Топонимика и рысы. Палестина. Арабский мир

Палестина. Не будем повторять красивые, но маловероятные предположения о Полевом или Палёном стане, в Палестине и так хватит проблем. Река Иордан (Jordan) – одна из них. Дан-дон – река (допустим, хотя персы там надолго не останавливались, корень очень древний).
А Jor-Jаr? Яр-река, Буй-поток? Как-то по-русски получается. Считается, что в Палестине и рядом жили арабы, евреи. А до того? Обратимся к Корану:

Сура 5, аяты 20…26

20.
(И вспомните, как) Муса народу своему сказал:

21.
О мой народ!
Вступите на святую землю,
Которую Аллах назначил вам,
(В бесчестии) назад не обращайтесь,
Чтоб не обречь себя на (тяжкую) потерю".
22.
Но молвили они:
"О Муса! На сей земле - народ великорослый.
Мы никогда не вступим на нее,
Пока они оттуда не уйдут.
А коль они ее покинут,
Мы (тотчас же) в нее войдем".
23.

24.
О Муса! - молвили они. -
Мы никогда войти туда не сможем,
Пока они там остаются.
Иди же ты и твой Господь
И там вдвоем сражайтесь,
А мы здесь посидим (и подождем).
25.

26.
Ответил (Бог):
"На сорок (долгих) лет
Земля святая им запретна будет.
Блуждать им бесприютно по земле…"

Какого же «великорослого» народа испугались ведомые Моисеем? Сейчас арабы считают, что Палестина в те времена была заселена арабскими племенами, но и арабы, и евреи относятся не только к одной семитской группе языков, но и к одной ветви европейской расы.

Средиземноморская раса (англ. Mediterraneans) – разновидность европеоидной расы.
Большую часть населения Пиренейского полуострова, юго-западной Франции, южной и центральной Италии, Израиля, южной и восточной Греции, островов Средиземного моря, а также Северной Африки относят к средиземноморской расе. Представителями средиземноморской расы являлись шумеры, а также носители капсийской, а также минойской цивилизации острова Крит.

Что из этого следует? Если бы в цитате из Корана речь шла об арабах, ни евреи, ни сами арабы не назвали бы их народом великорослым.
Во-первых, для них это был бы нормальный, а не высокий рост, а во-вторых средиземноморская раса характеризуется различным, часто невысоким ростом.
А кто же в их представлении может быть великорослым?

Нордическая раса. Русский расолог французского происхождения И. Деникер в начале XX века характеризовал атланто-балтийский тип, назвав его нордическим типом, как «высокорослую расу со светлыми, иногда волнистыми волосами, светлыми глазами, розовой кожей и долихоцефальным черепом»... Кроме того, в 1902 г. Густав Коссина выдвинул гипотезу о связи нордического типа («Нордийской расы») и древних арийцев (индоевропейцев).
Фальская раса – подвид европеоидной расы, характеризующийся самым высоким среди европеоидов ростом, весьма гиперстеническим (коренастым) телосложением, …серыми или голубыми глазами и жёсткими волнистыми светлыми волосами рыжеватых оттенков. Характерна для Вестфалии (отсюда и название субрасы); так же её представители встречаются в Скандинавии, главным образом в юго-западной Швеции…
Дина;рская ра;са – субраса европеоидной расы, представленная среди жителей Балкан (сербы, западные болгары и др.), Центральной (австрийцы, баварцы, словенцы) и Юго-Восточной (румыны, молдаване, южные украинцы). Характерны высокий рост; стройное телосложение…
Кавкасионская раса – северокавказский вариант европеоидной расы: карачаевцы, балкарцы, осетины, ингуши, чеченцы…  Высокий рост (> 170 см)

Эфиопскую малую расу не рассматриваем. Такая особенность, как цвет кожи, фигурировала бы наряду с высоким ростом, поскольку бросается в глаза никак не меньше.
Так кого боялись евреи в Земле обетованной?

«Существует достаточное количество альтернативных точек зрения на время исхода. Обычно это временной период укладывающийся  от времени правления царицы Хатшепсут ( ок. 1500 г д.Р.Х. ) до  Рамсеза II (1317-1251 г. до Р.Х, по другим данным 1292-1234 годах до н. э.) и его преемника Мернепте (он же Мернефта, Меренпта, Меренптах, Мернептах)».

«Датировка Троянской войны является спорной, однако большинство исследователей относят её к XIII—XII вв. до н. э. Основная масса дат, приводимых различными античными историками, приходится на период 1250-1150 до н.э.»
Возможно, это связано с ее продолжительностью (10 лет Гомера могут быть поняты, как «много лет»). И размеры Троады с территорией их союзников могли быть существенно больше.

Как мы видим, время исхода евреев из Египта и время Троянской войны сопоставимы. Так, может быть, Моисей надеялся занять опустошенные троянские земли? И затянувшаяся война вынудила его сорок лет ждать в пустыне возможности выйти к Палестине?
Но где Палестина с ее Иорданом – Яр-доном и где Троя?
И тут возникает еще один интересный момент: Мы знаем, что Троя – город невеликий.
«К гомеровской эпохе относится седьмой слой, который представляет Трою в виде обширного (площадью свыше 200 тыс. кв. м.) поселения, обнесённого крепкими стенами с девятиметровыми башнями. Крупные раскопки 1988 года показали, что население города в гомеровскую эпоху составляло от шести до десяти тысяч жителей – по тем временам, весьма внушительное число. Согласно данным экспедиции Корфмана, площадь ок. 170000 кв.м для нижнего города, ок. 23000 кв.м для цитадели».

Если число жителей от 6000 до 10000, количество воинов, которых может выставить город, равно 1/10…1/5, т.е. от 600 до 2000 бойцов. Немного. Гомер говорит о многочисленных союзниках, но как разместить и чем кормить их в городе, даже если его площадь 20 гектаров (1/5 Нижнего парка в Петергофе)?
Значит, война шла на более обширных территориях, возможно, по всему побережью Малой Азии.
Нетерпеливый читатель спросит, причем же тут Троя, если речь у нас шла о Палестине?

«Тро;я (греч. ;;;;;, ;;;;;, хетт. Taruisa; тур. Truva), иначе называемая Илио;н (греч. ;;;;;, хетт. Wilusa), Дардания и Скамандр — древнее укреплённое поселение в Малой Азии, у побережья Эгейского моря, недалеко от входа в пролив Дарданеллы».

Для начала обратим внимание на обилие имен. Причем хеттское Таруиса (Таруиша) нас может интересовать особенно – наличествует как греческая связка согласных Т-Р, так и интересующая нас Р-С. Напоминает турецкий Тарсус. Да и название центра удельного княжества  Таруса (13 в.) при впадении реки Тарусы в Оку вызывает ассоциации. Дарданы считаются то ли союзниками троянцев, то ли их ближайшими соседями, то ли, как мы видим из названия, самими троянцами.
Греческое ;;;;;; – ров, канава. Возможно, Скамандр (рукотворный ров?) – просто обозначение укрепленного города.
А вот с Илионом интереснее. Но для продолжения темы вернемся в Палестину.
XIX-XVIII века до н.э. - Иерусалим упоминается в египетских папирусах под именем "Рушалимум". Напомню, что и в нашей «Голубиной книге», и позднее в народе это название звучит, как Русалим-град.
Город стоит на ключевом месте, контролируя в вершины водораздела значительную территорию и торговые пути. Сплетение племен и смешение языков.
Корня Рус я касаться не стану, алим на арабском ученый, или, если хотите – просветленный. Позднее добавилось греческое Иеро ;;;;- с общим значением священный. Про Святую Русь додумывайте сами, я не настаиваю.
Конечно, есть масса других объяснений.
 «Его древнее название - Ирушалем - восходит к имени западносемитского божества Шалем, бывшего, вероятно, покровителем города. От него и происходит еврейское название Иерусалима - Иерушалаим, перешедшее, с небольшими изменениями, во все европейские зыки. Однако в культурных традициях различных народов это название имеет самые разнообразные толкования. Так, евреи часто связывают его со словом "шалом" - "мир" (Ир шалом - Город мира), а греческое название - Иеросолима - ассоциируется со святостью города (от греческого "иерос" - "святой"). В Библии, Талмуде, литургической и раввинистической литературе можно встретить множество иных названий и эпитетов города: Город Давида, Святой город, Град Божий, Божественный лев (Ариэль), Верная столица, Град справедливости и т.д. Римский император Адриан присвоил Иерусалиму латинское название Эли Капитолина, а после арабского завоевания в мусульманских источниках город стал именоваться Мадинат Байт аль-Макдис ("Город Храма") или просто Байт аль-Макдис ("Храм"). Позднее возникло другое арабское название - Эль-Кудс ("Святой"), принятое у арабов и сегодня».

Не будем забывать, что не только греки сводили Ш к С, есть и обратная тенденция. Семитские языки могут переводить звонкие согласные в глухие. Так, например, средневековое государство Центральной Азии Чач после арабского завоевания стало звучать, как Шаш, Асхабад превратился в Ашхабад.
Что первично – Русалим или Рушалем? Правда, есть зацепка - Ариэль.

Божественный лев (Ариэль).
Лев священный и Рыс (про)священный – правда, это похоже на перевод когда-то еще понятного названия?
О сказочном Коте Ученом у священного для русов дуба писал и Пушкин.

Но кто жил в Русалиме? Или, точнее, кто им правил? Пригодится еще одно название.
Эли Капитолина, Элиа Капитолина. Новое название или хорошо забытое и возобновленное старое? А если не Элиа, а Илиа? Как тогда называлась бы поэма о захвате такого города? Я думаю – Илиада.

От Трои до Русалима – годы боев, покорение Троады, Ионии, и, наконец, Палестины… Сказка? Может быть. Будем подробнее читать Гомера, может быть, когда-то нам удастся понять истину.
Но пока – я не исключу возможности, что Русалим-град от ахейцев защищали предки этрусков-расенов и их союзники. Возможно - хетты.

«В Танахе  хетты упоминаются главным образом в числе нескольких народов, обитавших в Палестине,… когда сыны Израилевы возвратились в Землю обетованную из Египта. Аналогичные представления о хеттах, как об одном из коренных народов Палестины отражены в эпизоде, повествующем о том, как Авраам покупал у "сынов Хеттовых" пещеру Махпела близ Хеврона. В упоминаниях о хеттеянках - женах Эйсава и о Хетте, сыне Кнаана, а так же в образном описании Иерусалима как незаконнорожденного отпрыска аморрея и хеттеянки. Указывается, в какой именно области Палестины обитали хетты: "… хеттеи, йевуссеи и аморреи живут на горе, кнаанейцы же живут при море и на берегу Иордана". В "Йешуа" по видимому, подразумевается, что хетты занимали всю территорию от Ливана до Евфрата, хотя смысл этого фрагмента не совсем ясен. Хетты и древние евреи в Танахе представлены практически как один народ, и во всем Танахе о них едва ли найдется худое слово. Хеттские имена были в ходу у древних евреев даже при возвращении из вавилонского пленения» .

Такая продолжительная и изматывающая война была бы для экономики и демографии Греции куда страшнее пирровой победы. Что мы и наблюдаем: упадок континентальной Греции, запустение городов, и даже исчезновение письменности. Правда, могут быть этому и другие причины.

Что еще может заинтересовать нас на Святой земле? Есть там Тивериадское озеро. Если мы будем считать, что название дошло до нас в греческом построении, то Тивериада – область расселения… тиверцев  (по аналогии с Троадой и троянцами). Так откуда же уходили тиверцы в степи Причерноморья после поражения (а иначе насиженные места не бросают) трояновой (или троянской?) тропой? И где еще они успели оставить след? Ведь имя Тиберий носили знатные римляне и даже один император, в честь которого, как считают историки, и названа местность.
Фантазии? Возможно. Ведь для Тиверских волоков (городище Тиверский городок) на Карельском перешейке есть достаточно простое объяснение – они находятся в том месте, где раньше проходил порожистый водный путь. Остров, на котором располагалась крепость, а раньше и само поселение, назывались Тиури (от карельск. tiuri, tiveri — водопад, перекат). А может, карелы жили и в Палестине? И это их позже упоминают, как причерноморское племя кораллов? Но так нас может занести и до Галилеи – Галиции, как украинских историков.
Палестина времен Ветхого Завета – это прибрежный Аскалон (колония асов?). Это Ливна, Рама – 2 шт., Самария, Равва, г. Нево…
Я не о значениях названий, а об их звучании, привычном для русского слуха.
Палестина времен Нового Завета – Тивериада, Скифополь (!)

Арабский мир. Вот где, казалось бы, раздолье для необузданной фантазии!
Рас-Таннуура и Рас-Эль-Мишъаб в Саудовской Аравии, Рас-Гариб и Рас-Шукейр в Египте, Рас-Эль-Айн в Сирии.
Но, несмотря на то, что почти все перечисленное относится или к побережью, или к вершинам, и под наш случай возвеличивающего или граничного (колонистского) названия должно подходить почти идеально, нас ждет почти полное крушение надежд на древнее русско-арабское сотрудничество. Все просто: Рас в арабском может означать и гору, и мыс, а на местных арго еще и наркотик. Стало быть, проще всего такое слово перевести несколько неподобающим на сегодня, но всеобъемлющим словом торчок.

ТОРЧАТЬ – стоять, находиться где стойком, как кол, копыль, рожен; выставляться, выказываться от поверхности, прямо или в бок, как рог… Торчок – сучок, колышек, рожен, пенёк, что торчит (В. Даль) .
 
И все же… Остров Арзана восточнее Катара в Персидском заливе, Тартус на побережье Сирии, напоминающий соседний турецкий Тарсус и хеттскую Таруису – Трою. Ливанский Триполи(с). Эль-Ариш – сухое русло и поселение на побережье Египта (Синайский п-ов), Барис (оазис Хурга западнее Фив). Эль-Араиш (Лараш) в Марокко на Атлантическом побережье. Эр-Русайфа под Амманом, Иордания.
Скифа-эль-Кала – уникальные сохранившиеся до наших дней крепостные ворота в виде вытянутого извилистого 21-метрового коридора в г. Махдия (Тунис), основанном в 8 в. до н.э. Считается, что финикийцами. Но ворота вряд ли появились сразу, а уж зачем все это называется Скифской крепостью – совсем непонятно.

...
Фото: Иерусалим


Рецензии
Если Палестина это Паленый стан, то естественно Иордан это Ярдон, а Иерусалим-Яраславим(Ярославль). Троя от бога Трояна(Триглава), Световит у племени Русь(руяны). С уважением.

Андрей Русских   25.10.2017 00:15     Заявить о нарушении
Спасибо, Андрей!
http://www.stihi.ru/2009/03/28/6834 Корабли снаряжает троянец Эней...

Владимир Репин   25.10.2017 16:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.