Что есть человек?

Святые отцы учат, что всякий человек состоит из трех частей: духа, души и тела. Тело — вместилище души, видимая оболочка. Душа — это то, что оживляет тело. А дух является источником жизни, это частица божественной искры, вдунутой Богом при творении. Искра Божья — это и есть дух. Кстати, животное тоже имеет душу, но в нем нет этой искры божественной. Конечно же, человек — неразрывное целое, но святые отцы говорят как бы о разных функциях каждой из составляющих. И о разных потребностях. Что есть потребность тела? Есть, пить, спать. За те­лом нужно ухаживать.

Чего требует душа? Душа нуждается в непре­рывном притоке информации — интеллектуаль­ной, эстетической, этической и пр.; информация — это ее пища. А потребность духа — это только одно: поиск Бога, желание вернуться к тому Источнику, Который дал эту жизнь. И больше ничего.

Может ли человек жить потребностями только тела? К сожалению, да. Но эти люди глубоко несча­стны. Тело ведь неуправляемо, болезненно, смертно. В конце концов приходит смерть и тело разрушается.

Можно ли жить потребностями души? Многие люди жили и живут напряженной душевной жизнью. Это, как правило, люди выдающиеся, интеллектуальные. Самое высокое проявление жизни души — творение. Но посмотрите на их жизнь. Эти люди раздирались собственными противоречиям, и в большинстве своем были глубоко несчастным людьми — те же поэты, художники, музыканты. Жизнь душевная тоже не дает полноты бытия человеку, как и жизнь телесная.

Совсем другое дело — жизнь духовная. В житиях святых мы читаем, что эти люди пренебрегали телесным, и душевным и жили только духовным, только поиском Бога. Нет, они не считали плоть грязной или плохой, они не считали, что душа наша чем-то нехороша. Но главное — дух должен доминировать в человеке.

Вот, например, Серафим Саровский. Жил старец в убогой хижине, питался хлебом и травой. Кро­ме Библии у него почти не было других книг, он ред­ко общался с людьми. Но какой высокой духовной жизнью жил святой. У него лицо всегда сияло, све­тилось радостью, чистотой.


В Оптиной Пустыни лежал один парализованный монах. Его кормили с ложечки, ухаживали за ним, лежащим в четырех стенах. Но к нему ходила масса народа за утешением. Вот что творит дух человека.

Конечно же, не надо пренебрегать ни телесным, ни душевным. Нужна во всем разумная мера. Но сверх того, надо всегда печься о жизни духа. Только в этом полнота бытия для человека.

 

Священник Сергий Бейлинов.


Рецензии