Зрительные образы национальных миров

 Георгий Гачев* - самобытный человек, писатель, философ, оставил нам свои кноги, мысли,  позволяющие нам  задуматься о мире и о себе, о наших собственных представлениях.

 Гачев выявляет  единый стержень национальной культуры в его проявлениях на разных уровнях: в быту, нравах, религиях, образности литературы и искусства, философских системах, теориях естествознания.

Подобно тому как человек есть  единство тела, души и духа, так и каждый национальный мир рассматривается им как единство местной природы (Космос), характера народа (Психея) и его ума, ментальности (Логос).

У каждого народа свое призвание на земле, своя идея, своя целевая причина.
 И лишь в сопоставлении этих голосов возможно услышать голос единого человечества.

Например, пространство и время воспринимается и оценивается по-разному
не только конкретным человеком, но и народами.

 Георгий Гачев полагал, что для русских, например, важнее, «роднее» пространство, а для германцев – время.

 Георгий Гачев, согласно творческому видению,  создал зрительные  образы национальных миров!

Греческая Эллада – это шар, круг, центр – диаметр.

 Для Германии модель мира – Haus, дом, и еще дерево, Baum, Fichten Baum, готическое древо.

Модель Италии – арка, купол.

Для Франции – крест декартовых координат и на них волна – эмблема. Волновые теория
 Де Бройля, Декарта.

Для Англии – остов корабля, а на нем мачта self-made man.

Еврейский образ мира – менора, семисвечник, вертикальный шест, а наверху дуги,
т.е. «психо-логос минус космос», совершенно минимальное соприкосновение с землей,
а в дух, в воз-дух, в небо уходят ум, психея и т.д.

Россия – горизонталь, стрелка, луч и однонаправленная бесконечность.
Россия –  бесконечные просторы, путь-дорога.

У России - женское начало, у Германии - мужское.

Уникальный пример, по мысли Гачева, являет собой еврейство. В то время как все другие
национальные целостности сочетают косм-психо-логос, этот народ смог
существовать в ходе истории без своей природы. В этом секрет еврейства.
2 000 лет в диаспоре. Благодаря своей уникальности жизни без природы
они избранный народ. Еврейский вариант я определяю
как «психо-логос минус космос» не космо-психо-логос. И как в математике
 минус, отрицательная величина – это не отсутствие, но значащая величина,
 так «минус
 космос» – это весьма значащее отсутствие. Те субстанции энергии, которые в
 других народах распространяются экстенсивно на их территориях, в войнах,
земледелие и т.д., здесь содержатся в психее и логосе, делая их необычайно
активными и развитыми.
 Тора – это их территора, а также тела и жизни людей Бога Живаго.
Природа еврейства – это его народ. Космос оказался вдавлен в этнос,
главная заповедь здесь – жить,
выжить, «быть живым, живым и только, до конца», как это выражено Пастернаком.

Еврейский народ был вовлечен в великий поток исторических событий,
имевших место в восточной части Средиземноморского бассейна,
в Малой Азии и Месопотамии, где возникали и рушились великие империи.
Израильский народ соприкасался с халдеями, хеттами, финикийцами, египтянами, ассирийцами, греками, римлянами...

История еврейского народа соотнесена, взаимосвязана с историей других народов,
 с которыми этот народ соприкасался.

Гачев о себе:

"Я боялся жить – жизнь не прожить. У меня главный экзистенциальный завод жизни был такой, что я расту в интеллектуальной семье, умником, музыкальный, у меня семья музыкантов. И для меня стать простым мужиком с бабами, с семьей, с детьми было проблемой. У меня были даже не конфликты и противоречия с идеологией власти (хотя это, конечно, было), но главным было, наконец, добраться до живой жизни с женой, детьми. Поэтому для меня так дороги были жизненные опыты, что моим главным текстом стал жизненно-философский дневник. А уже внутри него мои трактаты – национальные интересы по эстетике, культурологии, национальные образы мира и т.д. И так у меня выработался смешанный жанр.
«Национальные образы мира»

* Георгий Дмитриевич Гачев (1 мая 1929, Москва — 23 марта 2008, Москва) —
советский и российский философ, культуролог, литературовед и эстетик; доктор филологических наук; ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН; выдвинул концепцию ускоренного развития литературы.

Родился в семье болгарского коммуниста и политического эмигранта, музыковеда Дмитрия Ивановича Гачева и музыковеда Мирры Семёновны Брук. В 1952 году окончил филологический факультет МГУ по отделениям романо-германской и славянской филологии. В 1952—1954 годах — учитель средней школы в Брянске. С 1954 года работал в системе АН СССР (РАН): в Институте мировой литературы (1954—1972), Институте истории естествознания и техники (1972—1985); с 1985 — ведущий научный сотрудник Института славяноведения и балканистики. Докторская диссертация — «Развитие художественного образа в литературе» (1983). В 1962—1963 годах полтора года работал матросом на Чёрном море. Дважды был женат, трое детей.

Мать писателя: Брук Мирра Семеновна(1904-2001)
родилась 23 ноября (6 декабря) 1904 г. в Минске. Музыковед. Кандидат искусствоведения (1934). Окончила в 1929 педагогический факультет Московской консерватории, в 1933 — аспирантуру по истории музыки (руководитель М. В. Иванов-Борецкий). В 1929—1934 преподаватель истории музыки, в 1935—1937 доцент Московской консерватории, с 1944 доцент Муз.-пед. института им. Гнесиных по кафедре истории музыки. В 1935—1941 редактор (с 1938 ст.) книжной редакции МузГиза (Музсектор Госиздата).

Сочинения: "Арлезианка" Визе. М., 1936; "Джамиле" Бизе.  М., 1937; Бизе. М., 1938; Мариан Коваль. М. — Л., 1950.
Википедия

Источники:
1.Владимир Вахрушев
Г. Гачев. Национальные образы мира. Курс лекций.

Национальные образы мира. Лекция Георгия Гачева
http://www.polit.ru/lectures/2007/05/24/kulturosob.html
 
2.Общее введение в Священное писание.
http://www.bible-center.ru/article/keyholy


 


Рецензии
Добрый день, Валентина!

Очень интересные размышления. Очень познавательно и загадочно.
С уважением,

ИраЛео

Ирина Склярова   02.03.2017 12:22     Заявить о нарушении
Самобытные мысли автора!

Валентина Томашевская   02.03.2017 15:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.