Обучение древнего русского воина

Заякин Б. Н.

                Историческое исследование.

                “Обучение древнего русского воина”.

Русские дружинники это военно-феодальное сословие на Руси. Появление первых представителей сословия военно-служилого дворянства на Руси относится к IX веку нашей эры.
Тогда еще они не назывались собственно сословием. Кметы - так издревле называли на Руси вооруженных людей. В древней Руси слово дружинник, образованное от слова дружина, имело буквальное значение служить князю, человеку высшего сословия.
Со временем так стали называть воинов-дружинников, находящихся на службе. Первые дружинники вербовались князьями из более или менее обеспеченной части городского и сельского населения их владений.
Другим источником пополнения дружин были средне и низкоранговые представители аристократических родов, не занятые земледелием: охотники,  рыбаки и вольные люди.
Дружинники постепенно превращались в вооруженных слуг, получавших от своего хозяина содержание: жилище и пищу, а иногда и участки земли с приписанными крестьянскими дворами. Такие дружинники порой сами превращались в бояр.
Вскоре наемные дружины выросли до внушительных размеров, они стали представлять собой настоящие частные армии. Их воинское мастерство оттачивалось в постоянных схватках с различными врагами: от соседей, претендующих на земли их господина, до пришлых иноземных воинских отрядов, от которых дружинники переняли не только многие военные навыки, но и некоторые культурные и религиозные обряды.
В стране стали нарастать центробежные тенденции, используя появившуюся у них военную силу, крупные бояре приступили к самостоятельному переделу земель, захватывая владения и крестьян у  соседей и князей.
Военная напряженность между новыми феодальными домами продолжала нарастать вместе с ростом их силы и могущества. Сформировалась военная тактика дружинников, остававшаяся неизменной до появления на Руси царя и огнестрельного оружия в ХVI веке.
Несмотря на то, что во многих сражениях участвовали крупные массы войск и русские полководцы, несомненно, были знакомы с трудами европейских стратегов, большинство битв сводилось к стычкам одиночных отрядов воинов.
В таких условиях дружинникам легче было продемонстрировать свое мастерство во владении боевыми искусствами, мужество и презрение к смерти.
Во второй половине ХI века на Руси участились междоусобные стычки между князьями, которые переросли в настоящую гражданскую войну. Вся страна оказалась залита кровью. Для дружинников наступили благословенные времена.
Все воевали со всеми. Зато на смену мелким князьям появились сотни бояр, небогатых первоначально, но честолюбивых, и ни перед чем не останавливающихся.
Дороги Руси и прибрежные воды заполонили полчища разбойников и ушкуйников. Многие из них были не только бывшими крестьянами, но и дружинниками, потерявшими в многочисленных войнах и стычках своих хозяев и не имевшими в таких условиях иных средств для существования.
Крестьяне, были не в состоянии себя защитить, прозябали в нищете и страхе. В то же время резко увеличился приток сельских жителей в города под охрану княжеских дружин.
Это время стало временем расцвета военного искусства русских дружин. Именно тогда в сражениях стали принимать участие крупные конные и пешие массы войск.
Достигло своего апогея использование разведчиков и диверсантов, окончательно сформировались первые крупные школы боевых искусств. Начиналось активное строительство городов и укрепленных кремлей.
В конце ХI века было установлено четкое социальное деление всех слоев общества. На верхушке этого общества, сразу вслед за князьями и боярами, стояли дружины.
Воины получили множество привилегий. Законодательно было оформлено право ношения воинами мечей. Кроме них, этого права не имел никто. Каждого простолюдина или крестьянина, который, по мнению дружинника, проявил к нему недостаточное уважение, он мог безнаказанно зарубить на месте.
В этот период была установлена определенная градация и среди самих дружинников. Наиболее богатые представители класса дружинников, имевшие огромный доход, получили титул старшей дружины.
Звание дружинника в Древней Руси было наследственным. Сын, как правило, шёл по стопам отца, становясь воином-профессионалом, представителем сословия военно-служилого дворянства, и оставался в той феодальной дружине, членом которой был его родитель.
Поэтому в дружинных семьях особое внимание уделялось воспитанию подрастающего поколения уже с раннего детства в духе воинства. Основной задачей наставников молодого воина была выработка в нём того комплекса особенностей, которые считались необходимыми в профессии дружинника, то есть воспитание человека физически сильного, владеющего в полной мере военным искусством, вооружённого знанием моральных принципов господствующего класса.
Сын дружинника с самого рождения окружался исключительной заботой. Он являлся продолжателем рода, хранителем и наследником его традиций. Он имел право совершать религиозные обряды по отправлению культа предков.
Согласно древнему учению, исполнять культовые обряды, возносить хвалу и благодарность духам предков, успокаивая этим их души, могли только мужчины.
Исходя из этого, рождение ребёнка мужского пола в русской семье считалось праздником. С особым вниманием относились к первому сыну, так как он по закону уже с момента рождения считался наследником дома, всего состояния семьи и имени дружинника.
Кроме того, сын наследовал землю, за которую служил у князя его отец. Поэтому, если дружинник оставался без наследника, то у семьи отбирали земельный пай.
В дальнейшем дружинникам было разрешено усыновление наследников из среды их родственников, носящих то же родовое имя. Если  почему-либо дружинник не мог взять себе наложницу или если последней не удавалось родить ему сына, князь конфисковывал у дружинника его надел и лишал родового имени.
Это означало, что дружинник терял место в социальной структуре и его родственники становились черными крестьянами. Такая мера часто практиковалась феодалами при первых князьях ввиду того, что земля находилась под их непосредственным контролем.
В первые дни после появления ребёнка на свет, в дом дружинника приходили родственники, приносившие мальчику подарки, среди которых был обязательно детский меч, рассматривавшийся как меч воина и символ храбрости.
Через несколько лет сын воина во время пострига получал в подарок меч, лук и стрелы, в зависимости от ранга отца. Это приучало юного воина любить своё оружие. Ведь меч это принадлежность к сословию воинов.
Развивать в детях дружинников военный дух и почитание воинской доблести были призваны ежегодные праздники мальчиков. Постриги и переход сына с пяти-семи лет на мужскую половину отца является одним из традиционных русских праздников, который праздновался повсеместно на Руси.
Во время праздника, в теремах князей и высших дружинников, мальчикам выставляли искусно изготовленные миниатюрные доспехи, надетые на специально изготовленных для этой цели манекены, а также мечи, луки, стрелы и копья, стараясь тем самым воспитать в будущем воине воинственность, уважение и благоговейное отношение к военному снаряжению, к самому ремеслу дружинника.
Играть такими мечами и доспехами детям запрещалось, на них можно было только смотреть, так как они приравнивались в дружинной практике, к их поклонению и демонстрации боевых мечей и доспехов.
Они символизировали мужественную добродетель, которая подразумевала и военную добродетель. Их рассматривали как символ доблести, храбрости и непреклонной твёрдости.
Детям воинов внушали, что от них требуется такое же упорство в достижении цели, какое показывал их отец, преодолевая трудности походов и сражений. Дружинная молодь приобщалась к профессии воина также во время праздников в честь различных побед над врагами.
Но не забывали и о совершенствовании духовных началах в сердце воина. В этом значительное влияние оказывало язычество, а позднее христианство.
По одному из его принципов, дети должны были относиться к родителям с почтением и уважением, дорожить ими, любить их, не противодействовать их воле, не причинять им огорчения и беспокойства даже в том случае, если родители по влечениям своим были дурными людьми и относились дурно к детям.
В христианстве такое отношение детей к родителям опосредовалось принципом древних традиций, обусловливаюших почитание возраста, уважение родителей и старших вообще и объяснявшим такие поступки, как жертвование собой ради родителей.
Тщательное домашнее воспитание детей подразумевало чтение им нравоучительных историй из библии. Такого рода назидательные рассказы служили руководством к практическому действию, являлись своеобразными сводами моральных правил.
Однако конечной целью воспитания в ребёнке чувства сыновнего долга  были не только уважение и любовь к родителям и старшим, проявляемые на деле.
Высшим пунктом морального обучения дружинной молоди в духе учения Христа являлась выработка верности государю, который также рассматривался как отец воина.
Сыновний долг, таким образом, служил как бы основой любви и приравнивался к верности князю. Князь Александр Невский говорил: “Если виновным в государственной измене является ваш отец, я не склоню вас к измене ему; поступить так - значило бы погрешить против справедливости. Сыновняя любовь и верность суть одинаковые добродетели, поэтому вы лично должны знать, как поступить в подобном случае, я представляю решение подобного вопроса вашей совести”.
Не меньшим уважением, чем отец, пользовался учитель молодого дружинника. Авторитет наставника был очень высок, его приказы выполнялись беспрекословно.
Популярное изречение гласило: “Родитель тот, кто произвёл меня на свет, учитель тот, кто делает меня человеком”. Духовное обучение учителя, часто священника, в воспитании воинов считалась неоценимой.
За воспитание человека нельзя было дать материальное вознаграждение, так как нельзя измерить неосязаемое и неизмеримое, за него следовало бесконечно почитать и превозносить своего учителя.
Обучение в семье и наставления учителя были двумя основными факторами, фундаментом в воспитании молодёжи сословия дружинников, формировавшими идеал воина, основанный на мифических сказаниях, христианском безразличии к смерти, древнем культе сыновней почтительности и чисто русской основе - верности своему князю.
Семья и наставник, прежде всего, заботились о становлении характера подростка, вырабатывали отвагу и мужество, выносливость и терпение.
Будущих дружинников старались растить бесстрашными и смелыми воинами, другими словами, развивали в них качества, которые считались в среде дружинников самыми главными добродетелями, при которых воин мог пожертвовать своей собственной жизнью ради жизни другого, “положить живот за други своя”, особенно за жизнь своего покровителя и господина.
Такой характер развивался слушанием былин, баллад, рассказов и историй о храбрости и воинственности легендарных предков, знаменитых князей, воевод и дружинников.
Нередко отец приказывал будущему воину для развития смелости отправляться ночью на кладбище или место, известное своей дурной славой, где водилась нечистая сила, духи и так далее.
Практиковалось посещение мальчиками публичных наказаний и казней, а также ночной осмотр отрубленных голов преступников, на которых сын дружинника должен был оставить свой знак, доказывающий, что молодой воин действительно приходил на указанное ему место.
Чтобы развить у молодёжи терпение и выносливость, сыновей воинов заставляли исполнять непосильно тяжёлые работы, проводить ночи без сна за молением, ходить босиком зимой, рано вставать и так далее.
Ненамеренное же лишение пищи считалось полезным.
Мальчики воспитывались в умении контролировать свои действия, воздерживаться от выражения своих чувств восклицаниями, от стонов и слёз.
“Что ты плачешь от таких пустяков, трусишка? - говорила мать плачущему сыну. - Что ты будешь делать, если тебе отрубят в битве руку или ногу?”.
С самого раннего детства детям дружинников прививали чувство чести и стыда, учили быть правдивыми и дисциплинированными. Такое воспитание вырабатывало хладнокровие, спокойствие и присутствие духа, помогало дружинникам не терять ясности ума при самых серьёзных испытаниях.
От юношества требовали систематически тренироваться, чтобы овладеть военным искусством, быть всесторонне подготовленным для пользования оружием, физически сильным и ловким.
Молодые дружинники должны были в совершенстве владеть приёмами фехтования на мечах и алебардах, стрелять из лука, знать приемы борьбы и драки, уметь обращаться с копьём, ездить верхом, а юношей из дружинных семей высокого ранга обучали знаниям тактики.
В каждой дружине, при дворе каждого князя для этой цели были устроены великолепные фехтовальные залы, площадки для стрельбы из лука и гимнастических упражнений, манежи, где преподавали лучшие знатоки своего дела под непосредственным руководством самого воеводы и князя.
Обучение в этих дружинах начиналось обычно с восьми лет и продолжалось до 17 лет. Педагогические требования добавляли к овладению военными искусствами ещё и изучение письменности, так как от воина требовалось умение написать воинское донесение или начертать разведывательный план местности.
Однако дружинники останавливали своё внимание на посторонних военному делу дисциплинах лишь постольку, поскольку это касалось профессии воина и могло быть полезно в военной практике.
Специальные княжеские школы, в которых преподавались законы Божьи, изучались и переписывались древние библейские святые тексты, каллиграфия и иконопись, считавшиеся необходимым атрибутом поместья князя, скорее из приличия, как подражание дворам Великих князей в Киеве и Владимире, что часто презиралось простыми дружинниками и ни в коем случае не были уважаемы, а лишь терпимы.
В этих школах можно было увидеть детей, не способных к овладению дружинным делом и военными науками, болезненных, слабых, заумных, с  физическими недостатками, или же людей, добровольно решивших отрешится от мира насилия и блуда ради монастыря и затворничества.
Насмехаясь и презирая таких учащихся, дружинники говорили: “Занятия науками это жалкий удел изнеженных вьюношей и старцев, слабое здоровье которых не позволяет им пользоваться своими мускулами и лишает их приятной возможности упражняться в благородном искусстве дружинника”.
Тем не менее, именно из этой среды вышли многие национальные мыслители, знаменитые поэты, писатели и прославленные художники эпохи русского средневековья.
В 17 лет воспитание молодого дружинника считалось законченным. Он получал настоящий боевой меч, с которым не должен был расставаться всю жизнь.
Юноша переходил в новую возрастную группу - общество взрослых. Совершеннолетие сопровождалось и другими действиями, называвшимися воинская наука.
Во время обряда половой зрелости кандидату, по древнему обычаю, впервые делали причёску дружинника под горшок. Юноше надевали на голову воинский шелом.
На Руси обряд посвящения в воины был распространён как среди военной аристократии, так и простого народа со времён древности. Начиная с X века, юноши военных семей церемониально проходили по ритуалу, определённому влиянием военных обычаев.
В связи с эти воин впервые облачался в одежду взрослого воина, в её комплект входили широкие шаровары и сапоги, являвшиеся особым отличием сословия воинов.
Их первое торжественное одевание было семейным праздником и связывалось с посещением древнего храма, покровителя рода совершеннолетнего.
В состав этих действий часто входило получение взрослого имени, церемониальное знакомство со своей будущей невестой, испытание силы дружинника.
Опекуном подвергавшегося этому ритуалу обычно просили стать сильного и могущественного воина, воеводу или князя, чему дружинники придавали очень большое значение,  что рассматривалось как принятие обоюдных обязательств между князем и дружинником.
Получив оружие и пройдя обряд посвящения, молодой дружинник обретал свободу и независимость в действиях, был преисполнен чувства самоуважения и ответственности. Он становился полноправным членом своего сословия.
Само собой разумеется, что, будучи профессиональными воинами, дружинники должны были основное внимание уделять военному ремеслу и признавать только его единственным занятием, достойным мужчины.
Весь комплекс того, что культивировал в себе каждый дружинник, все духовные и физические способности были подчинены, в конечном счёте, единственному и главному моменту - овладению военным мастерством, без которого было бы бессмысленным само понятие дружинник.
От степени военной и физической подготовленности дружинника зависело высшее требование, предъявляемое каждому воину - умение бороться с оружием или без оружия с противником и побеждать его.
Это обусловило то, что, готовя себя к основному в жизни - войне, дружинники постоянно совершенствовали искусство воина и физическую подготовку уже с раннего детства, упражняясь во владении оружием, воспитывая телесную и духовную твёрдость, храбрость и решительность.
Отличительной особенностью всех русских видов военных искусств - воинским являлось то, что основной акцент при овладении им делалось, прежде всего, на нравственно-моральную сторону и развитие духовных способностей дружинника, то есть психической уравновешенности воина, а затем уже на формирование физически развитой личности.
Моральное содержание таких дисциплин, как владение оружием и так далее, упоминается в древних летописях, которые в сочетании с другими науками говорили о нравственном принципе, имеющем также глубокую связь с религиозными аспектами жизни военного сословия.
Моральный принцип в военных тренировках русских воинов был обусловлен учением Христа и нес в себе высокую этическую категорию. Что же касается религиозного аспекта, то его основой была непосредственная связь с христианством.
Познание правильного истинного пути, или правды, считалось главным в фехтовании, стрельбе из лука, борьбе без оружия, плавании, где оно являлось как бы образующим идеалом дружинника, достижение которого означало в философском смысле познание самого себя, что было необходимо для гармонического развития личности.
В этом плане полное понятие воин означало первопричину всего существующего духовного и материального явлений мира с путём природы. В соответствии с этим теоретики и практики военных единоборств считали, что это первичное условие поможет пробуждать в человеке все самое ценное, понимаемое лишь инстинктивно, мистически, что позволит молодому воину стать зрелым воином.
В военных искусствах русских дружинников это носило характер образующего идеала и начала, без которых воинские искусства были невозможны.
Целью и сутью борьбы было достижение и соприкосновение каждого воина с миром природы, то есть слияние единичного и целого. Это согласуется с древними положениями об изначальной природе, присутствующей во всём живом, которая постигается человеком посредством созерцания, обретения смысла жизни на земле, среди живых.
Таким образом, русский дружинник, познавая самого себя, должен был достичь военного мастерства, соприкасающегося с истинным воинским путём, и войти в совершенную гармонию с природой, с которой человек составляет неразделимое целое.
Преобладающее значение имела внутренняя подготовка воина, на что обращалось больше внимания, чем на напряжение внешних физических сил воина.
Решающим фактором в деле выработки силы духа была тренировка. При помощи регулярной тренировки - духовной основы военно-спортивного образования дружинников, призванной, по выражениям воевод, помочь в достижении гармонии с природой и устранить отрицательные черты характера.
Юные воины должны были развить у себя психически уравновешенное состояние для исполнения своих основных, военных обязанностей, а также для не менее важного дела тренировок в фехтовании и стрельбе, которые в свою очередь выступали как репетиции собственно боевых действий.
Готовность дружинника к боевым действиям часто проверялась во время проведения многочисленных охот на серьезных хищников, которые одновременно являлись и заготовкой провианта.
Это было состояние повышенной боевой готовности, которое ни в коем случае не допускало малодушной трусости. Несмотря на ряд чисто мистических элементов, постоянная тренировка имела и рациональное зерно.
Прежде всего, это касается постановки правильного дыхания, что крайне необходимо при любых физических упражнениях. Перед тренировочным боем дружинники обычно принимали позы, характерные для сражающихся воинов, приготовившихся к бою, старались дышать глубоко и равномерно.
Это заранее готовило органы дыхания к тяжелой физической работе и содействовало дальнейшему ритмическому функционированию лёгких во время самой схватки с противником, когда резко возрастала потребность организма в кислороде.
Преимущественное духовное напряжение, способствовавшее развитию самообладания, хладнокровия и трезвости мысли при всех упражнениях, однако, не означало, что в военных искусствах дружинников физический фактор силы и выносливости рассматривался как несущественный.
Являясь вторым образующим элементом в военных дисциплинах, физическое воспитание требовало от воина кропотливого оттачивания техники, развития физической силы, выносливости, выработки почти инстинктивной феноменальной реакции и координации движений. Всё это достигалось в результате каждодневных и многочасовых тренировок.
Вспомним, как во все времена мы одолевали в рукопашных схватках своих врагов, откуда бы они не приходили: с Запада или Востока, Севера или Юга.
Древняя Русь с давних пор была знаменита своими богатырями, подвиги которых не перестают изумлять наше поколение. С древних пор русов-росов описывали, как “Народ этот росы могучий, и телосложение у них крепкое, мужество большое”. Русских дружин боялись всюду от Византии, до кочевых племен Востока хазар.
Даже не вникая в подробности можно понять, что для того чтобы выжить в то время человек должен был быть воином и защищать свою семью.
Рассмотрим вооружение, которое было в ходу в древней Руси. Прежде всего, это кольчуга из плетеных колец, обычно на неё поверх одевались металлические пластины, дающие дополнительную защиту наиболее важным органам.
Также еще был деревянный и железный щит, На ноги надевались поножи, а в руках была либо палица, либо меч. В общем, если подытожить, то воин выходил на бой, неся на себе более 30 килограмм вооружения.
Если еще и учесть, что древние битвы порой длились сутками, то надо представить какой неимоверной силой должны были обладать древнерусские воины.
При этом для того что бы выжить воину приходилось не только мечом махать, а так же уклонятся, приседать и делать многое другое. Другой вопрос, что воином с малых лет приучали к таким крупным физическим нагрузкам.
Обычно детей просто отдавали в дружины, но таких случаев мало, поэтому в дружины приходили подростки, которым обычно исполнилось 18 лет.
Это были средние или младшие сыновья, не получившие отцовского наследства. В дружине, они целый день занимались тем, что чистили оружие и тренировались.
Часто это были тренировки с оружием и при полном воинском наряде. Более строго с обучением стояло в княжеских дружинах, в которые со времен Владимира Святославича стали привлекаться люди из народа в противовес наемникам.
Но обычно подростки приходили в дружины уже значительно подготовленными. Ловкость у них развивалась в детских подвижных играх со сверстниками: меткость охотой, а драться они учились во время многочисленных празднеств, таких как масленица, когда после сжигания чучел и пуска колес обычно была потешная драка стенка на стенку.
Чаще это было село на село, где каждый подросток мог бы получить основы кулачного боя. Уже в дальнейшем кулачные бои стали как бы синонимом дуэли, когда обиженный мог вызвать обидчика на бой при в сем честном народе. Яркий пример тому описывается в “Песне о купце Калашникове” Лермонтова.
В дружине примером для всех был князь. Который сам водил свою дружину в бой. Примеров такого подвига является князь Дмитрий Донской и Куликовская битва, в которой князь, переодевшись в снаряжение простого воина, сражался в первых рядах.
На многих ярмарках люди потешались, тем, что сгибали пальцами монеты, скручивали чугунные кочерги в узел, для этого был большой стимул, наиболее отличившегося князь мог пригласить в свою дружину.
Так же большое внимание уделялось оружию. Ведь для того, чтобы махать мечом, а это самое легкое оружие, весь день надо было обладать неимоверной выносливостью.
Большое развитие этому дала славяно-горицкая борьба. Этакий синоним восточных единоборств, где также различались тотемы посвященные различным зверям.
Самым распространенным тотемом был тотем медведя. Как и в восточных единоборствах в славяно-горицкой борьбе существовала и своя  философия очищения души и тела - “в здоровом теле здоровый дух”.
Также дружинников обучали плавать в кольчугах, при полном вооружении. Много ратных подвигов было совершено русскими богатырями во времена монголо-татарского ига.
Одним из примеров является подвиг богатыря Евпатия Коловрата, который со своим маленьким отрядом терзал орды Батыя. Даже после того как войско Батыя окружило его отряд он не сдался.
А еще во время битвы он разрубил пополам монгольского предводителя отряда, который по описанию современников был сильнейшим  воином среди монгольского войска. Батый приказал уничтожить отряд Коловрата, забросав его отряд ядрами из катапульт.
Какова же причина, того здоровья у древне русских воинов? Первым делом, это тренировки, занятия с оружием которые развивали мускулатуру и выносливость.
Во - вторых это чистая экология и еда, а так же своеобразные диеты. Огромную роль в этом сыграла церковь, которая во время поста строго ограничивала прием спиртного.
А так же постоянная физическая нагрузка, ведь в то время не было ни какой автоматики. На селах своей силой обычно выделялись кузнецы. Но также существуют и примеры, когда простые труженики совершали свои подвиги.
Одним из таких примеров является народный герой былин Никита Кожемяка-кожевник, который победил печенежского богатыря, за что был принят в дружину князя Владимира Святославича.
С постепенным усовершенствованием оружия надобность в большой физической силе отпала. Кольчуги сменились более легкой формой, тяжелые мечи легкими палашами, надобность в щитах вообще отпала.
И на поле боя большую роль играло не мастерство солдата, а тактика полководца. Но все равно даже во времена огнестрельного оружия русские солдаты проявляли свои недюжинные физические способности.
Так во время Отечественной войны 1812 года солдаты на себе перетаскивали литые чугунные пушки. Так же история сохранила случай, когда русский солдат отбивался от французов одним шомполом.
Со временем богатырское телосложение стало редкостью и стало привилегией только балаганом и цирков. Во времена царской Росси имена русских атлетов гремели на всю Европу, которая поражалась умению русских богатырей кидать трехпудовые гири с милой улыбкой на лице.
И наши победы имели под собой основу - русское воинское искусство, систему народной подготовки мужчины-воина. До нынешних дней сохранились имена мастеров-кулачников.
Причем упоминаются среди них не только люди богатырского сложения, такие как, например, московский Семен Треща XVIII века, кулаком вышибавший кирпичи из печки, но и небольшого роста, худощавые, невзрачные с виду.
Такими были приказной чиновник Батин и фабричный человек Соколик, однако оба обладали выдающейся силой, ловкостью и изворотливостью в боях.
Это обстоятельство особенно примечательно, ибо показывает, что это  не просто данная от природы медвежья сила определяла исход поединка. Были секреты, кстати, и работа по точкам, и определенные типы дыханий - аналог Цигуна, и особое состояние духа - модная ныне медитация и знаменитый кулачный бой.
Московский генерал-губернатор в Отечественную войну 1812 года граф Ростопчин, большой знаток английского бокса, говаривал: “Битва на кулаках это такая же наука, как и бой на рапирах”.
Да и знаменитая суворовская “наука побеждать” предусматривала как важный компонент специальную подготовку солдат для ведения рукопашных схваток.
А потому у современного русского стиля, того самого, которым пользовался волкодав Таманцев, герой книги Богомолова “В августе 44-го, или Момент истины”, исторические корни очень глубокие.
Система подготовки воинов на Руси создавалась как боевой раздел, предназначенный для подготовки дружинников. Однако в дальнейшем она была адаптирована под социальные слои населения и в настоящее время  используется для подготовки сотрудников спецподразделений, а также частично для подготовки спортсменов, в том числе и детей.
Основным фундаментом этой системы являются исторические русские воинские и православные традиции, многовековой опыт подготовки защитников отечества со времен Древней Руси до наших дней.
Воинское отечественное искусство является боевой системой, построенной, прежде всего на мобильности и экономичности движений. Работа строится с учетом физиологических особенностей человека.
Данная система является универсальной, а человек, освоивший ее, работает в зависимости от ситуации. Эта система эффективное этапное направление в русском боевом стиле.
Методика подготовки по данной системе прошла апробацию на базе многих образовательных учреждений и силовых структур. Имеет ряд характеристик и рекомендаций.
В рамках этой системы выделяются три параллельных раздела: непосредственно рукопашный бой, ножевой бой и состязательный раздел. Каждый из них, несомненно, имеет свои особенности, как в методике, так и в преподавании, поэтому любой человек, интересующийся боевыми искусствами, сможет найти в системе что-то свое.
Конечно, более полно изучить все разнообразие элементов, которым богата система, смогут в первую очередь те, кто отдаст предпочтение рукопашному бою.
Знания, которые они получат, помогут им чувствовать себя уверенно в любой нестандартной ситуации и при встрече с реальной опасностью они смогут защитить себя и своих близких.
Для людей, стремящихся срезу же пустить свои знания и навыки в дело, проверить себя в боевой ситуации, подойдет состязательный раздел системы спарринг.
Он отличается узким арсеналом приемов, подходящих для спарринга, каждый из которых подбирается индивидуально и отрабатывается до совершенства. А людей, интересующихся применением в бою холодного оружия, приятно удивит эффективность техники ножевого боя по данной системе в старину.
Если учесть, что древние битвы порой длились целыми сутками, то надо представить какой неимоверной силой должен был обладать древнерусский воин, которому приходилось не только рубиться мечом, а так же ловко уклоняться от ударов.
Воинов  с малых лет приучали к таким тяжелым физическим нагрузкам. Обычно детей брали в дома князей и отдавали в дружины отроками.
Но таких случаев было немного, поэтому в дружины приходили подростки, которым обычно исполнилось 10-15 лет, это были средние или младшие сыновья не получившие отцовского наследства, либо дети погибших дружинников.
В дружине, они целый день занимались тем, что чистили вооружение, привыкали к нему, много тренировались. Тренировки с оружием проходили при полном воинском облачении.
С древних времен стали привлекать в дружины людей из простого народа в противовес наемникам, которых на Руси не любили. Обычно отроки и подростки приходили в дружины уже значительно подготовленными.
Ловкость у них развивалась в детских играх со сверстниками, меткость - охотой, а драться они учились во время многочисленных народных празднествах, когда дрались стенка на стенку - обычно это было село на село, где  каждый подросток получал основы русского кулачного боя.
В дружине примером для всех был князь, который сам водил свою дружину в бой. Ярким примеров такого подвига является князь Дмитрий Донской во время Куликовской битвы, который переоделся в снаряжение простого воина и сражался в первых рядах войска.    
На многочисленных ярмарках и празднествах русские люди потешались тем, что запросто сгибали пальцами серебряные и медные монеты, шутя, рвали пополам стальные подковы и играючи скручивали чугунные кочерги в узел,  для этого был большой стимул - наиболее сильного крестьянина князь мог взять в свою дружину.
Большое физическое развитие давала славяно-горицкая борьба, синоним восточных единоборств, где назначались древние тотемы посвященные различным зверям.
Самым распространенным тотемом был тотем медведя. Как и в восточных единоборствах в этой борьбе существовала и своя философия очищения души и тела - “в здоровом теле - здоровый дух”. Также дружинников обучали плавать в кольчугах при полном вооружении.
 Какова причина столь удивительного здоровья древнерусских воинов? Первым делом, усиленные физические тренировки и занятия с оружием с детских лет, которые развивали мускулатуру и  выносливость.
Во-вторых, наличие чистой экологии и еды, а так же диеты, огромную роль в этом сыграла православная церковь, посты значительно ограничивали приемы  еды и спиртного.
На селах своей силой обычно выделялись кузнецы. Но также существуют и примеры, когда простые труженики совершали свои подвиги.
Одним из таких ярких примеров является народный герой былин Никита Кожемяка-кожевник, который победил печенежского богатыря, за что был принят в дружину киевского князя Владимира Святославича.
С постепенным усовершенствованием оружия надобность в большой физической силе отпала. Кольчуги сменились более легкой формой, тяжелые мечи - легкими палашами, надобность в щитах вообще отпала. Появилось огнестрельное оружие. И на поле боя большую роль стало играть не мастерство солдата, а тактика полководца.
Вы знаете, почему Александр Невский дал бой псам-рыцарям на льду Чудского озера? Это в традициях русского народа. Кулачные бои стенка на стенку проходили обычно зимой, или на Масленицу.
Зимы у нас многоснежные, и где можно было найти ровное, просторное место? Правильно, только на льду. И удалой купец Калашников в свое время бился на льду Москвы-реки. А родная природа всегда поможет.
Не хочу хаять восточные единоборства, за ними вековые традиции и опыт, но и Китай, и Япония - страны субтропические. А выйди-ка у нас на поединок зимой в кальсонах и на босу ногу. И холодно, и засмеют.
Искусству русского рукопашного боя веков не меньше, чем японскому, но он приспособлен к российским условиям и очень неприхотлив. Не надо никакой специальной формы - повседневная одежда.
На ногах - хоть валенки. Можно сражаться в темноте. В любых условиях: в снегу, на пахоте, на асфальте, на лестнице, на песке. Один против вооруженной толпы.
Обычно в кино подобные сцены выглядят неубедительно. Агрессоры, терпеливо выжидая, нападают по одному, позволяя красивому киногерою без помех завалить очередного врага.
Русский ведет себя в бою спокойно. Он все время оказывался отгороженным от нападающих спиной одного из их сотоварищей. Тщетно они, толкаясь, старались обежать его сбоку или сзади. Всюду их встречала широкая спина русского воина.
Именно так. Не случайно японские императоры в прошлом веке набирали телохранителей из русских, владеющих этой системой боя. Самурайский идеал: “Будь всегда готов к смерти”.
Или ниндзя, попав в безвыходное положение, может, и должен, себя уничтожить. У нас Алексей Алексеевич Кадочников говорит иное: “Будь всегда готов сохранить свою жизнь. Ибо только живым ты можешь и дальше наносить урон врагу - огнем, штыком, прикладом, подручными средствами и голыми руками”.
Кадочников  просто собрал, систематизировал и изложил доступным современному человеку языком традиционное русское искусство рукопашного боя.
Система не требует затрат значительных физических сил. Она очень экономична, а значит бой можно вести не три раунда по три минуты, а сколько потребуется. Хоть целый день.
И в любом положении: Лежа на лопатках, на животе, стоя на коленях, на четвереньках, на корточках. Это издревле еще шло. Скажем, какой-то Ванятка из-под Рязани весь день землю пахал.
Уработался так, что рук поднять не может. А тут вороги. Ну, что с ними делать? Блоки ставить, как в карате, или прыгать по пашне в стиле “маваши-гери”? Нет.
Наш Ванюша вставал в стойку “русский медведь”. Она спокойная такая. Если не сказать, что боевая стойка, так никто и не поверит. Видели в кино, как цыгане по ярмарке медведей водили?
Миша с ноги на ногу переступает, приплясывает, раскачивается, плечами водит, лапы передние свесил. Так и говорит всем видом: “Чаво, робяты, чаво пристали, окоянные”. А сунься кто - полетят клочки по закоулочкам.
При этих вращениях плечами, массируется сердце, активно вентилируются легкие, организм входит в боевой ритм. И удар - видите, рука вроде бы расслаблена, но бьет, как плеть. С подхлестом.
Используется принцип волны, аккумулирующей энергию и выдающей ее в точке удара особенно резко. И с рикошетом, в челюсть, например. Или в нос.
Здесь нет ярко выраженных элементов защиты, или нападения. Одни движения плавно и непредсказуемо для противника перетекают в другие, все части тела работают, как вращающееся колесо.
И заканчивается движение после того, как противник сдался. Или надежно обездвижен. Или не подает признаков жизни. Допустим, вы случайно пропустили удар.
Противник приближается, чтобы добить. Но и в лежачем положении ваш организм не перестал функционировать. Можно сделать вращательное движение плечами.
В восточных единоборствах оружием может быть любой предмет: веер, юбка, скамейка, зонтик. У нас то же самое. Но веер найти трудно. Вот противник вынул нож, а ты выдерни шнурок из ботинка.
Казалось бы оружие по силе несравнимое. Но вот захлест за горло. А вот - за глаза. Теперь захлест руки и с ножом, с последующим броском. А если к шнурку еще и ключи привязаны, то это уже кистень.
Никогда не видели? Кистенем называли шар такой с шипами на цепи. Жуткая вещь. Так, что еще может быть? Стул - сильное оружие. Мяч, карандаш, ботинок.
Например, вы на пляже. Ничего нет, только трусы и тапочки. Что делать? А песок, камень, кулак, ветка. Но самое страшное русское оружие - лопата. Это и сабля, и штык, и пика.
Но даже во времена появления огнестрельного оружия русские солдаты продолжали проявлять свои уникальные физические способности. Суворов не случайно учил: “Пуля - дура, штык - молодец!”.
Штык - это целая наука. Не просто тыкай и коли. Оружие может и должно вращаться во всех трех измерениях, и только острие его всегда должно быть в противнике.
Нет лопаты - можно взять вилы, грабли, ухват, если под руку попал. Или просто крепкую палку. А если ничего нет, то можно у врага отнять. Техника обращения с мечом такая же, как и с палкой.
Если только рукой махать, долго не продержишься. Надо включать все тело. Плечо, бедро, колено служат здесь точкой опоры, а палка работает, как рычаг.
Перехватить, отнять ее очень трудно, далеко от себя ее не отпускают. А теперь с двумя палками. Пространство вокруг перекрывается без мертвых зон. Подойти невозможно. А представьте себе, что это мечи.
Были на Руси такие воины - обоерукие. Бой, как правило, начинали менее опытные, а такие умельцы выступали уже, как главная сила. Такой направо в стан врага пойдет - улица. Налево - переулочек.
Кстати, о пистолете. Или автомат, это все равно. Когда противник упирается тебе стволом в живот. Видите, он нажимает. А когда есть давление, всегда есть и траектория ухода.
Воин делает обманчиво мягкое вращательное движение корпусом. Видите? Даже если теперь он и выстрелит, пуля только чиркнет по мишени. А когда воин уже не на линии огня, он с ним уже работает.
А если нож к горлу? Есть захваты спереди, потом сзади.
 Вообще-то, система не у нас агрессию не провоцирует. Многое можно уладить мирно. К примеру, метро.
Один гражданин выпил лишнего и показалось ему, что еще одна бутылка была, но найти ее он, естественно, не может. Ходит по вагону, ко всем пристает: “Где моя бутылка?” И за карман так подозрительно хватается. Значит, там у него есть что-то. Ну, что бить его сразу?
Правильно, ткнуть его пальцем, или ребром ладони в сонную артерию. Он сразу спокойным станет. Вообще, система Кадочникова очень емкая. Боевое самбо, например, входит в нее, как один из разделов.
В нем очень большая техника захватов и освобождения от захватов, самозащита Она применялась бойцами НКВД, а также выживание в экстремальной ситуации, зимой в снегу, или, наоборот, в пустыне, в песчаную бурю.
Знание способов ведения боя при ранениях или в болезни. Причем, все не в разрозненном виде, а именно, как система, комплекс, все элементы которого взаимопроникают и обогащают друг друга. Действуют вместе, как пальцы в кулаке, или солдаты в бою.
Русский воин в бою непобедим. А так всегда и было. Боевое искусство - составная часть богатейшей российской культуры. И ни один агрессор никогда не мог нас победить.


Рецензии