Сказ о хитромудром Мале - Смешная сказка

Ах ты, Русь МОЯ: Русь единая!
Русь великая, - неделимая!
Князь Владимир встарь под свое крыло
Племена собрал жить в дому одном!

"Зело грешен князь!..." - так народ шептал,
Для потомков всех князь легендой стал!
Время князево - дни былинные:
О святой Руси - песнь старинная...

Ай, скажу сейчас, детки, сказочку,-
Слово доброе, - с русской ласкою.
Жили встарь да при князе Владимире
Прокл с Василием в граде Киеве.

Прокл - то старший брат. "Мудрым" прозван он,
А Василий - млад, но вельми учён...
Осьми лет всего, прыток да удал,
Самый меньшенький - его имя - Мал.

День-деньской тот Мал все проказничал,
Злил брательников, безобразничал:
То на крышу влез, а назад - невмочь,
То в овраг упал, инда выполз в ночь.

То пирог украл у соседки злой,
То кота загнал на сарай чужой.
То попу сказал, что  устал писать:
"Голова болит!..."И айда гулять!...

То под лед упал посреди зимы,-
Задавал всем Мал кучу кутерьмы!
Их отец купцом был удачливым,
Вместе с матушкой вместе странствовал,

Братцы старшие в лавке торг вели,
Покупателей "завлекать" могли:
Уговаривать словом ласковым,
Продавать товар с хитрой сказкою...

Недостаток был у братьёв - один:
Всех, кто слышал их, разом смех душил.
Старший брат сказал: небо от земли
Оторвал вчера...Вон оно - в пыли...

А середний брат - тот не отставал:
Всей Землей вчерась я, друзья, играл!
Я щелчком ее вверх подбрасывал,
Вон в саду - земля, - видишь разная,

Там вон - красная, там вон - черная,
Из чужих земель принесенная...
Я вчера чихнул, и рассыпалась
На клочки Земля, - знать, обиделась...

Прокл тут говорит: это чепуха,
От жары надел мир я, - от греха, -
Прям на голову, чтобы не упасть,-
Не люблю жару, - вот такая страсть...

Хоть от мира мне - небольшая тень,-
Только в дом идти - еще больше лень...
Весь тот мир в ноздре у меня сидел,
Но чихнул я, - вмиг мир прочь улетел...

Так вот хитростью похваляяся,
Братцы спорили. Удивлялись все:
Так любили братцы обманывать,-
Что забыли как правду сказывать...

Давний спор вели: кто умеет лгать,
Поправдивее? Всех обманывать,
Так, чтоб верили все их вымыслу,
Не была чтоб ложь глупым вызовом,

Чтоб соседи все не смеялися,
А чтоб верили - удивлялися...
Но кто ловче всех из них лгать умел,
Не решен был спор...Мал был не у дел

В споре братиков. Вечно занят был:
Он учение для себя открыл:
Много книг читал, что отец привез.
А еще играл, - был хороший пёс.

А порой ходил Мал на пастбище:
Пас коровушек. Бегал в капище
Запрещенное, стародревнее,-
Волхв уроки дал ему первые...

Раз брательники в лавке торг вели.
Тут друзья с Горы в гости к ним зашли.
Гости важные - сплошь дружинники.
А им Мал с печи: "Гей, былинники,

Вы почто пришли? Про товар узнать?
Ничего про то не могу сказать...
Но брательники - шибко заняты:
Киевлян созвал князь всех грамотой:

Русло Днепр сменил: вот, пошли спасать,
Днепр назад вернуть,- будут все копать,
Чтобы вернуть реке то течение,
Что имел наш Днепр до Крещения.

А еще земля вся растрескалась:
Зашивать ее позамешкались,-
Взяли три иглы мои братики,
И пошли зашить...Эй, солдатики,

Что стоите вы соляным столбом?
Вон Детинец-то - весь объят огнем!
Надо вам бежать да пожар тушить,
Или злой огонь все там сокрушит...

Тут друзья братьев убежали прочь,
Видно, братикам думали помочь?
Только Мал не стал думать да гадать,
Влез на лавочку и улегся спать.

Только вот "друзья" были ябеды:
Рассказали все, что Мал сказывал.
И братья тогда за главы взялись:
"Ты же маленький...!" И как понеслись,

Ругать начали братца меньшего:
Хитромудрого..."Ну тя к лешему!
Нет, не нужен нам такой младший брат!
Уходи от нас! Сам ты виноват!"

Посадили его в торбу старую,
Завязали ее лентой алою,
И пошли Прокл с Василием парою
По-над кручами дорогой дальнею.

Был их путь далек, а в пути - шинок.
А жара - июль! Вот глотнуть глоток
Чего свежего - очень хочется!...
А дорога никак ну не кончится!

И повесили они торбочку ,
Привязали к березе веревочкой.
И зашли в шинок медовуху пить,
Только Мал решил план их изменить...

Шла дорогою той старушечка,
Стародревняя, уму чуждая,
И притом еще - слеповатая,
И совсем чуток, но горбатая...

Провертел малец в торбе дырочку:
Начал мысли звать да на выручку,-
Глядь - идет-бредет по дороженьке
Стар-старушенька, тоже с торбочкой,

Только маленькой...С большой палкою...
Как зачал тут Мал кричать галкою,
Непонятно так, словно старый он,
Чтобы речь была как далекий стон:

"Пресвятой Пантелеймон!
Я вишу вниз головой!
Час за часом прозреваю,
Молодею! Заклинаю!

Скоро стану молодым!
Больше мне не быть седым!
Буду петь и танцевать...
Молодым хочу я стать!"

Бабка старая крик услышала.
Только плохо вот она видела:
Подошла к мешку: "Есть тут кто живой?
Отзовись скорей! иль как дам клюкой!"

Мал зачал опять те слова бубнить:
Мол, хочу прозреть и младым я быть...
Бедной бабушке объяснил малец:
Что еще вчера думал, что конец

Жизни всей его скоро сбудется.
Жизнь - закончится.Смерть все чудится...
Только волхв седой в их конец пришел,
И к его беде, добрый, снизошел.
 
Торбу старую продал волхв ему,
Изменит, сказал, торба та судьбу.
Кто в ней час сидит - сбросит десять лет,
А кто пять часов - позабыв, что дед

Был еще вчера, - станет мальчиком!
Совсем крошечным, а не старчиком!
Кто же просидит в торбе день-деньской,
Новорожденным в мир придет людской!

"Удивительна твоя торбочка!
Одолжил бы мне на минуточку?
Стали глазоньки мои старыми,
Слеповатыми...Будь ты ласковым!" -

"Отчего ж не дать? Я уж молодой!
А с утра еще был как лунь седой!
Только просто так торбы я не дам!
Может, дорого я ее продам?" -

"В торбе у меня сухофрукты есть
Все возьми, сынок, - только дай залезть
В торбочку твою да волшебную,-
Верю я тебе! Крепко верую!"

Мал забрал старухины все богачества,
Влезть помог в мешок для чудачества,
Научил ее: что как сказывать,
Молодою стать да всем нравиться...

Вышли братики чуток пьяные,
Вот хотят идти они далее:
Только слышат вдруг чей-то тихий глас,-
Но не Мал бубнит...Вот ей-Богу, спас,

Из их торбочки голосок звучит:
Да старушечий...Здесь не Мал сидит!
А старушечка громко молится,
И от тяжести, ветка клонится:

"Пресвятой Пантелеймон!
Я вишу вниз головой!
Час за часом прозреваю,
Молодею! Заклинаю!

Скоро стать мне молодой!
Больше мне не быть седой!
Буду петь и танцевать...
Молодой хочу я стать!"

Сняли торбочку братья с веточки:
"Уж простите нас! Вот так деточки!
Уж куда уж нам да тягаться с ним,-
С младшим братиком, чудным, дорогим...

Уж такой он враль, - в мире не сыскать!
Он хитер как лис...Любит поиграть,
Завсегда он все напридумает,-
И не хочет знать, кто что чувствует...

Просим для него мы прощения.
Вот две куны вам в утешение!
Так накажем мы братца глупого,
Щелбанем его да по кумполу!"

Только старая не обиделась,
И сбежала прочь как привиделась.
Взяла денежки-то немалые!
Убежала прочь как нестарая...

Вот домой пришли: брат их чудный
Беспробудно спит - лгун беспутный...
Он в семье у них - лжет всех лучше,
Ибо мыслит он всех их глубже..


Рецензии
Спасибо! Такая замечательная сказочка!

Вдохновения Вам и новых сказок!
С уважением,

Татьяна Збиглей   17.01.2010 09:41     Заявить о нарушении
Спасибо большое, дорогая Татьяна! Редко здесь бываю, простите за задержку ответа.
Всех благ вам и радости!
С теплом,

Оксана Щербатая   01.02.2010 23:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.