Ч1. Глава 4. Волхвы и Святое Семейство
Почтенные звездочеты, обнаружившие на небе звезду Рождества, очевидно, должны были осмыслить это грандиозное событие, а не тотчас, оторвавшись от своих наблюдений, мчаться седлать верблюдов, и, загоняя бедных животных, поспешать сломя голову в Иудею, как то пытаются представить некоторые толкователи, желая состыковать сообщение Матфея и Луки.
Например:
«Сколь удивительна краткость и быстрота того путешествия, о том пишут во многих книгах. Некоторые говорят, что они скакали на верблюдах, ибо эти животные весьма быстры в беге, и лишь потому успели они за столь короткое время добраться до Иерусалима и Вифлеема.
Иоанн Хильдесхаймский (2)
Хотелось бы освободить ум от этой традиционной спешки, чтобы понять, что сопутствовало появлению звезды.
Известны имена волхвов.
Мельхиор, царь Нубии и Аравии, принесший Господу в дар золото, был старец с длинными и белыми волосами и большой бородой; Бальтазар (Валтасар), царь Годолии и Савы, смуглый, весь волосатый мудрец, и он принес Христу смирну на Его погребение; Каспар же, царь Фарсиса и острова Эгрискуллы, безбородый юноша с румяным лицом, и он принес в дар Христу ладан. (по материалам (2)).
«И вот, трое святых царей, правящих в землях Индии, Персии и Халдеи, были извещены о восхождении той звезды и уведомлены о дозорных, поставленных для нее, и о пророках, весьма обрадовались, что при жизни сподоблены видеть ту звезду, которая издревле была возглашена и с упованием ожидаема всеми народами. (Явное преувеличение. Как раз народ Израиля, более других ожидавший Мессию, впервые услышал о звезде от самих волхвов. (Авт.))
Посему, когда сии честные и достославные цари, коих державы столь далеко удалены одна от другой, узнали о той звезде, то каждый, ничего не ведая об остальных, пустился в путь с превеликой пышностью, с жертвами и дарами, в богатых и дивных царских уборах, на лошадях, мулах и верблюдах, имея за собой великую и славную свиту…»
Иоанн Хильдесхаймский (2)
В рамках нашей версии от звезды Рождества до прихода Волхвов прошел целый год, в течение которого властелины, вероятно, могли связаться друг с другом, удостовериться в точности своих данных о звезде, и, наконец, договориться о совместных действиях, что видно из того, какие дары принес каждый. Видимо, если бы цари действовали самостоятельно, то каждый из них не поскупился бы и на золото, и на любые благовония. Здесь же мы видим символические действия, вероятно, оговоренные заранее.
Действительно, как бы царь отправился на поклонение с одним ладаном? Допустим, цари соединились в области Иерусалима случайно, и тогда договорились о совместных действиях. Но тогда остается вопрос: что привело их в Иерусалим в одно и то же время через 1 год после Рождества?
И, наконец, самый важный вопрос: что заставило Святое Семейство покинуть Назарет и придти в окрестности Иерусалима?
Гипотеза: Этой точкой отсчета мог быть один из праздников Иудейских, и, скорее всего, Иудейская Пасха.
И, следовательно, история с подношением даров Младенцу происходила, когда Святое Семейство пришло на празднование Пасхи в окрестности Иерусалима с годовалым Царем на руках.
«К городу (накануне праздника Пасхи) постоянно прибывали огромные караваны, привносившие в нем и его окрестностях все большее и большее оживление. Тут можно было видеть иудеев рассеяния из всех возможных стран. Под сенью Храма встречались между собою парфяне, мидяне, еламитяне, жители Месопотамии в одеждах далекого Востока, со своими длинными караванами верблюдов и мулов; партии из всех провинций Малой Азии, Каппадокии, Понта, Фригии и Панфилии, с отличительными чертами в одежде и языке; большие массы зажиточных иудеев из Египта, главного местопребывания иноземных иудеев, из Ливии и из Киренаики в Африке; паломники даже из императорского Рима и из далеких городов и селений пустынной Аравии. Одним словом, весь иудейский мир собирался в одно место».
А.Лопухин (2)
«По сим и другим причинам, святой град, в продолжение пасхального месяца, походил на сборное место всего тогда известного мира, особенно Востока».
Архиеп. Иннокентий (2)
Можно предположить, что царям – волхвам хорошо был известен этот великий праздник, и то, что на празднование его в Иерусалиме соберется весь народ Иудеи. Разве не удобный случай отправится в столицу, где, в кругу своего народа, наверняка будет присутствовать и Родившийся Царь. Иначе пришлось бы искать Младенца по всей стране, наводя справки то тут, то там, и полагаться на удачу. (Волхвы увидели звезду во второй раз уже после общения с Иродом. Написано: Возрадовались радостью весьма великою. Следовательно, до сих пор шли наугад.)
«Иосиф Флавий рассказывает, что однажды при Нероне священники сосчитали людей, которые явились в Иерусалим на праздник Пасхи. «Священники насчитали 256500 жертвенных агнцев. А за каждым столом с одним агнцем сидело не меньше десяти человек. Бывало и так, что за таким столом сидело до двадцати человек».
К. Каутский (2)
«Города и деревни вокруг города были объединены в эти дни в одну так называемую «субботнюю», или «праздничную», область. Те, кому не удавалось найти себе место для ночлега, отдавали хозяевам шкуру своего жертвенного агнца и святые сосуды, которые у них были с собой. Количество жертвенных агнцев, подсчитанное Цестием, едва ли было сильно преувеличено. Город был действительно переполнен».
Р. Сантала (2)
Итак, цари-волхвы после оживленной переписки назначают дату встречи на дальних подступах к Иерусалиму незадолго до весеннего праздника Пасхи, снаряжают караваны и отправляются в дальний путь. Медленно.
Согласно восточным христианским сказаниям «Они прибыли в Иерусалим со свитой в тысячу человек, оставив позади себя на левом берегу Евфрата отряд войска в 7000 человек».
А. Лопухин (2)
Здесь начинается вторая глава Матфея. Пришли в Иерусалим и начали спрашивать: «Где родившийся Царь Иудейский? Не за пределами наводили справки, а в столице, то есть были уверены, что на Пасху родившийся Царь должен быть здесь.
После совещания с первосвященниками и книжниками Ирод призывает волхвов к себе и задает вопрос о времени появления звезды Рождества.
Ответ: «1 год назад».
Далее, посылая волхвов в Вифлеем, Ирод не знал, что Святое Семейство вернулось в Галилею, а законники не знали, что Рождество было 1 год назад. Как видно из того, что встревожился весь Иерусалим, и царь Ирод держал совет со знатоками закона, Иудея, ожидавшая Мессию, о Его приходе узнала от иноземцев. Волхвы спрашивали о Родившемся Царе, первосвященники и книжники же полагали, что речь идет о Рождестве, и правильно назвали Вифлеем согласно пророчеству Михея (Мих. 5.2). Это наблюдение играет важную роль при рассмотрении следующего вопроса: Где находился дом, в котором волхвы поднесли дары Младенцу?
Очевидно, что раз речь идет о праздновании Пасхи, мы вправе ожидать, что Святое Семейство как правоверные иудеи, также почтят Иерусалим своим присутствием.
Приходя на неделю к Иерусалиму, Иосиф с Марией и Младенцем обрели кров неподалеку от города в некоем доме. Из текста Матфея как будто следует, что дом этот находится в Вифлееме. Но так ли это на самом деле. В рамках рассматриваемой версии знатоки закона снабдили Ирода устаревшими на этот час данными. Мы знаем, что Вифлеемская история уже закончилась, и год прошел со времени, когда пастухи увидели в яслях Родившегося Мессию.
Как известно, своего жилья Иосиф и Мария в Вифлееме не имели. Иначе не искали бы год назад, придя на перепись, случайного убежища. Земли во владении, вероятно, были, - Иосиф после Египта собирался идти в Иудею прежде Назарета. Дома же не было точно. Не появился он и через год. То есть был смысл поискать удобное жилье неподалеку от Иерусалима, а не обязательно в Вифлееме – удобнее и ближе ходить в город на праздничные мероприятия.
Если это иметь в виду, то Евангелия, при полном их прочтении, неожиданно дают ответ на вопрос: где находился этот дом? И даже более того: кому он принадлежал!
Следующая страница - http://www.proza.ru/2009/06/11/935
Оглавление - http://www.proza.ru/2009/06/10/189
Свидетельство о публикации №209061100924