Гамлет для Вождя

Эта курьезная история произошла в  одном известном Московском театре, через пару лет после конца  братоубийственной гражданской войны. На следующее утро октябрьского переворота 1917 года  театральное искусство стало, как и все остальное в стране народным. Партия Ленина, объявив себя  единоличным представителем и яростным защитником прав народных масс, китайской стеной ограждала  умы рабочего класса от буржуазного искусства, отныне она следила за тем, какой репертуар играется. Цензура новых властей, стала строже царской. Многие известные артисты, не выдержав суровости нового времени, уехали за границу, в поисках своего актерского счастья,  а артисты калибром поменьше, не имея возможности выехать из России, перевелись в рабочие специальности, став кочегарами, литейщиками и швеями. В стране наступил Театральный кризис, не горел как раньше,  ярким неповторимым созвездием, театральный небосклон.
К пятилетию великого октября один из чиновников молодого советского правительства, задумал поставить грандиозный спектакль, в котором бы были отображены все многочисленные благие деяния коммунистической партии, во главе с великим вождем революции – товарищем Лениным. Вскоре начались поиски подходящей сцены, способной реализовать весь масштаб грандиозного замысла и работоспособной труппы, естественно политически благонадежной. Задача предстояла не легкая, так как многие театры были закрыты или находились в ужасном состоянии, а их труппы были немногочисленны и подавлены. Но все, же спустя пару недель, был найден подходящий вариант. Театральный коллектив собрался со всей Москвы. Партийные энтузиасты в спешке, ибо время поджимало их к стенке, не раздумывая, поставили печати на необходимых документах и немедленно отправили ответственного комиссара на место будущего шедевра. Кремлевские пропагандисты не смыкая глаз, трудились ночи напролет, создавая великую пьесу. Десятки редакторов, производили многочисленные редакции с правильными историческими уточнениями, сам  товарищ Троцкий, внимательно прочитав каждую страницу, ставил одобрительную подпись. И вот в свет была выпущена пьеса о событиях великой революции.
Специальный комиссар, направленный для слежения за процессом постановки спектакля, внешне мало походил на человека разбирающегося в театральном искусстве - это был бравый боец, прошедший всю гражданскую войну от А до Я с мозолями на ладонях от того, что он, не переставая, душил контрреволюцию. Суровый взгляд, прожигающий  все живое, не дававший ускользнуть  ни кванте инакомыслия, выпирающая нижняя челюсть, готовая вцепиться бульдожьей хваткой в  мягкие буржуазные тела, огромные волосатые руки, и добротный русский мат, вставляемый, через слово – ни на минуту не останавливали творческий процесс.
-Нужен, лядь, такой спектакль, чтоб ух!!!!
Это ух, звучало громко и сурово, но зато очень понятно для каждого актера.
  - Нужно рассказать про партию, про красных героев, про, лядь, белогвардейскую контрреволюционную сволочь, про великую народную революцию.
Старый руководитель театра хотел было возразить:
- Ну, мы же театр. Какая политика!
-Вы театр, вот и будете играть, то, что вам велено. Я большой специалист по театрам, ни мало их посетил, за время выявления пособников контрреволюции. На постановку у вас три недели.
Выбора у артистов иного не было, пришлось согласиться играть. На общем собрании были распределены роли. На роль вождя был выбран Леонид Соломонович, наиболее подходящий по возрасту среди всех остальных актеров, а также имеющий некоторое сходство с товарищем Лениным. Старый актер раньше выступал в Площадных театрах, где его персонажи в основном состояли из героев русских народных сказок, хотя однажды в жизни на заре своей карьеры ему досталась роль самого Гамлета, которою он мечтал еще раз когда-нибудь сыграть.
 Сотни солдат и рабочих мастерили декорации, целые бригады швей шили костюмы. Нашли даже двух лилипутов, которые должны были играть роли Керенского и Деникина. Привели взвод матросов под массовку. Все жили в театре, бесконечные репетиции прерывал лишь непродолжительный сон, в котором особым  указом комиссара предписывалось видеть светлое коммунистическое будущее.
И вот настал тот знаменательный день. Это было грандиозное культурное событие с замахом на всю Россию. В отремонтированном зале собралось множество народу. Видные коммунистические деятели во главе с товарищем Лениным оккупировали первые ряды. Люди стояли в проходах, прижимались к стенам, некоторые говорили, что видели даже висящих на потолке зрителей.
Занавес открывается. Начинается первый акт. Наступает момент выхода товарища Ленина. Леонид Соломонович, исполняющий роль вождя, торжественно появляется на броневике, в зале раздаются бурные аплодисменты. Наступает театральная пауза. Все замерли. Тишина.
Старый актер, получивший небывалый подарок  - главную роль в главном спектакле страны советов,  то ли  с-перепугу от навалившейся удачи, то ли от изрядно выпитой порции водки, а может быть просто от старческой забывчивости, произносит слова, которые слетали с его уст тысячу раз:
-А вот и я, здравствуйте ребятушки!
В зале стоит мертвецкая тишина.
- Здравствуйте то-товарищи, сквозь ком в горле произносит человек на броневике.
Зал взрывается аплодисментами, волна ритмичных хлопков накатывает зал, превращаясь в бурю, в ураган оваций. Зрители неистово кричат браво. Актер продолжает читать монолог. Захватившие его волнение, заставляет путать и забывать слова. Пот ручьем льет с побледневшего морщинистого лба.
- Мы обязаны, наворотить...сотворить революцию. Фабрики дворцам, рабочие крестьянам...
Партнеры начинают тихо подсказывать слова текста. Зал замер, внимательно вслушиваясь в речь бедного Леонида Соломоновича, получившего роль поважнее Гамлета.
-Буржуазность долой вон, народные кассы… массы.
Массовка матросов хором начинает шептать подсказки. Вот уже и кто-то из первых рядов присоединился к толпе суфлеров. Многие начинают нервничать, люди с трудом сдерживают смех, неуместный в ситуации  с вождем на броневике. Но тут происходит творческое пробуждение Леонида Соломоновича: старый еврей, проживший трудную незатейливую жизнь актера площадного театра, вдруг ловит музу за хвост. В нем просыпается великий артист,  беспробудно дремавший все эти годы.
На весь зал громко раздается:
-Тихо!!!!!   
Державный Цезарь, обращенный в тлен,
Пошел, быть может, на обмазку стен.
Никакой поддержки Временному правительству» и «Вся власть — Советам»
Деритесь с полной силой  Сердечно вторю
И буду честно биться в братской схватке
Отнюдь;  нас  не  страшат  предвестия
И не проклятье ль - этому червю
Давать кормиться нашею природой?
Фабрики рабочим, Дворцы крестьянам.
Итак, кругом опутан негодяйством, -
Мой ум не сочинил еще пролога,
Как приступил к игре
Только диктатура пролетариев и беднейших крестьян способна сломить сопротивление капиталистов,
С таким коварством удочку закинул
Мне самому, - не правое ли дело
Воздать, ему вот этою рукой?
Товарищи настал тот час когда падет неправедный режим!!! Быть или не быть вот в чем вопрос!
 Монолог был прочитан с такой страстью и энтузиазмом, что случайные переходы на текст Шекспира сочли за гениальное проявление Ленинской мысли.  Весь зал во главе с Великим вождем аплодировал стоя целых 10 минут. Это был триумф Леонида Соломоновича.
Он настолько увлекся своей ролью, что не хотел слезать с броневика. С большим трудом матросам удалось стащить его оттуда. Спектакль был сыгран на ура. Все были в восторге. Владимиру Ильичу  так понравилось, сочетание его знаменитой речи и текста Шекспира, что пожимая руку главному герою вечера, он произнес:
- Прекрасная идея Гамлет и Ленин, как же я сам не додумался до этого. Великолепно. Спасибо вам, вас обязательно наградим.
Всех актеров участвовавших в постановке наградили медалями красного знамени и выдали трех месячный паек. А Леонид Соломонович, гордо теперь всем говорит:
-Я сыграл Гамлета два раза.


Рецензии
Призабавный случай. )))) Вот так рождаются байки.
Молодец.

Господин Горишный   02.09.2009 18:31     Заявить о нарушении