О графоманах и графомании

Графомания.

Это очень распространенная тема статей и дискуссий и в прозе, и в поэзии. Самое смешное, что о графоманстве чаще всего  пишут агрессивные графоманы. Им мало быть просто авторами. Видимо,  свербит в одном месте, зудит,  хочется обличить соседа. Критики, они, как правило, никудышние, Белинские, в наше время заказных статей, вымерли.  Рынок в первую очередь бьёт по талантам. Возглавляют гонения торгаши, пиарщики, крикуны  во флоре это чертополох -сорняк живучий, всё заглушающий.. Поэтому за двадцать лет в стране не появилось ни одной стоящей книги, фильма, поэмы. Каждый, написавший десять – двадцать рифмованных строк стал считать себя поэтом. Благо, разных союзов, академий, фондов …пруд пруди. Сегодня и орден не проблема, и дворянский титул - плати и получай. Золотое время для всяких мошенников, прохиндеев, деляг и напёрсточников. Плохо от рынка только талантам скромным, ненавязчивым, стеснительным. Не могут они себя рекламировать, совесть и скромность не позволяют.

В СССР они себя чувствовали уютнее, там их опекали начиная с детского сада, потом дома пионеров, школы для одарённых. Олимпиады, на которые могли ездить не только дети миллионеров, но и рабочих, и крестьян.  Во главе журналов стояли профессионалы, часто писатели их вкусу можно было доверять. Так появилась великая Советская литература. Цензура талантам не мешала. Скажете, а как же Солженицын? А он разве писатель? Он, скорее биограф, основное содержание его произведений – факты из биографий заключённых. Много ли прочитавших их до конца, думаю нет. Истинные таланты пробивались, у кого его не хватало, подавались в диссиденты. Там их славили и печатали, пока они писали то, что требовалось. Это уже не литература, а политика. То же было и в СССР. Талантливые люди писали, примазавшиеся занимались политикой.

Если вы обратили внимание, то видите, что и на западе за эти годы ничего гениального не написали. Всё гремевшее за последние годы разоблачения, сенсации. Типа  Брауна с его »Кодом да Винчи». Ни нового Джека Лондона, ни нового Хемингуэя  нет. Детектив,  порнография и комиксы  заглушили литературу. Причина простая: не стало СССР с его великой литературой, не стало конкуренции, графоманы победили. Те, кто думает, что нынче нет цензуры глупы и ненаблюдательны. Редактируют журналы, люди постоянно оглядывающиеся на хозяев, их вкусы. Скажет хозяин: публикуй, снимай в фильме, раскрути мою подругу на эстраде, преврати в звезду дочь,  наёмник выполнит, или будет уволен. Кто на это решится, нахватав кредитов. Таких пока не видно и не слышно.

 В переломные моменты всегда на первых порах идёт откат назад. Так было и после революции. Иманжисты, футуристы и прочии ниспровергатели кричали долой Пушкина…Очень хотелось взобраться на освободившийся пьедестал. В точных  науках это было сделать сложнее, чем в литературе. Так и теперь. Напали на Шолохова, ругнули Твардовского, куснули Симонова, попинали Фадеева скоро дойдут до Лермонтова и Пушкина. Сомневаетесь – напрасно. Уже намекают, что рифма у него была простовата, глагольной грешил, а это мол недопустимо.  Говорят это те, кто за жизнь ни сонета, ни сказки, ни поэмы не написал. Несколько стишков с напыщенными рифмами и тяжёлыми, неуклюжими, как толстозадая баба фразами и засаленной на кухнях мыслью.
Рифма в стихах не главное, она - лишь оперение строки. Хороший стрелок попадёт в цель и без оперения. Для этого есть белые стихи. Мысль – остриё стрелы. Без неё  выстрел называется холостым, кому он нужен? В идеале  в стихах должно гармонично сочетаться всё: ритм, рифма, мысль. Я не против оригинальной, свежей рифмы. Люблю Маяковского непревзойдённого мастера: на насыпь – ананасы, врезываясь – трезвость, а стара ли – пасторали,  а лилия - идиллия . Разве не великолепные рифмы? Но попробуйте такими рифмами написать:
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне…

Разве это не прекрасно? Именно разнообразие украшает нашу жизнь.
Рифма – явление историческое, изменчивое. Неточные рифмы поэтов нашего времени не были бы восприняты, как рифмы в начале девятнадцатого века. Но мы то живём в двадцать первом, поэтому не мудро отказываться от рифмы, только по тому, что ею пользовались в девятнадцатом.

Как же определить графоман вы, или не графоман? Подсказать может только чувство вкуса. А вкусы разные. Почитайте рецензии. На никудышнее, примитивное стихотворение пишутся восторженные рецензии. Рядом отличное – ни одной. Поэтому давайте развивать вкус.
 Не спешить писать :Ах, мурашки по коже! Только потому, что вы дружите с автором, или он вам написал- ах, а вы чувствуете, что ахать нечему.  Читайте классиков. Они привьют вкус. Не спешите их свергать с пьедестала. Это уже пробовали сделать до вас другие, не удалось. Радуйтесь этому. Не плюйте в колодец, из которого ещё не раз можно будет напиться. В заключении хочу процитировать ныне мало известного В. Курочкина:
Я не поэт, - и, не связанный  узами
     С музами,
Не обольщаюсь ни лживой, ни правою
      Славою.
Родине предан любовью безвестною,
        Честною,
Не воспевая в певцами присяжными,
         Важными
Злое и доброе, с равными шансами,
          Стансами,
Я положил своё чувство сыновнее
           Всё в неё.
Но не могу же я плакать от радости
           С гадости,
Или курить в направлении заданном
            Ладаном,
То есть заигрывать с злом и невзгодами
            Одами.

Надеюсь вы не считаете его графоманом?


Рецензии
Кто такой графоман?
Графоман - это писатель от Бога!Потому, что чётко придерживается первой заповеди Писателя - "Я пишу, потому что не могу не писать!"
А ярлык "Графоман" из-за отсутствия знаний, образованности и самое ужасное - отсутствия самокритики!

Графоман
Владимир Шебзухов

«Наша Родина Прекрасна
И цветёт, как маков цвет!
Окромя явлений счастья,
Никаких явлений нет!»

***
"...Я, как гордый буревестник, поднимался выше-выше,
Но жаждой любви не наслаждался!"
(Из статьи о графоманах)
Лишь Время, властвуя над всеми, знает,
(Чего не ведает прозаик и пиит),
Кто след в литературе свой оставит
И кто, как говорится, наследит!
«Не гляди на меня БОНАПАРТОМ,
Я плохие стихи не пишу!
И не думай, что с ярым азартом,
Я твою фотографью ношу!

Эх, побольше б России – размаху!*
Чтоб с народом поэт был един!
Чтоб не шла добровольно на плаху
Наша интелентгенция… блин!..»
Наверное, пиит о том не знает,
Коль мнит себя обиженным судьбой —
Работа над стихами – уступает
Работе, вечно сложной, над собой!

Мысли в стихах
Владимир Шебзухов

Младой пиит пришёл раз к мудрецу.
-- Прости, что нарушаю твой досуг.
Я знаю, старче, сможешь мне помочь,
Ведь стало жить мне, как творцу, невмочь.

Лишь стоит сдать в редакцию стихи,
Одно глаголют все – Стихи плохи!
В моих стихах, и ты меня поймёшь,
Одна сплошная правда, а не ложь!

А мысли, мысли очень глубоки.
Глубока мысль – важнее, чем стихи!

-- Ты сам ответил на вопрос, сынок.
В том разобраться сам себе помог.

У начинающих пиитов мысли схожи.
О том я слышал от… "творцов" не раз.
Коль мысли выразить в стихах не можешь,
Пиши их в прозе, вот тебе весь сказ!

.........
от автора
Автора, который коротко, но чётко сформулировал выражение про современных графоманов, смело можно назвать Гением.

«Долгое время существовала гипотеза, что, если миллион обезьян посадить за пишущие машинки, то по теории невнятности через некоторое время не напечатают "Войнy и миp". — Теперь с развитием Интернета, мы знаем, что это не так.»

Владимир Шебзухов   18.06.2019 21:04     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.