Глобализация стирает все Х. Лангеланн Гений

«Существует большая разница между счастьем и успехом», - говорит героиня романа норвежского писателя Хенрика Лангеланна «Гений». И главный герой романа – преуспевающий молодой топ-менеджер Кристиан фон дер Холл – убеждается в ее правоте на своем горьком опыте.
Кристиану только 34 года, но он уже занимает весьма важный пост в медиа-холдинге. Но хочет большего. И его трудно в этом обвинять, Холл не стремится к деньгам ради денег. Врачи предупредили его о том, что всего через несколько лет активная деятельность закончится, он будет побежден болезнью. За это время Холлу нужно успеть обеспечить свое будущее и будущее своей семьи, жены и двух маленьких детишек.
План, который вынашивает менеджер, также имеет благородную основу. В свое время его отец, владелец небольшого издательства, был разорен благодаря сговору двух более успешных конкурентов. Отец не смог жить дольше, не вынес этого испытания. Конкуренты же превратились в крупнейшие на норвежском рынке издательства. Кристиан продумал гениальный план захвата этих издательств, создания огромного влиятельного медиа-концерна.
Холл – менеджер нового поколения. Он умеет подчинять все свои ресурсы достижению цели. Он мыслит по-новому, он намерен использовать новые технологии. И он так верит в свою идею, что может убедить в своей правоте всех, кто ему необходим для воплощения проекта в реальность. Холл даже обладает определенным артистизмом, когда, убеждая владельцев своего предприятия в эффективности инвестиций в торговлю электронными книгами, рвет на их глазах книгу бумажную.
Возможно, это действие оказалось последней каплей, убедившей предпринимателей. Холл выиграл на всех фронтах. Он нашел деньги, он убедил держателей акций издательств, которые хотел купить, он добился одобрения собственного руководства. Чудо-мальчик, как прозвали его коллеги, доказал, что он действительно гений.
Холл проиграл. Разорвав книгу, он, по сути, предал дело, которому посвятил свою жизнь его отец. Кристиан, добиваясь поставленной цели, потерял семью, ради которой стремился к деньгам. Наконец, созданное им предприятие, теряет позиции на рынке. Мечта пошла прахом, а в погоне за ней он утратил гораздо более важные вещи. Он даже радоваться разучился: «Его радость заключалась в том, чтобы добиться успеха и разгромить оппонентов в дискуссии на встрече, преуспеть в делах предприятия или в чем-то личном. Не то чтобы он радовался чьим-то неудачам, но его жизненная позиция заключалась в том, что он мог выиграть только тогда, когда проигрывал другой».
Итог, достигнутый Холлом, это утрата человечности. Он много думает о том, как он выглядит, о костюмах и престижных часах, о том, соответствует ли одежда и аксессуары целям его деловых встреч. Но во всем этом он утрачивает свою индивидуальность. Лангеланн показывает, что это закономерный итог жизни даже талантливого и неплохого человека, если он пытается преуспеть в нынешнем обществе, живущем по законам, диктуемым растущей глобализацией. «Глобальный капитал стирает все. Новые капиталы и новые медиа имеют печальную тенденцию терять индивидуальность, лицо. Мы так интенсивно развлекаемся до самой смерти, что думаем, что живем».
Это стирание границ личного касается даже самой интимной сферы. Кристиан, чтобы скинуть с себя нечеловеческое напряжение деловой жизни, время от времени обращается к проституткам, получая мазохистское наслаждение от их услуг. И, хотя после его гложет совесть, он не может отказаться от своего пристрастия. Но эти «тайные» встречи снимаются на камеру, установленную за зеркальной стеной, и диски с этими фильмами есть у любителей порно во всем мире.
Роман Лангеланна, конечно, не остановит тех процессов, которые мы наблюдаем во всем мире, в том числе и в России, хотя у нас, возможно, они не встали еще с той остротой, как на Западе. Но писатель поднимает очень важные вопросы, к появлению которых нужно быть готовым.
К недостаткам романа я бы отнес то, что финал предсказуем. Лангеланн старается заинтриговать читателя, местами действие развивается достаточно напряженно, читатель сопереживает герою романа, «болеет» за него. Но в целом предугадать конец можно с первых страниц.


Рецензии