Каково слышать?

           Когда речь заходит о качестве нынешнего музыкального образования, я всякий раз нахожу добрые слова для уникального учебного заведения, выпускником которого имею честь быть. Это Военно-дирижерский факультет  при Московской Государственной консерватории им Петра Ильича Чайковского. Ныне переставшее существовать, это единственное в мире учебное заведение готовило редких музыкальных специалистов  – начальников и дирижеров военных оркестров и ансамблей. И готовило, надо сказать, весьма продуктивно. Учебная программа была построена таким образом, что при наличии соответствующего усердия, обучаемые  выпускались  с качеством и объемом знаний, позволявщим  работать  практически во всех музыкальных областях. Кроме традиционных оркестрового дирижирования и методики репетиционной работы, инструментовки и чтения партитур, гармонии и сольфеджио, истории музыки и анализа музыкальных форм  курсанты получали высшее образование как исполнители на духовом инструменте и обязательно  овладевали навыками концертмейстерской игры на фортепьяно. Попутно осваивались все инструменты военного оркестра и тоже до уровня сольного исполнения. Вобщем, в те годы выпускники военно-дирижерского факультета вполне могли  осуществлять административное и художественное руководство любым музыкальным коллективом и дирижировать оркестрами любого типа, включая все виды хоровых составов. В сочетании с педагогическими навыками и солидным жизненным опытом такая подготовка сразу выделяла, и потому многие из них  до сего дня возглавляют солидные творческие коллективы, руководят крупнейшими филармониями страны и достойно представляют наше музыкальное искусство за рубежом. Авторитет советских офицеров с золотой лирой на погонах был настолько высок, что с  распадом СССР на посты Главных военных дирижеров армий суверенных государств были назначены только выпускники Военно-дирижерского факультета. Это ли не показатель качества?
    Однако с реорганизацией Вооруженных Сил России  уровень подготовки  будущих военных капельмейстеров стало заметно снижаться, и это зачастую становилось предметом обсуждения общественности. Критика звучала весьма суровая, и порой вместе с водой выплескивали и ребенка.  Приведу только одну статью, о нынешнем ректоре МГУКИ генерале Афанасьеве, прошедшем в военной музыке путь от суворовца до Главного военного дирижера отнюдь не торжественным маршем по коридорам редакций публичных изданий.
Цитирую.
…Газета "Вечерний клуб" провела опрос среди своих читателей, желая выявить два десятка лучших композиторов-песенников ХХ века - уже ушедших от нас и ныне живущих. Оказалось, что из наших современников мы более всех чтим А.Пахмутову, О.Фельцмана, Ю.Саульского, Л.Лядову, П.Аедоницкого, Н.Богословского, А.Петрова, С.Туликова, Т.Хренникова и В.Шаинского. Чествовать победителей решили на военно-дирижерском факультете, поскольку многие произведения в прошлом "советских" маэстро нередко исполнялись военными музыкантами. Экскурсия в "музей-заповедник", именуемый военно-дирижерским факультетом, оказалась захватывающей. Такой отменный винегрет способен приготовить лишь повар со стажем и в соответствующем ранге, а именно - главный военный дирижер РФ генерал-лейтенант Виктор Афанасьев. Из данного на входе рекламного буклета, а также текста речей, прозвучавших на проведенной между делом пресс-конференции, выяснилось следующее: военно-дирижерский факультет, уникальное учебное заведение, даст фору какой угодно консерватории. Его выпускники станут исполнителями-виртуозами, аранжировщиками, а если позволят способности - и композиторами. Военные музыканты, вероятно, по определению талантливы в первых музыкальных отраслях. А вот для того чтобы стать дирижером, очевидно, способности им не нужны. По ходу экскурсии пришлось убедиться в том, что местный биг-бэнд имеет очень слабое понятие о свинге, не говоря уже о строе, хотя с интонационной и стилевой "чистотой" духового квинтета того же военного образца, по-моему, трудно тягаться (если только непрофессионалам). Горды военные дирижеры и Первым отдельным показательным оркестром МО РФ, звуки которого могут порадовать, быть может, лишь тугого на ухо, несмотря на довольно солидный процент в его составе консерваторских отпрысков (разумеется, не военно-дирижерского розлива). Для полной картины пригласили на праздник и Вокал-бэнд (суперакапельный ансамбль, не понятно, по какой статье имеющий отношение к факультету). Не хватило только славного симфонического отпрыска и не менее славных пяти танцевальных пар. Все это богатство, которым так гордится генерал-лейтенант, имеет слабое отношение к военной музыке. Да дело не в этом. Просто лучше иметь меньше, да лучше. Но эта истина банальна для склонного к фантазиям военного музыканта...
Конец цитаты.
Вот так, коллеги. Оказывается мы, по многу лет бывшие лицом советского и российского духового искусства за рубежом, мы, практически за гроши работавшие и работающие там, где авторы статьи и помыслит себя не могут ( Урал, Камчатка, Сахалин, Заполярье, Туркмения, Казахстан, Сибирь , Дальний Восток и прочие отдаленные места), мы, чей диплом подчас был единственным на тысячи километров вокруг и обязывал нас открывать музыкальные школы, поддерживать самобытные таланты, создавать местные творческие коллективы, вести просветительскую работу в прессе, активно содействовать развитию национальных культур многочисленных народностей огромной страны, мы (по мнению авторов статьи)- всего лишь винегретные экспонаты "музея-заповедника" да еще неконсерваторского "розлива"!
Каково слышать?



Москва
2008 г


Рецензии