Золотой пояс Донского

Заякин Б. Н.

                “Золотой пояс Донского”.

В мифах и преданиях многих народов мира пояс является знаком принадлежности к миру положительных героев. В русском фольклоре без креста, без пояса появляются только отрицательные персонажи. Отсюда пошло выражение распоясаться, то есть попрать все нормы нравственности.
Обитателей потустороннего мира, принимающих человеческий облик - русалок, ведьм и прочей нечисти, выдает отсутствие пояса. Действующие лица многих сказок, которые имеют контакт с нечистой силой, описываются распоясками.
Так по былинам коварная жена былинного богатыря Добрыни Никитича Марина Игнатьевна, призывая в свой терем Змея Горыныча, высовывалась в окно в одной рубашке без пояса.
По старорусским поверьям, тот, кто вышел без пояса, становится жертвой нечистой силы, чаще всего лешего. На Руси бытовало выражение лишить пояса, что означало лишить воинского звания. По русским обычаям, человек считался униженным, когда с него прилюдно срывали пояс.
В 1433 году состоялась свадьба великого князя московского Василия II по прозванию Темного, внука Дмитрия Донского, и Марии, дочери князя Ярослава Владимировича Боровского.
Во время пира княгиня-мать Софья Витовтовна, желая вернуть украденную ценность рода Донского, а также чтобы показать превосходство своего сына, сорвала с удельного князя звенигородского Василия Косого  шитый золотом с дорогими каменьями пояс.
Тем самым она нанесла тяжкое оскорбление всему роду князей звенигородских, что послужило поводом для многолетней междоусобной войны между двоюродными братьями за власть.
История этого самого знаменитого в Древней Руси пояса восходит ко временам суздальского князя Дмитрия Константиновича, который дал его в приданое за дочерью Евдокией, ставшей женой Дмитрия Донского.
Московский тысяцкий Василий Вельяминов подменил этот пояс другим, меньшим, а настоящий отдал своему сыну Микуле, женатому на сестре Евдокии Марии.
Таким образом, пояс из семьи Дмитрия Донского попал в боковую княжескую линию и в качестве приданого передавался несколькими поколениями, пока не достался Василию Косому.
В этом поясе тот и явился на свадьбу великого князя. Софья Витовтовна считала пояс собственностью своего семейства, поэтому и сорвала его со звенигородского гостя.
Снятие крестильного пояса означало приобщение к потустороннему миру, поэтому его снимали вместе с крестом при добывании цветка папоротника в ночь на Ивана Купалу, при поисках клада, во время исполнения языческих обрядов против эпидемий и падежа скота.
Во многих странах существовала вера в то, что можно навредить человеку, произведя над его поясом различные колдовские действия. По поверьям поляков и белорусов, с помощью скрученного пояса ведьма могла оборотить весь свадебный пояс в волков.
Дмитрий Донской завещал великое княжение своему старшему сыну Василию I Дмитриевичу, который, в свою очередь, завещал старшинство своему сыну Василию II в ущерб родным братьям.
После смерти сына Дмитрия Донского, по старинным обычаям, которые назывались “лествица”, наследовать княжение должны были дядья, поэтому Юрий Дмитриевич отказался признать старшинство племянника. С тех пор на протяжении многих лет длился этот спор за великое княжение Московское между потомками Дмитрия Донского.
В 1432 году по инициативе Юрия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского, в Орде состоялся суд между ним и Василием, который был ему племянником, утвердил Василия II на престол, и хан Махмет дал ему ярлык на великое княжение.
В 1433 году, после знаменитой ссоры из-за золотого пояса на свадьбе Василия II, пояс, который когда-то был дан в приданое жене Дмитрия Донского Евдокии, оказался на Василии Косом, сыне Юрия Дмитриевича князе галицком.
Софья Витовтовна при всех сняла с него пояс, как собственность своего семейства, а Юрьевичи немедленно выехали из Москвы. Юрий Дмитриевич разбил Василия II на Клязьме и сел в Москве на великокняжеский стол.
Однако поддержки ни в Орде, ни в Москве Юрий не получил. Много народу переселилось в Коломну к Василию II, а Москва опустела. Видя безнадежность своих притязаний, Юрий признал старшинство племянника и уехал в Галич, где скоропостижно умер.
Борьбу за престол продолжил его сын Василий Косой. Он неоднократно собирал силы против Василия II, но в 1436 году был схвачен и ослеплен по приказанию великого князя.
Едва ли найдется человек, который не слыхал бы о так называемой шапке Мономаха, оригинальном венце московских князей, ее возлагали на них, когда они занимали великокняжеский стол. Ученые до сих пор спорят была ли шапка Мономаха византийским подарком или татарским.
Менее известна другая подобная реликвия, золотой пояс Дмитрия Донского. Вероятно, по той простой причине, что его нет ни среди экспонатов Исторического музея, ни среди собрания московского Кремля. Как нет его и вообще в России, из которой он исчез несколько веков назад.
 
18 января 1366 года в Коломне, в Воскресенской церкви, состоялось венчание Великого князя Московского Дмитрия Ивановича, будущего героя Куликовской битвы, с дочерью Дмитрия Нижегородского Евдокией.
Почему, спрашивается, столь важное событие происходило в Коломне, а не в Москве? По одной простой причине: на тот период времени Москвы, как таковой, не существовало. Она сгорела дотла до венчания в Коломне, летом 1365 года.
Из церкви молодые, как водится, отправились за свадебный стол, и там, за чередой хмельных кубков и всевозможных яств, новобрачным были показаны подарки от родных и близких.
Все они произвели на гостей большое впечатление, но подлинное восхищение вызвал подарок тестя золотой княжеский пояс. В те времена эта принадлежность одеяния знатных людей играла очень важную роль и изготавливалась с особым тщанием.
Словом, пояс был поистине княжеским, и когда гости насладились его видом, ключнику был дан приказ отнести дар в княжескую скарбницу, что и было сделано.
А утром княжеские хоромы облетела невероятная весть: пояс пропал. Точнее оказался подмененным. Вместо шедевра, которым еще вчера любовались пирующие, в скарбнице оказалось совсем другое.
Розыск ни к чему не привел, и мало-помалу Дмитрий Иванович и его близкие смирились с пропажей. Великий князь так никогда и не узнал, кто произвел подмену.
Это выяснилось лишь после его смерти и произвело настоящее потрясение, поскольку подменщиком оказался главный распорядитель на свадьбе Дмитрия, его дядя и один из самых влиятельных людей в Москве, тысяцкий Василий Вельяминов.
Прошло 67 лет, и 8 февраля 1433 года в Москве справляли другую свадьбу. Женился внук Дмитрия Донского князь Василий Васильевич, вошедший в историю под именем Темного.
На торжество съехалось немало гостей, и среди них его двоюродные братья Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Пир был в самом разгаре, когда произошла одна из тех роковых случайностей, которые изменяют ход не только каких-то частных, локальных событий, но и ход истории.
90-летний боярин, присутствовавший в свое время на свадьбе Дмитрия Донского, вдруг заявил, что пояс, коим был опоясан князь Василий Косой, не его, а тот самый, что пропал в старину.
Заявление было грому подобно и вызвало немедленную реакцию: мать жениха, великая княгиня Софья Витовтовна, женщина резкая и решительная, тут же, при всех, сорвала пояс с Василия Косого.
Итак, пояс вернулся к исконным владельцам, в скарбнице которых и сохранялся до начала XVII века, до времен общерусской Смуты. По прошествии лет вещи, собранные в скарбнице, стали называться “Большой казной”.
По сути, она представляла собой наследственные сокровища московских великих князей, и в распоряжении историков имеются их духовные грамоты, из коих видно, что Большая казна переходила без потерь от одного властителя к другому до 1605 года, то есть до занятия московского трона Лжедмитрием I.
Если у некоторых ученых есть подозрения относительно подлинности шапки Мономаха. Но если это мнение часть исследователей категорично отметает, то насчет пояса Дмитрия Донского все единодушны: самозванец подарил его кому-то из родственников своей жены, небезызвестной Марины Мнишек.
На этом, казалось бы, и должна закончиться история с поясом, но не тут-то было. В 1919 году она получила неожиданное продолжение, когда в Харькове, занятом Добровольческой армией генерала Май-Маевского, объявилась пропажа трехвековой давности.
Да, пояс Дмитрия Донского нашелся, но у кого бы вы думали? У начальника белой контрразведки полковника Друцкого. Когда стали разматывать весь клубок загадки, высветился столь причудливый сюжет, что впору класть его в основу авантюрного романа.
Начнем с того, что с гибелью Лжедмитрия I в мае 1606 года род Мнишков, лишенный поддержки самозванца, не только не захудал, но продолжал пышно куститься.
Внук Юрия Мнишка, или, как его еще называют, Мнишка Старого, тестя Лжедмитрия, был волынским воеводой, а правнук великим маршалом Литовским.
В конце XVIII века Мнишки стали графами Австрийской империи. Не порвали они и с Россией, их род был внесен в родословную книгу Волынской губернии.
Но это, так сказать, внешняя канва нашего расследования, главное же, что является ключом к решению задачи, это документы из архива Мнишков, хранящегося в Вене.
Именно в них было найдено описание золотого княжеского пояса, присланного во время оно Лжедмитрием I Мнишку Старому в Краков.
Так русская национальная реликвия стала реликвией польского рода. По убеждению всех Мнишков, пояс приносил удачу в битвах.
Это обстоятельство и привело к очередному крутому повороту в его истории. Когда один из Мнишков, Адам, отправился в XVII веке на войну с Богданом Хмельницким, он взял пояс с собой.
Но в битве под Зборовом польские войска были разбиты, а сам Адам погиб. Его трупа не нашли, как не нашли и пояса. Однако, по слухам, последний видели позже у сына Хмельницкого, Юрия. Но кому пояс достался после, никто не знал, и он, таким образом, вновь таинственно исчез.
А затем всплывает еще одно знаменитое имя, гетман Мазепа. Жизнь этого человека-оборотня богата всевозможными приключениями, но большинству людей он известен лишь своим предательством по отношению к Петру I.
Как все знают, Петру I так и не удалось наказать Мазепу. Он умер своей смертью в 1709 году и был похоронен неподалеку от Бендер, где строил козни против царя вместе со своим дружком шведским королем Карлом XII.
Его же племяннику и сподвижнику по борьбе против России пришлось расплатиться за грехи сполна. После Полтавского поражения Войнаровский бежал в Германию, но в 1718 году был выдан по требованию российских властей и отправлен в ссылку в Якутск, где и умер в 1740 году.
На смертном одре он открыл исповедывавшему его священнику, что дядя зарыл свои сокровища у села Бодаквы в Полтавской губернии.
И тут мы подошли к кульминации повествования, потому что всех уже мучает вопрос: каким же образом раритет оказался у контрразведчика Друцкого?
Ответим на него чуточку позднее, а для начала ошеломим читателей весьма неожиданным признанием: ничего из того, о чем мы так увлеченно только что рассказывали, в действительности не было.
Ни документа из архива Мнишков, где описывался злат пояс московского князя, ни клада Мазепы. Все это лишь хитроумная легенда, разработанная подпольным харьковским ревкомом.
А понадобилась она для того, чтобы спасти из лап белой контрразведки двух провалившихся подпольщиков. Их делом занимался непосредственно сам полковник Друцкий.
Ревкомовцам наверняка грозила мучительная смерть в застенках, если бы руководителям операции по спасению товарищей не пришла в голову мысль о его подкупе.
Было известно, что он давно интересуется произведениями ювелирного искусства Древней Руси, и пояс Дмитрия Донского мог удовлетворить его аппетит собирателя и коллекционера.
К тому же учитывался и такой момент: войска белых со дня на день должны были оставить Харьков, и у офицеров Добрармии не было никакой перспективы, кроме реально маячившей эмиграции.
А там, за кордоном, такая вещь, как золотой княжеский пояс, могла обеспечить безбедную жизнь до конца дней. Но начальник контрразведки неплохо знал русскую историю, и в том числе, историю пояса Дмитрия Донского, которая обрывалась, как мы уже говорили, в начале XVII века, когда Лжедмитрий I презентовал его своему тестю.
Чтобы подтвердить это, подпольщики, располагавшие неплохими возможностями изготавливать любые документы, сфабриковали описание, якобы, хранившееся в архиве Мнишков, рисунки и фотографии пояса.
Все это попало на стол Друцкого, который, ознакомившись с документами, свято уверовал в них. Когда это стало известно ревкомовцам, ему преподнесли и сам пояс.
Полковник, желая на все сто процентов убедиться в подлинности реликвии, пригласил экспертов. Но ревком и тут был начеку, и экспертизу проводили специалисты-подпольщики, в том числе Всеволод Михайлович Санаев, историк и археолог, искусствовед и реставратор, один из основателей Киевского археологического общества “Нестор-летописец”.
И лишь после этого Друцкий дал приказание освободить арестованных подпольщиков за отсутствием улик. Значит, пояс все-таки был? - спросят читатели. Был, ответим мы. Но фальшивый.
Его по фрагментам описаний, сохранившихся в разного рода документах, Санаев изготовил еще в 1914 году для выставки украшений великокняжеских одежд Древней Руси, а потом он хранился в запасниках музея.
Естественно, в процессе работы применялось лишь сусальное золото, а драгоценные камни заменили обыкновенным стеклом, однако подделка была сработана столь профессионально, что отличить ее от оригинала мог лишь опытный специалист.
Но где же, в таком случае, настоящий пояс? Здесь мнения ученых, как всегда, разделились. Одни считают, что он был взят в качестве добычи ханом Тохтамышем при его набеге на Москву в августе 1382 года.
Известно, что набег этот оказался для русских полной неожиданностью. Чтобы организовать отпор хану, Дмитрий Донской уехал в свои северные вотчины для сбора войск, а москвичи тем временем, спалив деревянный посад, сели в осаду в каменном Кремле.
Ордынцы овладели им с помощью хитрости и, ворвавшись внутрь, разграбили все до основания, в том числе и княжескую Большую казну. Именно тогда, считают сторонники первой версии, и пропал пояс раз и навсегда.
Но как же быть в таком случае с инцидентом, происшедшим в 1433 году на свадьбе Василия Московского, впоследствии Темного? А никак, отвечают те, кто связывает исчезновение пояса с именем Тохтамыша.
Никакого инцидента не было, все это выдумки досужих людей. Такого мнения, в частности, придерживался академик Веселовский, называвший рассказ о свадьбе 1433 года басней.
Заявление в некотором роде странное, поскольку басня вошла в летописи. А, кроме того, как в этом свете расценивать духовные грамоты московских великих князей, из которых видно, что Большая казна переходила по эстафете без всяких потерь вплоть до 1605 года? Или, быть может, это тоже басня?
Вторая версия читателям уже известна. Ее приверженцы уверены, что пояс попал к Лжедмитрию I, а от него к Мнишкам. И нет ничего удивительного, если русская национальная реликвия и до сих пор хранится в каком-либо западноевропейском банке.
Столь же печальна и судьба бесценной коллекции марок, собранной последним российским императором. После расстрела Николая II коллекцию присвоил “честный революционер” еврей Троцкий, и она, по слухам, до сих пор пребывает в секретном сейфе одного из банков Нью-Йорка.
В Америке же надо искать следы и лучшей в мире коллекции русских монет, принадлежавшей великому князю Георгию Михайловичу. В Штаты ее вывезли тайно и продали по частям богатым нумизматам по распоряжению новой коммунистической власти.


Рецензии
Интересная статья. Возьму на заметку.

Антон Болдаков 2   22.01.2017 19:12     Заявить о нарушении