Пушкинский праздник поэзии. Путёвые заметки...

 Путёвые заметки – часть 1 – Ура! Поехали!..

 Я опять просидела всю ночь за компьютером…
Утро. Птицы поют за окном, согреваясь на солнышке…
Дворники метут улицу…
Возле подъезда слышны шаркающие шаги…
- Эй, хозяйка, время не подскажешь!
- Восемнадцать тридцать утра!..
- Добрый вечер…
И шаги стали медленно удаляться вдаль…
Утро… Сколько впечатлений оно несёт! Но рассказать я хотела не об этом…

 На сервере, в рабочем кабинете, читаю: – «6 июня 2009 года исполняется 210 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В день празднования юбилея в музее-заповеднике «Михайловское» пройдёт 43-й Всероссийский Пушкинский праздник поэзии. Этот один из главных поэтических праздников России, проводится с 1967 года, и на него традиционно съезжаются тысячи поклонников классической русской поэзии. В этом году организаторы праздника готовят особенно насыщенную культурную и развлекательную программу. В рамках праздника состоятся: фестиваль современной поэзии, фестиваль бардовской песни, Святогорская ярмарка, Проект «Живая книга», «Пушкинский кинотеатр» под открытым небом, концертная программа «Да здравствуют музы» на стихи А.С. Пушкина…
В рамках праздника сервер Стихи.ру совместно с фондом  «Царскосельский карнавал» организуют «Пушкинские чтения Стихи.ру» в нашем традиционном формате свободного микрофона. Все авторы, которые приедут в музей-усадьбу «Михайловское» смогут выступить на нашей сцене с чтением своих стихов. Пушкинские чтения будут проходить весь день 6 июня с 14:00 до 20:00. Регламент выступления 10 минут»…

 Прочитала, и поняла: ХОЧУ!!!
Конечно же, одного моего «хочу» было мало!
Я записалась в список желающих, и стала обзванивать гостиницы...
(не буду особо распространяться о ценах, скажу только, что остановка на турбазе стоит 750 рублей, с человека.)
Но, зачем мне гостиница?! – подумала я – Я же старая «походница», закалённая ветром и водой! Возьму ка я палатку! Лето ведь на дворе – июнь! Да и романтика опять же…, а доеду – на машине!..
Ох…, если б всегда получалось так, как мы задумываем…
Над головой зависла проблема с техосмотром, и я стала обзванивать вокзалы…
К своему удивлению узнала, что до Пскова ехать двенадцать часов, до Пушкинских Гор – два с половиной, а там, до «Михайловского», рукой подать! Всего пол часика…
Какая ерунда, против желания женщины!..
Палатку взяла у бывшей свекрови… - добрая она…, взяла билеты на поезд, закупила что поесть, что попить…, и, осталась самая главная проблема – я сама. Дело в том, что есть у меня очень дурная привычка – я всё время куда-то опаздываю! На машине – проблем бы небыло – сел и поехал, а тут…   Главное было – не опоздать на поезд…
Две минуты до отправления – я бегу по перрону…
Минута – влетаю в вагон – да!!!
Теперь можно вздохнуть. Я в пути…

 Попутчики мне попались очень интересные: бывший офицер – очень эрудированный человек, во всех отношениях, ныне бухгалтер…, и жена рок-музыканта – женщина очень набожная, проживающая в Москве, и Острове.
Честно говоря, из-за её набожности, я думала, что Остров – это остров, где она проживает в какой-нибудь православной общине, где, по её словам, занимаются ловлей рыбы и сельскохозяйственными работами.
Оказалось, что Остров, это город! Век живи, век учись…
Ну и разговоры наши строились соответственно: поэзия, литература, музыка, религия…, и реалии нашей жизни, с экономическими выгодами…
Без них – никуда…
Позже, я всё это уместила в несколько строчек:

С машиной мне не повезло, жалею до сих пор,
Что мы с машиной не прошли текущий техосмотр.
Что делать мне, ведь опоздать - святое для меня,
И вот, на поезд я лечу - минута - вагон - да!
И поезд мчится, и огни мелькают вдалеке...,
И философствуем опять, за жизнь, в своём купе.
И я не видела всего, того, что видел ты...
Машиной ехать хорошо, - колдобины..., цветы...

Был ещё один интересный момент! Ольга попросила написать гимн для спортивной Сборной!
Муж музыкант – нужен только текст! Строчки с ритмикой, от которых плясать, она мне дала, и стала звонить мужу, рассказывая, что поэта нашла…
Приятно конечно, но мне это показалось странным – не так уж трудно найти поэта в России.
Но, она настойчиво просила выслать стихи, и написать текст. Оставила свой телефон.
Текст гимна я написать не обещала, а стихи, сказала что вышлю…
Гимн родился потом, но позвонив, я узнала, что не гимн нужен был, и не для Сборной, и неопубликованный (зачем?), а слова на музыку, для исполнения перед иностранцами…
Я даже продолжать разговор не стала. Текст переделала, её слова оттуда убрала, правда,  то, что осталось, – мне уже не нравится… И есть огромное желание удалить вообще это стихотворение! Что мешает…, - не знаю…

Да уж…, «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.» Лука 6:37-38

  Вот и я – не сужу, ещё раз убеждаясь в том, что всегда нужно быть осторожной, когда тебя начинают расхваливать…
В общем, все ночные разговоры угомонились, и утром, мы приехали в Псков…

Июнь. 2009г. Москва.


Путёвые заметки – часть 2 – Пушкинский праздник.


Итак, мы приехали в Псков…

Спасибо поэтам из Литклуба, которые не дали мне потеряться! Как, где, куда – объяснили по шагам!
Со Стихи.ру я оказалась не одна, и чтения стихов начались уже в автобусе…
Два с половиной часа пролетели – на ура! Последние полчаса до «Михайловского», и мы у цели!
Как же там красиво! Огромные лапы елей свисают над головами, величественные сосны устремляются в небо, пропуская редкие лучи…, и кажется, что ты попала в сказочный лес.
Мы шли по лесной дороге огромным потоком людей, стремящихся на праздник, но незаметно рассеивающихся по огромной опушке леса, где, собственно, и проходили: ярмарка,  чтения, фестивали…
Прямо на траве, у дороги, стояли картины художников; лавки с сувенирами изобиловали своим разнообразием; в воздухе раскачивались воздушные шары, связанные в таком количестве, что чудом не взлетали, вместе с сахарной ватой…
К гостям здесь привыкли, и цены очень мало отличались от московских, но мы приехали не за этим…

  Потеряться было трудно. Сцена Стихи.ру стояла прямо посреди поляны – у всех на виду.
Какой же радостной была встреча! И как всё-таки приятно общаться с людьми, встречаться, зная их виртуально... Да и само восприятие стихов совсем другое, когда ты слышишь их, в исполнении автора.
А какие стихи читали! И как! Сейчас, я готова перечитывать их снова, и снова…

 На сцену мы выходили по несколько раз…
Перед отъездом я ломала голову: что читать? Сомнения рассеялись. Атмосфера праздника была таковой, что я, позабыв о страхе и волнениях, прочитала семнадцать стихотворений!!! Самой не верится…
Подходили люди, брали, на память, стихи…
Даже погода  не была помехой, несмотря на переменные дожди. Мы утеплились, но холода не чувствовали. Душе было тепло. Мы – вместе.
На нашу сцену выходили читать дети; читали те, кто пришёл послушать нас…
Это были стихи Пушкина, стихи авторского сочинения, стихи других, но всеми любимых, поэтов…
Глядя на происходящее, к нам присоединились барды...
Очень трудно передать впечатления от увиденного, услышанного, от общения…, так как эти впечатления, проникая в душу, замыкаются сердцем.
Стихи – очень сильные. Хотя, питерские барды и рок-музыканты всегда отличались смысловой насыщенностью стихов. Этого у них не отнять…
Потом, мы слушали их в другом амплуа, – в 17:00 начался «Фестиваль бардовской песни».  Столько замечательных авторов-исполнителей собралось в «Михайловском», в этот день! И, конечно же, Олег Митяев…

Мы долго смеялись с бардами,
Слушали, пели песни…
Мы счастливы теми наградами,
Что мы собрались – вместе.

Приближался вечер. Нужно было как-то определяться, где разбить палатку.
Я подошла к столу справок, в надежде, что палаточный городок здесь всё-таки есть…
Такого я не ожидала…
Оказалось, что все живут в гостиницах, а палаточного городка здесь быть не может – музей-заповедник…
Удивление моё ещё более усилилось тем, что женщина, работающая в «столе справок», сказала:
- Останавливайтесь у меня! Я здесь живу, неподалёку, – в Пушкинских Горах. Правда, работаю я до десяти. А после, приходите. Сын мой тоже здесь сейчас. Он милиционером работает! Запишите адрес…
Я записала адрес на листочке, и поинтересовалась у женщины о стоимости моего пребывания…
- Да какие деньги? Вы же с палаткой приехали! У меня дом, участок большой, ставьте, где хотите!
Если честно, то я была в шоке…
Народу на празднике – немеренно! И чтобы так, пустить к себе в дом совершенно незнакомого человека?.. Хотя, она же сказала, что сын в милиции работает… И я успокоилась. Отвыкла я в Москве от подобного гостеприимства. Все за металлические двери попрятались…
До десяти часов время оставалось, но я решила посмотреть – куда же меня всё-таки пригласили…
Я шла, по уже знакомой мне дороге, всё дальше удаляясь от «Михайловского».
Автобус, в праздничные дни, ходил бесплатно и достаточно часто, но мест всё равно не хватало. Да и с первым автобусом уехать не удалось. Очень многие семьи приезжали на праздник с детьми. Для детей там было полное раздолье! И на лошадках, и на верблюдах можно покататься, и сказки на большой проекционной панели, и пряники с куличами, и стихи с песнями!..  И думается, что не только я осталась довольной, увиденным. Люди говорили, что выходные удались…
Так, с девочкой на руках, я доехала до Пушкинских Гор и отправилась по заветному адресу…
Какие деревянные дома?! Там  их нет!
Передо мной возвышался уютный дом, из белого кирпича, со спутниковой антенной.
Сын Валентины Ивановны оказался дома – заехал за женой, чтобы отвезти на заключительную часть праздника. А услышав, что мама разрешила, сказал:

- Ну, если мама разрешила, то зачем ждать? Заходите сейчас и размещайтесь!
- А где можно палатку поставить?
- Да где угодно! Я сейчас уеду, а Вы размещайтесь!
- Давайте я Вам паспорт покажу! – сказала я, и полезла в сумку…
- Да зачем?! Не нужен мне Ваш паспорт… Устраивайтесь!

Я не знаю, что в этот момент показывало выражение моего лица, но удивление было не притворным…
Вы, в Москве, когда-нибудь, встречали милиционера, отказавшегося взглянуть на документы? А тут, человека пускают в дом, и как звать не спрашивают…
Так стало тепло на душе! И так обидно за Москву…
Хозяин дома уехал, и я стала доставать палатку…
Как же долго я вспоминала свекровь свою, бывшую, и её доброту!..
Палаточка оказалась тоненькая-тоненькая, и без дна…
Я не в лесу – веток не соберёшь. И что делать?..
Возле сарая я нашла старые доски, и положила их в палаточку, как лаги. Поверх их я постелила шерстяное одеяло, которое захватила из Москвы…
Теплее от этого не стало…
Палаточка трепетала на продувном ветру. Было ужасно холодно! Говорят, что в эти дни, в Москве, были ураганы. Ну, по крайней мере, несколько тополей упало, в моём дворе…
А там – днём было холодно так, что мы все укутались в свитера, а к вечеру…
Да ещё озёра кругом, комаров – тьма тьмущая!
Посидела я так, в палаточке своей, на досочках, и поняла, что ночью я окоченею…
И костёр не разведёшь – не в лесу. И в лесу нельзя – заповедная зона…
В мозгах стучал извечный русский вопрос: что делать?
Сидеть было холодно, и я, взяв фотоаппарат, пошла снимать окрестности, продвигаясь к автовокзалу.
До Пскова уходил последний автобус. Уходил, через несколько минут…
Я, с мольбой в глазах, попросила водителя, администратора, задержать отправление, всего…, минут на пять!..
Опять бегом.
И опять я куда-то опаздываю…
Собрать палатку не составило труда. Вещи в зубы, хозяевам – СПАСИБО, и вперёд!
Водитель подождал. И здесь, в тепле, я впервые почувствовала усталость.
Разморило. Правда, за время пребывания в палатке я промёрзла так, что не могла избавиться от озноба.
Думала, что согреюсь в здании вокзала. И наверное, там было теплее, только я этого не почувствовала. И горячий чай не помог! Зато на душе полегчало.
Дома я постоянно засыпаю в сидячем положении, на минуту оторвавшись от компьютера. А тут… и усталость от всех дорог, и впечатлений – море, а уснуть не могу…
Оказалось, что к вокзальной жизни я не приспособлена. Не знаю, мешали ли мне телевизоры, своим стереоэффектом, или гнусавый голос диспетчерши, вещавшей, что скорый поезд, номер…, отправляется со второго пути…, но дома мне ничего не может помешать, когда я хочу спать!
А правда, почему у них всегда, такие гнусавые голоса? Их специально этому учат? Чтобы люди не спали и не пропустили поезд? Не знаю…
Но спать хотелось, и что-то нужно было придумать…
Поэт, приехавший из Питера, подсказал, что когда он приехал в Псков, останавливался в комнате отдыха, на вокзале, и якобы там прилично…
В моём понимании, комната отдыха на вокзале – ночлежка, с непонятными посетителями…
Удивительным был этот день!
И каким же было моё удивление, когда я увидела стерильнейшие условия, жёсткую проверку документов и билетов, с датой отправления и соответствием данных, и строгие правила проживания…
Сомнений небыло. Я остаюсь. Правда, деньги уже были на исходе…
Меня проводили в комнату, где в моём распоряжении была огромная, дубовая, двуспальная кровать, и чистое бельё. Все удобства, душевая, - были рядом, и с горячей водой. Какое счастье!..
Со мной в комнате оказалось две соседки, – женщина – искусствовед, приехавшая в Псков на Троицу, и молоденькая девушка, приехавшая навестить своего брата, служащего в армии.
На разговоры и общение сил уже небыло…
Я извинилась, и уснула, едва коснувшись подушки. Тепло…

Июнь. 2009г. Москва.


Путёвые заметки – часть 3 – Псков.


Казалось, что только закрыла глаза, когда меня разбудил телефонный разговор моей соседки.
Но, солнце уже светило и нужно было вставать.
На возвращение в Пушкинские горы денег уже не хватало. Ну, если только туда… (билет на автобусе стоил двести восемь рублей, в один конец), и я пошла осматривать Псков.

  Было воскресенье – седьмое июня – праздник Троицы…
Я пошла наугад, по дороге, которая обязательно куда-нибудь выведет. Я не переставала удивляться. Когда я последний раз ездила на экскурсии, а это было давно, российские города были в таком запустении! Сейчас, я видела город, который по быту, фасадам зданий, и обилию фирменных магазинов, мало чем отличался от центра Москвы, где ещё сохранились старые постройки, с невысокими домами…
Город оказался очень уютным и зелёным.
Что меня поразило, так это то, что, даже если дорога очень маленькая и совсем нет машин, люди стоят на переходе, и ни один не переходит улицу, пока не загорится зелёный свет! И уж тем более, не переходят дорогу там, где нет пешеходных переходов! Люди соблюдают правила во всём.
По всей видимости, в Пскове сказывается близость к западной границе. До Эстонии – рукой подать! До Литвы дальше, но ближе чем до Питера, и уж тем более до Москвы. Иначе я не могу объяснить обилие седых бабушек с модельными стрижками, на каблуках, в брюках, и с сигаретой во рту…, – в Москве редкость…
Да и  по внешнему виду, лицам, по обилию дорогих иномарок, разницы с Москвой я не почувствовала.
Разница чувствовалась в другом – в людях. В их доброжелательном отношении и желании помочь.
А мне стало очень стыдно, что я так мало езжу по России…
И этот стыд охватывал меня всё больше, чем шире я изучала достопримечательности города. Осмотреть и изучить всё – было не реально. Псков – прародитель земли Русской, с такой богатейшей историей! Но, описывать её я не буду. Это сделали до меня, и более искусстно. Я лишь описываю свои впечатления…
Воспоминания о холоде меня не покинули. В городе, днём, было двенадцать градусов…
Да, не май месяц, – июнь…
Псков стоит на слиянии двух рек – «Великой» и «Псковы». Поэтому и воздух влажный, и ветер промозглый. Вспомнился Питер, с его моросящими дождями…
В принципе, разница не велика – северо-запад.
Погуляв по Ботаническому саду, сфотографировавшись у памятника Пушкину, я отправилась в Кремль и Троицкий Собор.
Куранты пробили двенадцать раз…
Очень трудно передать свои ощущения от соприкосновения с историей, с её святынями…
Трудно передать то, что происходило в моей душе…
Наверное, я поняла тогда Ольгу (свою попутчицу), почему она разрывается между Москвой и Островом…
В Соборе я долго не была. Шла служба. И хоть платок я взяла при входе в Собор, но, я была в брюках…, и…, лучше было уйти…
Тем более – праздник Троицы…
Но, какой же там красивый иконостас! Люди молятся, стоя на коленях, – не Москва. Правда и Собор настолько Свят, что иначе – никак.
Хорошие впечатления… И это у человека, который крайне редко заходит в церковь, от нежелания видеть слащавые лица московских батюшек…
Оставил Псков свой след в душе… Причём такой, что только неделю спустя я могу что-то написать…
Очень красивая река – «Великая». На берег Завеличья (район Пскова) я ступила, но не гуляла по нему. Не успела.
Возвращаясь к вокзалу, я поняла, что обязательно вернусь в этот город!
Монетку в фонтан я кинула…

Как святыня – земля Пскова.
Быт и люди – не хуже. Город.
Я вернусь в этот город снова.
Плевать на промозглый холод.

Митяев уезжал шестичасовым.
Кто-то, из поэтов Стихи.ру, уехал накануне, побывав в «Михайловском», всего несколько часов! И приехали! Какие молодцы!
Я уезжала в десять часов вечера…

Уезжая с багажом знаний, я понимала, что не знаю ничего…
Я слышала такие стихи, что мне казалось, что писать я не умею вообще!
Я мало езжу по России, что непростительно для поэта, уж если я себя таковым считаю…
Многое, из того что хотела посмотреть, – не посмотрела.
Собой, я осталась недовольна…

Хотя, справедливости ради, надо сказать, что это была моя первая поездка на подобные мероприятия. Надеюсь, что буду умнее, и предусмотрительней.
Но это касается только поездки, а не лично меня…
А у меня, наступил пик самокритики. И я очень сомневаюсь, что кто-то может быть строже к человеку, чем он сам, по отношению к себе…

Опаздывать мне было некуда – всё под боком, но, в вагон, я опять заскочила впритирочку…
Поезд тронулся, и ритмично покатил меня домой – в Москву…
С попутчиками не разговаривала – отсыпалась…
Я возвращалась без копейки денег, но счастливая…!!!
Оторвавшись от компьютера, я поехала в Россию…, знакомую по сайтам…

Но как всё-таки хорошо, что у нас есть друзья, которые не дадут умереть!..
Здесь, и с ними, я стала отогреваться от холода, рассматривая множество фотографий, которые сделала за время поездки…
Такой красоты природы я ещё не встречала…
Друзья мучили расспросами, и обижались, что я так мало рассказываю. Но, ни писать, ни говорить что-то, я не могла.
Мне потребовалась неделя, чтобы в голове, хоть как-то, уложились те впечатления, которые я получила. И даже описанное здесь, в стихах, – далеко не всё.

Пик самокритики – пройдёт.
Останутся замечательные люди, с которыми я познакомилась…
И это – главное.
А стихи? Конечно будут!!!

  Выплеснув свои воспоминания, я снова заснула сидя на диване…, перед компьютером…
Проснулась, от гулких ударов, разносимых по всему двору. Ломают мою школу…

Июнь. 2009г. Москва.


Рецензии
Я тоже часто провожу своё свободное время за компьютером!

Бывшев Александр Михайлович   01.06.2010 19:29     Заявить о нарушении
Это правда. Но, простите меня, Александр Михайлович, что настолько давно я не была на Проза.ру

С уважением.

Елена Жмачинская   20.11.2011 00:33   Заявить о нарушении