Концерт, которого не было
- Значит, такая байда. Живёт на британьщине простой английский рокер, ну, скажем Джо. Лабает себе глэмовую попсуху. Монеты и тёлки есть. Вообщем клюёт себе по зёрнышку. В меру бухает, дурью не злоупотребляет. Но нашего Джо, видите ли, такое статус кво не устраивает, и он в поисках новых форм, пытается расширить сознание и подсаживается на ЛСД. И что же мы наблюдаем в результате? Наш Джо вместо привычно окученной грядки глэма начинает гнать прогрессив, погружаться в глубины психоделики и ещё хуже того торкнулся в политику. Дружок-продьюсер пытается его урезонить. Мол, остановись, что ты делаешь? Выпей вискаря, нюхни кокса и успокойся, а тот - в амбицию. Мол, если не перестанете грузить, обширяюсь до смерти или передозняк устрою сам себе. Короче, на лицо распад личности с полной отрафией сознания. Ну, продюсер видит: дело пахнет метадоном и последний его доход вот-вот накроется. Насылает на Джо целую армию психоаналитиков и мозгоправов с их "точками отсчёта" и "двенадцатью ступенями". В конце концов, мозгоправам удалось промыть мозги Джо. Он завязал с кислотой и начал не просто тупо бухать, а бухать с понтом дела. Дринькать он начал на официальных приёмах в Советском посольстве, мало того, вступил в компартию Великобритании.
- Вам повезло. Вы с детства дышите воздухом свободы, - истерично вопил он со слезой в голосе, обнимаясь с каким-то гэрэушником на приёме в Советском посольстве.
- Каман к нам, Джо, - заявлял гээрушник, ласково потрёпывая Джо по косматой гриве.
Вербовка музыканта считалась большой удачей. Английская разведка МИ-6 взяла Лжо в разработку. Его обвинили в шпионаже в пользу Советов. Власти окончательно загнобили Джо. Скотлэнд Ярд обязал раз в неделю посещать инспектора по надзору, как какого-нибудь преступника. Начались прихваты со стороны полиции. Несколько раз его арестовывали. Потом на пару месяцев упрятали в крэйз, и по выходе из сумасшедшего дома он решает соскочить в Союз.
Сценарист Гек, разлив коньяк и, выпивая, горячо, с пафосом произносит:
- И ты думаешь, что кто-нибудь эту шнягу схавает? Чтобы музыкант из Мекки рок-н-ролла иммигрировал в совдепию? Это же белая горячка, бред сумасшедшего, к тому же английская разведка не занимается свихнувшимися лабухами, это тебе не ГБ.
- Ты что, в тему не въезжаешь? - Арик по-серьёзному завёлся. Во-первых, секи момент. Закат рок-н-рола, экономическая депрессия, прогрессивный налог, а тут сразу же выпускают твой альбом миллионным тиражом, дают жильё в центре Питера, где-нибудь в районе Пушкинской или на набережной. Опять же бабло, концерты, толпы тёлок. К тому же, как я уже говорил, там у него проблемы с законом, кризис жанра, да и музыкант то он средненький.
- Ну, допустим, - несколько успокоился сценарист, - а кого ты будешь брать на главную роли, Дина Рида что ли?
- При чём здесь Дин Рид? Я уже веду переговоры с Дэвидом Гилмаром.
- Ты? С Дэвидом Гилмаром?
- Не веришь? У меня на завтра с ним стрелка у Европы забита, так что если желаешь поручкаться с главФлойдом, подруливай часам к двум на Брод. Я тебя представлю как сценариста.
- Замётано. А когда к съёмкам приступаешь? - не без иронии поинтересовался сценарист.
- Сейчас же иду к Сайгону набирать массовку. Присоединяйся.
- А с чего начнёшь? - уже вполне серьёзно поинтересовался сценарист.
- С конца, - не задумываясь, ответил Арик. Там у меня всё заканчивается лайфом на Дворцовой площади при участии: "Фри" ,"Бэд кампони", "Пинк Флоид". Переговоры уже ведутся. Да, кстати, ты, вроде бы, при башлях. Заплати за коньяк.
Сценарист рассчитался. Они вышли на улицу и направились в сторону Невского. Перейдя на другую сторону проспекта, друзья вышли к Екатерининскому садику.
- А вот интересно, почему педерасты собираются у памятника Екатерины? - начал Гек тоном, по которому было сразу понятно, что тема педерастии ему давно близка и интересна. - Екатерина ведь была явной нимфоманкой. Говорят, она даже должности при дворе раздавала согласно размеру мужского достоинства. Если присмотреться к фигурам вельмож под Екатериной, они большим и указательным пальцем показывают размеры своих причиндалов.
- Не скажи, - возразил Арик, - Екатерину называли северной Мессалиной, а нимфоманки часто становятся лезбианками. Екатерина была гомофобкой и потому, по совету Елизаветы, забеременела, но не от Петра третьего, который был неоднократно змечен во влечении к юношам, а от Сылтыкова. Но оказалось, всё напрасно. Гомосексуализм передаётся и по женской линии.
На Фонтанке у Аничкого моста зазывалы предлагали совершить экскурсию по рекам и каналам Ленинграда. Арик остановился у пристани и, некоторое время наблюдая за речными трамвайчиками, заявил:
- У меня тут по ходу возникла идея, обязательно вставлю в фильм сцену с группой, играющей на воде, только вместо голландской гондолы будет наша "Казанка".
- Ты там не больно резвись, - сначала Гек, - сначала сценарий продвинь.
- Со сценарием всё схвачено. Гарантирована личная поддержка Большого дома, - Арик жестом указал куда-то неопределённо в сторону Литейного проспекта.
Они пересекли улицу Рубинштейна и Арик, оглянувшись по сторонам, понизив голос до шёпота сообщил:
- Я тебе больше скажу, скоро чекисты всех лабухов под колпак возьмут. Раньше хипанов гнобили, а теперь у них другая тактика. Вроде как всё разрешат. Ну, все, понятное дело как караси ломанутся, а их тут же и схавают.
Гек махнул рукой, перебивая Арика:
- То же мне, бином Ньютона. Это уже давно известно. Вон, на "водокачке" в Дзержинке давно уже всех подсчитали и учли. Среди лабухов стукачей всегда хватало.
Слегка, уязвлённый Арик с обидой в голосе продолжает:
- Э-э, не скажи. На "водокачке" - подполье, а они хотят, чтобы всё официально. Да и время сейчас такое, морду хорошую западу не лишнее предъявить. Мол, отдельные злопыхатели утверждают, что у нас существуют гонения на современную прогрессивную музыку бунта, а у нас наоборот всё для молодёжи. Даже рок-клуб открыли. И тут, представляешь, мы со своим фильмом. Это будет бомба!
Они пересекли Владимирский проспект и оказались у "Сайгона". При входе Арик слегка тормознул и обернувшись, указал на светофор у перекрёстка трёх проспектов:
- Кстати, слышал хохмочку, говорят, что в этот светофор фотокамера вмонтирована и фиксирует всех входящих.
Гек никогда не был в "Сайгоне" и давно мечтал побывать. А тут как раз случай представился. Арик наверняка лично знаком с кем-нибудь из андеграундных поэтов. Здорово было бы познакомиться с Вульфом, Кривулиным или Григорьевым. Сойтись накоротке с Севой Гаккелем или Дюшей Романовым.
Внутри "Сайгон" имел довольно стандартный вид совдеповского гадюшника: несколько ступенек вели в зал с заплёванным серым полом и беспорядочно расставленными столами, за стойкой неопрятного вида тётка - буфетчица. Представителей андеграунда не наблюдалось. Зато между столами шныряло множество типов, называемых синими. Попадались так же типажи в грязных полупальто и с неухоженными бородами. Среди этой компании Арик заметил старого знакомого по институту. Фамилию его он не помнил, помнил только, что когда-то отзывался он на Анатольчика. Гек тоже знал Анатольчика, ещё со студенческих времён. Есть такие люди, с первого взгляда вроде бы ничем не примечательные, с серыми лицами, то ли брюнеты, то ли шатены, увидишь не вспомнишь, но в то же время за ними непрестанно тянется шлейф криминала. Ещё с институтских времён Анатольчика неоднократно отчисляли за фарцовку и ещё за какие-то мутные дела, но потом к всеобщему удивлению неизменно восстанавливали. Поговаривали, что он постукивает. По окончании института Анатольчик нигде не работал, торговал шмотками на галёре и вроде даже сидел. Квартиру своей бабки он продал и жил теперь непонятно где. Днём он почти всё время проводил в забегаловках, шашлычных и шалманах на Лиговке в районе Московского вокзала, а вечером толкался у ресторанов в поисках какого-нибудь заработка или дармовой выпивки.
Заметив Анатольчика, Арик обрадовался, по крайней мере, он всех здесь знает и может быть им полезен. Анатольчик играл в коробок с двумя лиговскими барыгами. Завидев Арика, он бросил коробок и, активно размахивая руками над головой, заорал на весь зал:
- А, кино пришло, подгребай сюда. Анатольчик протянул руку Арику:
- Французам, ббон жур!
Потом, заметив Гека, тоже протянул тому руку:
- Не французам. Кстати вчера отхапебёздили Свинью, так вот, был настоящий француз. Так душевно оттянулись! Там был ещё Свин и Свинёныш. Набрали портвейна и слили всё в ванную, потом сдали тару и ещё портвейна взяли, а Свинью бросили в ванную с портвейном, отмакать. Так мы будем снимать кино, или мы не будем снимать кино? - орал Анатольчик , не прерывая бурной жестикуляции.
"Конечно, Анатоль придурок, но для дела может быть полезен", подумал Арик, а вслух сказал:
- Мне как раз для массовки рокеры необходимы.
- Да хоть сейчас, легко, бросаем кости на Пушкин-стрит. Я тебе такую массовочку раскину. Там как раз сегодня сейшен. Только надо побольше портвейна взять. Музыканты гонорар портвейном берут. В предвкушении дармовой выпивки Анатольчик выбросил руку вверх в торжественном салюте: "Каман други, прошвырнёмся фрэнды!".. Сейчас первым делом на пятак кости бросим, бухлом затаримся, а после на флэт...
Они вышли на Невский и двинулись в сторону Московского вокзала. Анатольчик шёл первым и, периодически оглядываясь, быстро произносил: "Я тебе такую массовку обеспечу, что надолго запомнишь". Они добрались до Гончарной. Под аркой к ним подошёл человек в морском кителе и капитанской фуражке с "крабом".
- Неплохо бы винца выпить, батя, - обратился к нему Анатольчик, передавая деньги, тут же собранные Ариком у Гека. Человек, молча кивнув, растворился в недрах вокзала. Они прождали около получаса и уже решили уходить, поняв, что человек в фуражке исчез бесследно, но тут он неожиданно появился совсем с другой стороны и, трясясь от похмельного возбуждения, прохрипел:
- Я - Костя-капитан и выпить нам необходимо в обязательном порядке.
С этими словами он опять улетучился. Подождав ещё некоторое время, они снова собрались уходить. Было только непонятно, зачем же он появлялся, но Костя-капитан в очередной раз неожиданно возник оттуда, откуда не ждали, с целой батареей бутылок тёмного портвейна.
Арик обратил внимание, что у Кости вместо тельняшки на груди повязана грязная марлевая тряпица, наподобие детского слюнявчика. Открыв бутылку зубами, Костя-капитан отодвинул тряпку. В горле у него зияла громадная зловонная дыра. Костя с хрипом: "Моя доля", влил в дыру половину содержимого портвейнового фугаса.
Арику с Геком стало как-то не по себе, и они, подхватив портвейн, двинулись в сторону Лиговки. Но, перейдя на другую сторону Лиговки, Анатольчик повёл их не к Пушкинской, а в совершенно противоположную сторону. Миновав несколько проходных дворов, они оказались в грязной подворотне. Потом зашли в подъезд. Судя по граффити на стенах "Ол зе нидас лав" и "Сэйв зе волд", это и был искомый флэт. И точно, на втором этаже располагалась квартира без дверей. Компания зашла вовнутрь.
Дверей не было нигде, включая ванную и сортир. Кроме того, в квартире не было пола и, при входе Арик чуть не упал, споткнувшись о половые перекрытия в коридоре. На шум из комнаты выскочила совершенно голая девица, джинсы и майку она держала в руках. Увидев гостей, девица принялась спешно натягивать фрагменты одежды. Анатольчик, схватив девицу чуть пониже спины, громко крикнул, указывая бутылкой на Арика:
- Знакомься, Натали, это - настоящий француз, он будет снимать про нашу систему кино.
Девица вырвалась и с хохотом бросилась в комнату, на ходу выкрикивая:
- Господа, у нас сегодня настоящий француз.
С лежащего на полу матраса поднялся худощавый человек, босой, в стёртых джинсах и худощавым, волосатым торсом. Густая борода росла почти до самых глаз, а хаир доставал до поясницы. На вопль девицы он вполне резонно заметил:
- Француз, француз, это не тот ли, что мне миньет вчера делал.
Девица, продолжая заливисто хохотать, прошмыгнула в коридор и, заметив, прячущегося в темноте коридора Гека, схватила его за руку, вытащила на свет и привлекла к себе. Затем, прильнув к нему всеми своими выпуклостями, страстно прошептала:
- А тебя как зовут, сердитый?
- Гек, - пискнул Гек севшим голосом, пытаясь вырваться из цепких объятий девицы и забиться в дальний угол коридора. Но Натали одной рукой довольно крепко вцепившись в Гека, другой же вытряхнув наружу из выреза на майке гигантскую грудь , положила её на Гека, и, с видом училки, объясняющей урок, произнесла, указывая на грудь:
- А это, дети - Чук.
Гек оттолкнул пышнорудую Натали и спрятался за массивной фигурой Арика.
Сопровождаемые диким хохотом девицы, пробираясь через коридорные ухабы, они прошли вовнутрь комнаты. Комната была просторной, возможно она была перепланированна из коммунальной квартиры, и напоминала студию художника. Обоев не было, вместо них - всё та же пацифистская графика, в углу - куча грязных матрасов. В торце, у окна скрипач с редкими сальными волосами наигрывал вариацию, в которой отдалённо угадывалась "Лестница в небо". Ему довольно точно аккомпанировал гитарист, а рядом с музыкантами смуглая девушка в индийском сари и серьгой в правой ноздре, приседая в баладном ритме, активно подёргивала тазобедренным суставом.
- Слушай, - спросил Гек, - а что это за дуэт?
- Это не дуэт. Это группа "Гоа". Просто их осталось только двое. Басиста в крэйзз забрали, а перкуссионист, он же певец, перебрал ЛСД. Его в обезьянник посадили, а там какой -то хрон. Так этому торчку показалось, что этот хрон- тропическое дерево, а уши его - плоды. Ну, он взял да и отгрыз у деда оба уха Его, видите ли на хавчик пробило. Ну, этого любителя ушей за жопу и в Кресты - за причинение телесных повреждений.
Пока Арик рассказывал историю группы, музыканты закончили затянувшуюся импровизацию и отложили инструменты. Гитарист разложил танцующую девицу на грязный матрас, брошенный в углу, и со словами: "Ну, что, как обычно, в два смычка?"- к ним тут же присоединился скрипач. В другом углу квартиры этим самым занялись Анатольчик и Натали.
Арик разлил портвейн, выпил, потом втянув ноздрями воздух, плюнул на пол и мрачно изрёк:
- Пошли отсюда, массовку у Казани наберём, эти мне всю съёмочную площадку провоняют.
Они вышли на улицу и договорились встретиться завтра на броде у Европы.
Арик проснулся от разрывающего мозг телефонного звонка далеко за полдень. Звонил Гек.
- Слушай, ты что, ещё спишь? Я тебя уже час у Европы жду. Забыл, что ли, или пьяный базар?
- Да, да сейчас выхожу, ещё не до конца проснувшись, пробормотал Арик и бросил турбку.
Когда Арик подходил к Европе, он ещё издали заметил подъезжающий к "Европе" чёрный "Ролс ройс". Захотелось повнимательнее рассмотреть автомобиль, всё-таки не каждый день на Питерских улицах встречаются лимузины. При его приближении водительская дверь распахнулась, вышел респектабельный водитель в униформе в виде смокинга и цилиндра.Он распахнул заднюю дверь, и оттуда вышел Дэвид Гилмор, а следом за ним длинноногая блондинка. Рик стремительно бросился наперерез:
- Хай, мистер Гилмор. Вэлком ту хотел "Еуроп", - громко скандировал Арик, преграждая испуганному Гилмару путь.
- Если вам удобно, говорите по-русски, я всё переведу мистеру Гилмару, - с улыбкой проговорила блондинка, протягивая руку для поцелуя.
Гек нервно метался у входа. Было заметно, что он ждёт Арика только для того, чтобы сказать, что тот свинья и динамо, нагородил вчера по пьяни, а ты расхлёбывай. Но тут он заметил приближающегося прямо к нему Гилмора в сопровождении Арика и блондинки. Арик подошёл к Геку и представил как сценариста. Затем они прошли в зал ресторана, стол уже был забронирован. Арик зараннее изучил райдэр "Пинк Флоид" и, в частности, Дэвида Гилмора и постарался всё выдержать в его вкусе. От себя же добавил чёрной икры и альпийской воды из горного источника. В результате стол влетел в фантастическую, по меркам Арика, сумму.
Как только они расселись по местам, Гилмор сразу же преступил к делу. Он долго и обстоятельно рассказывал о своих политических пристрастиях, при этом не забывая много выпивать "Хванчкары", закусывать французским сыром и фруктами. Девушка ничего не ела и не пила, а только непрерывно переводила.
- Я сам в душе коммунист. Читал труды Сен-Симона, Фурье, Маркса. И потому образ музыканта-коммуниста мне близок. Я согласен на съёмки в вашем фильме. Сейчас я работаю над альбомом, который будет непосредственно рассказывать о разделении людей по политическим признакам.
Далее Гилмор пустился в пространные рассуждения о звуковой и композиционной концепции нового альбома. Закончил он патетической тирадой: "Я - за мир без границ, против стены, которая разделяет людей".
После этой тирады он порывисто встал и по-английски удалился, блондинка следом за ним.
- Слушай, - спросил Гек, - а за чей счёт этот банкет?
- За мой. Вообще-то директор обещал возместить. Я ещё рассчитывал, что Гилмор хотя бы частично оплатит.
- Да-а, он настоящий коммунист, ушёл по-английски и не расплатившись - восхитился Гек.
- Ну раз уж всё равно за всё оплачено, давай пить и веселиться, тем более не каждый день ручкаешься с живым Гилмором, - успокоил Гека Арик.
- Ты же хотел сегодня идти к Казани подбирать массовку? - вспомнил Гек.
У меня тут другая идейка возникла. Не я буду искать массовку, а массовка сама ко мне придёт. Завтра дам объяву в заштатную газетёнку, о том, что состоится концерт "Пинк Флоид", и волосатики сами сбегутся. У нас пока ещё газетам верят. Сниму всех общим планом на Дворцовой, а после смонтирую с концертными роликами.
- Кто же такое опубликует? - разочаровнно протянул Гек.
- Опубликуют. Есть у меня на примете одна газетёнка - орган студенческой печати. Главный редактор в отпуске, а ответственный секретарь, который его замещает как раз в запое, так что опубликует даже весть о втором пришествии Христа.
И действительно, вскоре в газете со странным названием "За кадры - верфям" появилась заметка в несколько строчек:
"В воскресенье 21 августа в 19 часов на Дворцовой площади состоится концерт представителей британского прогрессивного рока. Выступят группы "Бэд кампани", "Фри" и "Пинк Флойд". Вход свободный".
В воскресенье на Дворцовую площадь начали стекаться рок-н-рольных языческие паломники, и к 19 часам толпа полностью заполонила площадь. Патрульный милиционер доложил своему непосредственному начальству, а те, в свою очередь, связались с Большим домом и сообщили о несанкционированной демонстрации молодёжи. Дежурный офицер решил в воскресный день не беспокоить начальство и разобраться собственными силами. Прежде всего, он вызвал начальника РУВД и дал приказ разобраться, чего хочет толпа. Милиция оцепила площадь, то есть на площадь всех пускали, но никого не выпускали. Один из неформалов, по прозвищу Плейшнер, забрался на постамент Александрийского столпа и начал громко выкрикивать название одной из групп "Фри", Фри", а Арик дал отмашку оператору на съём. Начальник РУВД позвонил в Большой дом и сообщил особисту, что народ требует свободы.
Плейшнер был колоритной личностью. Обычно он фланировал по Невскому в смокинге, котелке и с тросточкой. Тросточкой он цеплял зазевавшихся барышень. Зацепив какую-нибудь девицу концом трости, он привлекал её к себе и рассматривал в лорнет. Девицы, не зная как реагировать, смущённо хихикали, принимая Плейшнера за иностранца. С милицией произошла та же история, как и с девицами. Увидев Плейшнера на постаменте Александрийского столпа, да ещё с нацеленными на него объективами кинокамер, милиционеры опешили. Что это- артист или ещё того хуже иностранец? И, впав в ступор, бездействовали.
Начальник РУВД доложил дежурному чекисту, что демонстрацию снимают западные телекомпании и, выдержав паузу, добавил: "Прикажете разогнать?"
Чекист. Обладающий сверхчутьём увернно вещал в трубку:
- Разогнать мы их всегда успеем. Важно выяснить, кто же организовал эту провокацию? Если мы начнём брать их прямо на площади, это может быть неправильно истолковано западной прессой. Зачем нам всякий там шум по "БиБиСи" и "Свободе". Вообщем, действуй так: гони их через арку Главного штаба к Невскому, там разбивай на небольшие группы и сортируй по прилегающим улицам, а потом уж винти.
- Да как же я на Невском их от толпы отделю? - спросил начальник РУВД.
- Да очень просто, всему вас учить. Заряди пожарную команду с водомётной машиной и всех хипанов, выходящих из арки, мочи, а после мочёных на Невском бери.
Главмилиционер тут же слово в слово передал по рации командиру группы оцепления устные распоряжения чекиста. Потом милиционер опять позвонил чекисту и доложил:
- Тут такое дело: часть толпы прорвала милицейское оцепление и сейчас движется к Литейному.
- Вот и зачинщики нашлись. Повесим на них организацию антисоветской демонстрации у здания КГБ. Как говорится, на ловца и зверь бежит.
Пожарные дали в магистраль максимально возможный напор, и людей, сбитых с ног, просто смывало прямо к милицейским УАЗикам, которые тут же развозили их по ближайшим отделениям милиции.
Группа, прорвавшаяся к Литейному 4, была задержана спецназом и препровождена в спецтюрьму на Каляева. Доставленые в отделение, отделались административными штрафами. Прорвавшиеся к Литейному 4, были помещены в психиатрическую лечебницу имени Кащенко, ныне Алексеевку. Главного редактора и ответственного секретаря газеты сняли. После выпуска нового альбома "Стена" группа "Пинк Флойд" была запрещена советскими идеологами. Они усмотрели в названии альбома намёк на Берлинскую стену. Режиссёра Арикова уволили со студии, и он устроился барменом в "Казбек". Через полтора года после означенных событий под патронажем КГБ на улице Рубинштейна, в Доме народного творчества открыли рок-клуб. Куратором Ленинградского рок движения был назначен чекист, разогнавший волосатиков с Дворцовой площади.
В конце восьмидесятых, когда появилось кооперативное кино, режиссёр Ариков всё-таки снял свой фильм "Звезда английского рока в России", только слегка изменил концовку и общую концепцию фильма. Согласно новой трактовке, рокер спился и стал кем-то вроде городского сумасшедшего.
Начиная с 93-го года, на Дворцовой площади проходят рок - концерты.
Свидетельство о публикации №209061200449