Глава 7 Фуэте с прошлым

Самолёт, пошёл на посадку, мои кастрюли, поехали вниз - О Господи!- Стюардесса, больше не нашла никаких слов. Я просветлела лицом, почувствовав под собой землю.  Наконец-то мы приземлились.

В народе шли разговоры, что ансамбль «Цветы» разбился , что самолет на котором летели мы, не долетел до Москвы .  Но это было не правда.  К несчастью, разбился артист разговорного жанра, Чистяков, тогда довольно знаменитый, он отработал с нами свой номер, и вылетел на следующие гастроли. Тогда и произошел несчастный случай. Самолет , где летел Чистяков , разбился.

 Мы долетели, благополучно,  и я со своими «музыкальными « кастрюлями, тоже. В бухгалтерии ,  куда я пришла получать, деньги за проведение гастрольных концертов, мне заплатили самую низкую ставку, два рубля пять десять копеек  за каждый концерт. - Да!- Протянула высокая блондинка.  Другим-то платили, по восемь рублей,  наша новенькая, видать с характером-  Добавила она, и все засмеялись. И всё-таки мне показалось , что эта поездка была проверкой моей моральной устойчивости , уж больно много ухажёров крутилось около меня  правда,  позже мне доверяли ответственные дела которые я и выполняла с достоинством и старательностью , честное слово.
   

Моя бабушка Маша, выросла, в многодетной семье, двенадцать девок, и один парень.  Жили-то  не очень богато, и ходили батрачить к татарам. Посадят за стол кормить, хозяева,  да и смотрят, кто как ест. Кто медленно, да перебирает, на работу не брали, а кто быстро  да с аппетитом  тот работник что надо.  Вечером залезет татарин на вышку, и кричит-  Алла, Алла -  А моя бабушка плачет, горькими слезами заливается, ей жалко его-  Ба, так ведь он так молиться- Бабушка удивленно на меня поднимает брови - Да будет тебе, молится, разя тах-то  молятся ,   небось плакал о ком-  С бабушкой спорить, все одно, что лоб об стенку расшибить.  Как говаривала она.

Встанут молодые татары в ряд, и смотрят на нас девок , а я самая красивая - Рассказывает бабушка - Маша, выбирай любого  -  А я им, ну вас нехристи ,  чавой-то удумали-  А тут вскорости нагрянула гражданская война, те кто на печке лежал, да не хрена не делал, хозяйство не заводил , скотину не держал, всякая шелупонь , понабрали себе где-то кожанок да пистолетов ,и пришли нас раскулачивать. Говорят мол, у вас и лошади, и коровы, и птица всякая, а у нас ничего-  Отец им , у меня, мол тринадцать девок  , и все работницы  Скотину постреляли, дом сожгли, а нас загнали к курам в катух , вместо избы . И стали мы жить дюжа плохо. Приходили красные, белые, синие, зелёные, и даже жёлтые, и все раскулачивать брались ну и я , научила,   взяла узду, и давай ей крутить   вокруг себя, над головой  кто подойдет,  кричу ,  враз  зашибу.  Думаю, прибьют, всё равно есть нечего, не прибили, антихристы –

 Так рассказывала бабушка, я слушала, и удивлялась, и тогда не верила ей, ведь мы были воспитаны  на других идеалах , Родина-мать, пионер- всем пример! А бабушка Царь-батюшка, как мы хорошо при нем жили, помру, а в колхоз не пойду  я единоличница. Так говаривала моя бабушка. Как-то раз  на своей двуколке, явился за ней бригадир , вроди  как на работу , помочь в уборочную, и тут же вылетел из избы, как пробка из бутылки. Его недавно назначили бригадиром, и он был из другой деревни, с бабой  Машей  не состоял в знакомстве.

 На бегу, он успел всё-таки проверещать-  Своё-то хозяйство держишь, стало быть,  силы-то есть, хоть бабку Таню дай-  Я табе  сейчас дам, оглоблей про меж глаз, дьявол , я табе , укажу дорожку-то на погост , супостат-  Больше бригадира я не видела . Нет, пару раз привозил моего отца, пьяного  из бани.  Баба Маша вышла, и встретила его такими словами -  Ох, сынок , да дай табе Бог здоровья, да мамушки мои родныя , да и де ж он так нахлебалси-то  , а ты , сынок зайди в избу то , молочка испей, а то надысь-то набеголси , головушка моя горькая- Мудра была бабка  Маша, ох и мудра!


 Изба у нас  была плохая, пол земляной, считай эта изба  ,  вросла  в землю, и задумала баба Маша, строиться. Продала перину, взяла лошадь на прокат, из колхоза  и стали мы лепить саманы. Я забралась верхом на лошадь ,  стала мять глину вместе с соломой, вот из этой массы, мы и лепили большие кирпичи, которые и назывались саманами. Потом их сушили на солнце  и клали из них стены . Крышу покрыли соломой , а пол еще долго оставался земляным. Бабушка, за погибшего сына Василия, младшего,  получала пенсию, аж двадцать три рубля, погиб он в Отечественную, совсем мальчишкой, а баба Таня, за мужа, двенадцать рублей.

 Бабушки   , жили своим хозяйством, не тужили.  Под новой крышей, тут же поселились воробьи, в деревне их называли челиками , хитрые кошки, сторожили их, расположась на завалинке , зажмурив свои раскосые глаза, в полудрёме. Но, только птенец выпадал из гнезда, тут же , как тигры накидывались на него, и проглатывали. Соседями у нас , были, фельдшерица, Мария Николаевна, её сумасшедший муж, и двое их ребятишек, Лидка , да Валька. Этого, мужа  и прозвали в деревне Хохлом, как его звали по – настоящему , никто и не знал. Поймает Хохол, у Дуньки Крыловой  нашей другой соседки, петуха, ощиплет, и пустит голым .  Так, какой-то с придурью, мы  дети его боялись.

Пройдёт мимо , или рожу какую скорчит, или задницу голую покажет, охальник, как говорила моя бабушка. Очень сильно бил свою жену, тихую и скромную женщину, с поразительно синими глазами. Хохол, долго просидел в тюрьме, пришел оттуда с туберкулёзом, да и в скорости помер. Ребятишки прибежали за мной, и стали звать смотреть мертвого Хохла.  Сердце моё часто, часто забилось, мне было страшно, но и любопытно, мы подкрались к окошку их старой и низкой избы.

 Прямо около окна стоял гроб.  В гробу, лежал Хохол, с открытыми глазами, словно живой, он смотрел на нас-  Мне кажется, что он дышит-  Зашептала я ,  своим подружкам  и  мы в рассыпную  бросились бежать, подальше от этого места. Дома, бабушка, сидя на кровати, щёлкала свои семечки, увидев меня испуганную, и взъерошенную она спросила-  Кто тебе обидел, ай еще чаво -  Там Хохол, с отрытыми глазами -   Бабушка засмеялась- Бес с ним, положат ему, медные пятаки, и глаза-то закроются, и всех делов-то- Спокойно сказала  бабушка.

Место, где строить дом   указали  бабушке  монахи, что жили в землянке, неподалёку. Баба Маша им носила  хлеб да воду, больше они ничего не брали.  Сказали, что мол всё у тебя будет расти, да плодоносить, что в землю не кинешь .   Ну что ж, так оно и было. Выйдет баба Маша в огород, бросит лапоть, пошепчет чего-то, скажет мне  -  Вишь , Тань   ето чтоб огурцы завязывались- Урожаи были  высокие, или Тамбовский чернозём старался  или бабушкины шептания  кто его знает.

 На задах, и овёс и подсолнухи, картошка с белыми  и с голубыми цветками, красотища глаз не отвести. Я уходила туда, в поле за огород, и пела  песни . Бабушка усаживалась на завалинку и слушала. Когда я возвращалась, она, сощурив глаза говорила- Сижу , слухаю, а радива у кого-то поёть , и так ладно , ну как либо в раю , ангелы.  Нет , девка ето ты  либо пела, добре хорошо, я всегда слушаю- Я улыбнулась- А говоришь, глухая, ба-

 Был у меня , дружок, Витька Лобза, так его в деревне дразнили. Его мать  Дунька Крылова, уж очень любила в карты играть. Был Витька маленький ,на дворе зима, в деревне бабы в эту пору, по вечерам, собирались в карты играть, пришли за Дунькой, она ребёнка-то на печь положила, да и пошла, а он оттуда и упал, спину сломал. Врачи, сказали, что три месяца лежать ему на доске, а может и в гипсе, но Дунька от большой материнской любви, не отдала его в больницу.

 Так Лобза и остался горбатым на всю свою короткую жизнь. Никто с ним не дружил, ходил он на четвереньках, мне было его жаль,  и я часто брала его с собой в кино, в наш колхозный клуб.  Ещё мы с Витькой ходили за пчёлами, для бабы Маши . Лето было в самом разгаре, оно обжигало землю ,и рисовало глубокие трещины из чистого чернозёма, пчёлы, шмели и стрекозы , кружили над высокими золотыми шапками подсолнухов, листья которых, шлёпали меня по плечам и по лицу . 

 Лобза сопел где-то позади, он таскался за мной повсюду, и отвязаться от него , было уже невозможно. Я ловила листиком ,зазевавшуюся пчелу, и бегом мчалась к бабушке .Она меня ждала, лёжа на своей кровати-  Принесла ,детка?- Спрашивала она. - Ага!  -  Ну,  сажай её, антихриста, на поясницу- Разъярённая пчела, тут же вонзала, своё жало, в бабушкино тело-  Ох, дьявол, прости Господи, хорошо . Давай Танькя , тащы ещё-  И я бежала за следующей, Лобза скакал за мной. Так был вылечен радикулит, мучительный и, долгий.



Слава работал в Ногинском театре, там он познакомился с ведущим актёром этого театра Валерием Комягиным, талантливый парень , но   страдал пристрастием к алкоголю, он не скрывал этого и не считал зазорным как и многие алкоголики .  Говорили ,что он сидел  в тюрьме за какие-то махинации , но имея высшее актёрское образование , был принят в театр , правда в областной ,но всё же .

 В театре Валерий играл только ведущие роли , играл великолепно и пил ,  пил безбожно   тем не менее  ему многое прощалось  но всему  есть  предел  и этот предел настал .   Комягина уволили , Слава уволился тоже, из солидарности , пили то они вместе . Помню со страшного бодуна , опаздывая на репетицию , они ловили такси у метро Измайловская .Открыв окно в машине ,и  высунув головы  на морозный  ветер ,долго освежали свои лица от вчерашней пьянки , и как ни странно , помогало .  Проехав до города Ногинска  час с лишним  они выходили из такси с розовыми лицами , весёлые и беспечные .

 Разница была лишь в том, что у Валерки не было больше никаких средств к существованию, после увольнения из театра , а Славе  предлог, только бы не работать, да и усесться поудобней , на шею своей «бедной « матери.  У Валерки мать- то работала уборщицей , кормильцем был он один , она тогда уже старенькой  была ,и радостью для неё оставался лишь её единственный и  не путёвый сын .Валерка был предприимчивым одновременно любителем «лёгких» денег  долго он не думал  , но  придумал вот что .

 Летом, они  со Славой решили поехать на заработки, очень далеко, куда-то в тайгу. Комягин набрал бригаду , из одних уголовников,  сам сидел, так что друзья у него были из этой среды и в изрядном количестве . Так вот, подрядились они строить коровники, по сёлам, сами же и валили лес, обещали им заплатить хорошие деньги.

 Заплатили, Валерка, как бригадир, получил  большую сумму денег и смылся в Москву, по-тихому  один , не заплатив почти не кому, за исключением двух, трёх человек .Не бывает всё так просто  , ему пришлось заплатить за этот обман  и заплатить  очень дорого.  Ценой своей жизни.  Прошло уже порядочное время , деньги подходили к концу , будто- бы  всё забылось.

 Его снова взяли в тот же Ногинский театр,  жил он всегда  на широкую ногу, рестораны, гулянки , и всякая прочая развесёлая жизнь.  Валерка всегда имел деньги , левые как сам говорил , относился беспечно ко всему и ко всем , живя одним днём как и многие артисты . Квартиры в домах, то время простое , и далекое , не закрывались на замок , никогда. Хозяева, особенно коммуналок,  свои двери, не запирали. У  нас детей, того поколения, ключей не было, и мы , пнув ногой свою дверь влетали в нее, наслаждаясь домашней свободой.

 Валеркина мать,  тётя Клава ночью,  ещё и дежурила где-то сторожем,   работая в поте лица на своего бесшабашного сынка ,который не то чтобы помогать матери, а   похоже сидел на ее шее , без зазрения совести .  Как раз в одну из ночей, когда тетя Клава дежурила , всё и произошло.

 После премьеры нового спектакля  Валерка всех пригласил в ресторан,  приехал он домой , поздно , и  не один . Молодая актриса, которая недавно пришла к ним в театр, приглянулась Валерке, и он после банкета, зная, что матери не будет дома, пригласил ее к себе.  С Надеждой , актрисой из этого же театра , он поссорился , жили они вместе несколько лет , но постоянством Валерка не отличался.

Надежда, сильно переживала очередной разрыв , но это ее и спасло, видно так было предназначено судьбой. Так вот, Валерка,   пригласил к себе молодую новенькую артисточку ,   пригласил на ужин с завтраком как в шутку любил говорить .  И когда он мирно спал, в объятиях молодой любовницы, двое зэков, зашли к нему в комнату, так тихо, что не только соседи ничего не слышали, и даже не слышал он сам. Один из них, отрубил топором Валерке голову, на отлет, бросив, её в угол комнаты.  Зарезали его любовницу, когда та в ужасе проснулась, и закричала.

 Быстро,  исчезли, словно две тени,  ни оставив после себя никаких улик , кроме окровавленных трупов, да топора, брошенного здесь же . Ни милиция, никто другой,  не нашли их, по и сей день.  Тётя Клава поплакала  да и успокоилась , комната у них была на двоих , так что иногда ей и ночевать приходилось на работе  . Видно намучилась она с сыном .  Так закончилась жизнь, талантливого не известного актёра драмы и кино Валерия Комягина.

 Саша Федин, ушёл вслед, за Валеркой    лучший друг, и  ещё один  лучший собутыльник, Славы, такого же любителя  вечного праздника, пустых слов, жизни на один день, которая  порой, заканчивалась смертью.  Работал  Саша в театре  ВТО , актёр был талантливый, но очень пристрастился к пиву, и не просто к пиву, а к ледяному, к такому  от которого ломят зубы, и сводит челюсти. Саша вечно после работы пропадал у пивного ларька  .С виду он был, худой длинный, в очках, с болезненным цветом лица. Когда-то Саша перенес туберкулез, его легкие были слабы, но он не обращал внимания на свое здоровье, словно не желая, долго задерживаться на этом свете.

  Любила его девчонка, глухонемая, очень молодая  такая привязчивая, что Сашка от неё часто прятался в гримёрке. Сказать она, ничего не могла, а спросить о нём в театре ,  тем более, язык глухонемых там никто не знал . Она ,  ждала его часами, на улице в любую погоду, по нескольку часов к ряду . Казалось , что если бы был на дворе трескучий мороз, она могла бы насмерть замерзнуть, поджидая своего возлюбленного. Сашка смывался от неё, уходя из театра, через запасной выход.

 Я  сейчас уже и не помню, как её звали, кажется Люда , но глаза её преданной собаки , и не вообразимую радость, которая  появлялась на её лице    тогда ,      когда ей удавалось, всё-таки  изловить Сашу , я не забуду никогда. Она очень гордилась  тем,  что её  Сашка  говорящий. Актеры, Сашины  друзья,  смеялись над ней, пытались как-то  общаться , прибегая к помощи жестов, но она ничего не понимала, и только смотрела на Сашу, и ловила его холодный взгляд.

 Любовь у неё, была какая-то унизительная и подобострастная, даже меня она порой  раздражала, и одновременно, вызывала жалость. Как-то в очередной раз, Сашка напился пива, разбавив любимый напиток водкой,  приткнулся где-то около палатки , долго пробыл на улице . В этот год , зима была, надо сказать холодной , много народу насмерть помёрзло , лютый мороз был . Страшный мороз, кокой бывает редко в Москве.

 Кто-то привёл его домой , Саша  сильно заболел, проболел пару недель ,  лежал дома , лекарству никакому не верил , никогда не принимал  таблетки , уколы тем более не признавал, как только мы его не уговаривали.  Чай , водка с перцем , и всё такое . Участковый врач сказал, мол ничего страшного, бронхит, но не  помешало-бы его  положить в больницу. Положили , лишь тогда, когда Саша стал задыхаться ,к этому времени ему, совсем худо стало.

На следующий день, пришли  утром, принесли передачу, а  отдать уже некому, Саша  умер,  ночью . Его глухонемая Людка  не плакала, она выла  как волчица, слёзы катились из её глаз словно  горячие ручьи, медсёстры не могли никак успокоить её, сделали укол, но всё бесполезно. Она стояла на коленях , возле пустой кровати, на которой матрас был свернут , и уткнувшись в железные пружины, выла.

 На кладбище, эта девчонка, просидела почти три дня, пока её не увёз, кто-то из своих глухонемых .  Из театра никто на похороны не пришёл  Сашу быстро забыли , только глухонемая Людка часто приходила на могилу  не  веря в своё  несчастье.  Она  мычала  стараясь, что- то  сказать  размахивала, руками и рыдала тихо, и  беззвучно . Да! Что может сделать эта Любовь? Спросите вы , да всё что угодно. Осчастливить, убить, возвысить, и растоптать, вообще-то с этой дамой , надо быть по –осторожней .Сколько бед приносит эта Любовь, недаром говорят, что она слепа, истинно ,  слепа.

 


Рецензии