и чести, что также не нравилось окружающим.
Любимым монологом нашего героя было длинное красноречивое рассуждение о том, что ценности людей мелочны, человечество с каждым поколением морально деградирует, в общем, извечный вопрос «куда этот мир катится, и что с нами будет?», который появился одновременно с появлением самого мира. Мысль далеко не новая и уже давно не воспринимается как мудрое суждение, но в изложении нашего героя была интересной и даже казалась новаторской. Монолог на эту тему произносился так давно и часто, что уже был заучен наизусть нашим оратором и периодически излагался перед появлявшимися новыми слушателями. Постоянные же его слушатели уже сами почти выучили эту речь наизусть. Особенно любил наш герой блеснуть умом после выпитого алкоголя.
И вот, летним знойным днём, сильно захмелев после выпитой на солнце водки, «Философ» в очередной раз не смог сдержать порыва своего красноречия. Их компания друзей познакомилась с компанией подруг, и приглянувшаяся ему девушка уже через три минуты знакомства выслушивала глубокомысленные речи нашего мудреца. Выслушивала молча и терпеливо, правда без особого энтузиазма, но с должным уважением к говорящему, не перебивая и не возражая.
«Философ» закончил свой монолог излюбленной мыслью:
-Вот люди говорят: «не мы такие, жизнь такая», а в чём она перед нами провинилась? Мы сами эту жизнь создаём со всеми её последсвиями. И, где бы мы не оказались в силу обстоятельств, из любой пропасти можно вырваться. Просто мы не хотим утруждаться, сидим, сложа руки и виним во всём судьбу, вместо того, чтобы попытаться эту судьбу изменить. Вот и получаем по заслугам. Все наши беды - это плата за ошибки. Мы сами виноваты в большинстве своих несчастий.
Признаюсь, лично я согласна с вышесказанными рассуждениями, ведь рассуждения эти, в сущности, мои.Но девушка не согласилась. Уже не впервый раз сталкиваясь с несогласием, «Философ» привёл пример из жизни:
-Вот моя двоюродная сестра, например. С детсва растёт без родителей,с бабушкой-инвалидом и дядей-наркоманом. Живут не просто бедно, даже нище. Дома плиты даже нету нормальной, на электрической всё готовят , когда есть что поесть,конечно. Казалось бы, девчонка уже давно должа была спиться или снаркоманиться от такой жизни. А она на двух работах вкалывает, и при этом ещё институт оканчивает заочно. Нелегко ей конечно, но она выбрала бороться, а не подчиняться судьбе. А что мешает каждому из нас сделать такой выбор? Что мешает нам приложить максимум усилий для создания своей жизни? Нежелание и лень. Но достичь мы можем многого, нужно только захотеть.
Девушка же, в свою очередь, поведала другую историю про свою знакомую, которая выросла в детдоме. Пережила она там сущий ад. Директором детдома был педофил. Любил к девочкам по ночам в комнаты заглядывать. И никто не смел на него заявление в милицию подать (было это ещё в советские времена, когда правоохранительные органы и в Латвии носили имя «милиции»). Брат у него там был полковником. Рискнула одна девочка на него пожаловаться, да вот дело-то приостановили «за неимением доказательств», а он эту девочку потом до полусмерти забил. Вообще был тварью этот директор. Избивал, издевался, насиловал беззащитных одиноких детей. И боялись его как огня, никто и слова возрасить не смел. Бедные дети в этом детдоме становились забитыми зверьками, а сбежать из этого учреждения было практически невозможно. За всё время его существования лишь четверым удалось. Детдом был специализированный, для «трудных подростков», что-то наподобии колонии, с решётками на окнах и надзираетями. Попадали туда по разным причинам, чаще всего из-за хронической непослушности или частых побегов из других детдомов.
Как-то привезли туда «новенького» мальчика, которому удивительным образом удалось пронести с собой нож. По неосмотрительности он решил похвастаться эти холодным оружием перед своими товарищами. Не мудрено, что не прошло и недели, как нож пропал. Обыскали всех жителей комнаты, но ни у кого из парней ножа не нашли. А украл его совсем не парень, а та самая знакомая девушки. Случай его использовать представился уже через несколько дней. Директор в очередной раз заглянул в их комнату. Он сидел на кровати, с саркастичной ухмылкой наблюдая, как по его приказанию извращаются две малолетние девочки, одной из которых не исполнилось и одиннадцати. Он заставлял их целоваться и гладить друг друга, переодически останавливая издевательскими поучениями:
-Ну что это такое? Целоваться надо нежнее. И ручкой её гладь по волосам. Вот так. Молодец.
В какой-то момент он настолько увлёкся происходящим, что уже не обращал внимания на остальных девочек, находившихся в комнате. Именно эти моментом обладательница ножа и воспользовалась. Она нанесла этому тирану больше двадцати ударов в область сердца. Её осудили на пять лет. Выйдя из тюрьмы, она уже была совершеннолетней, и в детдом уже вернуться не могла. А положенная ей квартира положена только теоретически, и она это знала. Вот так и получилось, что  не имела она ни дома, ни образования, ни денег, чтобы его получить. А жить на что-то и где-то надо было. Устроилась она сначала уборщицей, но платили там слишком мало. Еле хватало на то, чтобы квартиру снять, не то что на еду.
-Ну вот. Стала она проституткой. А там уже, понятно, и наркотики, и СПИД. Сейчас она в клинике для больных СПИДом лечится. А я там работаю. И, поверь, ещё немало таких примеров могу тебе привести.
В общем, рассуждал-то наш «Философ» правильно, да вот что он в этой жизни повидал, чтобы так рассуждать? Мораль ясна: не стоит слишком много думать, иначе ничего не успеешь сделать, так и прожив всю жизнь на словах.


Рецензии
По мне так Занятно, что трагические судьбы людей

Зачастую имеют исполняемую на желания жизнь

Но уж слишком много неправильных способов

Этих исполнений желаний

Лайтовик Производства   26.10.2016 20:57     Заявить о нарушении
Я не считаю, что цель оправдывает средства, тем более, если цель - не потребность, а желание.

Аня Глейзер   27.10.2016 14:43   Заявить о нарушении
Тут нужно еще суметь увидеть, что не оправдывает

А когда видеть не хочется, то "слепота"

Грубость и неправильное движение все шаг за шагом вникуда

Лайтовик Производства   27.10.2016 20:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.