13

Алексей Николаевич Толстой родился 10 января 1883 года в самарском Заволжье, которое стало для писателя той малой родиной, с которой начинается постижение страны, мира, эпохи.

Отец писателя граф Николай Александрович Толстой был одним из известнейших людей губернии, а мать Александра Леонтьевна была писательницей, вскоре ушедшая от отца Толстого к либеральному деятелю А.Бострому, который и стал вторым отцом Алексея Толстого.

Раннее детство Толстого протекало в имении Сосновка, в русской заволжской деревне, на берегу реки Чагра, В Николаевской уезде Самарской губернии. Писать он начал очень рано. Александру Леонтьевну, мечтавшую о писательской карьере сына, писания эти огорчали. "Все очень серо", - вынесла она приговор. Толстой с юности положил себе писать ежедневно - и к моменту своих успешных дебютов в прозе, относящихся к 1910 году, Толстой уже был опытным литератором, проведшим за письменным столом тысячи часов. Уже его первые книги стихов, особенно сказок ("Сорочьи сказки" и "За синими реками"), привлекли внимание критики и читателей "какой-то особой свободой, непринужденностью, (которой всегда отличались все писания Толстого)". Повести и рассказы, объединенные позднее в цикл "Заволжье", открыли русскому читателю уверенного мастера, "писателя, несомненно, крупного, сильного и с жестокой правдивостью изображающего психическое и экономическое разложение современного дворянства" (цитата М.Горького).

Для характеристики отношения молодого писателя к героям "Заволжья" следует подчеркнуть фигуру "нового человека" - крупного предпринимателя богача Растегина. Как ни смешны, а порою и ужасны дворянские последыши, с которыми сводит его поездка "за стилем", но в сравнении с ними он вовсе ничтожен, своего ничего за душой у этого новейшего российского буржуа.

Единственное святое, что есть в мире "Заволжья", - это свет чистой и верной женской любви. Образ Веры Ходанской положит начало целой галерее толстовских девушек, героинь романов "Чудаки", "Хромой барин" и других произведений.

Период, наступивший у молодого писателя вслед за успехом "заволжским" повестей и рассказов, был для него весьма непростым. Он много пишет, печатается. Пьесы, созданные по темам "Заволжья", пользуются успехом шумным, порой даже скандальным. Выходит первый - "Чудаки" (1911), а затем и второй - "Хромой барин" (1912) романы Толстого. Он - петербуржец, участник кружков и литературных клубов, посетитель вернисажей и салонов, сотрудник многих журналов, газет, альманахов, сборников. Но за успехом этих лет стоит и нечто иное: все углубляющийся кризис художника и гражданина, ощущение тупика, в который он движется. Сам Толстой уничтожающе отрицательно отзывался о своих произведениях 1912-1914 годов: "Я исчерпал эту тему воспоминаний и вплотную подошел к современности. И тут я потерпел крах. Повести и рассказы о современности были неудачны, не типичны".

В статье "Отрочество" (1914) он выразил вдруг очнувшееся в нем, как и во многих русских интеллигентах, сознание родины: "Мы даже не знали - любим ли мы нашу страну, или так - проживаем в ней только?" Война пробудила, по словам писателя, "величайшее понятие, таинственное по страшному могуществу своему: слово - отечество".

Цикл очерков А.Толстого "По Волыни", "В Голиции", "На Кавказе", рассказы "Обыкновенный человек", "Анна Зисерман", "На горе" и др. невозможно сравнить с потоком "патриотической" халтуры, с рассказами сочинителей в "Ниве" и прочих журналах, живописующими зверства германцев и умилительную благостность русского "серого солдатика".

В 1918 году писатель вместе с семьей эмигрирует из Советской России. В 1923 году он вернулся на Родину. Повести и рассказы, написанные Толстым во время эмиграции, отражали его отношение к самой эмиграции. Повесть "Похождения Невзорова, или Ибикус" (1923-1924) можно без преувеличения назвать сатирической энциклопедией начала эмиграции. Перекликаясь местами с булгаковским "Бегом", повесть отличается от произведения Булгакова всепроникающим комизмом; история, подобная судьбе генерала Хлудова, в "Ибикусе" невозможна.

Как бы продолжением "Похождений Невзорова" являются повести "Рукопись, найденная под кроватью" (1923) и "Черная пятница" (1923), написанные ранее. Нетрудно заметить, что произведения начала 20-х годов, написанные во время жизни Толстого в Берлине - роман "Аэлита", повести "Черная пятница", "Убийство Антуана Риво", "Рукопись, найденная под кроватью" - и в первый год жизни в России - "Похождения Невзорова", - повествовали о свежем, дымящемся прошлом и полны тревожных предчувствий, как настроение героя рассказа "Мираж" (1924), возвращающегося на Родину.

Начиная с темы эмиграции, на протяжении 20-х годов А.Н.Толстой создавал в основном рассказы и повести сатирические, отрицающие, а не утверждающие. Из них ушла даже тема женской любви, которая освящала действительность в его раннем творчестве, сулила героям единственную "нетленную точку" в хаосе жизни - любящее сердце женщины. Крупные произведения, созданные в эти годы - романы "Эмигранты" ("Черное золото") и "Гиперболоид инженера Гарина", - также отрицают как старый гуманизм, так и идею сильной личности, приводящую к фашизму (Гарин), разоблачают идеалы буржуазного общества. Мастерство Толстого-сатирика достигает в эти годы высшей точки. Именно в сатире он впервые пришел к созданию типов. И все же это были годы творческой неудовлетворенности, годы поисков. Писатель искал свою темы. Тему по плечу своему таланту, тему, ведомую идеей, которая никогда не оставляла его, - идеей русской государственности, идеей величия русского народа. Этой темой станет для Толстого эпоха преобразований Петра I.

Еще до создания романа "Петр Первый" писатель неоднократно обращался к исторической теме. Он сам считал началом своей работы в прозе рассказ "Соревнователь" (1909). "Соревнователь", "Катенька" (1910), несколько пьес, из которых наиболее удачна "Любовь - книга золотая" (1918) - это обращение к анекдоту, мастерская имитация "галантного" стиля. Последним из произведений этого рода стала повесть "Граф Калиостро" (1921) с щедрым набором исторической экзотики. Однако уже до этого началась серьезная работа писателя над темой Петра I - рассказ "День Петра" (1917).

Особняком в творчестве Толстого стоит рассказ "Четыре века" (1914). Ни до этого рассказа, ни после писатель не попытается на нескольких страницах обозреть "четыре века", четыре эпохи в жизни России. Непрерывность повествования, когда соседние строки могут быть разделены десятилетиями в жизни героев, напоминает стилевую манеру Горького, в стремлении выйти из семейно-бытовых рамок, точнее, вывести их них смену исторических эпох намекают нам на возможности Толстого - будущего создателя эпопеи "Хождение по мукам".

Рассказ "Древний путь" (1927) - одно из наиболее совершенных созданий Толстого. Тема крушения старого гуманизма, столь занимавшая писателя (так же как А.Блока, М.Горького и др.), раскрыта здесь необычайно емко и с убедительной зримостью.

- Заключение -

А.Н.Толстой был не из тех, кто мог уверовать до конца в идею отвлеченную, когда ее нет перед глазами. Лишь когда эта идея в крови, поту, порохе, муках и героизме нации возникла перед ним как защита, обретение, восстановление государственности русского народа со всем содержащимся в ней, этой идее, историческим оптимизмом и с конкретно-историческим богатством для художника, писатель принял ее как единственную веру, как путеводную звезду. Характерно, что поначалу Толстой понял то, что большевики сохранят Россию, и лишь много позже стали прорисовываться перед ним коренные задачи Советской власти. Понадобилось немало времени, поездок по стране, размышлений и поисков, чтобы стала проявляться, вырастать из самой жизни возлюбленная идея. Писатель пришел к монументальным формам. Он сумел вернуться к теме гражданской войны на новом уровне и после переработки "Сестер" создал романы "18-й год" и "Хмурое утро", ставшие наряду с "Тихим Доном" энциклопедией гражданской войны, историей русского человека, в первую очередь интеллигента, в эпоху величайших потрясений XX века.

И наконец, писатель стал очевидцем и участником небывалого испытания народа и государства, свидетелем торжества народного духа, торжества нового общества. В годы Отечественной войны он как художник обрел небывалое вдохновение. Здесь в полном объеме явилось слияние его идеи и действительности, когда каждый день убеждал в величии нашего народа. Последние главы "Петра" и военные статьи и очерки - лучшее из созданного А.Н.Толстым. Торжествующее, утверждающее вдохновение царит в этих произведениях, отмеченных поистине волшебной печатью мастерства, написанных удивительным русским языком. Именно в дни войны Алексей Николаевич Толстой стал по праву народным писателем - не по присвоенному званию, а по признанию людей. Наступившая 23 февраля 1945 года смерть настигла его на высшей точке расцвета таланта.


__________________________________________________


Толстой Алексей Николаевич
Толстой Алексей Николаевич [29.12.1882 (10.1.1883), г. Николаевск, ныне г. Пугачев Саратовской области, - 23.2.1945, Москва], русский советский писатель, общественный деятель, академик АН СССР (1939). Отец Т. - граф Н. А. Толстой, мать - детская писательница А. Л. Востром, урождённая Тургенева. Детство на степном хуторе под Самарой, нравственный кодекс матери, её народолюбивые взгляды оказали воздействие на формирование личности Т. Учился в Петербургском технологическом институте (1901-07), участвовал в студенческих демонстрациях. В 1905 выступил со стихами; в 1907 опубликовал сборник стихов «Лирика», отмеченный подражанием символистам. В сборнике прозы «Сорочьи сказки» (1910) и книге стихов «За синими реками» (1911) обратился к разработке мотивов народного творчества. Известность Т. принесли реалистические рассказы и повести из жизни разоряющегося поместного дворянства (цикл «Заволжье», 1909-11), а также примыкающие к ним романы «Чудаки» («Две жизни», 1911) и «Хромой барин» (1912), высоко оцененные М. Горьким. В 1914-1916 как военный корреспондент газеты «Русские ведомости» Т. совершил ряд поездок на фронт, был в Англии и Франции, опубликовал серию очерков и рассказов о войне («На горе», 1915; «Прекрасная дама», 1916, и др.). В пьесе «Касатка» (1916), комедиях «Нечистая сила» (1916), «Мракобесы» (1917) и др. (всего за творческую жизнь Т. написал 42 пьесы) подвергнуты критике разные стороны жизни буржуазно-дворянской России. Октябрьскую революцию 1917 Т. сначала воспринял враждебно, в 1919 эмигрировал (Франция, потом Германия), но затем порвал с эмигрантскими кругами и в 1923 вернулся в СССР. Любовь к Родине, к русскому языку выразилась в поэтических картинах повести «Детство Никиты» (1919-20, отдельное издание 1922) - одном из наиболее гармоничных и цельных созданий Т. В творчестве 20-х и начале 30-х гг. получила развитие критика капитализма: рассказы «Чёрная пятница» (1924), «Союз пяти» (1925), сатирический роман «Похождения Невзорова, или Ибикус» (1924), научно-фантастический роман «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-27). В романе «Чёрное золото» (1931, позднее под названием «Эмигранты») разоблачаются попытки империалистов задушить молодую Советскую республику. Осваивая тематику советской современности, Т. пишет научно-фантастический роман «Аэлита» (1922-23), рассказы «Голубые города» (1925), «Гадюка» (1928) и др.

Осмысление единства судьбы личности и движения национальной истории составляет магистральную линию творчества Т., обретает новое содержание и размах в результате перехода писателя на позиции социалистического реализма. Потерянная и возвращенная Родина - внутренняя тема монументальной трилогии «Хождение по мукам» [Государственная премия СССР, 1943; романы «Сестры» (1922, новая редакция 1925), «Восемнадцатый год» (1927-28), «Хмурое утро» (1940-41)]. Писатель передаёт бурное движение эпохи, напряжённый драматизм социальной борьбы, раскрывая зависимость внутренней эволюции героев от грандиозных событий народной жизни. Герои трилогии - интеллигенты Даша, Катя, Телегин, Рощин - разными путями идут к приятию обновленной, социалистической Родины. К трилогии тематически примыкает повесть «Хлеб» (1937). Особенно значительное создание Т. - исторического роман «Петр Первый» (Государственная премия СССР. 1941; книга 1, 1929-30; книга 2, 1933-34; книга 3, неоконченная, 1944-45). Если в более ранних произведениях (рассказ «День Петра», 1918; пьеса «На дыбе», 1929) Т. показывал эпоху Петра 1 односторонне, то роман явился масштабной эпопеей о судьбах русской нации в один из переломных моментов её развития. Впечатляющие образы Петра 1 и др. героев, проникнутое патриотической гордостью изображение крепнущей мощи Русского государства, замечательное умение писателя живо воскрешать обстановку далёкой старины, язык, близкий к народной речи, тонко передающий колорит эпохи, - всё это определяет художественную ценность романа Т. как выдающегося произведения советской литературы. К роману примыкают два варианта пьесы «Петр 1» (1934 и 1938) и одноименный киносценарий. В 1936 опубликовал книгу для детей «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (по мотивам итальянской повести). В 1937 Т. побывал в республиканской Испании, выступал на международных антифашистских конгрессах в Париже, Лондоне, Мадриде. Патриотическая тема проходит через всё творчество Т. периода Великой Отечественной войны 1941-45, прежде всего через его страстную военную публицистику. В «Рассказах Ивана Сударева» (1942-44) показаны замечательные качества советских людей, проявившиеся в тяжёлых испытаниях. Драматическая дилогия «Иван Грозный» («Орёл и орлица», 1942, и «Трудные годы», 1943; Государственная премия СССР, 1946), посвящена выявлению «дивной силы сопротивления русского народа» его врагам, страдала некоторой идеализацией царя и опричнины. Произведения Т. переведены на многие языки народов СССР и иностранные языки. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Награжден орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.


_____________________________________________________


Рецензии