***

   Является неким преувеличением мнение о том, что писатели жадно читают творения своих коллег по цеху, стремясь обогатиться мыслями собратьев по перу.... Я же не отношусь к последней категории, а посему и радуюсь успехам и удачам - "удача", сильное произведение - это не "автоматическое клише", знак качества, на все выходящее из-под пера того или иного литератора.Есть - и неизбежны!, - заведомо слабые вещи, которые-то и в "полное собрание сочинений" не включают.
   Но есть и успехи. Поэтому искренне радуюсь за очерк одного из безвестных мне "собратьев по разуму"  Анатолий БЕРШТЕЙН

                «Вся наша жизнь проходит в страхе»


   Самые убедительные и самые тяжелые обвинения фашизма в совершенных преступлениях, сохраненные историей, -- это свидетельства, оставленные детьми. Таким стал в Советском Союзе и России дневник ленинградской девочки Тани Савичевой, которая писала о том, как во время блокады постепенно погибла вся ее семья. Ее последние записи в дневнике: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
   Среди свидетельств преступлений нацизма, возможно, не столь известных у нас -- «Дневник» еврейской девочки-подростка Анны Франк, жившей с семьей в Голландии, который впервые был опубликован в 1947 году, когда человечество еще только начало осознавать масштабы холокоста. Буквально накануне благодаря Нюрнбергскому процессу люди, в массе своей не ведавшие и не способные поверить в подобные деяния, узнали, что на самом деле происходило в немецких концентрационных лагерях. Но для многих откровением стал именно «Дневник» Анны Франк.
   Илья Эренбург в предисловии к его первому русскому изданию, вышедшему в 1960 году в Москве, написал: «Всем известно, что гитлеровцы убили шесть миллионов евреев, граждан двадцати государств, богатых и нищих, знаменитых и неизвестных. Шесть миллионов были удушены в газовых камерах, расстреляны в ярах или в фортах, обречены на медленную смерть от голода. Никто не знает, что они думали и чувствовали. За шесть миллионов говорит один голос -- не мудреца, не поэта -- обыкновенной девочки. Шесть миллионов ни в чем не повинных людей погибли. Один чистый детский голос живет: он оказался сильнее смерти. Дневник девочки превратился и в человеческий документ большой значимости, и в обвинительный акт».

                http://www.vremya.ru/2009/101/13/231073.html


 


Рецензии